Конспект урока "Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII-XIV вв" 6 класс

Предмет: история
ФИО.Сибирцева Т.В.
Класс:6
Дата: 23.04
Урок № 58
Тема. Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII-XIV
вв.
Цель:
1. Образовательная - охарактеризовать основные
направления развития древнерусской культуры (литература,
зодчество, живопись).
2. Развивающая - способствовать развитию умения работать
самостоятельно с дополнительной литературой, анализировать её.
3. Воспитывающая - способствовать формированию у учащихся
чувства прекрасного, чувства уважения к тем людям, которые
создавали шедевры мировой культуры.
Цель учащихся на
уроке:
1. Личностный результат - формирование уважительного отношения к
культуре своего народа;
2. Метапредметный результат
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют
познавательную цель; используют общие приёмы решения
поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном
обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для
решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают
правильность выполнения действия
3. Предметный результат
Научатся: организовывать свою деятельность на уроке;
Получат возможность научиться: работать с текстом учебника;
высказывать собственное мнение, суждения
Оборудование
иллюстраций с изображением памятников культуры русских земель
XIII –XV вв.учебник, тетради.
Основные понятия,
термины
икона, иконостас, Троица, житие, левкас.
Основные имена
Феофан Грек, Андрей Рублев.
Основные даты
Конец XIV века - рязанский боярин Софоний создает поэму
"Задонщина"
Связи,
устанавливаемые
на уроке
1. Внутрипредметные связи - "Культура Киевской Руси", "Русская
православная церковь во второй половине XIII - середине XV века".
2. Внутрикурсовые связи - "Век Византии", "Возвращение городов.
Рынок, ратуша, собор"
3. Межпредметные связи - искусство, литература.
План урок
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
3. Изучения нового материала.
4. Закрепление полученных знаний
5. Подведение итогов. Рефлексия
6. Домашнее задание.
Личностно
значимая проблема
знакомство с великой русской культурой второй половины XIII -
середины XVв. позволяет понять психологию человека, увидеть
преемственность между жившими прежде поколениями и нашими
современниками.
Тип урока
комбинированный
Форма урока
урок с элементами воображаемой экскурсии
Ведущие методы
обучения
объяснительно-иллюстративный
Ход урока.
Запись на доске:
Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом –
Слава им борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
А преданья старины
Забывать мы не должны.
Н. Кончаловская
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность
учеников
I.Организацион
ный момент.
Приветствие детей, проверка готовности к
уроку.
Ученики
приветствуют
учителя.
II.Актуализация
знаний и
постановка
учащимися целей и
учебной задачи.
Вступительная беседа
- Колокольный звон и сразу хочется сказать:
Самобытная православная Русь-матушка! Сколько глубины
в тебе и духовности! Сколько терпения! А сколько раз ты
Дети отвечают на
вопросы:
1. Последст
вия
монгольского
себя приносила в жертву ради спасения мира. Тебя унижали
и стремились унижать, но ты выставила и победила ради
спасения человечества.
Откуда столько силы, Русь- матушка?
Сила твоя в истоках твоих христианских, традициях,
в культуре твоей древней. Именно в них ты нашла себя,
Русь-матушка, и черпала из своих родников силы великие,
которых хватило на мир весь.
Давайте вспомним события XIII XV вв.
1. Каковы были последствия монгольского разорения для
развития культуры Руси?
2. Какие перемены проходили в политическом строе Руси во
второй половине XIII середине XVв.?
3. Какое княжество возглавило объединение русских земель
в единое государство?
Вывод. Черты исторического развития нашей страны во
второй половине XIII X1Vв.:
- объединение русских земель вокруг Москвы и начало
складывания единого Русского государства;
- формирование русской народности;
- хозяйственный подъем Северо-Восточной Руси;
- укрепления связей между различными территориями и
народами нашей страны;
- возрождения русской национальной культуры.
разорения для
развития
культуры Руси:
- разрушение
многих городов;
-прекращение
каменного
строительства на
Руси;
- утрата многих
древних книг и
икон;
- запустение
некоторых ремёсел
(например,
производства
стекла).
2. С XIVв начался
процесс
объединения
русских земель в
единое государство.
3. Московское
княжество
возглавило
объединение
русских земель.
Уч-ся делают
вывод.
III.Изучения нового
материала.
- На уроке нам предстоит отправиться в путешествие по
страницам русской культуры XIII X1V вв. Вы
познакомитесь с особенностями русской литературы,
иконописи, зодчества. В ходе урока постарайтесь обратить
внимание на то, какие изменения в искусстве Руси
произошло в это время, с чем они связаны и как эти
изменения отразились на укреплении могущества Русского
государства.
