Конспект урока "Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики" 6 класс

1
Урок по истории Средних веков в 6 классе по теме: « Могущество папской
власти. Католическая церковь и еретики»
Антоненкова Анжелика Викторовна
Учитель истории МОУ Будинской ООШ
Тверской области
Цели: - познакомить учащихся с ролью католической церкви и могуществом папской
власти в Средне века;
- выяснить, как церковь боролась с отступниками – еретиками;
- развивать умение работать с информацией, находить нужное.
Оборудование: компьютер, презентация,
Ход урока.
1. Орг. начало урока.
2. Проверка домашнего задания.
Горожане и их образ жизни.
( http://www.strawberry-magazine.ru/history-8)
Задание
Найдите в тексте ошибки и исправьте их.
Вильгельм, подмастерье одного из цехов хлебопёков, спешил по широкой, прямой, как
стрела, улице на цеховое собрание. Старшины цеха собирались, чтобы обсудить
неотложные дела.
Вдруг Вильгельма кто-то окликнул. Из окна мастерской оружейника выглядывал его друг
Ганс, недавно переселившийся в город. Подумать только, еще три месяца назад он был
зависимым крестьянином, а сейчас свободный человек. Напрасно барон, его господин,
требовал от членов городского совета вернуть беглого крестьянина. Те, ссылаясь на
права, дарованные городу, и на срок, который Ганс прожил в пределах городской черты,
отказали ему в этом.
А вот и рыночная площадь, городские стражники ведут двух не поладивших между собой
бюргеров в ратушу. В пылу ссоры один из незадачливых горожан толкнул другого, и тот
свалился прямо на лоток с посудой, перебив весь товар. Торговец посудой, причитая и
подсчитывая убытки плетется следом. Внезапно он замечает Вильгельма и, хмуро
оглядев его, торопится уйти. Вильгельм узнает его, раньше он был членом их цеха, но не
сумел избежать конкуренции более удачливых собратьев: те переманили у него всех
заказчиков и покупателей, а разорившиеся члены цеха тотчас же исключались из него –
так гласил устав.
3. Сообщение темы и целей урока.
( сл. 3) План
1. Первое сословие.
2. Богатство церкви.
3. Разделение церквей.
4. Путь в Каноссу.
5. Наместник Бога на Земле.
6. Еретики.
7. Инквизиция.
8. Нищенствующие ордена монахов.
4. Изучение нового материала:
Первое сословие.
2
- Средневековые религиозные мыслители утверждали, что мир, созданный Богом,
разумен и гармоничен. В обществе есть три слоя, или сословия, и каждый человек от
рождения принадлежит к одному из них.
- Что такое сословие? ( большие группы людей с одинаковыми правами и
обязанностями, передающимися по наследству.
( сл. 4) - Все три сословия необходимы друг другу:
1) Первое сословие - «те, кто молится» (монахи и священники) - заступаются за
людей перед Богом.
2) Второе - «те, кто воюет» (светские феодалы) - защищают христиан от врагов.
3) Третье - «те, кто трудится» -- кто не входит в первые два сословия, и прежде
всего крестьяне, но также и горожане, которые добывают для всех все, что необходимо
для жизни. Наличие разных по правам и престижу сословий - важная особенность
средневекового общества
( сл. 5) Духовенство относили к первому, самому главному сословию. Ведь церковь
считалась посредником между людьми и Богом и учила, как человеку достичь после
смерти вечного блаженства.
- Чему учила христианская мораль?
( сл. 6) Христианская мораль требовала выполнять нравственные правила,
перечисленные в Библии, в том числе - относись к людям так, как хочешь, чтобы
относились к тебе.
- Проповедь церкви смягчала жестокие нравы и улучшала поведение людей.
Церковь учила никогда не терять надежды. Считалось, что грешник и даже преступник
могут спасти свою душу раскаянием и исповедью, то есть искренним рассказом о своих
грехах священнику, который будет молить Бога простить раскаявшегося грешника.
- А как вы думаете, кого церковь считала образцом для подражания?
( Образцом считался святой человек, который отрекся от земных забот и соблазнов)
( сл. 7) Святого представляли бедным, даже нищим, отказавшимся от имущества - ведь
имущество отвлекает от забот о спасении души, оно связано с жадностью и враждой.
«Презирай богатства земные, - говорил один церковный деятель, - чтобы ты мог обрести
богатства небесные».
Церковь призывала добрыми делами спасти свою душу и заслужить место в раю.
- Как вы думаете, заботились ли люди о спасении своей души? Кто?
