Конспект урока "Художественная культура СССР периода хрущёвской оттепели"

Урок по истории на тему
«Художественная культура СССР периода хрущевской оттепели»
Учитель истории
Михайловская
Марина Дмитриевна
Москва 2020
Пояснительная записка
Представленный материал имеет большой объем и может быть использован как
частично, так и полностью:
на уроке в рамках темы СССР в 1953-1964 гг. по учебнику Н.В.Загладина 11 кл.
(в этом случае можно не включать слайды №№ 14,15,17,22,23)
как дополнительный материал к теме “Культурное пространство и
повседневная жизнь в середине 1950-х середине 1960-х гг.” по учебнику под. ред.
А.В.Торкунова 10 кл.
в качестве самостоятельного материала на факультативных занятиях или
при подготовке к олимпиадам этом случае используется не только материал
Приложения, но и кадры фильмов, музыка периода оттепели)
На основе предложенной презентации и материала для учителя данный урок может
быть проведен как в рамках курса истории, так и МХК.
Идея урока:
Наиболее интересной автору представляется идея урока-исследования. В начале
урока выдвигается гипотеза, в ходе урока учащиеся должны опровергнуть выдвинутую
гипотезу либо согласиться с ней.
Гипотеза 1: на культуру СССР периода хрущевской оттепели оказывали влияние
тенденции и достижения в культуре Европы и США . Какое это было влияние
сильное или слабое и предстоит разобраться в ходе урока.
Гипотеза 2: партией КПСС были полностью или частично сняты идеологические
рамки в сфере культуры. Необходимо подобрать доказательства своей точки
зрения.
Методом работы учащихся будет исследование.
Приемами работы учащихся будут: анализ и синтез полученных данных, их сравнение
и обобщение. На любом этапе работы ученик сориентирован на поиск проблем или
выбор путей их решения.
Самостоятельная работа с источниками сочетается с обсуждением проблемных
вопросов.
Работа может осуществляться индивидуально, в парах, в подгруппах
Второй вариант: урок-конференция - заранее сообщается тема конференции,
класс делится на группы, каждая из которых получает тему для подготовки доклада.
Для каждой группы предлагается не только тема, но и определенные шаги по ее
подготовке – например, для подготовки темы «Живопись» необходимо посетить филиал
Третьяковской Галереи на Крымском валу (экспозиция искусство”Сурового стиля”),
для подготовки темы «Литература» необходимо знать/прочитать произведения
Б.Пастернака, А.Солженицина, А.Вознесенского и т.д. и побеседовать с учителем
литературы, для подготовки темы «Кинематограф» необходимо посмотреть фильмы 50-
х годов (например, “Летят журавли”)
Цели урока:
организация деятельности учащихся по расширению области знаний в духовной сфере
- знакомство учеников с тенденциями развития художественной культуры,
достижениями в духовной сфере, характеристика факторов, влияющих на развитие
культуры периода “оттепели”
Учебные задачи
- образовательные: расширить понятийную базу, объяснить терминологию,
познакомить с тенденциями развития художественной культуры, показать взаимосвязь
с достижениями в духовной СССР с достиженияи в других странах, проанализировать
противоречивый характер оттепели в духовной среде;
- развивающие: формировать способности понимать исторические явления в связи с
современным развитием общества, совершенствовать умения ставить и решать
проблему, формировать умения и навыки поиска, систематизации и комплексного
анализа исторической информации; развивать познавательный интереса, культуру речи,
эмоциональную сферы, умение конспектировать;
- воспитательные: воспитывать уважение к истории своей страны; толерантного
отношения к мнению и позициям разных людей, развивать мировоззренческие
убеждения, создать условия для формирования эмоционально-личностного отношения
к явлениям духовной культуры, для формирование идей, взглядов, убеждений,
самооценки.
Основные методы обучения, используемые на уроке:
проблемное изложение, наглядно-иллюстративный, дискуссионный.
Основные организационные формы обучения на уроке:
фронтальная работа с классом, индивидуальный опрос учащихся,
работа с историческим материалом,
индивидуальная работа в тетрадях.
