Конспект урока "Графический режим" 8 класс
Класс
8-А
8-Б
Дата
Урок №14
Тема урока: Графический режим
Цели урока:
Обучать работе с графикой в языке Паскаль.
Развивать логическое мышление.
Воспитывать познавательный интерес.
Учащиеся должны знать: графические операторы и процедуры;
Учащиеся должны уметь: использовать графический режим работы в среде программирования;
Тип урока по дидактической цели: Урок ознакомления с новым материалом.
Тип урока по форме проведения: лекционно-практический.
Методы: Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный методы, исследовательский метод,
дифференцированный метод.
Формы: групповая работа, индивидуальная, парная.
Оборудование:
компьютеры,
проектор,
презентация,
раздаточный материал,
среда программирования Паскаль АВС.
ПЛАН УРОКА
№
Этапы
Время
(мин)
1
Организационный момент
1
2
Постановка целей и задач урока
2
3
Актуализация знаний
3
4
Объяснение нового материала.
15
5
Закрепление.
Практическая работа
20
6
Домашнее задание
1
7
Подведение итогов
2
8
Рефлексия
1
ХОД УРОКА
1.Организационный момент – 1 мин.
Приветствие; Проверка отсутствующих на уроке и готовность учащихся к уроку.
2. Постановка целей и задач урока – 2 мин.
Определение целей и задач урока.
Сейчас я раздам вам карту самооценивания, оценивать себя на уроке вы будете сами.
В карту ставьте плюс за каждый правильный и полный ответ, в конце урока возвращаете мне
подписанные карты. На основе которого, я выставляю вам отметки за урок.
Желаю удачи!
3. Актуализация знаний – 3 мин
Вы уже хорошо знакомы со средой Паскаль. Знаете структуру программы, много операторов, умеете
создавать большие и маленькие, сложные и несложные программы.
До сегодняшнего дня вы работали в среде Паскаль только в текстовом режиме. А в Паскале можно
работать не только с текстом, но и с рисунками. Значит, можно будет рисовать. Но для этого нужно
записать код рисунка. И после этого мы получим рисунок. А для этого, конечно же, нужно знать
графические операторы и процедуры. И сегодня вы познакомитесь с этими операторами. Запишите
тему урока: «Графический режим».
4. Объяснение нового материала — 15 мин
Работа по группам.
Для подготовки по 6 – 7 мин
Для выступления
Группа 1
Начало работы в графическом режиме.
Программа на языке Pascal ABC имеет следующий вид:
Для начала работы в паскаль пишем имя программы (необязательная часть программы)
program имя программы;
далее подключаем (обязательно) графический модуль:
uses GraphABC; → раздел подключения модулей;
далее в разделе операторов пишем нужные операторы.
begin
операторы;
end.
Операторы:
SetWindowCaption(' 8-Б класс'); - название окна вывода графического рисунка
ClearWindow (clcolor); - цвет экрана.
setWindowSize (x,y); - задает размеры графического окна, где х - ширина, а у - высота.
Для того чтобы написать код для рисунка,
сначало надо этот рисунок изобразить на
координатной плоскости:
Группа 2
Графические примитивы
Line (x1,y1,x2,y2); - Рисует отрезок с началом в точке (х1,у1) и концом в точке (х2,у2) (с помощью
оператора Line рисуем треугольник)
Circle (x,y,r); - рисует окружность с центром в точке (х,у) и радиусом r.
Rectangle (x1,y1,x2,y2); - рисует прямоугольник, заданный координатами противоположных вершин
(х1,у1) и (х2,у2).
Ellipse(x1,y1,x2,y2) - рисует эллипс, заданный своим описанным прямоугольником с координатами
противоположных вершин.
Группа 3
Действия с цветом, с пером.
Константы стандартных цветов:
clBlack – черный clPurple – фиолетовый
clWhite – белый clMaroon – темно-красный
clRed – красный clNavy – темно-синий
clGreen – зеленый clBrown – коричневый
clBlue – синий clSkyBlue – голубой
clYellow – желтый clAqua – бирюзовый
clCream – кремовый clOlive – оливковый
clFuchsia – сиреневый clTeal – сине-зеленый
clGray – темно-серый clLime – ярко-зеленый
clLtGray – светло-серый clDarkGray – темно-серый
clMedGray – серый clSilver – серебряный
Эти значения не изменится до тех пор, пока не будет задано новое. Таким образом, дальше все
примитивы(фигуры, рисунки) рисуют пером такой толщины, цвета. А если вы хотите, чтобы
цвета, толщина были разными для каждого рисунка, то в таком случае перед каждым
оператором примитива надо снова добавлять операторы и менять данные.
Действия с пером:
setPenWidth (5); - задает толщину пера 5 пикселей.
setPenColor (clcolor); - задает цвет пера для графического объекта;
setPenStyle(_________); - задает стили пера следующими именованными константами:
Группа 4
Действия с кистью.
Действия с кистью:
setBrushColor (clcolor); - заливает непрерывный объект заданным цветом (например, окружность,
прямоугольник).
FloodFill(x,y,clcolor); - Заливает область одного цвета цветом clcolor, начиная с точки (x,y)
(треугольник можно залить с помощью этого оператора)
SetBrushStyle(номер от 0 до 7 или название); - устанавливает стиль кисти, задаваемый номером
или символической константой.
