Разработка урока "Добрым людям на загляденье" 5 класс

Толстова Наталья Яковлевна
МБОУСОШ№ 2 городского округа ЗАТО Большой Камень, Приморский край
учитель русского языка и литературы
Тема: ”Добрым людям на загляденье”
Цель: Учиться художественному видению мира; расширить кругозор; закрепить
знания, полученные на уроках изобразительного искусства; развивать устную и
письменную речь; научиться описывать предметы; подготовиться к сочинению.
Кисть Хохломская! Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни!
Ты, как душа у народа, красива,
Ты, как и люди, служить Отчизне!
В. Боков.
1. Слова учителя.
Наша страна богата талантами. Особенно это проявляется в промыслах русских
людей: Гжель, Хохлома, Палех и других.
Но сегодня мы будем говорить об удивительном Хохломском искусстве.
В русской народной песне люди прославили Хохлому.
Как за Волгой яр хмель
Над кусточком вьется.
Перевился яр хмель
На нашу сторонку.
Как на нашей сторонке
Житье пребогато.
Серебряные листья,
Цветы золотые.
2. План проведения урока.
1.Откуда появилось это удивительное искусство?
Посиделки (3 ученицы за прялками рассказывают об истории промысла)
Первая ученица
2) Разное рассказывают старики . Говорят , - будто давным - давно
поселился мужичок - умелец за Волгой . Избу поставил , стол , да ложку сладил
, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не
забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу жар-птица. Он ее угостил. И
вдруг птица-жар прикоснулась своим крылом к чаше, и чаша стала золотой.
Это, конечно, легенда сказка. Но сказка-ложь, да в ней-намек, добрым молодцам
урок. Не оттуда ли, не из сказки ли появилась эта удивительная, сказочная,
рукотворная красота?
Вторая ученица
А вот еще легенда. Говорят в давние времена в Москве жил талантливый
мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за
труды. Любил мастер свое ремесло, но еще больше ценил он свободу. И
однажды покинул он царские палаты и поселился в глухих керженских лесах.
Избу поставил и занялся своим прежним ремеслом. Хотел мастер, чтобы его
искусство стало всем родным, как простая русская песня, и чтобы в нем
отразилась красота родной природы. И стал он рисовать пышные яркие цветы и
тоненькие веточки.
Третья ученица
Вскоре слава о мастере разнеслась по всей земле. Стали люди приезжать, да
любоваться этой красотой. Избы рубили и селились рядом. Слава о мастере
дошла до государя. Приказал он отряду стрельцов найти беглеца и вернуть в
Москву. Но народная молва летела быстрее стрелецких ног. Узнал о беде
мастер, собрал своих односельчан и раскрыл им секреты своего мастерства. А
утром, когда царские посланцы вошли в село, они увидели, как ярким пламенем
горела изба чудо-художника. А самого художника как не искали, нигде не
нашли. Но остались от художника краски, вобравшие в себя и жар пламени, и
чернь пепелища. Исчез мастер, но осталось его удивительное мастерство, в
котором отразилась и горячая любовь к людям, и жажда красоты. Знать, кисть у
художника была необычной-она была из солнечных лучей.
Суворов.
2) А как же было на самом деле?
История рассказывает о зарождении промысла.
Учитель
-А как же на самом деле?
1 ученик
Хохломама-старинное село, затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов.
Вместе с его историей уходят в далекое прошлое зарождение известного на весь
мир искусства Хохломской росписи.
Впервые упоминание об этом селе встречается в документах 14 века . Еще при
Иване Грозном о Хохломе знали как о лесном участке под названием (
Хохломская Ухожея ) . В 17 веке ряд Троице - Сергиева монастыря,
расположенного недалеко от Москвы. Возможно, уже в это время зародилось в
Хохломе производство деревянной золоченной посуды, так как в документах
монастыря упоминаются ковши, ложки, поставцы, раскрашенные
разноцветными красками и золотом. Не было здесь ни одной деревни, ни
единого дома, где жители всей семьей не занимались бы каким-либо
мастерством. Больше всего занимались обработкой дерева. Вся территория края
представляла собой как бы одну разбросанную по сотням деревень мастерскую,
где жители, будто бы сговорившись, разделили между собой все виды
деятельности.
Жители деревень с одним и тем же занятием селились рядом, составляя свой
цех, свой куст.
2 ученик
У каждой такой группы деревень был центр-крупное село, куда крестьяне
каждую неделю приезжали на базар сбывать выработанную продукцию.
Деревянная посуда с давних времен была в повсеместном употреблении:
деревянную ложку с миской можно было увидеть на боярском столе и в избе
крестьянина. Ковши в форме плывущих птиц, обеденные ложки найденные в
археологических раскопках еще в 10-13 веках. Есть образцы, которые
датируются несколькими тысячелетиями.
Требовалась эта посуда в большом количестве: ведь дерево быстро быстро
изнашивалось. Поэтому уже в 16 век