Тип урока:
-Урок открытия новых знаний, урок-исследование, урок-конференция
Для лучшего усвоения объемного материала рекомендуется провести сдвоенный урок.
Обеспечение
- компьютерная презентация и Приложение 1 (материал для учителя)
УМК:
1. История России.10 класс в трех частях, авторы: Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов,
И.В.Курукин, А.Я.Токарева под редакцией А. В. Торкунова; М. «Просвещение», 2016 г.
2. История Отечества. XX – начало XXI века: Учебник для 11 класса. Н.В. Загладин,
С.И. Козленко, С.Т. Минаков, Ю.А. Петров. 2005 г.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Проверка знаний по политической, социально-экономической сферам жизни
общества; выяснение тенденций и противоречий данного периода ( ХХ
съезда КПСС, «черное и белое» в деятельности Н.Хрущева (вспомнить внешний
вид памятника Н.Хрущеву, созданного Э.Неизвестным - «Я так и не понял, что в
нем было больше: белого или черного….»)
Вопрос о тенденции развития культуры в послевоенный период. Вспомнить
Постановления 1946-1948гг.: Постановление оргбюро ЦК ВКП(б) «О журналах
„Звезда“ и „Ленинград“», Постановления Оргбюро ЦК ВКП(б) о кинофильме
„Большая жизнь“»1946 г., Постановление ЦК ВКП(б) 1948 г.об опере „Великая
дружба" В. Мурадели и т.д.) .
Акцентировать внимание на XX съезде КПСС и его решениях.
Возможно использовать метод «Верно-неверно», «Спроси соседа», фронтальный
опрос.
III. Мотивационно-целевой этап
Вариант 1. Возможно опережающее задание - фотопортрет моей семьи во время
оттепели (рассказы, фотографии)
Вариант 2. Работа с терминологией: повторить термины культура, духовная
культура Духовная культура - область человеческой деятельности,
охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества,
система знаний и мировоззренческих идей, присущих конкретному культурно-
историческому периоду. Духовная культура включает в себя формы
общественного сознания и их воплощение в литературные, архитектурные и
другие памятники человеческой деятельности.
Вопрос о теме урока (учитывая, что на предыдущих уроках были разобраны
политическая и экономико-социальные сферы, ребята быстро выходят на тему
урока)
Постановка целей\задач для изучения нового материала урока: вопрос к ребятам -
какую цель ставим, каким способом будем действовать, какие возможны
затруднения в работе.
IV. Изучение нового материала
Слайд 1 - тема урока
Слайд 2
План
1. Условия развития искусства
2. Литература
3. Живопись
4. Архитектура
5. Кино,музыка
6. Мода
7. Подведение итогов урока, рефлексия
Слайд 3
Проблемный вопрос, как введение в новый материал
Выдвижение гипотезы
на духовную культуру СССР периода хрущевской оттепели оказывали влияние
тенденции и достижения в культуре Европы и США
- какое это было влияние – сильное или слабое;
-как повлияло на формирование мировоззрения молодежи СССР ( вариант с
написанием эссе)
и предстоит разобраться в ходе урока.
25 февраля 1956 года, в последний день работы ХХ съезда КПСС, первый секретарь
КПСС Н.С. Хрущев зачитал доклад «О культе личности и его последствиях», в котором
осуждались сталинский террор и репрессии.
Термин “оттепель”
Именно с этой «секретной речи» и началась эпоха невиданной свободы, которая
затронула почти все стороны жизни советского человека. Заметно ослабла цензура в
литературе и кино. СССР стал более открытой страной, и даже США в официальных
источниках теперь позиционировались не как враги, а как «оппоненты».(”Оттепель.
Двенадцать лет весны” https://www.culture.ru/s/ottepel/)
Слайд 4
Международный фестиваль молодежи и студентов 1957 год, Москва
Фестиваль показал советскому человеку, что существует другой мир.
Журналист, в будущем крупный латиноамериканский писатель Г. Г. Маркес, являясь
участником фестиваля, вспоминал, что советские граждане с восторгом встречали
молодых гостей из различных государств, засыпав их открытками и цветами, желали
прикоснуться к иностранцу, дабы удостовериться, что они сделаны из плоти и крови.
