Конспект урока "Письмо как способ самовыражения" 9 класс


Ермошина Валентина Семеновна
г. Тула
МБОУ- гимназия №3
Предмет: Русский язык
Тема: «Письмо как способ самовыражения»
Класс: 9
Время: 45 минут
2
Класс: 5
Время: 45 минут
Цели урока:
1.Образовательные: познакомить детей с эпистолярным жанром, научить
правильно, точно, логично, образно, эмоционально выражать свои мысли в
письменной и устной форме, научить элементам лингвистического анализа
текста;
2.Развивающие: расширить представление о поэте как о личности, развить
представление о литературном стиле, развивать орфографические и
пунктуационные навыки, развивать интерес к эпистолярному жанру, развивать
письменную монологическую и диалогическую речь;
3.Воспитательные: научить работать в группе, напомнить об этике отношений,
терпимости в споре, воспитание любви к родному языку и своей стране.
Задачи: развитие творческих способностей учащихся, развитие навыков устной
речи, выразительного чтения; развитие эмоционально-образного и
аналитического мышления учащихся, углубление знаний по русскому языку и
литературе.
Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, доска.
3
Ход урока:
I.Учитель: Цель нашего урока - познакомиться с письмом как литературным
жанром. В 19 веке писали письма близким, когда не было возможности
общения. Как Вы общаетесь? Пишите ли письма? Получаете ли?
После непродолжительной беседы ответ очевиден дети чаще пользуются
телефонами и отправляют SMS- сообщения.
Учитель: Приведите примеры SMS-сообщений. Оцените их языковые
особенности.
Учащиеся: «Ты где?», «Встречаемся в 6 у Демидовского» и т.д.
Основные особенности: бедность языка, краткость, штамп.
Учитель: Вряд ли это можно назвать произведением искусства: ни души, ни
информации, язык примитивен… Тогда как письмо это настоящее
произведение искусства. В этом нам предстоит убедиться. Давайте
вспомним, какие могут быть письма по своему назначению.
На экране:
1. Любовное
2. Дружеское
3. Деловое
4. Письмо матери
5. Письмо из армии
6. Открытое письмо
II. Работа над текстом письма А.С. Пушкина Н.Н. Гончаровой. (На
экране текст письма).
Учитель: Что можно сказать о характере письма?
Учащиеся: Письмо можно назвать любовным («Моя милая Наталья
Николаевна», «я у ваших ног», «я счастлив только будучи с вами вместе»).
Письмо также содержит деловую информацию (отчет о пребывании в
Болдино).
4
Учитель: Что это письмо рассказало об авторе?
Учащиеся: Письмо показывает глубину и искренность чувств поэта и
Натальи Николаевны, уважение, почтение к родственникам. Кроме того, оно
очень содержательно и лаконично.
III. Работа с текстом письма А.С. Пушкина А.С. Гончарову. (На экране
текст письма, детям розданы распечатки).
Учитель: Что можно сказать о характере (жанре) этого письма?
Учащиеся: Письмо, скорее всего, деловое.
Учитель: Да, правильно. Для деловых писем характерны «языковые
штампы», обращения. Найдите эти элементы в тексте письма.
Учащиеся: «Милостивый государь», «сделайте милость», «Вам угодно
просить», «с глубочайшим почтением», «ваш покорный слуга».
Учитель: Несмотря на то, что письмо деловое, в нем есть образность. В
официально деловом стиле можно увидеть элементы художественного.
Найдите их.
Учащиеся: «Сношения мои с правительством подобны вешней погоде:
поминутно то дождь, то солнце».
IV. Работа с текстом письма Пушкина к Чаадаеву.
Учитель: Что вы можете сказать о характере и содержании этого письма?
Учащиеся: Это дружеское послание. Пушкин ведет полемику со своим
другом по вопросам будущего России, в чем-то соглашается, больше спорит,
высказывает свое мнение, обосновывает его, приводя интересные примеры из
истории России. Это письмо можно охарактеризовать, как и философский
спор: поднимаются и решаются интересные вопросы религии.
Учитель: (Напоминает интересные факты из биографии Чаадаева – на экране
портрет Чаадаева).
