Конспект урока "Племена адыгов после распада Золотой Орды"

Муниципальное образование город Армавир Краснодарского края
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа №7 имени Г.К. Жукова
Урок по по теме:
«Племена адыгов после распада Золотой Орды»
Составитель: учитель истории
МАОУ СОШ 7 имени Г.К.
Жукова Иваничкина Олеся
Александровна
Армавир
2016 г.
Цель: познакомить учащихся с племенами адыгов (черкесов), населявших
территорию Кубани в XVI веке; рассказать об их общественном строе, быте,
обычаях, традициях и верованиях.
Задачи:
обучающая: дать представление об историческом, культурном и духовном
развитии адыгского народа в средневековый период;
развивающая: создание условий для реализации потребности транслировать
свое мировосприятие исторического и духовного прошлого адыгского
народа, населявшего Кубань в XVI веке.
воспитательная: привитие интереса к отечественному многонациональному,
неделимому культурному и духовному наследию родного края, его
сохранению и приумножению.
Учебное оборудование: Б.А. Трехбратов. Кубановедение, 6 класс: учебник. –
Краснодар, 2009; контурные карты
ТСО: мультимедийное оборудование.
Основные понятия: вассалы, подсечная и переложная системы земледелия,
бортничество, наездничество.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
I. Учитель начинает урок со стихотворения адыгского поэта Исхака
Машбаша «Адыги». Учащиеся, прослушав произведение, должны
определить тему урока.
Фрагмент стихотворения.
Адыги на земле моей живут.
Они себя черкесами зовут.
Смеются солнцу. Добрых ждут дождей.
Живут адыги на земле людей.
А ты о них не знаешь ничего –
Ни песен их гортанных, ни традиций.
Когда в ауле человек родится,
То дерево сажают в честь него.
Ребята определяют тему занятия, а учитель дает необходимые пояснения и
предлагает учащимся в конце урока ответить на проблемный вопрос:
- Почему адыгов называют воинственными народами?
План изучения нового материала:
1. Расселение адыгов в XVI веке.
2. Основные занятия черкесов.
3. Общественный строй, обычаи, верования адыгов.
II. На втором этапе урока учащимся предлагается прочитать раздел учебника
на стр. 91-92 и, используя карту на стр. 91, заполнить таблицу «Расселение
адыгов в XVI веке». При этом в названиях основных адыгских племен,
которые представлены в таблице, надо переставить буквы.
Название племен и народностей
Места проживания
Новзацы (зановцы)
Жебхиду (бжедухи)
Хайтуцина (натухайцы)
Гипашсу (шапсуги)
Катухаевцы (хатукаевцы)
Базедахи (абадзехи)
Гомитерцыев (темиргоевцы)
Евленецыбес (бесленеевцы)
Бацызина, хибыу, чаракевацы
(абазинцы, карачаевцы, убыхи)
III. Учитель рассказывает об основных занятиях адыгов. А учащимся
предлагается составить кластер.
Занятия адыгов были довольно разнообразны. Итальянский католический
монах и путешественник Джорджио Интериано отмечал, что «мяса они
(адыги) употребляют мало, равно как дичи и домашних животных; пшеницы
у них нет вовсе, зато много проса и других водянистых семян, из которых
делают хлеб, разные кушанья и напитки; употребляют также вино из яблок» -
- Ребята, назовите, исходя из тех продуктов, что отметил путешественник,
основные занятия черкесов?
Дети обозначают: скотоводство, охота, земледелие, виноградарство.
Остановимся подробнее на земледелии. В зависимости от места проживания,
оно делилось на подсечное и переложное.
Земледелие
Подсечная система
Переложная система
Предгорье, горы
Равнина
Для жителей побережья Кубани, Азовского и Черного морей особое значение
имело рыболовство. В богатом лесами Закубанье занимались бортничеством.
Учащиеся в тетрадях записывают термин: бортничество орть дупло
дерева) получение меда из естественных, а затем выдолбленных дупел;
подсечная система способ земледелия, когда освобожденная от леса земля
использовалась два-три года до истощения; переложная система при
которой после снятия нескольких урожаев землю (перелог) оставляли
довосстановления плодородия почвы. Из других занятий имели
распространение садоводство, ремесло, коневодство. Изделия ремесла
отличались высоким качеством и красотой. Ценилось холодное оружие,
изготовляемое адыгейскими мастерами. А лошади черкесской породы
славились выносливостью, красотой. Также, лошадь считалась лучшим
другом и помощником у адыгов. Большую часть жизни черкес проводил в
военных походах, также конь был основным средством передвижения.
