Сценарий урока "Вероятности событий (при бросании 2-х игральных кубиков)" 8 класс

Автор (полностью фамилия, имя, отчество, должность, предмет) Шишкова Елена Ивановна,
учитель математики
Образовательное учреждение (полное название), регион ГБОУ СОШ «Школа здоровья»
1115 г.Москва
Сценарий урока
К уроку теории вероятности в 8 классе по теме: «Вероятности событий
( при бросании 2-х игральных кубиков
Педагогические технологии: Технология объяснительно-иллюстрированного обучения,
компьютерная технология, личностно-ориентированный подход в обучении,
здоровьесберегающие технологии.
Тип урока: урок получения новых знаний.
Продолжительность: 1 урок.
Класс: 8 класс.
Тема: Вероятности событий (при бросании 2-х игральных кубиков)
Цели урока:
Обучающие:
повторить навыки применения формулы для нахождения вероятности событии и
научить применять её в задачах с игральными кубиками;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую
правильность рассуждений, распознавать логически некорректные рассуждения.
Развивающие:
развить навыки поиска, обработки и представления информации;
развить умение сравнивать, анализировать, делать выводы;
развить наблюдательность, а также коммуникативные умения.
Воспитательные:
воспитать внимательность, усидчивость;
сформировать понимание значимости математики как способа познания
окружающего мира.
Оборудование урока: компьютер, мультимедиа, маркеры, копи-устройство mimio (или
интерактивная доска), конверт ( в нем находится задание для практической работы,
домашней работы, три карточки: желтого, зеленого, красного цветов), модели игральных
кубиков.
План урока
1.Организационный момент.
- На предыдущем уроке мы познакомились с формулой классической вероятности.
Вероятностью Р наступления случайного события А называется отношение m к n,
где n – это число всех возможных исходов эксперимента, а m это число всех
благоприятных исходов.
- Формула представляет собой так называемое классическое определение вероятности по
Лапласу, пришедшее из области азартных игр, где теория вероятностей применялась для
определения перспективы выигрыша. Эта формула применяется для опытов с конечным
числом равновозможных исходов.
Вероятность события =
число благоприятных исходов
число всех равновозможных исходов
Таким образом, вероятность – это число от 0 до 1.
Вероятность равна 0, если событие невозможное.
Вероятность равна 1, если событие достоверное.
-Решим задачу устно: На книжной полке стоят 20 книг, из них 3 справочника. Какова
вероятность, что взятая с полки книга не окажется справочником?
Решение:
Общее число равновозможных исходов – 20
Число благоприятных исходов 20 3 = 17
Р =
17
20
= 0,85.
Ответ: 0,85.
2. Получение новых знаний.
А теперь вернемся к теме нашего урока: «Вероятности событий», подпишем её в своих
тетрадях.
Цель урока: научиться решать задачи на нахождение вероятности при бросании кубика
или 2-х кубиков.
Наша сегодняшняя тема связана с игральным кубиком или его еще называют игральной
костью. Игральная кость известна с древности. Игра в кости - одна из древнейших, первые
прообразы игральных костей найдены в Египте, и датируются они XX веком до н. э. Имеется
множество разновидностей, от простых (выигрывает выкинувший большее количество
очков) до сложных, в которых можно использовать различные тактики игры.
Самые древние кости датируются ХХ веком до н. э., обнаружены в Фивах. Первоначально
кости служили орудием для гаданий. По данным археологических раскопок в кости играли
повсеместно во всех уголках земного шара. Название произошло от первоначального
материала костей животных.
()
m
PA
n
=
Древние греки считали, что кости изобрели лидийцы, спасаясь от голода, чтобы хоть чем-
то занять свои умы.
Игра в кости получила отражение в древнеегипетской, греко-римской, ведической
мифологии. Упоминается в Библии, «Илиаде», «Одиссее», «Махабхарате», собрании
ведических гимнов «Ригведа». В пантеонах богов хотя бы один бог являлся обладателем
игральных костей как неотъемлемого атрибута .
После падения Римской Империи игра распространилась по Европе, особенно увлекались
ей во времена Средневековья. Поскольку игральные кости использовались не только для
игры, но и для гадания, церковь неоднократно пыталась запретить игру, для этой цели
придумывались самые изощрённые наказания, но все попытки заканчивались неудачей.
Согласно данным археологии, в кости играли и в языческой Руси. После крещения
православная церковь пыталась искоренить игру, но среди простого народа она оставалась
популярной, в отличие от Европы, где игрой в кости грешила высшая знать и даже
духовенство.
