Специфика работы концертмейстера в детской музыкальной школе скачать


Специфика работы концертмейстера в детской музыкальной школе

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа № 3» г. Волжского Волгоградской области
Методический доклад
Специфика работы концертмейстера в детской музыкальной
школе
преподаватель по классу фортепиано, концертмейстер
Затеева Е.А.
Волжский
Сентябрь 2017
Специфика работы концертмейстера в детской музыкальной
школе.
Концертмейстерство, сформировавшись как самостоятельный вид
деятельности в процессе практики аккомпанирования и художественно-
педагогической коррекции ансамбля с певцами или исполнителями-
инструменталистами, является удачным примером универсального сочетания в
рамках одной профессии элементов мастерства педагога, исполнителя,
импровизатора и психолога.
Деятельность пианиста-концертмейстера в детской музыкальной школе не
ограничивается только ролью аккомпаниатора, но и предполагает более
широкие аспекты взаимодействия с детьми в процессе творческой
ансамблевой деятельности. Концертмейстер и педагог помогают знакомиться
ребенку с прекрасным миром музыки, открывать его новые грани, развивать
музыкальность, навыки игры и эстетический вкус. Невозможно представить
себе работу хорового коллектива, исполнителей-вокалистов и
инструменталистов, а также уроки хореографии без участия концертмейстера.
Эта, казалось бы, скромная роль, формирует яркий, многогранный синтез в
музыкальном искусстве, рождающийся во взаимодействии мастерства солиста
и аккомпаниатора. А. Люблинский так говорил о важности аккомпанемента:
«Если в основе мелодии лежит интонационное высказывание личности, то
сопровождение мелодии представляется совокупностью дополняющих такое
высказывание внутренних и внешних обстоятельств, весьма различных по
своему значению: аккомпанемент может характеризовать действия самого
персонажа, его состояние, темп и пульс высказывания, раскрывать
внутренний мир человека…».
Концертмейстерской деятельности посвящено не так много литературы,
но из известных авторов, обратившихся к данной теме, можно назвать Н.
Крючкова, А. Люблинского, Е. Шендеровича. Эти издания содержат много
полезной информации о практических исполнительских аспектах, развитии
определенных навыков концертмейстерства (чтение с листа,
транспонирование, ансамблевая деятельность), секретах мастерства.
Мастерство концертмейстера глубоко специфично. Оно требует от пианиста
не только огромного артистизма, но и разносторонних музыкально-
исполнительских дарований, знаний особенностей игры на инструментах в тех
классах, где они работают, знание специфики работы на разных отделениях.
Работа концертмейстера требует постоянных занятий за инструментом,
изучения и освоения концертного и учебного репертуара. Такая работа расширяет
творческий кругозор музыканта, формирует и совершенствует его артистизм,
позволяет быть активным пропагандистом музыки.
Наличие эмпатии в характере концертмейстера при контакте с
солистом или инструменталистом помогает увидеть себя со стороны,
почувствовать его настроение и эмоции и следовать единому с ним
исполнительскому замыслу. Гибкость в общении, чувство такта дают
возможность бесконфликтно выяснить неловкие моменты по поводу
исполнения произведения, и преодолеть трудности коммуникации.
Работа концертмейстера постоянно связана со стрессовыми ситуациями.
Это и волнение перед выступлением, и ситуации срывов, и непредвиденные
остановки солиста в момент исполнения, ответственность за солиста и
коллектив на концерте. Необходимой чертой характера здесь выступает
чувство юмора отличный антистрессовый фактор, помогающий сгладить
неловкие ситуации. Обладателем такого ценного качества среди
знаменитостей является Джеральд Мур английский талантливый пианист-
концертмейстер и музыкальный деятель. Его книга «Певец и аккомпаниатор»
написана в юмористическом ключе, не теряя при этом глубины содержания.