В конце рассказа учителя проверяется выполнение задания. Учащийся у
доски рисует кластер, где отображает все занятия адыгов.
Земледелие
Занятия
адыгов
Скотоводство
Рыболовство
Бортничество
Коневодство
Виноградарство
Садоводство
IV. Класс делится на две группы, каждая из которых получает задание.
Необходимо всем ознакомится с текстом учебника на стр. 93-94.
Группа № 1: Составить схему: «Общественный строй адыгов в XVI веке»
Група 2: Выделить в тексте и выписать в тетрадь основные обычаи,
сложившиеся у черкесов.
Ребятам дается 10 минут на выполнение этого задания. Затем, первая группа
на доске рисует схему, где отображает сложившийся строй адыгов.
К данному периоду времени у адыгов начинается складывание феодальных
отношений, поэтому общественный строй представлен в виде феодальной
лестницы.
Пши - князья
Тлекотлеши
Уорки
Тфокотли
Зависимые крестьяне
Рабы
Ребята объясняют термин вассал землевладелец-феодал, зависящий по
своим земельным владениям от сеньора, приносящий ему присягу
и имеющий перед ним ряд обязательств и повинностей, включая воинскую
и денежную; и записывают его в тетрадь.
Вторая группа рассказывает об обычаях черкесов, в ходе рассказа учащиеся
первой группы записывают основные сведения.
Обычаи адыгов включали:
1. Наездничество набеги с целью захвата пленных и имущества. С
детства мальчиков учили военному делу, готовили наездников-воинов.
Большой честью было погибнуть в бою, как герой. О храбрых
джигитах-наездниках слагали песни, легенды. Война это главное
занятие знатных адыгов. Они должны были «лишь править своим
народом, защищать его да заниматься охотой и военным делом». А
грабеж и воровство считалось благородным делом.
2. Защита Отечества. В случае внешней опасности все мужчины
обязаны были идти на войну. Тот, кто уклонялся, изгонялся из аула.
Это считалось позором.
3. Постройка жилья. Дома не строились с крепкими стенами, они были
возведены из дерева и соломы. Считалось, что настоящий мужчина
силой своего оружия может защитить свою семью. Человек, который
строит высокие крепостные стены – трусливый и малодушный.
4. Религия. До утверждения на восточном побережье Чрного моря власти
Османской империи адыги исповедовали христианство. А в XVI веке
приняли ислам.
V. В конце урока проводится закрепление изученного материала.
Предлагаются следующие задания:
1. Пронумеруйте общественную структуру адыгов от высшего лица
к низшей социальной группе.
1. Тфокотли 2. Зависимые крестьяне 3. Уорки 4. Пши-князья 5. Тлекотлеши
6. Рабы. (Ответ: 453126)
2. Игра «да-нетка». Ребята на поставленный вопрос отвечают «да» или
«нет»:
- В XVI веке черкесы приняли мусульманство. (Да)
- Основная система заемеделия у адыгов в предгорьях и горах это
переложная. (Нет)
- Абазинцы, убыхи, карачаевцы – это адыгские племена. (Да)
- У адыгов считалось позором, если мужчина уклонялся от обязанности
защищать Отечество. (Да)
- Черкесы строили крепкие каменные дома с мощными стенами. (Нет)
VI. Поведение итогов учителем.
Возвращается к началу урока и предлагает ответить на вопрос: почему
адыгов называют воинственными народами?
Ребята приводят свои высказывания. Обращаются к воспитанию мальчика,
которого с детства учили именно военному делу. В доказательство
воинственности горцев можно привести слова Ф.А. Щербины: «Черкесы не
могли не воевать, потому что, по своим обычным воззрениям, они смотрели
на военные грабежи и воровство, как на благородный промысел джигита…»
VII. Домашнее задание. Параграф № 19. Творческое задание: нарисовать
адыга за работой (ремесло, рыболовство, скотоводство, земледелие и т.д.)