( Короли знать, купцы и даже небогатые люди старались помогать нищим, убогим,
калекам, арестантам, раздавали им мелкие деньги, подкармливали. Погоню за
богатством официальная христианская мораль не одобряла, ведь в Евангелии было
сказано: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому попасть в
рай».
- А ка вы думаете, на что тратила церковь полученные пожертвования?
( сл. 8 - 9)
Часть своих доходов церковь была обязана тратить на помощь нищим, бедным и
больным: раздавала продукты во время голода содержала больницы для бедняков,
приюты для сирот и престарелых, ночлежки для бездомных.
2) самостоятельная работа:
Прочитайте пункт на стр. 125 – 126 «Богатство церкви» выпишите в тетрадь источники
обогащения церкви
( сл. 10 ) проверьте.
1) церковь была крупнейшим землевладельцем и обладала огромными
богатствами. Ей принадлежало около трети возделанных земель. Епископы и монастыри
имели сотни, а порой и тысячи зависимых крестьян.
2) Со всего населения Западной Европы церковь взимала десятину - особый налог на
содержание духовенства и храмов.
3
3) плата за обряды: верующие платили священникам также за венчание и за другие
церковные обряды.
4) Многие завещали и дарили церкви землю, деньги и другое имущество- «на помин
души».
5) поклонение к святым мощам: в храмах выставляли священные реликвии («остатки»):
волосы Христа, обломки креста, на котором он был распят, гвозди, которыми его
прибивали к кресту, а также мощи - останки тел святых мучеников. Верующие были
убеждены, что от прикосновения к святыням излечиваются больные и увечные.
6) Папы римские присвоили себе право прощать преступления и грехи верующих за день-
ги. Монахи продавали грамоты о прощении грехов - индульгенции (в переводе с
латинского значит «милость»), обещавшие спасение от адских мук. Торговля
индульгенциями приносила папам огромные доходы и вызывала негодование истинно
верующих граждан.
7) продажа должностей
Вслед за Библией осуждая ростовщичество, церковь, однако, сама занималась этим
прибыльным делом, давая в долг зерно и другие продукты под залог земли и имущества,
которые затем присваивала. Церковь проповедовала христианскую любовь и бедность,
но сама увеличивала свои богатства, притом не всегда честными способами.
3) рассказ учителя:
Разделение церквей.
( сл. 11) До середины XI века христианская церковь считалась единой. Но в Западной
Европе главой церкви был папа римский, а в Византии - константинопольский патриарх,
подчинявшийся императору.
- Вспомните и скажите, какие народы исповедовали христианскую веру?
( некоторые народы Восточной Европы и Балканского полуострова.)
Но папа римский хотел подчинить церковь в этих странах своей власти. Византийская же
церковь противилась вмешательству папы в ее дела. Из-за господства над христианской
церковью между папой римским и константинопольским патриархом шла острая борьба.
- А как вы думаете, существовали ли различия между этими церквями?
- Давайте прочитаем об этом ( стр. 126 – со слов « Между церквями на Западе и
Востоке…».
( сл. 12) В 1054 году, во время очередного конфликта, папа и патриарх предали друг
друга проклятию. Произошло окончательное разделение христианской церкви на
западную и восточную. С тех пор западная церковь стала называться католической (что
значит «всемирной»), а восточная - православной (то есть «правильно славящей Бога»).
После разделения обе церкви стали полностью самостоятельными.
4) работа по учебнику:
Путь в Каноссу.
- С середины IX века власть папы крайне ослабела, ее упадок продолжался около двух
столетий. Этому способствовал распад Франкской империи, правители которой
поддерживали папу. После образования Священной Римской империи на папский
престол возводились ставленники германских императоров. Церковь теряла влияние на
верующих, упал ее авторитет.
- В католической церкви началось движение за усиление папской власти. Папой был
избран Григорий VII (1073-1085). Невзрачный на вид, но воинственный, способный и
волевой, он был человеком неукротимой энергии и неистового фанатизма. Григорий VII
желал полной подчинённости всех светских государей папе римскому.
( сл. 13) Между Григорием VII и германским королем Генрихом IV, ставшим императором
Священной Римской империи, разгорелась ожесточенная борьба из-за того, кому должно
принадлежать право назначать епископов. Король объявил, что папа Григорий VII отныне
лишается власти. Свое письмо папе он закончил словами: «Мы, Генрих, король Божьей
милостью, со всеми нашими епископами говорим тебе: ступай вон!» В ответ на это
послание Григорий VII освободил подданных Генриха от присяги на верность королю и
4
объявил, что низлагает его с престола. Воспользовавшись этим, крупные феодалы
Германии подняли мятеж против Генриха IV.