Война, объявленная властями разных стран игре в кости породила множество различных
шулерских уловок.
В век Просвещения увлечение игрой в кости постепенно пошло на спад, у людей
появились новые увлечения, их больше стали интересовать литература, музыка и живопись.
Сейчас игра в кости не столько широко распространена.
Правильные кости обеспечивают одинаковые шансы выпадения грани. Для этого все грани
должны быть одинаковыми: гладкими, плоскими, иметь одинаковую площадь, скругления
(если они имеются), отверстия должны быть просверлены на одинаковую глубину. Сумма
очков на противоположных гранях равна 7.
Математическая игральная кость, которая используется в теории вероятности,- это
математический образ правильной кости. Математическая кость не имеет ни размера, ни
цвета, ни веса и т.д.
При бросании игральной кости (кубика) может выпасть любая из шести ее граней, т.е.
произойти любое из событий- выпадение от 1 до 6 точек (очков). Но никакие две и более
граней одновременно появиться не могут. Такие события называют несовместными.
-Рассмотрим случай, когда бросают 1 кубик. Выполним № 2 в виде таблицы.
с
с
о
о
б
б
ы
ы
т
т
и
и
е
е
Ч
Ч
и
и
с
с
л
л
о
о
б
б
л
л
а
а
г
г
о
о
п
п
р
р
и
и
я
я
т
т
н
н
ы
ы
х
х
и
и
с
с
х
х
о
о
д
д
о
о
в
в
в
в
е
е
р
р
о
о
я
я
т
т
н
н
о
о
с
с
т
т
ь
ь
А: « выпало число 4»
В: « выпало число 5»
С: « выпало число меньше 3»
Д: « выпало число 8»
Е: « выпало нечетное число
меньше 3»
- Теперь рассмотрим случай, когда бросают 2 кубика.
Если на первом кубике выпало одно очко, то на втором может выпасть 1, 2, 3, 4, 5, 6.Получим
пары (1;1), (1;2), (1;3), (1;4), (1;5), (1;6) и так с каждой гранью. Все случаи можно представить
в виде таблицы из 6-ти строк и 6-ти столбцов:
Таблица элементарных событий
1; 1
2; 1
3; 1
4; 1
5; 1
6; 1
1; 2
2; 2
3; 2
4; 2
5; 2
6; 2
1; 3
2; 3
3; 3
4; 3
5; 3
6; 3
1; 4
2; 4
3; 4
4; 4
5; 4
6; 4
1; 5
2; 5
3; 5
4; 5
5; 5
6; 5
1; 6
2; 6
3; 6
4; 6
5; 6
6; 6
-У вас на парте лежит конверт.
- Возьмите из конверта листок с заданиями.
-Сейчас вы выполните практическое задание, воспользовавшись таблицей
элементарных событий.
Покажите штриховкой события, благоприятствующие событиям:
Задание 1. «Выпало одинаковое число очков»;
получим
1; 1
2; 1
3; 1
4; 1
5; 1
6; 1
1; 2
2; 2
3; 2
4; 2
5; 2
6; 2
1; 3
2; 3
3; 3
4; 3
5; 3
6; 3
1; 4
2; 4
3; 4
4; 4
5; 4
6; 4
1; 5
2; 5
3; 5
4; 5
5; 5
6; 5
1; 6
2; 6
3; 6
4; 6
5; 6
6; 6
Задание 2. «Сумма очков равна 7»;
получим
1; 1
2; 1
3; 1
4; 1
5; 1
6; 1
1; 2
2; 2
3; 2
4; 2
5; 2
6; 2
1; 3
2; 3
3; 3
4; 3
5; 3
6; 3
1; 4
2; 4
3; 4
4; 4
5; 4
6; 4
1; 5
2; 5
3; 5
4; 5
5; 5
6; 5
1; 6
2; 6
3; 6
4; 6
5; 6
6; 6
Задание 3. «Сумма очков не меньше 7».
Что значит «не меньше»? ( Ответ - «больше, или равно»)
1; 1
2; 1
3; 1
4; 1
5; 1
6; 1
1; 2
2; 2
3; 2
4; 2
5; 2
6; 2
1; 3
2; 3
3; 3
4; 3
5; 3
6; 3
1; 4
2; 4
3; 4
4; 4
5; 4
6; 4
1; 5
2; 5
3; 5
4; 5
5; 5
6; 5
1; 6
2; 6
3; 6
4; 6
5; 6
6; 6
А теперь найдем вероятности событий, для которых в практической работе заштриховывали
благоприятствующие события.
