Презентация "ЕГЭ: подготовка к написанию части С. Формулировка проблемы исходного текста" 11 класс


Подписи к слайдам:
Двадцать пятое февраля.

ЕГЭ по русскому языку в 2013 году выпускники будут сдавать 27 мая.

  • ЕГЭ по русскому языку в 2013 году выпускники будут сдавать 27 мая.
  • Необходимый минимальный балл в 2009 году равнялся 37, а в 2010,2011 и 2012 г.г. — 36.
  • Девушки сдали этот экзамен, в среднем, на 5 баллов лучше, чем юноши. Каждый шестисотый (1415 человек) сдал экзамен по русскому языку на 100 баллов.

ЛЯПЫ ЕГЭ прошлых лет

  • Я с интересом прочитал этот текст, и у меня ещё больше разыгрался патриотизм.
  • Автор своим текстом затронул меня и мои мысли.
  • Художник, погружённый с ног до головы в своём творчестве, становится жестоким и злым.
  • Под Аустерлицем князя сбили с коня. Он упал на спину и начал смотреть на небо.
  • Через средства массовой информации мы узнали от других наций, насколько мы удивительны, насколько необыкновенные русские.
  • В каждой газете часто можно увидеть факт, который портит нашу родину.
  • У меня есть один жизненный опыт. Мой друг был большим патриотом. Он относился к родине, как к себе. Заботился, ухаживал…
  • Героизм могут испытывать разные люди. Это как болезнь: было один раз и ещё хочется.
  • Учительница нафаршировала нас не как роботов, а как нормальных людей.
  • Наша учительница выполняет свой долг перед учениками – не только набить их знаниями, но и показать любовь и уважение своего Отечества и народа к ним.
  • Когда не было компьютеров и телевизоров, было мало радиации и много времени для учёбы.
  • Я с ужасом думаю, каким бы я стал, если бы не знал свою учительницу, это самый уверенный учитель. Она всегда пыталась из учеников сделать рабов.
  • Когда говоришь с вводными словами, моментально сквозь зубы режется восхищение.

  • ЕГЭ: подготовка к написанию части С.
  • Формулировка проблемы исходного текста

Композиция сочинения

  • 1. Вступление. 2. Проблема, над которой размышляет автор. 3. Комментарий. 4. Авторская позиция 5. Ваше мнение (согласие/несогласие с позицией автора). 6. Первый аргумент. 7. Второй аргумент. 8. Вывод (заключение).

Вступление (1-2 предложения)

  • Задачи:
  • вступить в контакт с читателем;
  • подготовить его к восприятию текста;
  • подвести к формулировке проблемы.
  • О чем писать:
  • сообщение о теме (о чем текст);
  • сообщение об авторе (если знаем);
  • цитата, связанная с проблематикой темы;
  • риторический вопрос, восклицание
  • Можно начать сразу с формулировки проблемы.

С1. Формулировка проблемы

  • Проблема – это сложный вопрос, требующий изучения, разрешения (Толковый словарь)
  • Проблема – это тот вопрос, над которым размышляет автор текста, рассуждает, пытается найти ответы на него.
  • Главной будет та проблема, на которой автор сосредоточен и делает определенные выводы.

Проблема может быть сформулирована двумя способами:

  • Проблема чего, какая?
  • Одним словом или словосочетанием:
  • Одиночества
  • Милосердия
  • Экологии
  • Воспитания
  • Взаимоотношений «отцов и детей»
  • В форме вопроса:
  • Что важнее – закон или совесть?
  • Может ли прогресс быть человечным?
  • Необходимо ли милосердие в нашей жизни?
  • Возможно ли органичное сочетание в жизни человека «поэзии» и «прозы», духовного и материального начал?

Проблема чего:

  • Проблема чего:
  • войны
  • мира
  • экономики
  • политики
  • идеологии
  • воспитания
  • образования

Категории (виды) проблем

  • Социальные: взаимоотношение человека и общества («квартирный вопрос», право на труд, выбор профессии; проблемы инвалидов, пенсионеров, медицины, образования, экономики); проблемы социальной незащищённости или несправедливости, богатых и бедных; проблема национализма; проблемы цивилизации.
  • 2. Нравственные: проблема нравственной сущности человека, нравственного выбора, внутренней культуры человека, гуманного и антигуманного отношения к человеку, чести и долга, милосердия, сострадания, совести, духовности / бездуховности.