Чаадаев автор «Философских писем», его имя упоминалось, когда
изучалась комедия Грибоедова «Горе от ума». Чаадаева постигла та же
участь, что и героя бессмертной комедии, - его объявили сумасшедшим.
Кроме этого, можно вспомнить стихотворение Пушкина «К Чаадаеву».
5
Что указывает в письме на полемику с адресатом?
Учащиеся: (находят цитату) «Что же касается нашей исторической
ничтожности, то я решительно не могу с вами согласиться».
Учитель: Что можно по письму сказать о его авторе, Пушкине?
Учащиеся: Пушкин хотя и не соглашается с Чаадаевым, спорит с ним, но по
письму видно, что очень его уважает, беспокоится о нем. Он умеет выражать
свое мнение, не оскорбляя, а уважая другого.
Приводят примеры, цитируя:
1. «Благодарю вас за брошюру»
2. «Вы говорите, что источник, из которого мы черпаем христианство,
был нечист, что Византия была достойна презрения. Ах, мой друг,
разве сам Иисус Христос не родился евреем, и разве Иерусалим не был
притчею во языцех? Евангелие разве от этого менее изумительно
3. «Поспорь с Вами, я должен вам сказать, что многое в вашем послании
глубоко верно… но боюсь, как бы ваши исторические воззрения вам не
повредили… Надеюсь, что опубликованное не будут раздувать»
4. «Вы хорошо сделали, что сказали это громко…»
В письме неоднократно встречается обращение «мой друг».
Учитель: Это письмо открыло что-нибудь новое в личности поэта? Какие
открытия вы сделали?
Учащиеся: Пушкин не только образованный человек, который обладает
прекрасным знанием не только российской истории, но и мировой, кроме
того – он знает историю религии.
Пушкин – человек верующий. Он знает Евангелие, оно для него «прекрасно».
Пушкин – патриот. Он любит свою Родину, гордится историей. Он открыто и
честно говорит о своей гражданской позиции.
Учитель: Какая мысль, по-вашему, главная, ключевая в тексте?
Процитируйте.
Учащиеся: «Хотя я лично сердечно привязан к государю, я далеко не
восторгаюсь всем, что я вижу вокруг себя; как литератора меня
6
раздражают, как человек с предрассудками - я оскорблен, - но клянусь
честью, что ни за что на свете я не хотел бы применить отечество или иметь
другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее
дал».
Учитель: Что можно сказать о языке пушкинского послания?
Учащиеся: Пушкину удалось в очень короткой форме письма сказать очень
много, наполнить письмо глубоким содержанием и смыслом, сделать форму
письма лаконичной, да еще Пушкин извиняется за «предлинное письмо».
Учитель: Чтобы увидеть наглядно богатство пушкинской речи, выполним
задание по плану. (На экране – слайд с планом).
1. Особенности лексики.
2. Особенности словообразования.
3. Особенности синтаксиса.
Лексическая работа.
Учитель: Найдите и выпишите слова, которые являются стилистически -
возвышенными.
Предназначение, существование, чуждый, христианский мир, мученичество,
черпать, нравы, духовенство, реформация, пылкая деятельность,
величественная, общественное мнение, долг, достоинство.
Учитель: (делает вывод) В основном, лексика письма стилистически-
возвышенной, общественно-политическая. Но вместе с тем мы ощущаем
простоту, ясность, легкость. Почему?
Учащиеся: Наряду со стилистически-возвышенной лексикой используется
общеупотребительная лексика.
Учитель: Найдите фразеологизмы.
Учащиеся: «притчею во языцех», «клянусь честью», «положа руку на
сердце».
Учитель: Обратите внимание на использование тропов в анализе Пушкиным
исторических фактов. Приведите примеры эпитетов.
7
Учащиеся: «необъятные пространства», «пылкая и бесцельная
деятельность», «печальное и великое зрелище», «величественная драма»,
«бледный и полузабытый сон».
Особенности словообразования.
Учитель: А теперь я прошу вас обратить внимание на особенности
словообразования.
Если в песне много слов общественно-политического звучания, можно найти
слова с отвлеченным суффиксом – ств. Найдите их.
Учащиеся: Христианство, мученичество, католичество, духовенство,
могущество.