Запишем в тетрадях №3
Задание 1.
Общее число исходов - 36
Число благоприятствующих исходов - 6
Р = 6/36=1/6.
Ответ: 1/6.
Задание 2.
Общее число исходов - 36
Число благоприятствующих исходов - 6
Р = 6/36=1/6.
Ответ: 1/6.
Задание 3.
Общее число исходов- 36
Число благоприятствующих исходов - 21
Р = 21/36=7/12.
Ответ:7/12.
№4. Саша и Влад играют в кости. Каждый бросает кость два
раза. Выигрывает тот, у кого выпавшая сумма очков больше.
Если суммы очков равны, игра оканчивается вничью. Первым
бросал кости Саша, и у него выпало 5 очков и 3 очка. Теперь
бросает кости Влад.
а) В таблице элементарных событий укажите
(штриховкой) элементарные события, благоприятствующие
событию «Выиграет Влад».
б) Найдите вероятность события «Влад выиграет».
Решение:
а) Так как сумма очков Саши 5+3=8, то необходимо Владу набрать более 8 (9, 10,11, 12)
б) Общее число исходов - 36
Число благоприятствующих исходов - 10
Р = 10/36=5/18.
Ответ: б) 5/18.
1
2
3
4 5 6
1
2
3
4
5
6
В
т
о
р
а
я
к
о
с
т
ь
Первая кость
3. Физкультминутка.
Если событие достоверное - мы все дружно хлопаем,
Если событие невозможное - мы все вместе топаем,
Если событие случайное - покачаем головой / вправо-влево
«В корзине 3 яблока (2 красных, 1 зеленое).
- Из корзины вытащили 3 красных – (невозможное)
- Из корзины вытащили красное яблоко - (случайное)
- Из корзины вытащили зеленое яблоко – (случайное)
- Из корзины вытащили 2 красных и 1 зеленое – ( достоверное)
Решим следующий номер.
№5.
Правильную игральную кость бросают два раза. Какое событие более вероятно:
А: «Оба раза выпало 5 очков»;
В: «В первый раз выпало 2 очка, во второй 5очков» ;
С: «Один раз выпало 2 очка, один раз 5 очков»?
Решение:
Разберем событие А: общее число исходов-36, число благоприятствующих исходов- 1 (5;5)
Р = 1/36.
Разберем событие В: общее число исходов-36, число благоприятствующих исходов- 1 (2;5)
Р = 1/36.
Разберем событие С: общее число исходов-36, число благоприятствующих исходов- 2 (2;5 и
5;2)
Р = 2/36=1/18.
Ответ: событие С.
4. Постановка домашнего задания. Вы
1.Вырезать развертку, склеить кубики. Принести на следующий урок.
2.Выполнить 25 бросков. Результаты записать в таблицу: (на следующем уроке можно ввести
понятие частоты )
События
Количество выпадений
«Сумма очков 6»
«Сумма очков не
менее 5»
«Сумма очков не
более 5»
3.Решите задачу: Бросают две игральные кости. Вычислите вероятность:
а) «Сумма очков равна 6»;
б) «Сумма очков не менее 5»;
в) «На первой кости очков больше, чем на второй».
5. Подведение итогов.
Учащиеся отвечают на вопросы: Что нового узнали на уроке?
В конце урока /с помощью карточек трёх цветов : жёлтого, зеленого, красного/
У ребят на партах в конвертах лежат карточки. По просьбе учителя, учащиеся поднимают
карточку соответствующего цвета.
- Поднимите зеленую, если вы всё поняли.
- Желтую, если есть небольшие недочеты и есть над чем работать.
- Красную, если не совсем разобрались в теме.
1.
ИСТОЧНИКИ:
1. Тюрин Ю. Н. и др. Теория вероятностей и статистика / Ю. Н. Тюрин, А. А. Макаров, И. Р.
Высоцкий, И. В. Ященко.—2-е изд., переработанное. — М.: МЦНМО: ОАО «Московские
учебники», 2008.
2.Картинки с сайта
Рожица- http://www.livegif.ru/archive/the_best/11_6.html
Школа- http://www.allforchildren.ru/pictures/school/school19-04.gif
Сова- http://www.allforchildren.ru/pictures/school/school10-01.gif