Быстрота реакции и мобильность также являются важнейшими
составляющими деятельности концертмейстера. В случае перепутанного
ребенком текста на концерте или внезапной остановки, он, не переставая
играть, должен подхватить солиста и довести его до завершения. Уверенная
игра, вдохновение, положительный настрой концертмейстера все это
помогает снять волнение и напряжение ребенка перед концертом. Если и
произошел какой-то непредвиденный казус в исполнении, аккомпаниатор не
должен обнаруживать этого недостатка перед публикой мимикой или
жестами. Е. Шендерович в профессиональной деятельности концертмейстера
на первое место по значимости ставил быстроту реакции, обеспечение
удобства для солиста, способность «быть «музыкальным лоцманом» — уметь
провести «исполнительский корабль» сквозь всевозможные рифы».
Рассматривая личностные качества концертмейстера, важно упомянуть
об особом типе его внимания. Оно должно быть многоплоскостным
распределенным не только на обе играющие руки, но и на исполнение
солиста. Это тип целостного, а не дробного внимания. Оно требует
огромных физических и духовных затрат аккомпаниатора. Исследуя
психологические аспекты деятельности концертмейстера нельзя не сказать о
важнейшей роли воображения. Наличие артистизма невозможно без
развитого воображения. Это основополагающая черта, определяющая
способность человека к творчеству. Д. Мур писал о том, что развитое
воображение важнее технических навыков в работе концертмейстера. Богатое
воображение создает образы, и исполнитель обретает вдохновение, следуя
им, продумывая звучание каждой фразы.
Ошибочно думать, что каждый пианист может быть концертмейстером.
Для данной деятельности мало обладать высокотехничными навыками игры
на инструменте. Здесь необходим целый ряд качеств и умений как
психологического, так и профессионального характера. К ним относятся и
наличие музыкальности, артистизма, интуиции, умение слышать солиста или
коллектив, предчувствовать любые изменения в исполнении и способность
незаметно для публики преодолевать заминки и трудности. Помимо всех
вышеперечисленных качеств, концертмейстеру необходима высокая
концентрация внимания, отличная память, богатое воображение и готовность
к любым форс-мажорным обстоятельствам. Высокопрофессиональный и
грамотный концертмейстер незаменимое звено в сложной цепи
образовательного творческого процесса.
Изучение проблемы психологической компетенции концертмейстера в
рамках деятельности музыкальной школы очень актуально, поскольку
помогает развить навыки коммуникации в триединстве: педагог-учащийся
(солист) или коллектив-концертмейстер. От качества межличностных
отношений, от степени комфорта в общении между учеником, педагогом и
концертмейстером зависит и окончательный результат концертного
исполнения. Психологический фон на занятиях является важной
составляющей творческой деятельности. «Отличительной особенностью
взаимодействия в контексте концертмейстерской деятельности является его
гармоничность». (Островская Е.А. Психологические аспекты деятельности
концертмейстера в музыкально-образовательной сфере инструментального
исполнительства). Показателем эффективности является единство,
согласованность ансамбля с солистом.
В работах Е.Шендеровича, владевшего тонкостями профессии, автору
удаётся приблизиться к целостному отражению основных проблем
концертмейстерства, и, прежде всего, равноправия пианиста в ансамбле.
Творческое содружество концертмейстера и солиста, по его мнению, норма, но, к
сожалению, нормой является забывать упоминать о концертмейстерах в
рецензиях, очерках, радиопередачах. Е.Шендерович рассматривает деятельность
концертмейстера в психологическом срезе и, при всей значимости специфических
навыков профессии, на первое место ставит быстроту реакции, обеспечение
удобства для солиста, способность «быть "музыкальным лоцманом" - уметь
провести "исполнительский корабль" сквозь все возможные рифы» Впервые на
страницах специальной литературы говорится об отношениях концертмейстера и
педагога.
Часто, особенно среди педагогов, применяется в обучении принцип
авторитарности, давления и натаскивания. Для концертмейстера такое
общение неприемлемо. Чрезмерная активность аккомпаниатора на занятиях,
проявляющаяся в отстаивании своего видения исполнения произведения,
отрицательно сказывается на учебном процессе, поскольку в классе
первостепенна роль педагога. Концертмейстер может лишь тактично
высказать свое мнение, но окончательное решение остается за
преподавателем. Противоположностью авторитарной манеры общения
является безликое присутствие на уроке и пассивность аккомпаниатора.