Учитель: Найдите слова с необычным словообразованием.
Учащиеся: Папизм, словопрение.
Особенности синтаксиса.
Учитель: Оцените предложения по цели высказывания.
Учащиеся: Очень много вопросительных предложений. Риторические
вопросы. Очень много предложений с обращениями.
Учитель: Найдите предложения с вводными словами и вводными
конструкциями.
Учащиеся: наконец, однако, действительно, конечно, по слухам, помнится.
Учитель: Наш урок подошел к концу. Надеюсь, вы теперь понимаете,
сколько мыслей, чувств, смыслов можно вложить в письма независимо от их
жанра.
Запишите домашнее задание: По группам выразительное чтение писем
Пушкина.
8
Приложение 1
Н. Н. ПУШКИНОЙ.
20 и 22 апреля 1834 г. Из Петербурга в Москву.
Ангел мой женка! сейчас получил я твое письмо из Бронниц — и сердечно
тебя благодарю. С нетерпением буду ждать известия из Торжка. Надеюсь,
что твоя усталость дорожная пройдет благополучно и что ты в Москве
будешь здорова, весела и прекрасна. Письмо твое послал я тетке, а сам к ней
не отнес, потому что репортуюсь больным и боюсь царя встретить. Все эти
праздники просижу дома. К наследнику являться с поздравлениями и
приветствиями не намерен; царствие его впереди; и мне, вероятно, его не
видать. Видел я трех царей: первый велел снять с меня картуз и пожурил за
меня мою няньку; второй меня не жаловал; третий хоть и упек меня в камер-
пажи под старость лет, но променять его на четвертого не желаю; от добра
добра не ищут. Посмотрим, как-то наш Сашка будет ладить с
порфирородным своим тезкой; с моим тезкой я не ладил. Не дай бог ему идти
по моим следам, писать стихи да ссориться с царями! В стихах он отца не
перещеголяет, а плетью обуха не перешибет.
Теперь полно врать; поговорим о деле; пожалуйста, побереги себя, особенно
сначала; не люблю я святой недели в Москве; не слушайся сестер, не
таскайся по гуляниям с утра до ночи; не пляши на бале до заутрени. Гуляй
умеренно, ложись рано. Отца не пускай к детям, он может их испугать и мало
ли что еще. Пуще береги себя во время регул — в деревне не читай скверных
книг дединой библиотеки, не марай себе воображения, женка. Кокетничать
позволяю, сколько душе угодно. Верхом езди не на бешеных лошадях (о чем
всепокорно прошу Дмитрия Николаевича). Сверх того прошу не баловать ни
Машку, ни Сашку и, если ты не будешь довольна своей немкой или
9
кормилицей, прошу тотчас прогнать, не совестясь и не церемонясь.
Воскресение. Христос воскрес, моя милая женка, грустно, мой ангел, грустно
без тебя. Письмо твое мне из головы нейдет. Ты, мне кажется, слишком
устала. Приедешь в Москву, обрадуешься сестрам; нервы твои будут
напряжены, ты подумаешь, что ты здорова совершенно, целую ночь
простоишь у всеночной, и теперь лежишь врастяжку в истерике и лихорадке.
Вот что меня тревожит, мой ангел. Так, что голова кругом идет и что ничто
другое в ум не лезет. Дождусь ли я, чтоб ты в деревню удрала! Нынче
великий князь присягал; я не был на церемонии, потому что репортуюсь
больным, да и в самом деле не очень здоров. Кочубей сделан канцлером;
множество милостей; шесть фрейлин, между прочими твоя приятельница
Натали Оболенская, а наша Машенька Вяземская всё нет. Жаль и досадно.
Наследник был очень тронут; государь также. Вообще, говорят, всё это
произвело сильное действие. С одной стороны, я очень жалею, что не видел
сцены исторической, и под старость нельзя мне будет говорить об ней как
свидетелю. Еще новость: Мердер умер; это еще тайна для великого князя и
отравит его юношескую радость. Аракчеев также умер. Об этом во всей
России жалею я один — не удалось мне с ним свидеться и наговориться.
Тетка подарила мне шоколадный бильярд — прелесть. Она тебя очень целует
и по тебе хандрит. Прощайте, все мои. Христос воскрес, Христос с вами.