( сл. 14) Король был вынужден искать примирения с папой. В 1077 году с небольшой
свитой он отправился через Альпы в Италию. Папа укрылся в замке Каносса на севере
страны. В течение трех дней приходил Генрих IV к стенам замка в одежде кающегося
грешника - в рубахе и босиком. Наконец он был допущен к папе и вымолил у него
прощение. Но, справившись с мятежом феодалов, Генрих IV возобновил войну против
папы и двинулся с войском в Италию. На улицах Вечного города происходили
ожесточенные схватки римлян с войсками германского короля. На помощь папе,
осажденному в замке святого Ангела, подоспели с юга Италии норманны, но
«помощники» разграбили город. Григорий VII был вынужден уйти вместе с норманнами на
юг Италии, где вскоре умер.
- Борьба пап с императорами с переменным успехом продолжалась более 200 лет. В нее
были втянуты феодалы и города Германии и Италии, становившиеся на ту или иную
сторону.
5) рассказ учителя:
Наместник Бога на Земле.
- В Западной Европе, раздробленной на множество феодальных владений, католическая
церковь была единственной сплоченной организацией. Это позволило папам вести
борьбу за господство над светскими государями. Главной опорой пап были епископы и
монастыри.
( сл. 15) Наивысшего могущества власть папы достигла при Иннокентии III (1198-1216),
избранном папой в 37 лет. Он был наделен твердой волей, большим умом и
способностями. Иннокентий утверждал, что папа не только преемник апостола Петра, но
и наместник самого Бога на Земле, призванный «господствовать над всеми народами и
царствами». На торжественных приемах все должны были преклонять перед папой
колени и целовать его туфлю. Такими знаками почета не пользовался ни один король в
Европе.
( сл. 16) Иннокентий III расширил границы Папской области. Он вмешивался в отношения
между государствами и во внутренние дела европейских стран. Одно время папа
возводил на престол и смещал императоров. Его считали высшим судьей в католическом
мире. Вассалами папы признали себя короли Англии, Польши, некоторых государств
Пиренейского полуострова.
6) самостоятельная работа
Прочитайте материал на стр. 129- 130 и ответьте на вопрос: «Против чего выступали
еретики.»
еретики люди, которые открыто критиковали существующие положения церкви.
1) утверждали, что церковь испорчена.
2) отвергали дорогие церковные обряды, пышные богослужения.
3) требовали, чтобы духовенство отказалось от десятины, от своих земельных владений
и богатств. Единственным источником веры для них было Евангелие.
4) осуждали священников и монахов за забвение «апостольской бедности».
5) показывали пример праведной жизни: раздавали свое имущество бедным, питались
подаянием.
- Некоторые еретики требовали отказа от всякой собственности или мечтали о равенстве
в имуществе или предсказывали, что в близком будущем наступит «тысячелетнее
царство справедливости», или «Царство Божие на земле».
7) рассказ учителя:
- Как , по-вашему церковь относилась к еретикам?
- Как она с ними боролась?
( сл. 18 – 19) Служители церкви во всех странах преследовали еретиков и жестоко
расправлялись с ними. Страшным наказанием считалось отлучение от церкви.
Отлученный от церкви был вне закона: верующие не имели права оказывать ему помощь
и давать приют.
5
Наказывая за непослушание, папа мог наложить на область или даже целую страну
запрет исполнять обряды и богослужение (интердикт). Тогда закрывались храмы,
младенцы оставались некрещеными, покойников нельзя было отпевать. А значит, и те и
другие были обречены на адские муки, чего боялись все верующие христиане.
- В области, где было много еретиков, церковь организовывала военные походы
- В походе охотно приняли участие северофранцузские рыцари, рассчитывавшие на бога-
тую добычу. За 20 лет войны многие цветущие города Южной Франции были разграблены
и разрушены, а их население перебито. В одном из городов, по словам хрониста, воины
истребили до 20 тысяч человек. Когда папского посла спросили, как отличить еретиков от
«добрых католиков», он ответил: «Убивайте всех подряд. Бог на небе узнает своих
Инквизиция.
( сл. 20 - 25)
Для усиления своей власти и борьбы с еретиками папа создал в XIII веке специальный
церковный суд - инквизицию (в переводе с латинского значит «расследование»). В этой
борьбе инквизиция использовала слежку и доносы. Обвиняемых заключали в тюрьмы и
подвергали жестоким пыткам, стараясь вырвать у них признание своей вины. Им жгли
ноги на медленном огне, дробили кости в специальных тисках. Многие, не выдерживая
мучений, оговаривали себя и других ни в чем не повинных людей. Признавшиеся в ереси
получали разные наказания, вплоть до тюремного заключения или смертной казни.
