Технологическая карта урока "Растровое кодирование графической информации" 6 класс

Урок информатики в 6 классе по УМК Босовой Л.Л.
Разработчик: Копытова А.Н.
Тема: Растровое кодирование графической информации.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Триединая цель:
- дидактическая: актуализировать основной материал по двоичному кодированию числовой и текстовой информации;
познакомить учащихся с видами графических изображений, ввести понятие растровой графики и рассмотреть кодирование
растровых изображений;
- развивающая: развивать логическое мышление, память, творческие способности, умения излагать мысли, делать выводы;
закрепить теоретические знания, полученные на прошлых уроках; развивать воображение, умение анализировать, сравнивать,
строить по аналогии;
- воспитательная: воспитывать товарищеские отношения с одноклассниками, умения преодолевать трудности при выполнении
упражнений; воспитывать чувства ответственности, прилежания и самостоятельности, доброжелательности, умения работать в
коллективе; повышать и развивать интерес к предмету “информатика”.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, самостоятельная работа, практическая работа.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.
Оборудование: Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;
Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;
компьютер;
мультимедийный проектор;
презентация «Растровое кодирование графической информации»;
карточки с компьютерным экспериментом;
карта урока.
Планируемые результаты: по итогам проведенного урока учащиеся должны
знать:
виды двоичного кодирования графической информации;
принципы кодирования цветных и черно-белых растровых изображений;
уметь:
кодировать и раскодировать черно-белое растровое изображение;
применять полученные знания, умения и навыки на практике.
Основные понятия: графический объект, пиксель, растровое кодирование.
Этап урока
Ход урока
Планируемые
результаты
Оценка
результатов
деятельности
ученика
Примечания
I. Мотивирова
ние к учебной
деятельности.
- Доброе утро, ребята. Рада видеть вас. Давайте улыбнемся друг
другу и начнём наш урок.
- Возьмите карту урока, запишите число, ваш вариант, а тему
нашего сегодняшнего урока вы попробуете сформулировать
самостоятельно чуть позже.
Энегризатор “Сосчитай до семи”
Учитель указывает на кого-нибудь, кто начинает считать и
направление счета. Все считают по порядку (по цепочке). Когда счет
доходит до семи, следующий человек начинает с 1, каждый раз,
когда кто-то говорит это число, он руками показывает, в каком
направлении должен продолжаться счет.
Примечание: Данное упражнение направлено на активизацию
учеников, концентрацию внимания.
- Выберите смайлик, который соответствует сейчас вашему
настроению и зарисуйте его в правом верхнем углу вашей карты
урока.
Личностные качества:
учебно-познавательный
интерес к предмету,
мотивация
Регулятивные УУД:
принимать и сохранять
учебную задачу
Примене-
ние ИКТ на
протяжении
всего урока.
Слайд 1
Заполнение
карты урока
Слайд 2
II. Актуализация
знаний
- Все готовы? Давайте начнем.
- Ребята, ответьте на мои вопросы вопросы:
Перечислите основные устройства компьютера. (3 слайд)
В компьютере мы можем хранить всю информацию, а где
именно? (в памяти) (4 слайд).
Пользователи, обращаясь к памяти компьютера имеют дело с
файлами и папками, содержащими самые разнообразные
программы и данные. Но, в то же время для компьютера не имеет
значения, какие именно данные хранятся в его памяти. Мы знаем,
что независимо от вида все данные представляются в памяти
компьютера в некотором виде. В каком? (в виде двоичного кода, в
виде последовательности нулей и единиц)
Ответьте на вопросы №3 и №4 (стр.28) на примере числа
Регулятивные УУД:
принимать и сохранять
учебную задачу
Познавательные УУД:
строить речевое
высказывание
Фронтальная
работа,
наблюдение
Оценка
учителем
Слайд 3
Слайд 4
Заполнение
карты урока
Доска
разделена на
57
10
=111001
2
. Двое у доски, остальные в картах урока.
правильности
выполнения.
2 части:
57
10
=?
2
и
111001
2
=?
10
III. «Откры -
тие» нового
знания
1) формулирова
ние темы и
цели урока;
Рассказ учителя с элементами беседы.
- А ведь и правда, любая информация (будь то текст, программа,
звук, видео или изображения) представляется в компьютере в виде
двоичного, или еще говорят машинного, цифрового, кода. Об этом
мы говорили на прошлых уроках.
