Конспект урока "Знакомство с инструментальной средой DELPHI" 11 класс
Вылегжанина Татьяна Викторовна
учитель информатики ОО и С(П)ОО ГОБУ СПО ВО «Бутурлиновский
механико-технологический колледж»
Тема: «Знакомство с инструментальной средой DELPHI»
11 класс
Учебно-воспитательные задачи:
1. Обеспечить условия для усвоения понятия ИСР Delphi, внешнего вида и
назначение окон редактора, алгоритма создания проекта.
2. Продолжить развитие информационной грамотности, изучение алгоритма
работы в ИСР Delphi, логической и зрительной памяти и пространственного
мышления при объектно-ориентированном программировании проектов.
3. Воспитание информационной культуры и расширение кругозора учащихся
через знакомство с инструментальной средой Delphi, привитие устойчивого
интереса к предмету.
Тип урока: урок систематизации, урок усвоения новых знаний.
УМО: ноутбук, проектор, мультимедийная презентация; «Система
программирования Delphi» автор Валерий Фаронов, изд. Санкт-Петербург
«БХВ-Петербург», 2005 г., компьютерный класс.
Ход урока:
I. Оргмомент. Мотивация учебной деятельности (для чего нужна
программа)
II. Систематизация знаний обучающихся
Для систематизации знаний предлагается база тестовых заданий по пройденной
теме «Моделирование». Задания выводятся на экран с помощью
мультимедийного оборудования (Приложение 1)
III. Мотивация учебной деятельности
IV. Изучение нового учебного материала (с использованием мультимедийной
презентации).
План урока
1. Понятие Интегрированная среда разработчика (ИСР) Delphi
2. Внешний вид и назначение окон редактора Delphi
3. Алгоритм создания проекта
План-конспект урока
Интегрированная среда разработчика (ИСР) Delphi – это сложный механизм,
обеспечивающий высокоэффективную работу программиста. Визуально она
реализуется несколькими одновременно раскрытыми на экране окнами.
Окна могут перемещаться по экрану, частично или полностью перекрывая друг
друга. Здесь заканчивается текст второго слайда. (Слайд 3)
При запуске Delphi открываются 6 окон:
1-главное окно;
2-окно дерева объектов;
3-окно инспектора объектов;
4-окно браузера кода;
5-окно формы;
6-окно кода программы. Здесь заканчивается текст третьего слайда. (Слайд 4)
В главном окне располагается:
1-главное меню Delphi,
2-набор инструментальных кнопок,
3-палитра компонентов. Здесь заканчивается текст четвертого слайда. (Слайд 5)
1. Главное меню содержит все необходимые средства для управления
проектом. Все команды главного меню открывают доступ к выпадающим меню
второго уровня (ниспадающие меню, которые мы с вами видели в редакторах
Word, Excel, БД и т.п.).
Для первого знакомства с Delphi мы вполне обойдемся пиктографическими
кнопками.
2. Инструментальные кнопки открывают быстрый доступ к наиболее важным
командам главного меню.
3. Палитра компонентов – это главное богатство Delphi. Она занимает правую
часть главного окна и имеет закладки, обеспечивающие быстрый поиск нужного
компонента.
Под компонентом понимают функциональный элемент, содержащий
определенные свойства и размещаемый программистом в окне формы.
С помощью компонентов создается каркас программы – окна, кнопки, списки.
Здесь заканчивается текст пятого слайда. (Слайд 6)
Окно формы – заполнено точками координатной сетки, имеет кнопки
свертывания, развертывания, строку заголовка, т.е. стандартные элементы
Windows. Окно формы заполняется нужными компонентами, которые
размещаются на свободном поле формы. Здесь заканчивается текст шестого
слайда. (Слайд 7)
Окно дерева объектов предназначено для наглядного отображения связей
между отдельными компонентами, размещенными на активной форме.
Окно инспектора объектов. Любой размещенный на форме компонент
характеризуется некоторым набором параметров: размером, цветом и т.д. Часть
этих параметров мы можем изменять, манипулируя в окне форм. Для изменения
других параметров предназначено окно инспектора объектов. Это окно
содержит две вкладки – Свойства и События. Здесь заканчивается текст
седьмого слайда. (Слайд 8)
Окно кода программы – предназначено для создания и редактирования текста
программы. Этот текс составляется по специальным правилам и описывает
алгоритм работы программы. Совокупность правил записи текста называется
языком программирования.
Сразу после открытия нового проекта в окне кода программы будут
содержаться служебные строки, которые Delphi автоматически вставляет в окно
кода для новой формы. Здесь заканчивается текст восьмого слайда. (Слайд 9)
Алгоритм создания проекта
Запустить программу – файл - сохранить как - указать новую папку и далее все
действия сохранять в эту же папку. (Обратить внимание на то, чтобы все данные
находились обязательно в одной папке, иначе проект не будет работать). Здесь
заканчивается текст девятого слайда. (Слайд 10)
Создания надписей в проекте
Взять компонент Label (главное меню) – поставить метку в окне формы – для
изменения надписи – вкладка Caption (окно инспектора объектов) – ввести
нужную надпись. Для форматирования надписи – вкладка Font (окно
инспектора объектов) – раскрыть диалоговое окно через кнопку выбора и
определить размер шрифта, его начертание, цвет. Это окно похоже на окно
работы со шрифтом текста в редакторе Word. Здесь заканчивается текст
десятого слайда. (Слайд 11)
Создание кнопки «выход»
Взять компонент Button - поставить на окно формы. Изменить надпись
компонента - вкладка Caption. Здесь заканчивается текст одиннадцатого
слайда. (Слайд 12)
Для заливки окна формы через вкладку Color (окно инспектора объектов) –
подобрать цвет формы. Все действия сохранить. Здесь заканчивается текст
двенадцатого слайда. (Слайд 13).
Для того чтобы прописать кнопку «выход», дважды кликнем по компоненту
Button в окне формы и, переместившись в окно программного кода,
прописываем действие (close) кнопки после служебного слова begin.
Просмотреть результат работы через кнопку «Запуск» (набор
инструментальных кнопок), предварительно сохранив все свои действия.
Здесь заканчивается текст тринадцатого слайда. (Слайд 14).
После выполнения всех действий вы увидите окно своего проекта. При нажатии
на кнопку выход, окно проекта закрывается. Ваш проект работает. Здесь
заканчивается текст четырнадцатого слайда. (Слайд 15).
IV. Закрепление нового учебного материала (Опорный конспект. Здесь
заканчивается текст пятнадцатого и шестнадцатого слайдов).
Для практического закрепления нового учебного материала обучающиеся
индивидуально создают простой проект по карточкам-заданиям в программе
Delphi на компьютере.
V. Выдача домашнего задания (конспект)
VI. Подведение итогов урока.
Информатика - еще материалы к урокам:
- Открытый урок "Разработка сложных анимационных эффектов в PowerPoint" 8 класс
- Презентация "Разработка сложных анимационных эффектов" 8 класс
- Презентация "Использование языка программирования Pascal при решении квадратных уравнений"
- Интегрированный урок "Использование языка программирования Pascal при решении квадратных уравнений"
- Конспект урока "Исполнитель Робот. Строки" 9 класс
- Презентация "Исполнитель Робот. Двумерные массивы" 9 класс