Г.Г. Маркес “СССР: 22 400 000 квадратных километров без единой рекламы Кока-
колы”. (См.список литературы)
Слайд 5
1959-м Хрущев и Никсон открыли Американскую национальную выставку. Между
двумя странами стал налаживаться культурный обмен.
Вот сегодня мы и попытаемся окунуться в ту эпоху, “подышать” тем воздухом и
определить, чего же было больше в духовной жизни общества “белого” или “черного”
Слайд 6
После XX съезда КПСС в духовной жизни активно стали происходить перемены.
Интерес и полемику, как среди читателей, так и среди критиков вызвала повесть Ильи
Эренбурга “Оттепель”.
Слайд 7
Литература
Реабилитация многих деятелей литературы: А.А. Ахматовой, М.М. Зощенко, О.
Э. Мандельштама, Б. Пильняка, И. Бабеля и др.
Проблема незаконных репрессий была поднята в романе В.Д. Дудинцева ,
повести В. Гроссмана .
Происходит гуманизация литературы: интерес к личности, внутреннему миру
человека, вечным вопросам ( новое направление в советской литературе —
обновленческое)
Значительным стал интерес к литературно-художественным журналам (Новый
мир”- ред. Твардовский, “Юность”- ред. В.Катаев, популярной стала
“Иностранная литература”и “Наш соврменник” )
Слайд 8
А.Солженицин “Один день Ивана Денисовича”. Это произведение не только
принесло автору мировую известность, но и, по мнению историков и литературоведов,
повлияло на дальнейший ход истории в стране. (Анна Ахматова, прочитав «Один день
Ивана Денисовича», сказала Лидии Чуковской:”Эту повесть обязан прочитать и
выучить наизусть каждый гражданин изо всех двухсот миллионов граждан
Советского Союза” https://www.abhoc.com/arc_an/201 _01/580/).
Вершиной творчества Б. Пастернака стал роман-эпопея «Доктор Живаго»,
который создавался в течение десяти лет, с 1945 по 1955 год.
Однако в 1958 г. разгорелся скандал по поводу присуждения роману Нобелевской
премии в конце октября 1958 г. Тон осуждения задал Н.Хрущев, который грубо
высказался об авторе. А 2 ноября 1958 года в заявлении ТАСС было сказано, что в
«своём антисоветском сочинении Пастернак оклеветал общественный строй и народ».
Дело Пастернака показало допустимые пределы “оттепели”.
Слайд 9
Расцвет внимания к поэзии. В культурной жизни страны появились литературные
вечера писателей и поэтов.
На площади Маяковского в 1958 г. открыт памятник поэту - площадь перед памятником
стала традиционным местом встреч поэтов и любителей поэзии. Здесь читались стихи,
обменивались книгами и журналами, шел диалог о происходящем в стране и мире.
Наибольшую популярность в это время получили Роберт Рождественский, Белла
Ахмадулина, Евгений Евтушенко (можно остановиться подробнее).
Помимо общепризнанных публикуемых авторов существовало значительное число
поэтов и писателей, которые не публиковались. Они объединялись в группы
поэтические кружки единомышленников (например, “Лианозовский кружок”)
Слайд 10
Кумирами «шестидесятников» стали Э. М. Ремарк и Э. Хемингуэй. Под воздействием
прочитанных книг формировалось мировоззрение целого поколения. Юноши, подражая
полюбившимся героям, стали копировать их внешний вид, образ мысли, манеру
поведения, стиль речи.
Повальное увлечение прозой Хемингуэя надолго сохранилось в молодежной среде.
В квартире каждого шестидесятника висел портрет бородатого «папы Хэма», как
с любовью окрестили крупного американского писателя его советские
почитатели”.(Бокова, Я. М. Культурное влияние Запада на мировосприятие советской
молодежи в период десятилетия Хрущева)
Учитывая основную идею урока - влияние европейской и американской культуры на
культуру СССР работаем в тетради. Работа с материалами Приложения.