Память компьютера можно представить, как множество клеточек
- ячеек, в каждой из которых находится 0 или 1. На предыдущем
уроке мы с вами узнали, что одна такая клеточка называется бит, и
для того чтобы можно было закодировать больше информации, эти
ячейки памяти объединяются по восемь клеточек в одну. Восемь
ячеек памяти, то есть восемь бит, составляют 1 байт.
- Назовите виды данных (числовые, текстовые, звуковые, видео,
графические)
- Что вы понимаете под графической информацией? (картинки,
рисунки, фото, изображения на экране телевизора и монитора
компьютера и т.д.)
- Каким же образом можно представить в цифровом виде
графическую информацию? Этим вопросом мы и займемся на уроке.
- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? («Кодирование
графической информации»). (6 слайд)
- Запишите тему в карту урока
- Что же вы хотите узнать при изучении данного вопроса? Какова
цель нашего урока? Чему будем учиться? (познакомимся со
способами кодирования графической информации и особенностями
кодирования одного из них.)
Коммуникативные УУД:
умение слушать и
понимать других;
Регулятивные УУД:
постановка учебной задачи и
целей урока
Фронтальная
работа
Слайд 5
Слайд 6
Заполнение
карты урока
2) знакомство с
видами
графики
- Для того, чтобы понять как же кодируется графическая
информация, рассмотрим, как формируется изображение на экране
монитора.
- Существует два способа представления изображений в цифровом
виде: растровый и векторный.
- В зависимости от способа формирования изображений на экране
монитора, графическую информацию принято подразделять на?
(растровую и векторную).
Запишите схему в карту урока. (8 слайд)
Коммуникативные УУД:
умение слушать и
понимать других;
Слайд 7
Слайд 8
3) знакомство с
понятиями
«пиксель» и
«растр»
Остановимся подробнее на растровом изображении, а для этого
давайте вспомним, как играют в игру «Морской бой». Кто расскажет,
как в нее играть? (Какой-нибудь ученик рассказывает, а в это время
учитель демонстрирует слайды презентации, при необходимости
дополняя ответ учащегося.)
- В игре «Морской бой» рисунок корабля можно получить по
координатам закрашенных квадратиков. Координаты в данном
случае – это местоположение квадратика.
- Так и в компьютере растровые изображения хранятся в памяти
компьютера разбитыми на большое количество маленьких
квадратиков, которые мы будем теперь называть пикселями.
Компьютер запоминает расположение каждого квадратика - пикселя.
Слово «пи
́
ксель» произошло от двух английских слов: picture
(пикче), или сокращенно-разговорное pic «картинка, изображение»
и element («элемент»), позаимствовав у второго слова только первый
слог el. Так получился пиксель. Значит, пиксель это элемент
картинки, маленькая частичка изображения.
Запишем в карту урока: Пиксель наименьший элемент
изображения на экране компьютера.
- Однако пиксели, эти маленькие квадратики, настолько малы,
что их не увидеть невооруженным глазом, только при большом
увеличении. Рисунок как бы разделяется вертикальными и
горизонтальными линиями на крошечные фрагменты, которые мы
уже назвали пикселями. Такой способ кодирования изображений
называется ра
́
стровым. Растр это решётка, сетка (от лат. слова
rastrum «грабли»), а растровая графика это изображения,
Коммуникативные УУД:
умение слушать и
понимать других;
Слайды
10-23
Слайд 24
Слайд 25
Слайд 26
построенные при помощи растровой сетки.
4) Кодирование
растровых
черно-белых
изображений
Работа с учебником.
- Откройте стр. 24. Давайте вместе рассмотрим простую черно-
белую картинку. Что на ней изображено? (Котенок.)
- Посмотрите. Слева от картинки расположен какой-то двоичный
код. Для чего его нам показали? (догадки учащихся)
- Какой можно сделать вывод? (компьютер считает так: если в
клеточке 0 (нуль), пиксель не закрашен, а если 1 – то закрашен).
Вывод: Растровые черно-белые изображения кодируются
последовательностью нулей и единиц. 0 (нуль), пиксель не
закрашен, 1 (один) пиксель закрашен.
-Запишите вывод в карту урока.