  • 3. Философские: проблема добра и зла, жизни и смерти; поиска смысла жизни; проблема одиночества, утраты веры в человечество; проблема идеального устройства мира (утопия), проблема подчинения личности государству (тоталитарное общество или антиутопия); проблема сверхличности (эгоцентризма); проблема творчества (творческой личности), свободы личности.
  • 4. Семейные: проблема отцов и детей, проблема старости (забота детей о своих родителях); проблемы детства, связанные со становлением личности; проблема отчего дома, утрата корней прошлого, семейных традиций, исторической памяти.

  • 5. Экологические (проблемы взаимоотношения человека и природы): проблема загрязнения окружающей среды, уничтожения природных богатств, равнодушного отношения к природе, утилитарного отношения к природе; проблема бережного отношения к природе, забота о приумножении природных богатств, ответственности перед будущими поколениями за сохранение природы.
  • 6. Информационно-коммуникативные: проблемы развития русского языка, проблема языковой культуры или бескультурья; проблема аудиовизуальной культуры, проблема медиапространства (СМИ), коммерциализации культуры, массовой культуры, маргинальной культуры.

мар-ги-на́ль-ный

  • находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей, и т. д. В современном русском языке это слово часто также употребляется как синоним понятия деклассированный элемент— представитель социального «дна».

А.П.Чехов

Её зовут…. лень

Этап первый: составить план.

(1)Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. (2)Правы они или нет, но я знаю только, что

  • (1)Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. (2)Правы они или нет, но я знаю только, что
  • не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой её власти.
  • (3)Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от неё, - связь, стало быть, крепкая, прочная…

Неразрывная связь героя текста с ленью.

  • Неразрывная связь героя текста с ленью.

(4)Но не завидуйте, юная читательница!

  • (4)Но не завидуйте, юная читательница!
  • (5)Эта трогательная связь не приносит мне ничего, кроме несчастий.
  • (6)Во-первых, моя «она» не отступает от меня день и ночь, не даёт мне заниматься делом. (7)Она мешает мне читать, писать, гулять, наслаждаться природой… (8) Я пишу эти строки, а она толкает меня под локоть и ежесекундно, как древняя Клеопатра не менее древнего Антония, манит меня к ложу. (9)Во-вторых, она разоряет меня, как французская кокотка. (10)За её привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом. (11)По её милости я хожу раздет, живу в дешёвом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. (12)Всё, всё пожирает она, ненасытная!

Лень – причина всех несчастий героя.

  • Лень – причина всех несчастий героя.

(13)Я ненавижу её, презираю… (14)Давно бы пора развестись с ней, но не развёлся я до сих пор

  • (13)Я ненавижу её, презираю… (14)Давно бы пора развестись с ней, но не развёлся я до сих пор
  • не потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи… (15)Детей у нас пока нет…
  • (16)Хотите знать её имя? (17)Извольте. (18)Оно поэтично и напоминает Лилю, Лёлю, Нелли…
  • (19)Её зовут – Лень.

Нежелание героя противостоять лени

  • Нежелание героя противостоять лени

1.Неразрывная связь героя текста с ленью.

  • 1.Неразрывная связь героя текста с ленью.
  • 2.Лень – причина всех несчастий героя.
  • 3. Нежелание героя противостоять лени.

Этап второй: выявить и сформулировать проблему.  

Типовые конструкции

  • Автор поднимает проблему…
  • Автор затрагивает очень важную проблему…
  • Автора текста волнует проблема…
  • Проблема, которую хотел показать нам автор, такова…
  • Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что..
  • Текст … заставил меня задуматься над проблемой…
  • Неверно выделенная проблема ставит под удар все сочинение
  • (1-2 предложения)

Как обозначить проблему?

  • Прочитайте текст внимательно и подумайте, ради какой идеи (мысли, концепции) тратил усилия автор? Что он хотел вам сказать? Нашли? Попробуйте задать к этому тезису вопрос.
  • Проблема должна быть взята более крупно, чем просто частный случай, описанный автором (проблема милосердия, нравственного выбора (между чем и чем), социальной справедливости, жестокого отношения (к чему или кому?), одиночества, цели и смысла (жизни, писательского труда и тому подобное), сложности жизни, роли (книг, музыки, природы и т. п.) в жизни человека и др. Как правило, описанный случай для автора – иллюстрация к его размышлениям о проблеме. Об этом следует помнить.

