Конспект урока "Лингвистический анализ художественного текста" 8 класс скачать


Конспект урока "Лингвистический анализ художественного текста" 8 класс

Лингвистический анализ художественного текста в 8 классе
Миниатюра В.П.Астафьева «Мелодия»
Цели:
Обучающие: освоение учащимися закономерностей создания текстов определённого типа - "затесей" В.П. Астафьева и подготовка
к созданию собственных текстов по идеальному образцу.
Развивающие: формирование надпредметных способов учебной деятельности: понимания текста, анализа текста (осознание
возможности языковых явлений в художественном тексте, формирование навыков лингвистического анализа художественного текста и
способность оценивать эстетическую ценность языка), исследовательских умений, умений участвовать в обсуждении, высказывать своё
мнение, умения организовать себя на выполнение поставленных задач.
Воспитательные: воспитание интереса к личности и творчеству В.П. Астафьева, воспитание самостоятельности, взаимовыручки,
чувства ответственности; воспитание нравственных эстетических, патриотических качеств личности. Цель длительного достижения,
косвенные параметры: интерес учащихся к теме урока.
Оформление урока: портреты В.П. Астафьева, книги Астафьева из школьной библиотеки.
Ход урока
- Ребята, какова цель нашей работы с текстом?
- Понять текст.
- Какие этапы понимания текста мы проходим?
- Три этапа. 1 .Прочитал текст, но не все в нем понял.
2. Прочитал текст и понял только то, что в нем есть.
3. Прочитал текст и понял даже то, чего в ней нет.
- Какова же цель нашей работы с текстом?
-Подняться на третью ступень понимания текста, т.е. читать не только текст, но и подтекст, «между строк», слушать друг друга (любая
мысль может помочь понять автора).
Вступительное слово учителя:
- В старину люди, уходя далеко в лес, делали по дороге зарубки на деревьях, чтобы не заблудиться. Белеющие на стволах зарубки, или
меты, были видны издалека, и люди по ним узнавали обратный путь. Делали его первопроходцы и таёжники и ходили по тайге от меты
к мете» часто здесь получалась тропа, затем и дорога, и где-то в конце её возникало зимовье, заимка, затем село и город.
А затесь - сама по себе вещь древняя и всем ведомая - это стёс, сделанный на дереве топором или другим каким острым предметом.
В разных местах эти зарубки-меты называли по-разному: зарубы, затесины, затесы, а в Сибири — затеси. В. П. Астафьев (сибиряк!)
словом затеси, употребленным в переносном значении «заметки памяти», назвал цикл миниатюр. Одна из них — «Мелодия».
- Ребята, послушайте текст только на слух, включите свое воображение. Постарайтесь представить то, о чем говорится в этом
произведении.
Чтение миниатюры «Мелодия» (на фоне музыки — «Осенняя песнь» из «Времен года» П. И. Чайковского).
Мелодия.
Пестрый лист. Красный шиповник. Искры обклёванной калины в серых кустах. Желтая хвойная опадь с лиственниц. Черная,
обнаженная в полях земля под горою. Зачем так скоро?
-Прочитайте миниатюру про себя.
- Выразительно прочитайте текст.
-Какие три структурные части есть в этой миниатюре?
- Заглавие - описание картины осени - отношение автора к этой картине.
- Как вы понимаете заглавие миниатюры? В каком значении оно употреблено?
Словарь:
Мелодия (от греч. мелос «напев, песня») - «определенная последовательность звуков, образующая известное музыкальное единство»;
переносное - «определенная последовательность красок осени, образующая целостную картину этого времени года».
Слово мелодия в заглавии миниатюры употреблено в переносном значении.
Найдите грамматические основы предложений. Какие предложения использованы в описании картины осени? Какое значение
они придают тексту?
- Предложения в ней односоставные, назывные, распространенные, и каждое из них усиливает впечатление остановившегося
мгновения.
- Представьте себе эту картину. Создайте цветовой портрет миниатюры, используя краски.
- Что вы видите?
-Какое настроение рождается цветовой гаммой произведения?
- Откуда автор мог наблюдать нарисованную им картину?
-Откуда-то сверху, с горы.
