Методическая разработка "Основы обучения упражнениям с мячом"

Муниципальное образование Темрюкский район
Краснодарского края
станица Вышестеблиевская
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7
Методическая разработка
Художественная гимнастика на уроках физической культуры
«Основы обучения упражнениям с мячом»
Подготовила: Дембе Анна Николаевна
учитель физической культуры
2013 год
Введение.
Художественная гимнастика очень популярна в нашей стране. Она
широко применяется во всех звеньях физического воспитания.
Художественная гимнастика один из видов спорта, которым занимаются
только женщины.
Упражнения художественной гимнастики соответствуют особенностям
женской моторики, их способности к выполнению мягких, плавных движений,
танцевальных по характеру. Разнообразие, широкий диапазон трудности
упражнений позволяют применять их в занятиях с группами различного
возраста и разной подготовленности.
Важное место в художественной гимнастике занимают такие виды
искусства, как танец и музыка. Музыкальное сопровождение развивает
музыкальный слух, чувство ритма, согласованность движений с музыкой.
Элементы танца расширяют общий кругозор занимающихся, знакомят с
народным творчеством; развивает любовь к искусству своего народа. Они
способствуют развитию координации движений, танцевальности,
ритмичности, раскрепощенности, эмоциональности, совершенствованию
двигательных качеств.
Богатство, разнообразие и доступность упражнений художественной
гимнастики, эффективное воздействие их на организм, зрелищность
привлекают к занятиям различный контингент занимающихся. Средства
художественной гимнастики соответствует анатомо-физиологическим
особенностям женского организма. Они доступны при любом возрасте и
конституции тела.
Цель художественной гимнастики гармоничное развитие занимающихся,
всестороннее совершенствование их двигательных способностей, укрепление
здоровья.
Художественная гимнастика учит соблюдать правила эстетического
поведения, формирует понятия о красоте тела, воспитывает вкус,
музыкальность.
Художественная гимнастика подразделяется на основную, прикладную и
художественную гимнастику со спортивной направленностью. Основная
художественная гимнастика применяется в целях всестороннего,
гармоничного физического развития, укрепления здоровья и
совершенствования двигательных функций, осанки занимающихся. Ее
средства (танцы, игры под музыку, упражнения без предмета и с предметом)
используются в детских садах, общеобразовательных школах, средних и
высших учебных заведениях.
К частным задачам художественной гимнастики относятся:
воспитание умения произвольно регулировать силу (степень мышечного
напряжения) движений в соответствии с их амплитудой, направлением,
темпом и ритмом;
воспитание умения придавать движениям разнообразную
эмоциональную окраску;
эстетическое воспитание занимающихся на основе связи движений с
музыкой и использования элементов танца.
В процессе занятий художественной гимнастикой формируются
моральные и волевые качества, жизненно важные двигательные умения и
навыки. Одна из наиболее важных задач художественной гимнастики это
овладение занимающимися спортивным мастерством.
Отличительная особенность художественной гимнастики
эмоциональная выразительность движений, непосредственная связь с
музыкой и элементами танца. Художественная гимнастика наряду с развитием
физических качеств способствует эстетическому воспитанию. Органичное
сочетание движений с музыкой обусловливает танцевальный характер
упражнений и придает им целостность, слитность и яркую динамическую
структуру.
Наиболее типичными упражнениями для художественной гимнастики
являются: упражнения с предметами яч, скакалка, обруч, лента, булавы);
упражнения без предмета; акробатические упражнения; ритмика; элементы
танца. Эти упражнения наиболее ярко отражают специфику художественной
гимнастики и являются ее основным содержанием. Выполнение большинства
их связано с умением сознательно регулировать степень напряжения мышц,
правильно перераспределять это напряжение и использовать действие сил,
возникающих при передаче движений из одного звена тела в другое.
Упражнения требуют систематического совершенствования координации
движений, выполняемых с разнообразной скоростью и различным
напряжением мышц.
Упражнениям художественной гимнастики присущи динамичность,
целостность и танцевальность.
Динамичность движений обусловлена интенсивным передвижением по
площадке, выполнением движений с различной амплитудой, скоростью,
силой.
Целостность упражнений предполагает участие всех звеньев тела в любом
выполняемом движении.
Танцевальность упражнений заключается в умении придать движениям
различный характер и разную эмоциональную окраску. При этом движения
выполняют в определенном ритмическом рисунке и повторяют в
необходимой последовательности (циклично).
Основными средствами этих занятий являются упражнения с предметами,
учебная практика, музыка.
Характеристика упражнений с предметами
Упражнения с предметами ценное средство для развития
выносливости, ловкости, быстроты, смелости и настойчивости.
