Презентация "Национальная и религиозная политика Александра III"

Подписи к слайдам:
Национальная и религиозная политика Александра III

Тема урока:

Цели урока :
  • Раскрыть задачи национальной и религиозной политики, выдвинутые в царствование Александра III и способы решения этих задач, которые предлагались властью.
  • Выделить особенности политики Александра III по отношению к различным народам Российской империи
1.Религиозная политика Александра III

План урока:

  • 1.Религиозная политика Александра III
  • 2.Иоанн Кронштадтский
  • 3. Национально-религиозная политика в Царстве Польском, Финляндии, прибалтийских губерниях, Украине, Белоруссии
  • 4.  Национально-религиозная политика на Северном Кавказе, в Закавказье и Средней Азии
  • 5. Национально-религиозная политика на территории Среднего Поволжья и Приуралья, Сибири и Дальнего Востока
  • 6. Положение нехристианских религий

Проблемный вопрос ! (стр.25)

Какие особенности имела политика Александра III по отношению к различным народам Российской империи?

1.Религиозная политика Александра III
  • При Александре III религиозную политику правительства определял обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев.
  • Он был сторонником идеи единения церкви и государства и отводил православию решающую роль в деле укрепления самодержавной власти.

К. П. Победоносцев

1.Религиозная политика Александра III
  • Обер-прокурор первым делом восстановил закрытые в 1860—1870-е гг. церковные приходы, а также открыл новые.
  • За время царствования Александра III в Российской империи ежегодно возводилось до 250 церквей, на 22 % увеличилась численность священнослужителей.
  • При нём оживилась деятельность православных миссий, умножилось число церковных журналов, выросли тиражи духовной литературы.

К. П. Победоносцев

1.Религиозная политика Александра III
  • В августе 1884 г. был издан новый устав духовных академий и семинарий, который ликвидировал введённую императором Александром II автономию этих учебных заведений, а также выборность ректоров и профессоров.
  • Усиливался надзор государственных органов за духовными учебными заведениями.
  • В 1890 г. Синод направил специальное предписание епископам, обязавшее их строго следить за тем, чтобы в духовные учебные заведения не проникали «неблагонадёжные» газеты и журналы

К. П. Победоносцев

1.Религиозная политика Александра III
  • В 1883 г. был издан закон, окончательно уравнявший старообрядцев в правах с остальными подданными Российской империи.
  • Они получили паспорта, возможность владеть предприятиями, торговать, нанимать рабочих и служащих, иметь иконописные мастерские.
  • Старообрядцам было предоставлено право проводить богослужение согласно своим обрядам.
  • Однако им запрещалось сооружать колокольни, устраивать шествия с иконами, хоругвями и песнопениями за пределами церковного двора, а главное — распространять своё учение среди православного населения.

К. П. Победоносцев

Особая суровость к сектантству.

2. Иоанн Кронштадтский
  • На протяжении более полувека святой Иоанн был настоятелем Андреевского собора в Кронштадте, где ежедневно, без выходных, совершал Божественную литургию.
  • День за днём он обращался к молящимся с яркими проповедями. Верующие передавали из уст в уста рассказы о чудотворных и пророческих способностях Иоанна Кронштадтского. Это влекло в церковь толпы людей, желавших его услышать.
  • Обращались к нему и лютеране, и мусульмане, и иудеи. Несмотря на огромный поток посетителей, в просьбе о встрече и помощи он не отказывал никому.

Иоанн Кронштадтский

Большим духовным авторитетом среди верующих Русской православной церкви обладал Иоанн Кронштадтский (1829—1908). 

2.Иоанн Кронштадтский
  • В Кронштадте отец Иоанн создал «дом трудолюбия», где ежедневно кормили до тысячи нищих и голодных. При доме священника была создана больница и школа для детей из бедных семей.
  • Многочисленные пожертвования, которые он получал ежедневно, раздавались на благотворительные цели.
  • Авторитет Иоанна Кронштадтского был настолько велик по всей стране, что в любой его поездке в глубинку его приветствовали и сопровождали тысячи верующих.
  • Святитель Иоанн был близок к царскому двору.
  • Он пользовался уважением и авторитетом у Александра III, а затем и у семьи последнего русского императора Николая II.

