Внеклассное мероприятие "Час общения - час культуры. Ставим условие - долой сквернословие!"


Час общения час культуры.
Ставим условие – долой сквернословие!
Цели:1) Расширить ваши знания о вредных привычках;
2) познакомить с губительным влиянием сквернословия на здоровье;
3) Заставить задуматься о самосовершенствовании и саморазвитии.
Ход мероприятия.
1-ый ведущий: Сегодня, как ни странно, мы будем говорить о здоровье. О таком
серьёзном заболевании, как «кoпролалия». Это тяжёлое психическое заболевание,
встречается достаточно редко. Но в последние годы люди совершенно сознательно или
бессознательно копируют симптомы этого заболевания. Но о самом заболевании мы
поговорим немного позже.
Послушайте стихи А. Ахматовой, написанные в начале 20 века.
Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти всё готово.
Всего прочнее на земле – печаль
И долговечней царственное слово.
2-ой ведущий: Царственное слово – самое долговечное на земле.
Не только Анна Ахматова обожествляла слово, его всегда считали чем-то таким, что
дано от бога.. Ведь ещё в Библии сказано: «Вначале было слово. И слово было у Бога.
И слово было Бог».
Но иногда мы много говорим просто так, ни о чём, ведём праздные разговоры.
Подберите слова - синонимы о пустопорожних разговорах: празднословие,
пустословие, суесловие.
- Вспомните пословицы о том, что если не знаешь о чём говорить, то лучше
помолчать.? ( Слово серебро, а молчание – золото. Не торопись языком – торопись
делом. Короткое слово гнев побеждает.) Говорить ни о чём – это тоже своего рода
заболевание, зависимость.
Русский язык как никакой другой – самый богатый на слова. У нас в запасе
огромное количество слов. Но правильно ли мы распоряжаемся этим наследием?
Подготовленный ученик:
А Ахматова.
Мужество.
Мы знаем, что нынче лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём
Навеки.
2-ой ведущий: Эти строки родились в годы ВОв, когда нашей армии ценой больших
потерь и огромных усилий удалось отбросить фашистов от Москвы. И тогда для
Ахматовой, как и для любого русского человека, главным было – сохранить русский
язык, русскую речь, а значит, и сохранить русский народ, русскую культуру, русскую
историю. С тех прошло почти 70 лет. Можем ли мы сказать, что сохранили русское
слово свободным, чистым, что нам не стыдно передать его будущим поколениям? Судя
по тому, как говорят наши ученики, мы завета не выполнили.
1-ый ведущий. В русском языке есть слово сквернословие. Оно близко по значению
со словами: празднословие, пустословие, потому что это слова, которые ничего не
выражают и не несут никакого лексического значения. В.И. Даль в своём «Словаре
живого великорусского языка» так определил значение слова скверна: « мерзость,
гадость, пакость, всё гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит
плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, мертвечина, извержения, кал; смрад,
вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; всё богопротивное».(СЛАЙД2)
Вот куда мы добровольно погружаемся, легкомысленно относясь к словам. Гнилое
слово оскорбляет самое святое – мать» . И уж совсем глубоким пережитком прошлого
стало правило "не выражаться при дамах": мат ныне неизбирателен по полу, и
некоторые "дамы", особенно в нежном возрасте, способны заткнуть за пояс иного
бомжа.
2-ой ведущий: Сквернословие на Руси во все времена считалось грехом. Брань
рассматривалась как проявление бесовского начала, а сквернословящих людей
называли богохульникам. Те, которые оскверняли себя бранными словами, не имели
права заходить в церковь, с ними не садились за общий стол. Считали, что такие люди
притягивают беды и несчастья, потому что Бог наказывает их. Все знали, что детей
нельзя бранить матом, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя, потому
что бесы будут жить в этом доме. Нельзя ругаться в лесу, леший может обидеться, на
берегу реки, озера – водяной обидится. Оставалось одно место – поле.
-Какое выражение пошло отсюда? («ПОЛЕ БРАНИ»)
1-ый ведущий: Мы, русские люди, вообще очень странно относимся к словам. Верим
в заговоры, перед экзаменом или другим ответственным делом непременно надо
услышать «ни пуха, ни пера». А вот верить в то, что дурное слово, сквернословие
разрушает изнутри – отказываемся.
