Урок информатики "Переменные: имя, тип и значение" 9 класс
ПЕРЕМЕННЫЕ: ТИП, ИМЯ, ЗНАЧЕНИЕ (УМК Угринович Н.Д.)
Цель: знакомство с понятием переменные
Задачи:
Образовательная: дать определение понятию переменная, рассказать о типах
переменных, значениях переменных и взаимосвязи между ними.
Развивающая: развитие памяти
Воспитательная: развитие познавательного интереса
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Определение темы урока
Очень часто алгоритмы создаются для решения разных задач
математическими инструментами, а значит, там есть переменные.
Тема урока: Переменные: тип, имя, значение
Цель: познакомиться с понятием переменные
Задачи: дать определение понятию переменная, рассказать о типах
переменных, значениях переменных и взаимосвязи между ними.
III. Актуализация знаний
1. Что такое алгоритм?
2. Какими свойствами он обладает?
3. Как записывается алгоритм?
4. Какие алгоритмические структуры вы знаете?
IV. Ознакомление с новым материалом
Отдельный информационный объект (число, символ, строка, таблица и пр.)
называется величиной.
Величины в программировании, как и в математике, делятся на переменные
и константы. Значение переменной величины может изменяться. Значение
константы остается неизменной в течение всей программы.
Понятие переменной является важным понятием программирования.
Для того чтобы программа обладала универсальностью, действия в ней
должны совершаться не над постоянными, а над переменными величинами.
Переменная в программе представлена именем и служит для обращения к
данным определенного типа, конкретное значение которых хранится в ячейке
оперативной памяти.
В зависимости от типа переменной в памяти компьютера будет выделена
определенная область. Данные различных типов требуют для своего хранения в
оперативной памяти компьютера различное количество ячеек (байтов).
У каждой переменной есть имя, тип и текущее значение.
Имя переменной (идентификатор) уникально и не может изменятся в
процессе выполнения программы.
В качестве имен переменных могут быть буквы, цифры и другие знаки.
Причем может быть не одна буква, а несколько.
Примеры идентификаторов: a, b5, x, y, x2, summ, bukva...
Количество символов не может быть больше1023.
Наглядно переменную можно представить как коробочку, в которую можно
положить на хранение что-либо.
Имя переменной – это надпись на коробочке,
значение – это то, что хранится в ней в данный момент,
а тип переменной говорит о том, что допустимо класть в эту коробочку.
Тип переменной определяется типом данных, которые могут быть
значениями переменной.
Существуют три основных типа величин, с которыми работает
компьютер(Visual Basic 2005):
числовой (значения переменных типа Byte, Short
Integer, Long, Single, Double в виде чисел);
строковый (строковый тип String –
последовательность символов);
логический (значения логического типа-«истина»(True) или
«ложь» (False))
Тип
переменной
Возможные значения
Объем занимаемой
памяти
Byte
Целые числа от 0 до 255
1 байт
Integer
Целые числа от -32768 до 32767
2 байта
Real
Десятичные числа 2.9e-39..1.7e38
6 байт
Boolean
Логическое значение True(истина) или
False (ложь)
2 байта
String
Строка символов
1 байт на каждый
символ
Char
Символьный тип 'а', '4', '+', '-', либо код
символа #126
Currency
Число в денежном формате
8 байтов
Date
Дата от 1 января 100г. до 31декабря 9999г.
8 байтов
Object
Ссылки на любой объект
4 байта
Variant
Любые значения
>=16 байтов
Присваивание переменным значений. Задать или изменить значение переменной
можно с помощью оператора присваивания. При выполнении оператора
присваивания переменная, имя которой указано слева от знака равенства,
получает значение, которое находится справа от знака равенства. Например:
А = 255(целое число)
В = -32768(целое число)
С = 3.14(десятичное число)
D = "информатика"(Строка символов)
G = True(Логическое значение)
Значение переменной может быть задано числом, строкой или логическим
значением, а также может быть представлено с помощью арифметического,
строкового или логического выражения.
V. Закрепление материала:
Задание 1.“Ответить на вопросы”.
1. Переменная – это область оперативной памяти компьютера, которая
может … во время работы программы(хранить данные);
2. Зависит ли имя переменной от её типа? (нет:X(имя): Real(тип));
3. Зависит ли значение переменной от её имени? (нет:X(имя): Real(тип);
Х:=2.6 (значение););
4. Зависят ли хранимые в переменной данные от её типа?
(да:X(имя):Real(тип); Х:=2.6 (значение)).
Задание 2.“Определите тип величины”.
Определите тип величины, если её значение равно:
1) 25 - integer целый;
2) 36,6 –real вещественный;
3) 'нет' – string строковый;
4) #13 – char символьный;
5) 48,2 - real вещественный;
6) 'число' – string строковый;
7) '29' – string строковый;
8) 't' – char символьный.
Задание 3.“Выберите значения, допустимые для величин целого типа ”.
1) -5 (Byte)
2) 3,7
3) 38 (Byte,Integer)
4) 'три'
5) 20,2
6) '23'
7) 6,0
8) 589 (Integer)
Задание 4.“Сопоставьте величинам, подходящие им типы ”.
Величина
Тип
Число учеников в классе
integer(целый)
Название дня недели
string (строковый)
Фамилия студента
string (строковый)
Знак умножения
char(символьный)
Дробное число
real (вещественный)
Масса Земли
real (вещественный) 5,9736·10
24
кг
Знак умножения
char(символьный)
VI. Домашняя работа:
1. Выучить типы переменной.
2. Определите тип для величин
Величина
Тип
Высота здания
Число этажей в здании
Количество игроков в команде
Температура человека
Название вида дерева
Скорость машины
Название фильма
Информатика - еще материалы к урокам:
- Презентация к уроку информатика "Способы записи алгоритмов"
- Презентация "Поиск информации в сети Интернет"
- Загадки "Путешествие по клавишам"
- Презентация "Клавиатура. И ее загадочность" 5 класс
- Презентация "Компьютеры и физическое здоровье детей"
- Презентация "Пример структуры данных – модели предметной области"