Познавательные УУД:
умение на основе
анализа объектов делать
выводы;
Коммуникативные УУД:
умение слушать и
понимать других;
Слайд 27
Слайд 28
IV) Первичное
закрепление
1. Учащимся предлагается по вариантам выполнить задание 37 в
рабочей тетради:
2. Задание с обратным действием (по вариантам). На основе
готового рисунка необходимо составить его двоичный код и записать
его в карту урока.
Коммуникативные УУД:
умение слушать и
понимать других;
оценка действий
партнера, умение с
достаточной полнотой и
точностью выражать свои
мысли.
Регулятивные УУД:
Осуществлять пошаговый
контроль;
Взаимопроверка
- Поменяйтесь картами урока с соседом и проверьте работу по
образцу. За каждый верный ответ поставьте «+» рядом с заданием.
Верните карту.
Физ. минутка 1минута (31 слайд)
Слайд 29
Слайд 30
Слайд 31
V. Откры -
тие» нового
знания
1) построение
изображений
по десятичному
коду
- Попробуем решить другую задачу восстановим рисунок по его
десятичному, а не двоичному коду. Как вы думаете, для того чтобы
перевести этот десятичный код в рисунок, что нам нужно сделать
сначала? (Преобразовать десятичный код в двоичный.)
- Верно. Такую работу по переводу из десятичной системы
счисления в двоичную компьютер производит постоянно, потому что
он воспринимает только двоичные числа и в виде двоичного кода
хранит и обрабатывает всякую разную информацию. Вообще, для
компьютера нет никакой разницы, какие папки и файлы, какие
программы и данные в нем находятся и как они называются, потому,
что независимо от вида данных все они представляются в двоичной
форме. И нам тоже только после такого перевода удастся раскрасить
нужные квадратики.
- Переведите в двоичную систему счисления числа: 60, 126, 255,
255, 8, 8, 40, 16. (работа в интерактивном режиме).
Двое (по вариантам) записывают свои ответы у доски, остальные
проверяют в картах урока.
Личностные качества:
Учебно-познавательный
интерес к новому учебному
материалу.
Познавательные УУД:
моделирование, анализ с
целью выделения
признаков, выбор
оснований и критериев
для сравнения,
классификации объектов,
установление причинно-
следственных связей
Самопроверка
Слайд 32
Ваши ответы запишите в правый столбик таблицы.
- Что вы заметили? каждом двоичном коде разное количество
символов)
- Как можно преобразовать число точки зрения математики),
чтобы не изменить его значение? (дописать слева нули)
- Сколько таких нулей можно дописать? (сколько угодно)
-А в нашем случае сколько их нужно дописать? (до восьми
символов)
- Допишите в левый столбец необходимое количество нулей для
каждого случая.
- У вас получился двоичный код некоторого изображения.
Нарисуем его, начиная с левого верхнего угла, если есть 1, то …?
(закрашиваем клеточку), если есть 0, то …? (не закрашиваем).
− Что получилось? (зонтик).
- Можно ли построить графическое изображение по кодам разной
длины? (нет)
- Какой вывод можно сделать? (Для построения изображения
необходимы коды одинаковой длины)
- Запишите вывод в карту урока.
Слайд 33
Слайд 34
Слайд 35
2) Кодирован
ие цвета
- Мы рассматривали черно – белые картинки, где каждая точка
рисунка могла быть закрашена или нет. В этом случае для одного
пикселя нужно всего лишь один бит памяти. Запишем это в карту
урока. (36 слайд)
- А как же быть с цветными изображениями? (37 слайд)
Необычайно богатая цветовая палитра современных
компьютеров получается смешением взятых в определенной
пропорции трех основных цветов: красного, синего и зеленого. Так
называемый метод RGB (от слов Red красный, Green
зелёный, Blue синий), который основан на том, что глаз человека
воспринимает все цвета как сумму трех основных красного,
зеленого, синего (слайд 38). Каждый пиксель на цветном экране - это
совокупность трех точек разного цвета: красного, зеленого и синего.
Эти точки расположены так близко друг к другу, что нам они
кажутся слившимися в одну точку (слайд 39).
Для получения цветного пикселя в одно и то же место экрана
Личностные качества:
Учебно-познавательный
интерес к новому учебному
материалу.