Вадим Шефнер
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести,
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Последняя строка стихотворения, наверное, наиболее точно передаёт силу слова.
- Вспомните о заболевании, о котором я сказала в начале нашего часа общения. О
заболевании, которым сейчас страдают многие. КОПРОЛАЛИЯ. Название это
происходит от греч. «копрос – кал», «лалия – речь». Так в медицине называют
влечение к нецензурной брани без повода, просто так, у кого бранные слова для связки
слов в предложении. Так чем же наполнена речь человека, который выражается
нецензурно?
Информационный блок (подготовленные учащиеся).
Учащийся : Проводились опыты и на растениях. Им подверглись семена растения
арабидопсис. На одни ростки направляли добрые, ласковые слова, молитвы,
классическую музыку. Тогда аппарат зафиксировал изменения в структуре ДНК.
Разорванные спирали «срастались», семена ожили и взошли. Рядом с другими в
течение нескольких недель регулярно – по три-четыре часа в день – магнитофон
«начитывал» грубые фразы – матерщину. В результате «несчастные» обруганные
растения хуже развивались, больше болели и давали меньший урожай. Некоторые
семена вообще погибли или стали генетическими уродами.
Доказательством пагубности сквернословия является и зафиксированный на
кинопленке опыт с ростками пшеницы. На одни ростки направляли добрые, ласковые
слова, молитвы, классическую музыку. На другие матерщину. В результате
«несчастные» обруганные растения хуже развивались, больше болели и давали
меньший урожай. Результат: ростки , которые слышали дорбрые слова, проросли на
98%, тогда как семена, обработанные «матом» соответственно всего лишь на 53% и
48%.
2-ой ведущий: В конце XXвека за научное доказательство взялся кандидат
биологических наук Петр Гаряев. Он создал аппарат, который «переводил»
человеческие слова в электромагнитные колебания, а затем исследовал как эти
колебания влияют на молекулы наследственности – ДНК. С помощью этой чудо-
техники учёный выяснил, что некоторые слова могут оказаться страшнее мин: они
«взрываются» в генетическом аппарате человека, искажая его наследственные
программы, вызывая мутации, в конце концов приводящие к вырождению. Во время
отборной брани корежатся и рвутся хромосомы. Добрые слова молитвы пробуждают
резервные возможности генетического аппарата, а проклятия, матерщина вызывают
мутации, ведущие к вырождению. Он влияет на наследственность, ведёт к
гормональным нарушениям. Причем ДНК не разбирается, общаемся ли мы с живым
человеком или с героем телеэкрана.
1-ый ведущий: Подобные опыты учёные проводили с водой. Вода, заряженная
молитвой, становилась целебной, святой. Вода, на которую лилась матерная брань,
становилась ядовитой.
Учитель: Показ слайд –презентации о молекуле воды.
Мат – обоюдоострое оружие: другого поразишь, но и сам руки обрежешь.
Слово – это связь между телом и духом.
На эту связь указывает и русская пословица: « Гнилые слова – от гнилого сердца»
Гнилые слова заглушают доброе начало, огрубляют сердце, делают человека жестоким,
самолюбивым, способным на дурные поступки.
Вокруг русского мата в обыденном сознании сложился целый ряд мифов.
1-ый ведущий:
Первый и самый устойчивый из них - представление о том, что наиболее циничные
ругательства появились в период татаро-монгольского ига и привнесены в русский
язык именно ордынцами. Это неверно: корни большинства нецензурных слов имеют
общеславянское или даже индоевропейское происхождение. Кстати, имея столь
древнюю историю, лексика, которая сегодня входит в зону табуирования, далеко не
всегда осознавалась как неприличная. Однако постепенно эти слова стали
восприниматься как "срамные". Сквернословие на Руси примерно до середины
XIXвека не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно
наказуемым. Во времена царя Алексей Михайловича Романова услышать на улице мат
было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью
наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению
за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание вплоть до
смертной казни. В 1730 году, как говорят специалисты, матерные слова были
запрещены в книжных источниках чуть ли не специальным указом. При царях
Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче за сквернословие полагалось телесное
наказание: на рынках и по улицам ходили переодетые чиновники со стрельцами,
хватали ругателей и тут же, на месте преступления, при народе, для всеобщего
назидания наказывали их розгами.