10
Приложение 2
П. Я. ЧААДАЕВУ
19 октября 1836 г. Из Петербурга в Москву
Благодарю за брошюру, которую вы мне прислали. Я с удовольствием перечел ее, хотя
очень удивился, что она переведена и напечатана. Я доволен переводом: в нем сохранена
энергия и непринужденность подлинника. Что касается мыслей, то вы знаете, что я далеко
не во всем согласен с вами. Нет сомнения, что схизма (разделение церквей) отъединила
нас от остальной Европы и что мы не принимали участия ни в одном из великих событий,
которые ее потрясали, но у нас было свое особое предназначение. Это Россия, это ее
необъятные пространства поглотили монгольское нашествие. Татары не посмели перейти
наши западные границы и оставить нас в тылу. Они отошли к своим пустыням, и
христианская цивилизация была спасена. Для достижения этой цели мы должны были
вести совершенно особое существование, которое, оставив нас христианами, сделало нас,
однако, совершенно чуждыми христианскому миру, так что нашим мученичеством
энергичное развитие католической Европы было избавлено от всяких помех. Вы говорите,
что источник, откуда мы черпали христианство, был нечист, что Византия была достойна
презрения и презираема и т. п. Ах, мой друг, разве сам Иисус Христос не родился евреем и
разве Иерусалим не был притчею во языцех? Евангелие от этого разве менее
изумительно? У греков мы взяли евангелие и предания, но не дух ребяческой мелочности
и словопрений. Нравы Византии никогда не были нравами Киева. Наше духовенство, до
Феофана, было достойно уважения, оно никогда не пятнало себя низостями папизма и,
конечно, никогда не вызвало бы реформации в тот момент, когда человечество больше
всего нуждалось в единстве. Согласен, что нынешнее наше духовенство отстало. Хотите
знать причину? Оно носит бороду, вот и все. Оно не принадлежит к хорошему обществу.
Что же касается нашей исторической ничтожности, то я решительно не могу с вами
согласиться. Войны Олега и Святослава и даже удельные усобицы — разве это не та
жизнь, полная кипучего брожения и пылкой и бесцельной деятельности, которой
отличается юность всех народов? Татарское нашествие печальное и великое зрелище.
Пробуждение России, развитие ее могущества, ее движение к единству русскому
единству, разумеется), оба Ивана, величественная драма, начавшаяся в Угличе и
закончившаяся в Ипатьевском монастыре, как, неужели все это не история, а лишь
бледный и полузабытый сон? А Петр Великий, который один есть целая история! А
Екатерина II, которая поставила Россию на пороге Европы? А Александр, который привел
вас в Париж? и (положа руку на сердце) разве не находите вы чего-то значительного в
теперешнем положении России, чего-то такого, что поразит будущего историка? Думаете
ли вы, что он поставит нас вне Европы? Хотя лично я сердечно привязан к государю, я
далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора меня раздражают,
как человека с предрассудками я оскорблен, но клянусь честью, что ни за что на
свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории
наших предков, такой, какой нам бог ее дал.
Вышло предлинное письмо. Поспорив с вами, я должен вам сказать, что многое в вашем
послании глубоко верно. Действительно, нужно сознаться, что наша общественная жизнь
грустная вещь. Что это отсутствие общественного мнения, это равнодушие ко всему,
11
что является долгом, справедливостью и истиной, это циничное презрение к человеческой
мысли и достоинству поистине могут привести в отчаяние. Вы хорошо сделали, что
сказали это громко. Но боюсь, как бы ваши религиозные исторические воззрения вам не
повредили... Наконец мне досадно, что я не был подле вас, когда вы передали вашу
рукопись журналистам. Я нигде не бываю и не могу вам сказать, производит ли статья
впечатление. Надеюсь, что ее не будут раздувать. Читали ли вы 3-й «Современника»?
Статья «Вольтер» и «Джон Теннер» мои, Козловский стал бы моим провидением, если
бы захотел раз навсегда сделаться литератором. Прощайте, мой друг. Если увидите
Орлова и Раевского, передайте им поклон. Что говорят они о вашем письме, они, столь
посредственные христиане?>