Такая безынициативность не вызывает вдохновения в учащемся и не
развивает его музыкальность. Важно соблюдать «золотую середину» в
творческом взаимодействии. «Умение выйти за рамки «эго»,
заинтересованность, направленная вовне, для концертмейстера имеет полезное
профессиональное преломление: приобретается навык слышания целостного
звучания ансамбля».
В некоторых ситуациях, складывающихся в процессе ответственных
концертов, конкурсных выступлений, концертмейстер в полном смысле
выполняет функции психолога, который умеет снять излишнее напряжение
солиста, негативный фон перед выходом на сцену, способен найти точную яркую
ассоциативную подсказку для артистического настроя. Концертмейстер, всегда
находясь рядом, помогает пережить неудачи, разъяснить их причины, тем самым
предотвращая в дальнейшем проявления страха перед сценой, страха перед
повторением ошибок. Важность такой помощи трудно переоценить, особенно при
работе с детьми, имеющими неокрепшую психику и подверженными различным
влияниям окружающего мира.
Концертмейстеру и педагогу приходится работать с разновозрастными
категориями детей и поэтому способы ведения занятий с младшими и
старшими учащимися отличаются. Для учащихся младшего возраста более
приемлем способ ведения урока, где преобладает коммуникативный аспект.
На этом этапе важны не исполнительские качества ребенка, а его
заинтересованность в обучении, мотивация к продолжению творчества. К
детям старшего возраста подход несколько иной. Они уже сознательно
относятся к занятиям, заинтересованы процессом и испытывают желание
развиваться музыкально. В этом случае важен не коммуникативный, а
педагогический аспект, направленный на развитие профессионализма.
Говоря о взаимодействии педагога, ученика и концертмейстера в Детской
музыкальной школе, обратим особое внимание на личностные
психологические качества, которыми должен обладать концертмейстер.
Составляющие его психологической компетентности, такие как:
концертмейстерская интуиция, эмпатия, чутье, чувство такта нуждаются в
более детальном рассмотрении. Также актуален вопрос психологической
устойчивости и мобильности в стрессовых условиях подготовки к концертам
в Детской музыкальной школе. И.Гофман отмечал, что обучение искусству
аккомпанемента возможно лишь при опоре на уже имеющиеся задатки при
наличии эмпатии, что выходит за рамки музыкальной одаренности в
психологическую сферу. Он говорил: «Опыт может сделать многое, но не
все. Чутье — это свойство природное» (Гофман И. «Фортепьянная игра».)
В Детской музыкальной школе нередки случаи, когда педагог по
уважительным причинам отсутствует на занятии. В этом случае вся
ответственность за грамотное освоение материала, корректное общение и
качественное исполнение в ансамбле с учеником возлагается на
концертмейстера, который совмещает в себе педагогическую и
исполнительскую функции. Исход урока будет зависеть от наличия или
недостатка педагогического таланта концертмейстера.
При всем разнообразии и определенных особенностях работы в разных
классах и на различных отделениях, можно попытаться сформулировать ряд
общих специфических черт в работе концертмейстеров детских музыкальных
школ.
Одной их таких важных особенностей является умение и готовность быть
“вторым”. Отсутствие этого качества становится особенно заметным во время
публичных выступлений, так как, пытаясь выделиться, можно заглушить,
“забить” солиста, нарушить ансамбль и не иметь возможности этот ансамбль
ощущать. Все должно подчиняться замыслу композитора, солиста или
руководителя коллектива, важно чувствовать меру, осторожно сохраняя звуковой
баланс.
Другое, не менее важное требование точнейшее следование тексту.
Динамика и агогика, как и сам текст, должны быть соблюдены самым точнейшим
образом. Недопустимо в текстах, особенно классиков, написанных именно для
фортепиано, переделывать оттенки, мелизмы и прочее.
Часто возникает при исполнении партии аккомпанемента другая сложность,
когда данная партия сочинялась не для фортепиано с учетом особенностей
инструмента (удобства фактуры, регистровой красочности, ясных задач
педализации и т.д.), а является переложением, то есть одним из вариантов
воплощения на фортепиано музыки, первоначально написанной для оркестра.