Слово "проблема" (или "вопрос") обязательно должно прозвучать в тексте. Причем не надо путать проблему с авторской позицией. Позиция обозначается как тезис (законченное предложение), а проблема формулируется либо как вопрос, либо сочетанием слова «проблема» с существительным в родительном падеже. Кроме того, очень важно различать проблему, над которой размышляет автор текста, и проблемы, которые возникают в его собственной жизни. Мы пишем о первой. (Многие путают и пишут: «У автора есть проблема»… Звучит довольно забавно).

  • Слово "проблема" (или "вопрос") обязательно должно прозвучать в тексте. Причем не надо путать проблему с авторской позицией. Позиция обозначается как тезис (законченное предложение), а проблема формулируется либо как вопрос, либо сочетанием слова «проблема» с существительным в родительном падеже. Кроме того, очень важно различать проблему, над которой размышляет автор текста, и проблемы, которые возникают в его собственной жизни. Мы пишем о первой. (Многие путают и пишут: «У автора есть проблема»… Звучит довольно забавно).

Этап третий: прокомментировать сформулированную проблему.  

КОММЕНТИРУЕМ ПРОБЛЕМУ…

  • Это не пересказ текста! Толкование, пояснительные замечания С ОПОРОЙ НА ТЕКСТ!
  • Сделать это можно, ответив на след. вопросы:
  • 1.На какие стороны проблемы обращает наше внимание писатель?
  • 2. Что особенно его волнует и тревожит, что он подчеркивает , выделяет?
  • Комментарий – это «переходный мостик» от формулировки проблемы к изложению авторской позиции по заявленной проблеме.

Текстуальный

  • Комментарий
  • Текстуальный
  • Концептуальный

Текстуальный комментарий

  • Учащийся объясняет текст, как бы следуя за автором, отвечая на вопросы:
  • Что делает автор исходного текста, предлагая на обсуждение читательской аудитории ту или иную проблему?
  • На какие аспекты этой проблемы он обращает прежде всего внимание?
  • Что особенно волнует (тревожит) пишущего при изложении этой проблемы (что он подчеркивает, выделяет)?

Пример текстуального комментария

  • Проблему лени автор раскрывает на примере жизни одного из своих героев. Писатель обращает внимание читателя на давнюю неразрывную «связь» жизни героя с ленью. Автор отмечает, что лень властвует, господствует над героем, превращая его в своего пленника, заложника. Чехов подчеркивает, что его персонаж, с одной стороны, прекрасно понимает, что именно «моя она» – причина всех его несчастий; с другой стороны, указывает автор, его герой и не пытается хотя бы каким-то образом противостоять этому пороку.

Концептуальный комментарий

  • Учащийся, опираясь на понимание проблемы исходного текста, дает различного рода интерпретации этой проблемы. Вы как бы «пропускаете» проблему текста через свое восприятие и высказываетесь по ней. Чаще всего экзаменуемые в концептуальном комментарии пишут:
  • об актуальности проблемы;
  • приводят различные мнения по заявленной автором проблеме (новая эта проблема или одна из «вечных»; если новая – что послужило причиной ее возникновения).

Пример концептуального комментария

  • Лень… Действительно, какое «поэтичное» слово! Кто из нас не знаком с ней?! Не случайно и называют ее часто «матушкой-ленью». Наверное, каждый из нас, читая чеховский текст, невольно проводит параллель с собой. Как же трудно порой оторвать себя от экрана компьютера и сесть за выполнение домашнего задания! Как трудно заставить себя что-то сделать заблаговременно: постоянно находятся «отговорки», что это можно сделать завтра. Практически ежедневно каждому из нас приходится бороться с ней, коварной, или, к сожалению, как и чеховскому герою, уступать ей.

Речевые клише

  • Несомненна актуальность поднятой автором проблемы…
  • Проблема, затронутая автором текста, без сомнения, сложна и серьёзна, потому что…
  • Острота и значимость данной проблемы не вызывают сомнения, так как…
  • Актуальность поставленной автором текста проблемы подтверждается тем, что, несмотря на многочисленные попытки решить её, она до сих пор волнует писателей, публицистов и, конечно, нас – читателей…
  • Новизна затронутой автором проблемы выражается в оригинальности её раскрытия, в необычности описываемой в тексте ситуации…
  • Поднятая нравственная проблема актуальна, злободневна…

Комментарий отсутствует.

  • Типичные ошибки
  • Комментарий отсутствует.
  • Прокомментирована проблема, имеющаяся в тексте, но Вами не сформулированная.
  • Допущены фактические ошибки, связанные с пониманием исходного текста.
  • Комментарий заменяется цитированием текста или его фрагмента.
  • Комментарий заменяется пересказом.
  • Комментарий заменяется перечнем проблем.