Броски, ловля, перекаты, вращения и другие упражнения предметами,
связанные с умением распределять движения в пространстве и во времени и
сочетать их с движениями тела, требуют разносторонней координации и
тонких мышечных ощущений. При их выполнении создаются благоприятные
условия для функционального совершенствования зрительного и кожного
анализаторов, а также для развития координационных способностей за-
нимающихся.
По мнению доцента кафедры гимнастики ГЦОЛИФКа Т. С. Лисицкой,
специфика упражнений с предметами определяется двумя факторами.
Первый из них принципиально возможные кинематические формы
движений самого предмета как независимого снаряда. Второй это
произвольные движения занимающихся во взаимодействии со снарядом
(типа движений без предмета).
Предмет как независимый снаряд может совершать переместительное и
вращательное движение. При этом ось вращения в полете всегда проходит
через центр тяжести или общий центр массы предмета, а переместительное
движение совершается по параболе. Свободное движение предмета
возможно при бросках и перекатах.
Среди движений, которые выполняются в контакте «человек предмет»,
наиболее простыми являются махи, круги и вращения. При этом важное
значение имеет правильный хват предмета. Для занятий с большинством
предметов характерны жесткий хват (при выполнении махов и кругов) и
свободный (при вращении). Выполнение тех или иных движений с предметами
определяется фактурой снаряда.
СТРУКТУРА УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
Подготовительная часть:
1 фрагмент – упражнения по «кругу»:
1 серия спортивные виды ходьбы и бега носка, на носках, на пятках, в
приседе, бег, бег с высоким подниманием бедер, с захлестыванием голени);
2-я серия специфические формы ходьбы и бега (мягкий, перекатный,
пружинный, высокий, острый. Широкий);
3-я серия – танцевальные шаги, соединения и комбинации.
2 фрагмент – упражнения у опоры и на середине:
4-я серия – общеразвивающие упражнения, преимущественно для развития
подвижности в суставах ног голеностопных, коленных и тазобедренных
(«снизу вверх») и туловища шеи , плечевых суставов, грудного и
поясничного отдела позвоночника («сверху вниз»).
5-я серия хореографические упражнения (элементы классического тренажа):
плие, батманы тандю, жете, рон де жамб, пар тер, батманы фондю, фраппе и
сутеню, девлопе и ревеле лян, гран батман жете.
3 фрагмент – упражнения на середине.
6-я серия упражнения для рук: классические, специфические, народно-
характерные, современные.
7-я серия – специфические упражнения (волны, взмахи, расслабления);
8-я серия – упражнения в равновесии;
9-я серия – повороты на двух и одной;
10-я серия – соединения наклонов, равновесий, поворотов, волн и взмахов;
4 фрагмент – прыжки:
11-я серия – упражнения на развитие прыгучести (маленькие прыжки).
12-я серия – амплитудные прямые прыжки (открытый, шагом, кольцом и др.);
13-я серия – прыжки с вращениями (с поворотом и перекидные);
14-я серия – прыжковые соединения;
15-я серия – соединения прыжков с другими движениями.
Примечание: 14 и 15 серии можно проводить с предметами.
Основная часть:
5 фрагмент первый вид многоборья: специально-двигательная подготовка,
«предметный урок» (школа предмета), изучение и совершенствование техники
элементов, соединений, частей и соревновательных комбинаций в целом.
6 фрагмент второй вид многоборья: изучение и совершенствование техники
элементов, соединений , частей и комбинаций.
Заключительная часть:
7 фрагмент общая физическая подготовка :упражнения преимущественно на
развитие силы мышц брюшного пресса, спины и ног, на развитие общей и
специальной выносливости ( прыжковой, равновесной и др.).
8 фрагмент музыкально-двигательная подготовка: задания на согласование
движений с музыкой, музыкальные игры и творческая импровизация.
9 фрагмент подведение итогов, домашнее задание, индивидуальные беседы,
беседы с родителями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Л.Я. Аркаев, Н.И.Кузьмина «О модели построения многолетней спортивной
тренировки в художественной гимнастике» - Москва, Госкомспорт СССР,
1989 год
Ж.А. Белокопытова , «Методические рекомендации по организации и методам
отбора в ДЮСШ по специализации художественная гимнастика», Киев,
РНМЖ, 1978 год
Г.А. Боброва, «Художественная гимнастика в школе», Москва, Физкультура и
спорт, 1978 год
Т.С. Лисицкая, «Художественная гимнастика: учебник для институтов
физической культуры» , Физкультура и спорт, 1982 год.
Л.П. Орлов, «Художественная гимнастика», Москва, Физкультура и спорт,
1973 год
Л.А. Карпенко, «Методика тренировки занимающихся художественной
гимнастикой», Ленинград, ГДИФОК, 1989 год