Передавая осужденного на казнь властям, служители церкви просили проявить к нему
милосердие - умертвить «без пролития крови». Это значило, что его должны были заживо
сжечь на костре.
Нищенствующие ордены монахов.
( сл. 26) Видя, как народ почитает людей, живущих в бедности, папы римские образовали
в начале XIII века ордены нищенствующих монахов-проповедников.
Орден организация монахов или рыцарей со своими целями и правилами поведения.
Основатель одного из орденов итальянец Франциск Ассизский (1181-1226), сын богатых
родителей, ставший монахом, проповедовал любовь людей не только друг к другу, но и ко
всему живому: животным, деревьям, цветам и даже солнечному свету. Странствуя по
Италии, он предлагал людям покаяться в грехах, жить за счет милостыни. И вот Иннокен-
тий III учредил орден францисканцев, а самого Франциска церковь позже объявила
святым.
( сл. 27) Сын испанского дворянина, монах-фанатик Доминик Гусман (1170-1221) основал
орден доминиканцев. Доминиканцы называли себя «псами господними» (по-латыни -
«домини канес»). Считая главной целью борьбу с еретиками, доминиканцы составляли
большинство судей и служителей инквизиции. На их знамени была изображена собака с
факелом в пасти как символ розыска и преследования еретиков.
5. Подведение итога урока:
Вопросы на стр.123.
6. Рефлексия:
- Сегодня на уроке я узнал…
- Мне легко было….
- Я испытывал трудности при…
7. Домашнее задание:
Параграф 15, записи, вопрос7, 8 или 9 письменно
6
Найдите в тексте ошибки и исправьте их.
Вильгельм, подмастерье одного из цехов хлебопёков, спешил по широкой, прямой, как
стрела, улице на цеховое собрание. Старшины цеха собирались, чтобы обсудить
неотложные дела.
Вдруг Вильгельма кто-то окликнул. Из окна мастерской оружейника выглядывал его друг
Ганс, недавно переселившийся в город. Подумать только, еще три месяца назад он был
зависимым крестьянином, а сейчас свободный человек. Напрасно барон, его господин,
требовал от членов городского совета вернуть беглого крестьянина. Те, ссылаясь на
права, дарованные городу, и на срок, который Ганс прожил в пределах городской черты,
отказали ему в этом.
А вот и рыночная площадь, городские стражники ведут двух не поладивших между собой
бюргеров в ратушу. В пылу ссоры один из незадачливых горожан толкнул другого, и тот
свалился прямо на лоток с посудой, перебив весь товар. Торговец посудой, причитая и
подсчитывая убытки плетется следом. Внезапно он замечает Вильгельма и, хмуро
оглядев его, торопится уйти. Вильгельм узнает его, раньше он был членом их цеха, но не
сумел избежать конкуренции более удачливых собратьев: те переманили у него всех
заказчиков и покупателей, а разорившиеся члены цеха тотчас же исключались из него –
так гласил устав.
Найдите в тексте ошибки и исправьте их.
Вильгельм, подмастерье одного из цехов хлебопёков, спешил по широкой, прямой, как
стрела, улице на цеховое собрание. Старшины цеха собирались, чтобы обсудить
неотложные дела.
Вдруг Вильгельма кто-то окликнул. Из окна мастерской оружейника выглядывал его друг
Ганс, недавно переселившийся в город. Подумать только, еще три месяца назад он был
зависимым крестьянином, а сейчас свободный человек. Напрасно барон, его господин,
требовал от членов городского совета вернуть беглого крестьянина. Те, ссылаясь на
права, дарованные городу, и на срок, который Ганс прожил в пределах городской черты,
отказали ему в этом.
А вот и рыночная площадь, городские стражники ведут двух не поладивших между собой
бюргеров в ратушу. В пылу ссоры один из незадачливых горожан толкнул другого, и тот
свалился прямо на лоток с посудой, перебив весь товар. Торговец посудой, причитая и
подсчитывая убытки плетется следом. Внезапно он замечает Вильгельма и, хмуро
оглядев его, торопится уйти. Вильгельм узнает его, раньше он был членом их цеха, но не
сумел избежать конкуренции более удачливых собратьев: те переманили у него всех
заказчиков и покупателей, а разорившиеся члены цеха тотчас же исключались из него –
так гласил устав.