Рассматриваем вопрос о популярности Э.Хемингуэя.
Можно рассмотреть возможное влияние Э.М.Ремарка на произведения
В.Некрасова.
Работа в парах/ записи в тетради
Слайд 11
Живопись
Происходило раскрепощение и в живописи. Было реабилитировано искусство
авангарда рубежа ХIХ-ХХ вв. и его теоретическое наследие.
Слайд 12-13
Прошли персональные выставки Пикассо, Леже, Кандинского, Малевича.
Состоялась Американской национальной выставке в Москве, на которой были
представлены работы в стиле абстрактного экспрессионизма. (См. Приложение)
Понятие абстрактного экспрессионизма укрепилось за достаточно широким полем
абстрактной живописи, получившей развитие в 1950-егоды в США и в Европе.
Историк искусства, первый директор Музея современного искусства в Нью-Йорке
Альфред Барр применил термин для характеристики ранних работ Кандинского, а в
1947 году назвал «абстрактно-экспрессионистскими» работы Виллема Де Кунинга и
Джексона Поллока.
Слайд14-15* (в зависимости от подготовленности ребят в классе)
Вероятно, будет интересна информация про Виллема де Кунинга, Барнетта Ньюмана,
Марка Ротко и живопись цветового поля. Можно добавить информацию про
концептуализм, поп-арт и Энди Уорхола.
Слайд 16 -17
В СССР появились молодых художников, работавших в стиле абстрактный
экспрессионизм
Владимир Николаевич Немухин (1925 2016) - российский художник,
член «Лианозовской группы», представитель неофициального искусства, один из
классиков второй волны русского авангарда.
В оттепельные же времена советское искусство можно было условно разделить на два
основных направления.
Первое — полуофициальный авангард, переосмысливающий наследие российских
модернистов и авангардистов начала XX века.
Слайд 18 -19
Второе — новый реализм — так называемый «суровый стиль». Фигуры на полотнах
выглядят обобщенно и лаконично.
Художники этого направления ориентировались на изобразительное искусство 1920-х
и начала 1930-х гг., в первую очередь, творчество А. Дейнеки и Г. Нисского. Авторы
воспевали судьбы современников, их энергию и волю, «героику трудовых будней».
Работа с материалом Приложения
Записи в тетради
Слайд 20
Архитектура
Для архитектуры характерен советский модернизм (см. Приложение), который
охватывает период с 1955 по 1991 год.
Переходом послевоенного в Советском Союзе сталинского ампира к хрущевскому
модернизму, стало постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 4 ноября 1955 года "Об
устранении излишеств в проектировании и строительстве". Было решено “всемерно
развивать индустриальные методы строительства и типовое проектирование, повышать
темпы строительства и увеличивать его экономичность»
Слайд 21
Детский мир
1957 архитектор А.Н.Душкин
Стилистически здание представляет собой образец перехода от сталинского
классицизма к минимализму 1960-х годов. В ходе строительства проект универмага
редактировался, ряд внешних и внутренних элементов декора, включая мозаичные
панно работы Павла Корина, не был реализован из-за «борьбы с излишествами в
архитектуре».
Дворец съездов
Кремлёвский дворец съездов выполнен в стиле советского модернизма, который
обозначил отход от сталинской архитектуры. Здание характеризуют монументальность,
геометрия сооружения, строгость форм. Архитектурное решение должно было
подчеркнуть общественно-политические функции дворца.
Слайд22-23* (в зависимости от подготовленности ребят в классе)
Н. Хрущев призвал максимально удешевить жилое строительство и инициировал
борьбу с «художественными излишествами». За образец было рекомендовано взять
кварталы французского функционализма (см. Приложение).
Так, одним из первых примеров панельной застройки стал французский город Гавр. За
годы войны этот город-порт на севере Франции был практически полностью разрушен.
Это один из первых столь масштабных примеров внедрения в жилищное строительство
индустриальных методов. Большая часть жилых домов имеет каркасно-панельную
конструкцию и единую модульную сетку 6,24 на 6,24 метра.
Слайд 24
Уже в конце 50-х годов прошлого века в Москве началось жилищное строительство,
основанное на индустриальных методах возведения зданий.