- Что он мог видеть только вблизи от себя?
- Шиповник, ягоды калины, опадь под деревьями — на далеком расстоянии этого не разглядеть.
-Итак, рассматриваем и комментируем элементы картины,
Пестрый лист. В каком значении используется здесь существительное лист.
- Употреблено в значении «листва» (собирательном).
- Какой цвет изображает слово пестрый?
- Значит, разнообразный, разноцветный. Все краски осенних листьев.
- Подберите синонимы к слову пестрый.
- Разноцветный, многоцветный, пестрый, цветной, радужный.
- Назовите запомнившиеся вам краски осени.
-Золотые березы и клены, багряные осины и рябины, коричневые дубы и тополя, зеленые сирень и брусника и т. д.
- Почему автор не говорит отдельно о листьях и плодах шиповника, а называет растение в целом - Красный шиповник.
- У этого кустарника осенью и плоды, и листья красные.
- Искры обклёванной калины в серых кустах. Какое троп здесь используется?
- «Искры обклёванной калины» - метафора, или скрытое сравнение: красные ягоды калины, выделяясь на сером фоне кустов, горят, как
искры.
- С какой целью использует автор метафору?
- Метафора помогла автору избежать повторения слов: красный шиповник — красные ягоды калины.
- Желтая хвойная опадъ с лиственниц. Какое значение имеет слово опадъ! Как оно образовано?
- О значении его можно догадаться по корню -падь и приставке о- «то, что опадает, опало». Вероятно, это слово или диалектное, или
авторское.
- Почему автор добавляет к этому слову определение хвойная, ведь слово лиственница уже создает образ хвойного дерева?
- Писатель счел необходимым к этому необычному слову дать определение хвойная; лиственница не очень известна, растет не во всех
регионах России, а название этого дерева, связанное с листом (от лиственный), может помешать точному восприятию смысла
предложения и рисуемой картины.
-Черная, обнаженная в полях земля под горою. Что поясняет писатель слово обнаженная!
- Писатель как бы поясняет, почему осенью земля в полях черная, ее «обнажи ли», т. е. освободили от покрывавшего слоя (сняли
урожай, убрали солому, ботву; вспахали).
- Какие звуки преобладают?
- В тексте преобладают два звука: [р] и [к]. Из-за этого при чтении данного фрагмента чувствуется какая-то раздробленность,
расчлененность. Все предложения звучат коротко и резко.
- Соединим все «кадры» и еще раз представим себе нарисованную писателем картину осени... Как выражено отношение автора к
красоте природы?
- Отношение автора к этой картине выражено и в сравнении ее с мелодией, и в сожалении, что «дивная пора» осени «короткая»,
проходит быстро.
- Как заканчивается миниатюра?
- Миниатюра заканчивается риторическим вопросом: Зачем так скоро?
-Какова тема, миниатюры?
- Тема - гармония красок осени. Основная мысль – для автора это — любимая пора.
- Как связаны все части миниатюры?
- Тема и основная мысль связывают все части миниатюры по смыслу.
- Как выражается структурная связь?
-Порядком частей (название картины - описание ее - авторское отношение к ней), и
синтаксическими средствами. Описательная часть – цепь синтаксически
однотипных предложений (односоставных, назывных), соединенных между собой
параллельной связью с единым временным планом описания (план настоящего
времени) В данном произведении нет ни одного сложного предложения, а глаголы,
впрочем, как и союзы, полностью отсутствуют.
- Как достигается образность и эмоциональность
- Образность, эмоциональность достигается использованием конкретной лексики (лист, земля, шиповник) и изобразительно-
выразительных средств языка (эпитетов: пестрый лист, красный шиповник, обклеванная калина; метафора: искры калины; обнаженная
земля - олицетворение).
- Какова особенность последнего предложения?
-Последнее предложение — безличное, т. е. по своим грамматическим признакам оно резко отличается от всех предыдущих, благодаря
чему более четко выделяется конец текста.
- Нельзя не заметить, что в последнем предложении отсутствует подлежащее, кото рое по смыслу соотносится с заглавием миниатюры.
Таким образом, конец миниатюры возвращает нас к заглавию ее, что и придает тексту композиционную завершенность.