Записывают число и
тему урока.
а)Литература.
Рассказ учителя
- Монгольское разорение имело катастрофические
последствия для русской культуры. Погибло много
произведений литературы и искусства. Но постепенно Русь
оправилась от разгрома, началось возрождение её культуры.
В самых разных её областях, русские люди создавали
замечательные творения, которые свидетельствуют о
высоком уровне культурного развития русских земель в те
времена.
- Книги продолжались писаться вручную. В этот период
появляются новые черты в книжном деле на Руси. Какие?
- с XIV в. появляется новый материал для письма –
бумага;
- изменяется тип письма (см. схему)
XI XIII вв. XIV XV вв. конец XV XVIIв
Уч-ся дают ответ.
Устав полуустав скоропись
Вопрос. С чем связаны эти изменения?
Вопросы и задания учащимся.
1. Вспомните, какие литературные произведения,
посвященные борьбе Руси с монголами-татарами, вам
известны? Каким событиям они посвящены?
2. Какова основная идея данных произведений?
3. Вспомните, как авторы описывают русское войско,
какие слова, образы они при этом используют.
В таких произведениях, как «Задонщина», «Повесть о
битве на реке Калке», «Повесть о разорение Рязани
Батыем», «Повесть о Михаиле Черниговском»,
рассказывается о тяжелых последствиях ордынского
нашествия. В них не только горькая печаль о бедах с
захватчиками, постигших Русь, но и странный призыв к
борьбе с захватчиками, радость по случаю побед над
ордынцами.
- Получает развитие жанр жития (Сергия Радонежского,
Стефана Пермского и др.)
Житие произведение, рассказывающее о жизни святого.
Вопросы и задания учащимся.
1. Перед прочтением текста ознакомьтесь с
предложенными вопросами и по ходу чтения
подберите фрагменты, в которых можно найти
ответы на них.
2. Что нового о происшедшем вы узнали из каждого
источника?
3. Как вы думаете, в каком году была создана «Повесть
о Щелкане»? Почему вы так считаете?
4. Что вы узнали о главном герои Евпатии Коловрате?
Всё это ускоряло
письмо. Тем более
что потребность в
нем постоянно
увеличивалась, и
книги, и деловые и
хозяйственные
документы
требовались в
повседневной
жизни.
Уч-ся записывают
определение
«житие» в тетрадь
Работа с текстом
«Повесть о
разорении Рязани
Батыем», «Песни о
Щелкане»
Уч-ся делают
вывод. В русской
литературе
отразился духовный
подъем Руси,
устоявшей перед
лицом ордынской
опасности.
b).Архитектура.
- В результате монгольского ига развитие каменного
зодчества на Руси приостановилось почти на сто лет.
Его возрождение началось с XIV в. На
строительство каменных храмов и укреплений
требовались не малые средства, которыми
располагал только князь.
Вопрос. 1. Какие русские земли в XIII XIV вв. были
самыми богатыми и могущественными?
2. Вспомните особенности архитектуры Новгорода и
Владимиро-Суздальской земли.
К одной из особенностей архитектуры этого времени
можно отнести распространение однокупольных храмов. В
ход шли известняк и кирпич. Храмы были строги, просты
по форме, лишены пышных украшений. В основном это
небольшие одноглавые церкви, такие, как новгородские
церкви Николы на Липне и Спаса на Ильине улице.
В XIV веке начинается каменное строительство в новых
городских центрах Северо-Восточной Руси. Каменные
здания появляются в Твери и в Москве, Коломне. Их
отличает своеобразный стиль. Пышность каменной резьбы
и богатство украшений, характерные для Владимиро-
Суздальского зодчества, сменяются простой отделки.
Троицкий собор Троице Сергиевского Монастыря
(1422)
Троицкий собор главный соборный храм и
древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого
монастыря. Он был воздвигнут в 1422 г. преподобным
Никоном «в честь и похвалу» основателю монастыря,
преподобному Сергию Радонежскому (†1392). В Троицком
соборе в серебряной раке покоятся святые мощи
преподобного Сергия – главная святыня обители.
Уч-ся отвечают на
вопросы.
Новгород, Москва,
Тверь и др.
Вывод делают уч-ся.
В XIV XV веках на
Руси продолжается
каменное зодчество.
Наивысшего
расцвета оно
достигло в
Новгороде и
княжествах
Московской Руси.
c) Физминутка.