Появились знаменитые Черемушки, как образец новой жилой среды. В квартале
должны были быть все объекты социальной инфраструктуры, а здания должны
обеспечивать минимальную площадь на каждого проживающего.
Слайд 25
В конце 50-х годов была резко осуждена “роскошь” послевоенного строительства и
станции метро стали упоминаться в художественно-критической периодике в качестве
примеров декоративных излишеств. Ответом архитекторов на критику был
мгновенный и полный отказ от всякой художественности в метро - новые станции стали
наглядным воплощением эстетики функционализма и “прямого угла”.
Работа с материалами Приложения.
Записи в тетради.
Слайд 26
Кинематограф. Музыка.
В 50-60-е гг. отечественное кино переживало новый этап своего развития
(распространилось цветное кино). Во время «оттепели» стилистика советского кино
изменилась в фильмах уменьшилось количество пафоса, оно приблизилось к
реализму, нуждам и заботам простых людей.
Слайд 27
В 1958 году фильм режиссёра Михаила Калатозова по сценарию Виктора
Розова «Летят журавли» стал первым и единственным в истории советским фильмом,
удостоенным одной из наиболее престижных кинопремий мира «Золотой
пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля.
С 1959 года стал проводиться (каждые два года) Московский международный
кинофестиваль 1972 году фестивалю был присвоен высший класс А) как
преемник Советского кинофестиваля, проведенного в 1935 году. В конкурсной
программе Московского кинофестиваля участвовали и побеждали ленты таких
известных режиссёров как Федерико Феллини, Иштван Сабо, Анджей Вайда, Этторе
Скола, Кшиштоф Кесьлёвский, Стэнли Крамер и др.
Слайд 28
В 1962 году советский фильм впервые был удостоен главного приза «Золотой лев» на
Венецианском кинофестивале. Этой картиной стала работа молодого режиссёра Андрея
Тарковского «Иваново детство» (победа была разделена с итальянским фильмом
«Семейная хроника»).
Слайд 29-30
Весной 1962 года в рамках программы культурного обмена между СССР и США в
Москву с гастролями прибыл знаменитый джазовый оркестр американского
джазоввого кларнетиста и дирижёра Бенни Гудмена, имевшего прозвище «Король
свинга».
Отношение советских властей к джазу было неоднозначным: отечественных джаз-
исполнителей, как правило, не запрещали, но была распространена жёсткая критика
джаза как такового, в контексте критики западной культуры в целом. Джазовая
культура ассоциировалась в СССР с буржуазией и империализмом. Многие поклонники
американской музыки считались представителями контркультуры, а высшее
политическое руководство всерьёз воспринимало увлечение джазом как «шаг» к
предательству.
Работа с материалами Приложения
Слайд 31
Мода
В 1950-х артисты и спортсмены начали выезжать за границу на гастроли и
соревнования. Из заграничных поездок они привозили, помимо прочего, и модные
новинки, которые для советских граждан стали первыми образцами заграничного стиля
со времен "трофейной моды".
Но настоящую свежую струю в советскую моду привнес VI Всемирный фестиваль
молодежи и студентов, прошедший в Москве летом 1957 года.
Слайд 32
Самым главным модным событием, пришедшемся на 1950-е годы, пожалуй, можно
назвать показ Christian Dior, который в 1959 году стал настоящим шоком для
москвичей, которые прямо на центральных улицах города встречали одетых по
последней парижской моде манекенщиц.
Слайд 33
Первыми инакомыслящими моде стали стиляги. Впервые этот термин был употреблен
журналистом Д. Беляевым в сатирическом журнале «Крокодил» .
Так стали называть молодежь, которая своим внешним видом стремилась походить на
иностранцев. «Стильные» молодые люди бросили вызов советскому обществу. Стиляги
представляли своеобразную культурную оппозицию: своей приверженностью западной
моде и эпатажным поведением они демонстрировали отказ от подчинения официальной
идеологии.
Работа с материалами Приложения
Слайд 34-35
Итоги урока ( Подтверждение \опровержение гипотезы)
Вопросы к ребятам
Верна ли гипотеза о влиянии западной культуры?