Надо отметить, что большинство композиторов считало фортепиано
единственным инструментом, способным воспроизвести сущность оркестровой
партитуры и в данных случаях партия фортепиано представляет собой не что
иное, как приспособление красочного, масштабного, многоголосного звучания
симфонического оркестра к возможностям одного инструмента–фортепиано.
Композиторы, создававшие превосходные оркестровые партитуры, в работе
над клавиром зачастую не учитывали технических неудобств пианиста,
перенасыщая фортепианную фактуру значительными сложностями,
затрудняющими естественное исполнение фортепианной партии.
Концертмейстеру часто приходится упрощать эту фактуру, добиваясь более
рационального способа изложения.
При работе в классе концертмейстер может произвольно изменить и
облегчить трудные места, чтобы не останавливать движение музыки. В процессе
разучивания произведения с хором или солистами пианист может применить
метод вычленения сольной партии или хоровой партитуры, сводя фортепианную
партию к основным гармоническим и ритмическим функциям. Сделать это не так
просто, как может показаться на первый взгляд, и предполагает наличие у
концертмейстера хорошо развитого гармонического слуха и комплексного
музыкального мышления. Исполняя же эти произведения в концертном зале,
концертмейстеры должны создать полноценную звучность аккомпанемента, а в
переложениях стремиться по возможности к оркестровой масштабности рояля.
Необходимым и серьезным качеством в работе концертмейстера является
также развитое умение чтения с листа и транспонирование.
Конечно, в концертах или на экзамене чтение партии с листа или
транспонирование почти не встречается, но в рабочем процессе в классе эти
качества крайне необходимы.
Многие качества, присущие концертмейстеру-пианисту приближают его к
дирижеру, что вызывает в свою очередь обладание такими чертами, как
дирижерская воля, ритмическая и темповая устойчивость, умение
“цементировать” ансамбль и всю форму исполняемого произведения в целом.
Отметим, что достижения всех поставленных перед концертмейстером
задач возможно лишь при полном взаимодействии с педагогом, при абсолютном
профессиональном доверии. Концертмейстер в классе это помощник,
аранжировщик, репетитор, правая рука и единое целое с преподавателем класса,
целенаправленно выполняющий свои профессиональные задачи.
Ко всему сказанному, концертмейстер должен быть очень эрудированным
музыкантом, в поле деятельности которого находится огромный и разнообразный
репертуар.
Таким образом, творческая деятельность концертмейстера включает и
исполнительскую, и педагогическую, и организационную, где музыка выступает в
качестве реального самостоятельного художественного процесса.
Работа концертмейстера уникальна и увлекательна, его роль в учебном
процессе детских музыкальных школ неоспоримо велика, а владение в
совершенстве комплексом концертмейстера” повышает востребованность
пианиста в разных сферах музыкальной деятельности от домашнего
музицирования до музыкального исполнительства.
Концертмейстер - одна из тех профессий, где обязанности и способы
действий не прописаны чётко, оставляя за специалистом право их широкого
выбора. Яркой отличительной чертой является индивидуальный путь
совершенствования и конечная "планка" мастерства, определяющаяся
специфическими особенностями характера и личными притязаниями каждого
концертмейстера.
Список литературы:
1. Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения / Под ред.
А.П. Зориной. Л.: Гос. муз. издат-во, 1961. 71 с.
2. Люблинский А. Теория и практика аккомпанемента / Под ред. А.Н.
Крюкова. Л.: Музыка, 1972 г. — 80 с.
3. Мур Д. Певец и аккомпаниатор. Воспоминания. Размышления о музыке /
Пер.с англ. М.: Радуга, 1987. — 427 с.
4. Островская Е.А. Психологические аспекты деятельности концертмейстера
в музыкально-образовательной сфере инструментального исполнительства:
монография / Под редакцией А.И. Демченко. Госуд. автон. образоват.
учр-е средн. профес. образ-я «Рязанский муз. колледж им. Г.ИА.
Пироговых». Рязань, 2012. 200 с.
5. Шендерович Е.В концертмейстерском классе. Размышления педагога. М.:
1996. 204 с.
6. Шендерович Е. Об искусстве аккомпанемента. Советская музыка №4. 1969.