Конспект урока "Анализ лирического произведения. Стихотворение А.А. Вознесенского «Живите не в пространстве, а вовремени…»"

Урок русского языка в 11 классе.
Составила: Климова Александра Владимировна.
Тема: Анализ лирического произведения.
Стихотворение А.А.Вознесенского «Живите не в пространстве, а во
времени…»
(урок – практикум).
Урок рассчитан на 2 часа.
Цели:
- «… Правильно понять художественный текст через язык, т.е. языковые
дроби, из которых слагаются целые образные единицы художественного
языка». (Н.М.Шанский)
- уяснить, что «… дело не в одних образных выражениях, а в неизбежной
образности каждого слова, поскольку оно преподносится в художественных
целях». (А.М.Пешковский)
- развивать выразительную монологическую и диалогическую речь
учащихся;
- совершенствовать навыки анализа лирического произведения;
- воспитывать любовь к слову, к богатству, величию и многообразию
русского языка.
Оборудование:
- портрет поэта;
- текст стихотворения;
- таблица «Тропы и фигуры»;
- выставка книг;
- словари;
- грамзапись («живое слово поэта»).
I. Орг. момент.
II. Повторение теоретических сведений.
Работа по учебнику.
План анализа лирического произведения: стр. 319.
III. Практикум. Анализ стихотворения А.А.Вознесенского «Живите не в
пространстве, а во времени…»
Слово учителя.
- Сегодня мы с вами продолжим разговор о творчестве Андрея
Вознесенского. Вдумаемся и вслушаемся в одно из стихотворений поэта – вы
увидите, как о многом оно расскажет.
Живите не в пространстве, а во времени,
Минутные деревья вам доверены,
Владейте не лесами, а часами,
Живите под минутными домами
И плечи вместо соболя кому-то
Закутайте в бесценную минуту…
Умирают – в пространстве.
Живут – во времени.
- В поэтическом мире А.А.Вознесенского, где бытие и быт не разделимы и
«высокое» не возвышается над «низким», главенствует слово. Поэт тяготеет
к повторам, но каждый следующий повтор открывает в слове новые грани –
ведь слово в стихе обретает дополнительные свойства и значения, каких не
имеет оно ни в обиходном, ни в прозаическом употреблении.
- О чем же стихотворение, которое мы прочитали?
(Ответы учащихся)
- В самом деле, пространство и время – ключевые слова стихотворения.
Основа стихотворения – развернутая метафора, цельный художественный
образ. Изображение делается подвижным, а восприятие творческим. Живите
не в пространстве, а во времени… известно, что пространство и время – две
основные формы бытия и «разрывать» их, противопоставляя, в обычной
речи, нельзя. В поэзии – можно.
- Обратимся к лексическому толкованию. Словарь В.И.Даля:
Пространство – среднее состояние или свойство всего, что простирается,
распространяется, занимает место; самое место это, простор, даль, ширь и
глубь… Время и пространство – отвлеченные понятия последовательности
состояния и места.
Время – средняя длительность бытия; пространство в бытии;
последовательность существования; счастье, земное благоденствие,
благосостояние.
Многие стихи поэта – гимн непреходящему, вечному, гимн времени.
Например, в поэме «Лонжюмо» время для Вознесенского – это то, что
объединяет всю землю разом, и возникает разговор о месте «человеческой
единицы» в историческом по масштабам времени.
Или «Не забудь»:
Человек снимает страны,
И моря, и океаны,
И машину, и пальто.
Он без времени ничто.
Повелительное наклонение, как грамматическая основа (живите, владейте,
закупайте), обладает высокой концентрацией смысла односоставного
обобщенно-личного предложения. Это и просьба, и призыв, и звук набата,
зовущего человека одуматься. Вознесенский создает яркий образ, где Время
обозначает Вечное, Идеал, к которому должен стремиться человек, а
пространство – это что-то преходящее.
Вдумаемся: «минутные деревья вам доверены…» По Далю: «Минута как
мера времени … 60 секунд. Вообще, короткое время, несколько мгновений».
Оказывается, что (по Далю) «Время с нами, время перед нами, а при нас его
нет», «Время деньгу дает, а на деньги и времени не купишь». Но самое
важное – «Время разум дает». Значит, для чего это «короткое время» -
минуты? Осознать скоротечность бытия, мгновенность нашего пребывания в
пространстве, где, как порой нам кажется, все существует только для нас. Но
деревья – «минутные»! А далее мы узнаем, что эти «минутные» деревья нам
доверены (метафора и оксюморон). Итак, торопись, Человек, делать добро
миру живому и неживому, ибо пора твоего «времени» скоротечна.
Владейте не лесами, а часами…
И опять метафора: «Живите под минутными домами…», но уже не
«минуты», а «дома». Что это означает?
(Ответы учащихся)
- Следующие две строки – это сравнение, сопоставление истинного и
иллюзорного:
… и плечи вместо соболя кому-то
закутайте в бесценную минуту…
- Действительно, разве может что-то заменить благородный, великолепный,
царский, бесценный соболиный мех? Вот это настоящий подарок «кому-то»
- дорогому, любимому человеку. Но еще в Библии сказано: «Не собирайте
богатств… где моль и ржа…» И Вознесенский предупреждает нас об этом
же, предлагая метафорическим эпитетом – «бесценную минуту» -
непреходящее тепло вечной любви. Многоточие – «следы на цепочках
ушедших слов» (В.В.Набоков) – расскажет то, что не выразить речью, а надо
лишь запомнить «минутное» счастье.
И, наконец, финал, вывод, авторский закон бытия, подчеркнутый логическим
ударением. «Умирают – в пространстве». Это «состоянье или свойство
всего», «простор, даль, ширь, глубь» (по Далю). Да, это верно, но слишком
холодно, обобщенно, чуждо.
Живут – во времени.
«Во времени» тепла, любви, когда (в идеале) счастье и земное благоденствие
со всеми окружающими нас людьми.
- Фигура, лежащая в основе композиции стихотворения, - параллелизм, т.е.
однородное синтаксическое построение предложений или их частей.
Структурный параллелизм в стихотворении, сопровождающийся
содержательным сходством в построении предложений, раскрывает связь
образов: живите – владейте, живите – закутайте, умирают – живут. Образное
употребление слов (минутные деревья, дома) выразительно подчеркивают
идею стихотворения: времени мало, а сделать надо очень много – хорошего,
доброго, запоминающегося… Антитеза еще более усиливает эту мысль.
- Обратимся к звуковому оформлению стихотворения. Что вы слышите в
звуках строчек Вознесенского?
(Ответы учащихся)
- Декларативное обилие взрывного начала – р, привлекающее внимание
слушателей; открытость а, бездонность о.
Логическое ударение при повторе слова минутными подчеркивается звуком
[у], который останавливает, настораживает, предупреждает, а в финале
побеждает: умирают – живут.
- Итак, какова цель лингвистического анализа художественного текста?
(Следить за художественной мыслью и образами произведения – значит
развивать чувство языка, обогащать свою речь, учиться словесному
искусству.)
- Сегодня на уроке мы увидели, услышали, поняли: к прозрению и вере
призывает нас поэт стихотворением «Живите не в пространстве, а во
времени…»
IV. Работа над сочинением.
Учащиеся пишут сочинение по теме «Мое восприятие и истолкование
стихотворения А.А.Вознесенского «Живите не в пространстве, а во
времени…»
(учитель осуществляет помощь слабым учащимся)
V. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Сегодня на уроке вы узнали…
- Оцените свою работу.
VI. Домашнее задание:
1. Закончить работу над сочинением.
2. Повторить виды сложных предложений.