Какое это было влияние – сильное или слабое?
Как повлияло на формирование мировоззрения молодежи СССР?
Выводы
Культурная жизнь носила противоречивый характер:
происходил процесс ослабления идеологического контроля, подъем культуры
однако общий подход власти к культуреотличался прежним стремлением
поставить ее на службу официальной идеологии.
Слайд 36
Рефлексия
1) Сегодня я узнал, что…
2) Самым интересным для меня было...
3) Испытывал затруднения…
4) Я ещё хотел бы узнать…
Слайд 37
Домашнее задание вариативно:
- или оформить таблицы - тенденции развития культуры в СССР и на Западе
(критерии выбрать самостоятельно)
- или записать в тетради тезисы и агрументацию по видам искусства
свидетельствующие о влиянии на духовную культуру СССР периода хрущевской
оттепели тенденций и достижений культуры Европы и США
- или написать эссе по теме “Влияние западной культуры на мировозрение и
поведение советской молодежи”.
Для закрепления материала по учебнику История России.10 класс в трех частях,
авторы: Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И.В.Курукин, А.Я.Токарева под редакцией А.
В. Торкунова; можно посмотреть видео
https://www.youtube.com/watch?time_continue=27&v=ING_zb6TyOs&feature=emb_logo
Список использованной литературы:
1. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1970)
Источник: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/8615-t-9-1956-1960-1986
2. Речь тов. Н. С.Хрущева на встрече руководителей партии и
правительства с деятелями литературы иискусства 8 марта 1963 года. Журнал “Новый
мир” март 1963
Источник: http://nekrassov-viktor.com/Documents/Rech-Xrusheva-8-03-1963.aspx
3. Бокова, Я. М. Культурное влияние Запада на мировосприятие советской молодежи в
период десятилетия Хрущева / Я. М. Бокова, О. А. Запорожцева. // История и
археология : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.).
Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 20-23.
Источник: https://moluch.ru/conf/hist/archive/168/9285/
4. Кроу, Б. Воспоминания о турне. Бенни Гудман и джаз оркестр (США)
Источник:https://sagittario.livejournal.com/553810.html
Источник:https://www.jazz.ru/2017/06/29/bill-crow-to-russia-without-love-01/
5. Маркес Габриэль Гарсиа СССР: 22 400 000 квадратных километров без единой
рекламы кока-колы!
Источник:https://www.litmir.me/br/?b=102329&p=9
6. Оттепель. Двенадцать лет весны.
Источник:https://www.culture.ru/s/ottepel/
7. Почему Эрнест Хемингуэй был так популярен в СССР?
Источник:http://www.topauthor.ru/pochemu_ernest_heminguey_bil_tak_populyaren_v_sssr_
2129.html
8. Похаленков, О.Е. «К вопросу о литературных связях немецкой и русской советской
литературы» (на примере романов о войне Э.М. Ремарка и В. Некрасова) Источник:
Источник:http://www.em-remarque.ru/library/k-voprosu-o-literaturnih-svyazyah-nemeckoy-
i-russkoy-sovetskoy-literaturi.html)
9. Советская архитектура: описание, история и интересные факты
Источник:https://fb.ru/article/286129/sovetskaya-arhitektura-opisanie-istoriya-i-interesnyie-
faktyi
10. Советская мода 50-х: стиляги, "труженицы" и Диор
Источник:https://ussrlife.blogspot.com/2017/03/50_25.html
11. Флорковская А. К. Художники “другого искусства” и “живопись действия”
Дж.Поллока
Источник:https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhniki-drugogo-iskusstva-i-zhivopis-
deystviya-dzh-polloka-1/viewer
12. «Энциклопедия ГУМа»: Как в Москву 1959 года привезли Christian Dior
Источник:https://www.the-village.ru/village/weekend/books/218349-revzin-gum
13. Использованы материалы курсов повышения квалификации “Художественная
культура СССР в период хрущевской оттепели” Источник:https://edu.olimpiada.ru/edu-
data/plan/art-history4/