Конспект урока "Региональный компонент на уроках физической культуры. Подвижные игры" 4 класс

Конспект
урока физической культуры в соответствии с требованиями ФГОС НОО
/Технологическая карта урока/
Предмет: физическая культура
Класс: 4 «А»
Учебник: В.И. Лях «Физическая культура»
Тема урока: «Региональный компонент на уроках физической культуры. Подвижные игры».
Цель урока: Развитие физических качеств учащихся на основе подвижных и казачьих игр.
Задачи урока:
Образовательные (предметные результаты):
закрепить умение играть в раннее изученные игры;
реализация регионального компонента на уроках физической культуры.
Развивающие (метапредметные результаты):
развивать навык взаимодействия учащихся, быстроту, ловкость, внимание, координацию движений
(познавательное УУД).
Воспитательные задачи (личностные результаты):
воспитывать любовь к казачьей культуре, чувство коллективизма и осознанное отношение к здоровому образу
жизни (личностное УУД)
Тип урока: комбинированный
Место проведения: спортивный зал.
Необходимое оборудование: скакалки, волейбольные мячи, лента голубого цвета, разноцветные флажки.
Структура и ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
1
2
3
4
5
1
Организационный момент (2 минуты)
Построение, приветствие,
сообщение темы и задачи.
Организация учащихся на урок.
Вступительное слово учителя.
Ребята, мы живем с вами в
казачьей станице, и должны
помнить, бережно хранить
казачьи традиции. Сегодня на
уроке мы познакомитесь с
играми.
Как вы думаете с какими?
Построение в одну шеренгу.
Соблюдать интервал.
С казачьими, в которые
играли наши деды и
прадеды.
Постановка учебной цели
занятия.
2
Разминка (8 минут)
Ходьба с заданиями:
ходьба на внешней стороне стопы;
ходьба, перекатываясь с пятки на носок;
ходьба на носках
ходьба на равновесие, руки в стороны;
Ребята, а для чего мы с вами выполняли эти
упражнения? (профилактика плоскостопия)
3. Бег с заданиями:
правым боком приставным шагом;
левым боком приставным шагом;
с высоким подниманием бедра;
захлёст голени;
ускорение по диагонали и т.д.
4. ОРУ без предметов:
- И.п. – ноги на ширине, руки на поясе. 1 – руки
Следить за осанкой, за
правильным выполнением
упражнений.
Закрепление знаний по
двигательным действиям
Научить самостоятельно
выполнять упражнения
Активное участие в диалоге
с учителем.
Соблюдать интервал.
Придумывают упражнения
для разминки на все группы
мышц.
Умение правильно
выполнять
двигательное
действие
Умение распознавать
и называть
двигательное
действие
Понимание
необходимости
выполнения
упражнений для
предупреждения
плоскостопия
Умение организовать
собственную
деятельность
Умение распознавать
и называть
двигательное
действие
Умение
взаимодействовать со
сверстниками.
в стороны; 2 – руки вверх, подняться на носки;
3 руки в стороны; 4 – и.п. (7-8 раз).
- И.п. – ноги на ширине плеч, руки за головой.
1 поворот туловища вправо, руки в стороны; 2
и.п. То же влево (8раз).
- И.п. – ноги на ширине плеч, руки внизу. 1
руки в стороны; 2 - наклон к правой (левой)
ноге, коснуться пальцами рук, носков ног; 3 –
выпрямиться, руки в стороны; 4 – и.п. (6-8раз).
- И.п. – о.с., руки внизу. 1 – правую ногу в
сторону, руки в стороны; 2 – правую руку вниз,
левую руку вверх; 3 – руки в стороны; 4 –
приставить правую ногу, вернуться в и.п. То же
влево (8раз).
- И.п. – о.с., руки на поясе. 1 – правую ногу
вперёд на носок; 2 в сторону (вправо); 3 –
назад; 4 – и.п. То же влево, левой ногой (6-8раз).
- И.п. – о.с., руки на поясе. 1 – прыжком ноги
врозь, руки в стороны; 2 – вернуться в и.п. (5-
6раз).
5. Перестроение для эстафет в три колонны
Повторяют за педагогом и
запоминают.
Перестроение в три колонны
Запомнить
упражнения.