Упражнение для глаз
Уч-ся выполняют
движения.
d) Иконопись.
1.Рассказ учителя
- На XIV XV вв. приходится период расцвета русской
иконописной школы. В храмах других мировых религий
присутствуют изображение Иисуса Христа, Богородицы,
ангелов и святых, но такой иконы и такого смысла, какой
придают ей в православной культуре, нет больше нигде. В
православии икона пишется мастером не как картина для
украшения и наслаждения, - она создается для молитв.
Историки, правоведы видят в иконе то, что их
интересует:
- время ее создания;
- авторство;
- принадлежность к той или иной иконописной школе.
Иконы писались на специально подготовленных
липовых или сосновых досках, на которые наносили
меловой грунт левкас. На нем прорисовывали контуры
рисунка. Использовали для написания икон краски на
яичном желтке.
Почему икона непонятна нам?
Потому что мы привыкли к реалистической живописи,
отображающей окружающий нас мир, а древнерусскому
искусству было чудно подражание реальному миру.
Иконописец отражал особую реальность Царствие
Небесное использовался для этого особыми приемами.
Иконописные лики не имеют индивидуальных черт, не
стоит искать в них портретное сходство с конкретными
людьми. В иконописи используется не прямая, а обратная
перспектива, что имеет глубочайший смысл: точкой, в
которой сходятся все линии, становится смотрящий на
икону человек.
2.Вопросы и задания учащимся. (Давайте вспомним о
том, что вы узнали на уроках ИЗО):
1) Что отличает икону от живописного полотна?
2) Какое значение имела икона в жизни человека? Почему?
3. Живопись: Феофан Грек и Андрей Рублев.
А) Феофан Грек
Б) Андрей Рублев
4.Иконостас - самобытное культурное явление
появилось в русских церквях в конце XIV века.
Русский иконостас представляет собой часть
внешнего убранства храма. Иконы поставлены в
несколько рядов, образовали высокую стену,
отделяющую алтарь от остальной части храма.
5. Вопросы и задания.
1. В чем схожи и чем отличаются работы Феофана
Грека и Андрея Рублева?
2. Почему, какое значение для русского человека имели
созданные этими художниками произведения?
3. Почему и сегодня работы этих мастеров пользуются
большой популярностью и имеют такое большое
значение?
Проверка усвоение
материала путем
постановки ряда
вопросов и заданий
Культура Руси в
период образования
единого
Московского
государства
достигла больших
Все культурные традиции русского народа
передаются из поколения в поколение. Мы с вами
находимся на пороге празднования великого
христианского праздника Пасхи. Что вы знаете об
этом празднике?
Сегодня я хочу более подробно рассказать вам о
традиции празднования Пасхи на Руси.
высот. Её
произведения
воплощали высокие
патриотические
чувства и лучшие
качества русского
человека.
Уч-ся дают ответы.
III.Закрепления
нового материала.
1 задание. Сгруппируйте те явления русской культуры,
которые существовали уже в Киевской Руси, и то новое,
что появилось в XIV XV века:
А) бумага;
Б) пергамент;
В) устав;
Г) фреска;
В) скоропись;
Е) иконопись.
Киевская Русь Русь XIII XV веков
2 задание. Сгруппируйте высказывания, относящиеся к
Андрею Рублева и Феофану Греку:
1) Автор очень красивых книжных иллюстраций;
2) Был монахом Троице - Сергиевского монастыря;
3) Расписывал Благовещенский собор в Московском
Кремле;
4) автор иконы «Богоматерь Донская»;
5) работал в Москве, Владимире, Звенигороде;
6) прибыл на Русь из Византии;
7) друг и соратник Даниила Черного;
8) автор иконы «Троица»
9) работал в Москве и Новгороде.
Самостоятельная
работа по карточкам
Работа по группам
V.Подведение итогов.
Рефлексия
Учитель. Сегодня на уроке мы совершили увлекательное
путешествие, в ходе которого познакомились с новыми понятиями.
- С какими понятиями мы познакомились?
- Вспомните, чем мы сегодня занимались на уроке, что вам
понравилось, что получилось, что особенно удивило, а над чем ещё надо
поработать.
- Как вы думаете, достигли мы поставленной в начале урока цели?
Ученики вместе с
учителем подводят итоги
урока, вспоминая и
систематизируя
изученный материал.
VI. Домаш
нее задание.
Учитель задает домашнее задание: п. 22-24.
Опережающее задание : «Развитие культуры Крыма в XV веке».
Ученики записывают д/з.