Слайд 36
Слайд 37
Слайд 38
Слайд 39
направляется не один, а сразу три цветовых луча. Каждый цвет
кодируется цепочкой из 8 единичек и нулей, т.е. 8 битами (слайд 40).
А так как в одном пикселе присутствуют сразу три цвета, то при
цифровом представлении цветных изображений каждый пиксель
кодируется цепочкой из 24 нулей и единиц, что позволяет
использовать 256 оттенков каждого цвета.
Слайд 40
3) Компьютерн
ый
эксперимен
т
Проведем небольшой эксперимент. (слайд 41).
1. Запустите графический редактор Paint (выбираем Пуск Все
программы Стандартные Paint) и выполните команду
[Палитра - Изменить палитру].
2. В открывшемся диалоговом окне Изменение палитры щелкните на
кнопке Определить цвет; обратите внимание на информацию в
правой нижней части экрана.
3. Задайте несколько раз по своему усмотрению значения в полях
ввода для основных цветов и проследите за изменениями в окне
Цвет/3аливка.
4. Установите, какие цвета получатся при следующих значениях
основных цветов: (слайд 42) и запишите в карту урока.
Красный
Синий
Цвет
0
0
0
255
0
0
190
190
255
0
0
255
255
255
255
0
255
255
5. Сделайте выводы в карте урока.
- Сверим получившиеся результаты и сделаем выводы по
эксперименту.
Красный
Синий
Цвет
0
0
Черный
Познавательные УУД:
поиск и выделение
информации, анализ с
целью выделения
признаков, выбор
оснований и критериев
для сравнения,
установление причинно-
следственных связей;
умение на основе анализа
объектов делать выводы.
Коммуникативные УУД:
умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли
Регулятивные УУД:
планирование, контроль,
оценка, волевая
саморегуляция;
вносить необходимые
коррективы в действие после
его завершения на основе
оценки и учета характера
сделанных ошибок
Самоконтроль и
самопроверка
Слайд 41
Слайд 42
Слайд 42
после
щелчка
0
255
Синий
0
0
Зеленый
190
190
Серый
255
0
Красный
0
255
Голубой
255
255
Розовый
255
0
Желтый
255
255
Белый
Выводы по эксперименту: (за каждый правильный вывод поставьте
себе «+»)
1. Отсутствие основных цветов дает черный цвет.
2. Значение 255 на месте красного основного цвета дает красный
цвет
3. Значение 255 на месте зеленого основного цвета дает зелёный
цвет
4. Значение 255 на месте синего основного цвета дает синий
цвет
5. Смешение всех основных цветов дает белый цвет.
Слайд 43
VI. Подведение
итогов урока
- Ребята, урок подходит к концу. Пора подвести итоги.
- Какую цель мы ставили?
- Удалось достичь поставленной цели?
- Каким образом?
- С какими видами графики мы познакомились?
- Как называется наименьший элемент растрового изображения?
- Каким образом кодируется черно-белое изображение?
- Какие затруднения вы испытали? В чём?
Познавательные:
ориентироваться в своей
системе знаний: отличать
новое от уже известного с
помощью учителя.
Коммуникативные:
оформлять свою мысль в
устной и речи (на уровне
одного предложения).
VII. Выставлени
е оценок.
Самооценка.
- Пришло время оценить свою работу на уроке. Посчитайте
количество «+» в вашей карте урока и запишите его в карту урока.
Согласно критериям выставите себе отметку (слайд ).
-А теперь выберите смайлик, который соответствует вашему
настроению в конце урока и зарисуйте его в правом нижнем углу
вашей карты урока.
Слайд 44
Слайд 45
VIII. Домашнее
задание:
- Откройте дневники и запишите домашнее задание на следующий
урок:
§1.3 (с. 23 – 25);
РТ: № 38 (1 или 2 на выбор);
№ 39 (1 или 2 на выбор).
Слайд 46
IX. Рефлексия
- Ребята, вам необходимо будет закончить моё предложение:
1. Сегодня на уроке я узнал …
2. Было интересно …
3. Я понял, что …
4. Я не знал, теперь знаю …
5. Теперь я могу …
6. Полученные знания мне пригодятся …
Метапредметные:
учиться совместно с
учителем и другими
учениками давать
эмоциональную оценку
своей деятельности и
деятельности класса на
уроке.
Самооценка
ученика
Слайд 47
Слайд 47
после
щелчка