Умение видеть и
чувствовать красоту
движения
3
Основная часть (25 минут)
Деление на две команды. Одна команда -
«Терское казачье войско», другая команда
«Донское казачье войско».
Проследить правильное
выполнение команды
Деление на две команды.
Выборы атаманов каждого
«войска».
Атаманы следят за
Умение
самоопределиться с
заданием и принять
решение по его
Выборы атаманов каждого «войска».
Игры: «Заря - заряница»,
«Иголка, нитка и узелок»,
«Чью душу желаете»,
«Ловишка в кругу»,
«Гусеница»,
«Подкинь мяч выше»,
«Увернись от мяча».
«Совушка»
Сформировать знаний по
двигательным действиям.
Соотносить задания учителя с
двигательными действиями
учеников.
Развитие умения давать оценку
двигательным действиям.
дисциплиной и правильным
выполнением правил игры в
своей команде
Приложение № 1
Атаманы выполняют роль
ведущего в игре, оценивают
выполнение заданного
положения, дети активно
играют, соблюдая правила.
выполнению.
Умение работать в
команде
Умение технически
правильно выполнять
двигательное
действие.
Умение активно
включаться в
коллективную
деятельность.
4
Заключительная часть (5 минут)
1. Построение в одну шеренгу.
2. Игра «Кто лучше услышит»
3. Рефлексия. Подведение итогов урока.
4. Домашнее задание.
Умение организовывать
коллективную совместную
деятельность
Отметить отличившихся ребят.
Составить комплекс ОРУ для
осанки (5-6 упражнений)
Узнать в какие еще игры играли
казачата.
Построение в одну шеренгу
Приложение № 2
Самооценка действий.
Оценка атаманов
выполнения игры казачат.
.
Умение выполнять
упражнения по
команде.
Умение работать в
команде.
Умение оценивать
свои действия.
Умение применять
полученные знания в
организации режима
дня
Приложение 1
Игра «Заря» о трех силах Природы: Воде, Воздухе, Земле. Заря Природы это рождение Духа Земли, который она
выдавливает из себя через родники, ключи. Этот Дух - лента голубого цвета.
Цель. Развитие быстроты, экологического мышления.
Ход игры:
Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих — Заря. Она ходит сзади с лентой и говорит:
Заря–зарница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила,
Ключи золотые, ленты голубые,
Кольца обвитые — за водой пошла!
С последними словами «Заря» осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих. Тот, заметив это, быстро берёт
ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Кто останется без места, становится Зарей.
Правила игры. Игроки не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту. Бегущие не должны
пересекать круг.
Игра «Иголка, нитка и узелок»
Цель. Развитие чувство коллективизма, ответственности друг за друга.
Ход игры:
Игроки становятся в круг и берутся за руки. Считалкой выбирают «Иголку», «Нитку» и «Узелок».
Герои друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же «Нитка» или «Узелок» оторвались (отстали или
неправильно выбежали, вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие герои.
Выигрывает та тройка, в которой дети двигались быстро, ловко, не отставая друг от друга.
Правила игры. «Иголку», «Нитку», «Узелок» надо впускать и выпускать из круга, не задерживая, и сразу же закрывать
круг.
Игра «Чью душу желаете»
Цель. Развитие быстроты, смекалки, силы, выносливости.
Ход игры:
Класс делится на группы (команды). Команды становятся напротив друг друга на расстоянии не менее 10 метров. Ребята
берутся за руки и спрашивают у противоположной команды «Чью душу желаете?» Игроки противоположной команды
отвечают, указывая на любого игрока. Этот игрок бежит с целью пробить цепь. Если пробил - забирает в свою команду
игрока, нет- становится пленным - игроком этой команды.
Игра «Ловишка в кругу»
Цель. Развитие чувства меры, умения жить в почитании и согласии с требованиями общества, не переступать
запретную черту даже в экстремальных ситуациях.
Ход игры:
Подобная игра, входя в подсознание, как алгоритм поведения, поможет человеку и в дальнейшем, не выходя из круга
своих возможностей и заслуг, регулировать свои действия, соотносить их безболезненно для самолюбия с действиями
окружающих.
На площадке чертят большой круг — от 3 м и более, в зависимости от количества играющих.