Стили кисти задаются следующими именованными константами:
ПРИМЕЧАНИЕ: Стили кисти задаются для закраски внутреннего содержимого фигур
Группа 5
Действия со шрифтом
TextOut(x,y,’строка’); - выводит строку текста в позицию (x,y) (точка (x,y) задает верхний левый
угол прямоугольника, который будет содержать текст).
SetFontName(‘name’) – устанавливает наименование шрифта.
По умолчанию установлен шрифт, имеющий наименование MS Sans Serif.
Наиболее распространенные шрифты – это Times, Arial и Courier New.
Наименование шрифта можно набирать без учета регистра.
Пример:
SetFontName(‘Times’);
SetFontColor(clcolor) - устанавливает цвет шрифта.
SetFontSize(sz) - устанавливает размер шрифта в пунктах.
SetFontStyle(fs) - устанавливает стиль шрифта.
Задается именованными константами:
fsNormal – обычный;
fsBold – жирный;
fsItalic – наклонный;
fsBoldItalic – жирный наклонный;
fsUnderline – подчеркнутый;
fsBoldUnderline – жирный подчеркнутый;
fsItalicUnderline – наклонный подчеркнутый;
fsBoldItalicUnderline – жирный наклонный подчеркнутый.
5. Закрепление — 20 мин
Выполнение практической работы в среде программирования Паскаль.
Уровень А.
Составьте программы, которые выводят на экран следующие картинки.
Уровень В.
Составьте программы, которые выводят на экран следующие картинки. Закрасьте картинки и
добавьте названия.
Уровень С.
Составьте программу, которая выводит на экран следующую картинку.
Листинг:
uses GraphABC;
begin
SetWindowCaption(' Домик'); // название окна
setWindowSize (900,425); // размер экрана
ClearWindow (clLime );
//Добавление текста
SetFontName('Times');
SetFontColor(clPurple);
SetFontSize(25);
SetFontStyle(fsBold) ;
TextOut(550,50,'Практическая работа');
TextOut(650,125,'Уровень С');
// рисование крыши 1
SetPenColor (clBlack);
SetPenWidth (2);
Line (100,200,200,100);
Line (100,200,300,200);
Line (200,100,300,200);
floodFill(200,150,clBrown );
// рисование крыши 2
Line (200,100,450,100);
Line (300,200,550,200);
Line (200,100,300,200);
Line (450,100,550,200);
floodFill(460,130,clBrown );
//Риcование стен
//1-я стена
SetBrushColor (clBlue);
Rectangle (100,200,300,400);
// 2-стена
SetBrushColor (clBlue);
Rectangle (300,200,550,400);
//Окно
SetBrushColor (clTeal );
Rectangle (150,250,250,350);
Line (200,250,200,350);
//солнце
SetPenColor (clyellow);
SetBrushColor (clyellow);
circle(25,25,75);
SetPenWidth (5);
line(10,75,10,175);
line(25,75,75,150);
line(45,60,125,150);
line(45,35,180,115);
line(75,15,150,35);
end.
Задания:
Уровень А
Ответь на вопросы кроссворда:
1
2
3
4
5
L
r
c
f
c
i
e
i
s
l
n
c
r
b
b
e
t
c
o
l
a
l
l
a
n
e
d
c
g
k
l
e
Распиши каждый оператор строки программы:
Вопросы кроссворда:
1) Оператор, рисующий линию.
2) Оператор, рисующий прямоугольник.
3) Оператор, рисующий окружность.
4) Стиль шрифта – жирный.
5) Цвет «Черный».
Уровень В
Найди ошибки в программном коде:
uses Graph ABC;
begin
SetPenWidth (5)
SetPenColor (clRed)
SetBrushColor (clRed)
circle (325,225,200);
SetPenColor (clWhite);
SetBrushColor (clWhite);
SetPenWidth (5);
Rectangle (180,180,470,250);
Уровень С
Выполни задание уровня В и распиши каждый оператор строки программы
6. Подведение итогов. 2 мин
Соберите, пожалуйста, мне ваши листы самооценивания.
Подводя итог урока, хочется отметить, мы сегодня потрудились на славу, и узнали много
интересных графических примитивов на языке программирования Паскаль. Научились менять
толщину, цвет фигуры, с помощью фигурок рисовать и получать новые рисунки.
(выставляю отметки по листам самооценивания)
7. Домашнее задание 1 мин.
Повторение теоретического материала. В тетради записать таблицы других групп.
8. Рефлексия 1 мин
«Светофор».
Оцените свою деятельность на уроке с помощью «Светофора» (зелёный – все понятно, желтый – есть
затруднения, красный – много непонятного – карточки данных цветов даны учащимся еще до урока).
Информатика - еще материалы к урокам:
- Конспект урока "Основы логики. Формы мышления" 10 класс
- Презентация "Основы логики. Формы мышления" 10 класс
- Конспект урока "Интернет и Всемирная паутина "(УМК Угринович Н.Д.)
- Презентация "Вычисления с использованием в формулах относительных, абсолютных и смешанных ссылок"
- Конспект урока "Вычисления с использованием в формулах относительных, абсолютных и смешанных ссылок" 9 класс
- Конспект урока "Компьютерные презентации. Разработка мультимедийной интерактивной презентации" 10 класс