Конспект урока "Христианская церковь в VI – VIII в."

Тема: Христианская церковь в VI – VIII в..
Задачи: - проследим путь превращения церкви в могущественную
политическую и экономическую организацию.
Основные понятия и термины: священник, проповедь, вера, архиепископ,
папа, духовенство, миряне, монастырь,
монах, обет, аббат, трапезная, келья, грехи,
Папская область.
Проверь себя:
- Выделить общее и особенное в системе управления Хлодвига и Карла
Великого.
- На контурной карте показать место расселения франков.
- Рассказать о походах Карла Великого и уметь показать их на карте.
- Определить причины успешного продвижения франков в Галлию.
- Рассмотреть способы, которые использовал Карл I, чтобы укрепить
свою власть.
- Назвать причины и последствия принятия христианства в королевстве
франков.
- Раскрыть систему управления империей при Карле Великом.
План.
1. Значение принятия христианства Хлодвигом и франками.
2. Духовенство и миряне.
3. Организация монастырей.
4. Возникновение Папской области.
I. Значение принятия христианства Хлодвигом и франками.
Причины принятия Хлодвигом христианства.
1) Принятие христианства усиливало власть Хлодвига над завоеванным
христианским населением Галлии.
2) Следовательно, Хлодвиг покровительствовал церкви, охранял ее
богатства, дарил ей земли. Церковь укрепляла власть Хлодвига.
Руководители церкви были советниками короля.
3) Постепенно сформировалась внутренняя организация церкви.
II. Духовенство и миряне.
- Рассмотрите таблицу на стр.24.
Организация христианской церкви
Глава христианской
церкви
папа
Церковными делами в
областях
управляли
епископы и
архиепископы
Руководители
монастырей
аббаты
Служащие храма,
которые вели
богослужения и
выступали с
проповедями
священники
Ушедшие от мирской
жизни в лес,
пустыню
монахи
Духовенство - все служители церкви составляли особый слой населения.
Миряне - все, кто не входил в церковную организацию, то есть жили в
«миру».
III. Организация монастырей.
- Рассмотрим макет монастыря на стр.25.
На территории монастыря помещались:
- гостиница;
- школа для будущих монахов;
- дом аббата;
- больница;
- церковь;
- амбар;
- бани;
- мастерские;
- трапезная и др..
Ответьте на вопрос:
- Кто мог в раннее Средневековье стать монахом?
IV. Возникновение Папской области.
1) Рим постепенно превращается в центр западного христианства;
2) Римскому папе угрожали лангобарды;
3) Пипин Короткий по призыву папы, разгромил лангобардов;
4) Рим – город апостола Петра, хранителя ключей от рая.
5) Римские епископы в IV – нач. V века, являясь «приемниками апостола
Петра», становятся главой вей церкви, т.е. Папой.
6) Земли Римской области и Равенны – вотчина Святого Петра;
7) В VIII веке образовалось государство римских пап – Папская область.
Проверь себя:
- Почему принятие христианства франками совпало со складыванием
Франкского государства?
- В чем состоял монашеский обет?
- Во всех странах Западной Европы, принявших христианство, языком
церкви был латинский язык. Подумайте, какие последствия могли быть у
этого явления?
Итог.
Итак, как мы видим, западная христианская церковь, являлась не просто
местом моления и совершения обрядов. Это было государство, со своей
иерархической лестницей, политикой и экономикой. Римские папы
оказывали огромное влияние на европейских правителей и зачастую
именно они решали кто будет править….
Домашнее задание:
- § 2, стр.23 – 26;
- ответить письменно на вопросы: 3,4,9.
Дополнительный материал.
Августин Аврелий «О граде Божьем»
Августин описывает историю человечества как сосуществование двух
общностей Града Божьего и Града Земного. Люди, входящие в Град Божий,
живут по установленным Богом законам, а обитатели Града Земного по
законам, установленным возгордившимися людьми, которые отказались от
Бога. «Град» не относится к какому-то конкретному государству: люди,
входящие в Град Божий или Град Земной, различаются внутренними
качествами. Принадлежность к одной из двух общностей определяет, будет ли
человек спасён после Страшного суда. По Августину, каждый человек
определяет сам, к какому Граду он принадлежит, либо жизнью по законам
Бога - к Божьему Граду, либо греховной жизнью - к Земному Граду. Но Бог
всеведущ, и знает наперед о выборе каждого, поэтому можно говорить о
предопределении того или иного человека. Впоследствии учение Августина о
предопределении, видимо, ложно понятое в том смысле, что Бог определяет
человека без его воли к тому или иному Граду, положило начало важному
направлению христианского богословия частности, предопределение играет
важнейшую роль в кальвинизме) .
Труд «О Граде Божьем» был написан в 413—427 годах, через несколько лет
после взятия Рима вестготами. Это событие оказало большое влияние на
Августина, который писал, что земные государства нестабильны и
недолговечны по сравнению с общностями, созданными на основе духовного
единения. В то же время он считал, что светская государственная власть дана
людям свыше, чтобы в мире был хоть какой-то порядок, поэтому в
соответствии с принципом «Богу богово, кесарю кесарево» люди
должны подчиняться законному правителю.