В середине круга кладут палку, её длина должна быть значительно меньше диаметра круга. Участники игры стоят в
кругу, один из них — «Ловишка». Он бегает за детьми в кругу и старается кого–то поймать. Пойманный игрок
становится «Ловишкой».
Правила игры. Никто не встаёт на палку ногами: «Ловишка» её оббегает, игроки могут перепрыгивать. Пойманному
игроку не вырываться из рук «Ловишки».
Игра «Гусеница»
Цель. Развитие быстроты, ловкости, тактики совместных действий.
Ход игры:
Класс делится на 2 команды, строятся колоннами по одному за стартовой линией. В 10 м перед каждой командой
кладется по набивному мячу.
По сигналу участники садятся на пол, согнув ноги. Каждый участник захватывает сидящего за ним партнера за
голеностопы, и вся колонна, напоминает ползущею гусеницу, поочередно передвигая то ноги, то ягодицы. Передвигаясь,
таким образом, доходят до набивного мяча огибают его и также возвращаются обратно.
Игра «Подкинь мяч выше» (казачата бросали раньше шапку).
Цель. Развитие быстроты, силы, расчетливости. Используется в качестве вспомогательного упражнения для учебных
заданий с бегом и метаниями мяча на дальность.
Ход игры:
Участники становятся в одну шеренгу перед кругом диаметром 3 м, в котором лежит небольшой мяч, и рассчитываются
по порядку. От круга идет размеченная беговая дорожка. Назначаются два судьи - атаманы: один у круга, другой у
беговой дорожки (у него в руках разного цвета флажки).
По сигналу из шеренги в игровой круг заходит первый игрок - атаман, берет там лежащий мяч и подкидывает его вверх.
Пока мяч летит, игрок бежит по беговой дорожке, стараясь убежать как можно дальше за время полета мяча. В момент
приземления мяча 1 атаман, стоящий у круга громко говорит: «стоп», а атаман у дорожки ставит флажок против того
места, где бегущего застало приземление мяча. Затем-то же задание выполняют поочередно все участники. Победитель
тот, чей флажок будет стоять дальше.
Игра «Увернись от мяча» (у казачат вместо теннисных мячей были скрученные в комок веревки)
Цель. Развитие быстроты и ловкости, оперативного мышления. Используется в качестве подводящего упражнения для
учебных заданий с метаниями мяча в цель.
Ход игры:
Участники игры расходятся по площадке, в центре которой располагается водящий с теннисным мячом в руках.
По сигналу игроки произвольно передвигаются по площадке, увертываясь от мяча, метаемого в них атаманом.
Участник, в которого попали мячом, поступает в группу поддержки атамана и вместе с ним осаливают остальных
игроков с использованием вспомогательных передач мяча. В результате число осаленных игроков увеличивается.
Победителем объявляется последний, оставшийся неосаленным игрок, признается самым быстрым и ловким.
Игра « Совушка»
Цель. Развитие внимания, быстроты, ловкости.
Ход игры:
Игроки на площадке располагаются произвольно. «Совушка» - в гнезде.
По сигналу ведущего: «День наступает, всё оживает!» - дети начинают бегать, прыгать, подражая полёту бабочек,
птичек, жучков и т. д.
По второму сигналу: «Ночь наступает, всё замирает сова вылетает!» - играющие останавливаются, замирают в позе, в
которой их застал сигнал.
«Совушка» выходит на охоту. Заметив движение игрока, уводит его в свое гнездо. Затем «Совушка» опять возвращается
в своё гнездо, и дети вновь начинают свободно резвиться на площадке.
Приложение 2
Игра «Кто лучше выполнит команду»:
Цель. Развитие внимания и умения двигаться с закрытыми глазами.
Ход игры:
Дети становятся в одну шеренгу, закрывают глаза и слушают только голос атамана. Атаманом подаются различные
команды: руки вверх, вниз, вперед, шаг влево, шаг вправо, налево, направо и.т.д. В конце игры ребята открывают глаза и
смотрят кто - где оказался. Выявляются самые внимательные ученики.
Литература:
1. Учебник по физкультуре В.И. Лях.
2. Интернет ресурсы: http://www.bibliofond.ru
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/fizkultura/
http://hnb.com.ua/articles/s-zdorovie-formirovanie_zdorovogo_obraza