2-ой ведущий: Второй миф, в чем-то противоположный первому, - убеждение в
особом пристрастии к мату именно русских.
Мол, уже в глубокой древности наши предки не могли обойтись без соответствующей
лексики даже в ритуальных действиях, даже в свадебных обрядах. Действительно, у
восточных славян, как, впрочем, и у других народов, в языческие времена существовал
культ плодородия, вера в мистический брак земли и неба как источник урожая.
Да, на русских свадьбах пели так называемые корильные песни, в которых
содержались ритуальные оскорбления жениха (чтобы не пришлось избраннице корить
его в будущей жизни), часто, на наш современный взгляд, непристойные. Естественно,
подобные представления и ритуалы по необходимости должны были иметь свой
особый словарь - однако тогда входящие в него слова не воспринимались как
неприличные.
Например, русский крестьянин, отпугивая нечистую силу, совсем не обязательно
осенял себя крестным знамением, но, веря в то, что "черт матюгов боится", мог для
"обереги" использовать нецензурную лексику.
Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом
выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани
превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых.
1-ый ведущий: Привычный мат - это абсолютное и законченное проявление
бескультурья. Хотя он и связан с уровнем образования, но не напрямую. Например, С.
Виноградов, кандидат филологических наук рассказывал: « Я знал крестьян, за
плечами которых было два класса церковноприходской школы, но для которых
матерное слово было столь же противоестественно, как лень или плохая работа; в то же
время мне известны привычно и уныло матерящиеся студенты, инженеры и врачи».
Учащийся: Все признают, что нецензурная брань в современной России приобрела
характер эпидемии. Психологи замечают, что употребление мата формирует
зависимость, сходную с алкогольной, наркотической зависимостью, никотиновой. В
этом процессе наблюдается три стадии:
- человек впервые слышит нецензурное слов, он испытывает стыд, отвращение,
брезгливость:
- человек впервые употребляет такое скверное слово за компанию, для разрядки, для
напускной удали;
- человек привыкает к этому слову, ему уже не стыдно его употреблять. В дальнейшем
человек употребляет эти слова, не замечая, что это мат. Он говорит так же, как слова
мама или папа.
Мат, нецензурные слова, грязные, оскорбительные слова - раньше их употребляли
только в низших слоях общества, сейчас их мы слышим на улице, во дворе, на детских
площадках, в кинотеатрах, в телепередачах, из уст политических деятелей и артистов.
Невольно вспоминаешь восточную пословицу: « Нет ничего заразнее слова».
1-ый ведущий: Слово заразно, и мат в наше время, как вирус, распространяется очень
быстро и проникает действительно во все слои общества. Мат ведёт к развращению,
отуплению, вымиранию народа. Это признак особой деградации нашей культуры,
когда уничтожается всякое понятие меры, такта в общении между людьми.
Итак, вы познакомились с фактами, которые касаются сквернословия. Предлагаю
немного поговорить и высказаться.
Вопрос к классу.
-Каковы же причины столь широкого распространения мата в наши дни?
Одна из причин сквернословия корениться в грехах: раздражительности, гневе,
зависти и злости. Хотя человек, оправдывая себя, говорит, что, если бы не его
окружение или ситуация, в которой он находился, он бы не сквернословил.
Нередко наличие матерных слов в речи считается признаком мужества и силы,
а ведь это как раз является признаком духовной слабости. Речь человека,
заражённого недугом сквернословия, до крайности бедна и свидетельствует
о душевной неразвитости.
Низкий культурный уровень вот где надо искать причину такого широкого
распространения мата.
Среди подростков часто причиной употребления нецензурных слов является
желание подражать кому-то, желание казаться старше, быть крутым.
Еще одно из проявлений сквернословия - намеренный эпатаж, вызов обществу,
потуги разрушить общепринятые правила приличия. Диапазон этой
разновидности мата весьма широк - от элементарного лингвистического
хулиганства, надписей на заборах и в туалетах до манерно-циничных (на
публике) выступлений некоторых представителей интеллигенции и, так сказать,
произведений искусства - книг, кинофильмов, спектаклей.
Многие используют мат в своей речи для повышения эмоциональности речи,
эмоциональной разрядки, оскорбления, у