Иоанн Кронштадтский

3. Национально-религиозная политика в Царстве Польском, Финляндии, прибалтийских губерниях, Украине, Белоруссии
  • Одной из главных задач национальной политики Александра III было стремление сохранить единство государства.
  • Путь к этому видели прежде всего в русификации национальных окраин.

Большой государственный герб

Царство Польское
  • После подавления восстания 1863-1864 г.г. польские земли стали частью Российской империи.
  • В 1883—1894 гг. администрацию Привислинского края возглавлял генерал-губернатор И. В. Гурко.
  • В период его управления Министерство внутренних дел наделило русский язык статусом первого языка: он стал главным языком преподавания в школе и в делопроизводстве, внедрялся на железных дорогах, использовался на афишах, вывесках, этикетках и т. д.

И. В. Гурко.

Царство Польское
  • Все важные посты в польских администрациях занимали русские чиновники
  • 1885 г. – упразднен Польский банк (он превратился в Варшавскую контору Петербургского банка)
  • Изъята из обращения польская монета
  • Преследованиям подвергались и поляки-католики — для них был закрыт доступ к государственным должностям в Царстве Польском и в Западном крае.

Рубли Польши 19 в

Финляндия
  • В 1898 году генералом-губернатором Финляндии был назначен генерал-адъютант Н. И. Бобриков.

Курс на постепенное свёртывание автономии, приведение юридического статуса края к общему для других губерний. 

Были сокращены функции сейма, финляндская почта объединена с общеимперской, введён обязательный приём русской монеты. Затем последовали введение русского языка в делопроизводство ряда финских учреждений, ликвидация самостоятельного финского войска.

Николай Иванович Бобриков

Прибалтийские губернии
  • Правительство принимало меры по вытеснению немецкого влияния.
  • В делопроизводство местных государственных учреждений вводился русский язык.
  • Православная церковь при содействии Министерства внутренних дел и Синода начала практиковать обращение в православие латышей и эстонцев, исповедующих лютеранскую веру.
Задание: стр. 27-28 Почему власти старались привлечь на свою сторону представителей знати на Кавказе, в Закавказье и Средней Азии?

3. Национально-религиозная политика на Северном Кавказе, в Закавказье и Средней Азии.

Северный Кавказ, Закавказье

4. Национально-религиозная политика на Северном Кавказе, в Закавказье.
  • Были созданы губернии по образцу Центральной России и окончательно ликвидированы остатки автономии Мегрелии, Сванетии и Абхазии
  • Социальная политика в этом регионе была направлена на привлечение местной знати на сторону России.
  • Грузинское дворянство, армянские помещики, ханы и беки Азербайджана были приравнены в правах к русскому дворянству, за ними были закреплены принадлежавшие им ранее земли. За ними сохранялись их привилегии.
  • Одновременно осуществлялась и переселенческая политика. Её целью было учредить военные поселения и колонии русских крестьян на Кавказе.
4. Национально-религиозная политика на Северном Кавказе, в Закавказье и Средней Азии.
  • Россия проводила в этом регионе и продуманную национально-культурную политику .
  • Народы сохраняли свой язык, культуру, верования, обычаи
  • Стали открываться уездные училища для христианского и мусульманского населения.
  • Для «кавказских воспитанников» отводились места в центральных российских университетах

Народы Кавказа 19 века

Средняя Азия

4. Национально-религиозная политика в Средней Азии.

К 1880-м г.г. завершился процесс завоевания Россией территории Средней Азии

4. Национально-религиозная политика в Средней Азии.
  • Здесь применялись разные формы управления, в зависимости от политических и экономических интересов государства.

Кокандское ханство вошло в состав Российской империи под названием Ферганской области,

Бухарский эмират и Хивинское ханство сохраняли свою внутреннюю автономию и свою систему управления. 