- Каков стиль миниатюры?
- Стиль миниатюры — художественный: в ней нарисована картина ранней осени и выражено авторское отношение к предмету речи.
-Как видим, миниатюра обладает всеми признаками текста. Миниатюра «Мелодия» входит в книгу В. П. Астафьев «Затеей».
- О каких зарубках - «заметках памяти» - идёт речь в миниатюре «Мелодия»?
- Название книги, конечно, символично: в жизни человека тоже должны быть какие-то "затеей", по которым он должен двигаться в
жизни, - честность, совесть, умение трудиться, приносить добро людям, чувство долга, справедливости, умение видеть и понимать
красоту окружающего мира.
-Давайте постараемся вдуматься в текст. Что в нем есть «между строк»? Какой тайный смысл заключен в этой «заметке на память?
-Какие цветовые прилагательные использует В.П. Астафьев?
- Пестрый, красный, серый, желтый, черный.
- Автор расположил их в определенной последовательности. От ярких и насыщенных к темным и безжизненным. Почему именно таким
образом? Что происходит в природе? Чем заканчивается цикл?
- Происходит угасание красок, природа умирает.
- Как это связано с риторическим вопросом последнего предложения? Какое чувство передается последним предложением? Как это
связано с жизнью человека?
- Жизнь человека тоже подходит к концу. В последнем предложении создается ощущение грусти.
Вывод: Какова же скрытая основная мысль текста?
- В.П. Астафьев в своем столь маленьком произведении (всего шесть предложений) использует большое количество цветовых
прилагательных: пестрый, красный, серый, желтый, черный. Самое интересное, что автор расположил их в следующей
последовательности: от ярких и насыщенных к темным и безжизненным. Порядок расположения прилагательных можно объяснить
последним предложением, которое представляет собой риторический вопрос. Дело в том, что основная мысль этого текста - это
непостоянство нашей жизни и ее быстротечность. В.П. Астафьев задумывается над вопросом, почему же она так быстро заканчивается;
а изменения в природе - это всего лишь прием автора, используемый для того, чтобы показать, как меняется наша жизнь, приближаясь
к концу. В большинстве случаев она становится незаметной, скучной и безрадостной.
В человеческой жизни нет ничего вечного, и все когда-нибудь закончится рано или поздно. Оглядываясь на прошедшую жизнь,
человек невольно задает вопрос: Зачем так скоро?
Своим произведением В.П. Астафьев воздействует на воображение и чувства читателя, затрагивая один из самых сложных и страшных
вопросов - вопрос жизни и смерти.
-Исходя из этого вывода возникает вопрос: Какова, в таком случае, тема текста? Почему так озаглавлена миниатюра?
- Пора осени, пестрота красок нагнетают грусть, печаль, чудятся звуки унылой, скорбной мелодии. А далее появляется ощущение
безысходности, скорее даже незащищенности перед мирозданием: черная обнаженная земля под горой. И это все? Тема
быстротечность жизни
Тема быстротечности жизни реализуется Астафьевым и через систему образов: лист, шиповник, кусты обклеванной калины, опадь
хвои, землю. Картин много, но взгляд автора не задерживается ни на чем. В этих пестрых, мелькающих образах - картинках чувствуешь
боль, горечь, беззащитность и сожаление о невоз можности что-либо изменить. Такое болезненное восприятие действительности
передает лексика: шиповник и хвоя - иглы - колючки - боль; в подтверждение и дополнение ассонанс «ё» - колкость, острота -
болезненность; обклеванная калина - яркая красная, но горькая ягода - горечь.
О чём заставляет задуматься эта "затесь"?
-Жизнь быстротечна. Природа возродится в новом цикле, а человек нет. Жизнь одна и прожить ее нужно достойно.
Задание на дом:
1.Создайте свою "затесь"
2.Дайте свою оценку этому произведению, выбрав соответствующие слова:
изящный, красивый, грубый, сумрачный, печальный, шутливый, задушевный, унылый, грозный, зловещий, горестный, скорбный,
живописный, нежный, светлый, яркий, трепетный, пронизанный любовью, берущий за душу, тревожащий.