3. Национально-религиозная политика в Средней Азии.
  • Положительными последствиями присоединения Средней Азии к России были прекращение междоусобных разорительных войн, ликвидация рабства и работорговли, упорядочение налоговой системы. Здесь было установлено единое с Россией законодательство, отражавшее изменения эпохи. Народы Средней Азии сохранили свою самобытную культуру, национальные и религиозные черты.
  • Кроме того, в Средней Азии более быстрыми темпами начала развиваться экономика. Получили распространение новые приёмы земледелия, сельскохозяйственные культуры, техника. Усилилось прогрессивное влияние культуры русского народа. В городах стали создаваться светские школы (в отличие от прежних духовных).
  • Русские учёные и специалисты (П. П. Семёнов-Тян-Шанский, Н. М. Пржевальский, Б. В. Бартольд) развернули широкую деятельность по исследованию природы, истории и культуры Средней Азии.

Русские учёные и специалисты (П. П. Семёнов-Тян-Шанский, Н. М. Пржевальский, Б. В. Бартольд) развернули широкую деятельность по исследованию природы, истории и культуры Средней

П. П. Семёнов-Тян-Шанский

5.Национально-религиозная политика на территории Среднего Поволжья и Приуралья, Сибири и Дальнего Востока
  • В 1880 – 1890-е г.г. почти завершился процесс христианизации нерусских народов.
  • В Казани действовала крещено-татарская учительская школа, инородческая учительская семинария, миссионерское общество «Братство святого Гурия»
  • Начальное обучение велось на родном языке, затем на церковнославянском и русском языках.
  • Т. о. упрочились основы православия

Н. И. Ильминский

Н. И  Ильминский много занимался миссионерской деятельностью среди мусульманского населения, организовал сеть начальных школ и училищ по подготовке учителей для нерусских народов.

Начальное обучение в них проводилось на родном языке, затем на церковнославянском и русском языках.

Также под руководством Ильминского были созданы учебники и методические указания для учителей, переводы на языки народов Поволжья основных церковных канонических текстов.

Итогом этой деятельности явилось не только упрочение основ православия в повседневной культуре и мировоззрении большинства народов Урало-Поволжья, но и распространение в их среде образования.

5.Национально-религиозная политика на территории Среднего Поволжья и Приуралья, Сибири и Дальнего Востока
  • Христианизация народов носила просветительский характер
  • Повсеместно организовывались школы для подготовки помощников миссионеров, служителей церкви, переводчиков
  • 1880-е г.г. – основание духовной семинарии в г. Якутске
  • Особенность христианизации Сибири – распространение синкретизма в виде двоеверия ( сохранение шаманских верований и принятие православия)
6. Положение нехристианских религий
  • Довольно широкой свободой пользовались в России конца XIX в. католичество, протестантизм, а также нехристианские религии — ислам, буддизм и др.

Политика властей по отношению к этим конфессиям была вполне лояльной, если их деятельность не препятствовала исповеданию православия. 

Мусульманские деятели имели весьма неплохое жалованье, могли свободно выезжать на хадж, строить мечети, основывать медресе и издательства.

Духовное управление мусульман было обязано следить за моральным обликом духовенства, а также гарантировать его лояльность государю.

6. Положение нехристианских религий
  • Некоторые ограничительные меры были приняты в отношении лиц иудейского вероисповедания.
  • Их правовое положение регулировалось Временными правилами 1882 г. 
  • Евреи были лишены права жить вне городов и местечек (т. е. сёлах) своей черты оседлости (при этом выезжать за пределы этой черты разрешалось на некоторое время, например для учёбы, по торговым и частным нуждам и пр.)
  • . Было ограничено участие евреев в избирательных кампаниях, а также право занимать должности в земском и городском управлении.
  • Для еврейской молодёжи был ограничен допуск в гимназии и университеты (допустимая норма составляла 3% в столицах и 5% в городах за чертой оседлости).

  • Национальная и религиозная политика Александра 3 была направлена на максимальное распространение православия в стране. Правительство помогало Русской православной церкви укреплять свои позиции и распространять вероучения. Одним из условий лояльной политики правительства к нехристианским религиям было их невмешательство в исповедание православия.

Выводы

Домашнее задание Стр. 25 – 30 (2 часть учебника) Думаем, сравниваем, размышляем: №4