Внеклассное мероприятие "Грустит романс тревожно и светло"




Грустит романс тревожно и светло
Звучит романс «Не уходи»
Сколько раз люди замечали: стоит раздаться первым аккордам любимого
романса – и замирает сердце, а душа куда-то улетает.
Когда же из пучины музыкальных волн возникает голос певца и как маяк
ведет нас за собой, мы полностью подчиняемся и испытываем ни с чем не
сравнимое наслаждение.
Так что же с нами делает романс? Чем покоряет он своих слушателей?
Может быть, виноваты рифмы гениальных поэтов или все дело в музыке,
которая уносит нас в безбрежный океан чувств и переживаний? А может,
разгадка в том, что романс завораживает нас чужой выстраданной любовью,
о которой мы все мечтаем? Ведь еще Сергей Есенин сказал: «Романс это
красивое страдание». А где оно, как не в любви?
Согласна.
1В. Давайте поговорим об авторах самых известных романсов и убедимся,
что именно любовь, страстная и драматичная, помогла им создать свои
замечательные произведения.
. Хорошо. И с какого же романса начнем? Может быть, с моего самого
любимого – «Средь шумного бала»?
. Прекрасно. Тогда все по порядку. В новогоднюю ночь наступающего
1851 года поэт, драматург, царский чиновник Алексей Константинович
Толстой вместе со своим другом Иваном Сергеевичем Тургеневым были на
балу в одном знаменитом петербургском доме, где Алексей Константинович
увидел красивую даму. Она не была ему знакома, но он обратил внимание на
то, как прекрасно она вальсировала. Поочередно приглашая женщину на
танец, друзья заметили, как грустна становится незнакомка, едва к ней
подходит некий полковник.
. Интригующее начало! Я все время хотела узнать, что же это за тайна, о
которой упоминается в романсе.
. О тайне – позднее.
. Хорошо, хорошо. Что же было дальше?
. Придя домой, Толстой весь день не находил себе места. Он вдруг
почувствовал, что женщина, случайно встреченная им на балу, может
полностью изменить его жизнь. Ему захотелось узнать о ней все: о ее
горестях, радостях, увлечениях.
. И он узнал?
. Да, хотя и не сразу. Незнакомкой, так поразившей воображение Алексея
Константиновича, была Софья Андреевна Миллер. Ее судьба сложилась
трагично: рано умер отец, последовали сиротство и бедность. Ей не было и
восемнадцати, когда она познакомилась с Петром Андреевичем Вяземским и
безрассудно влюбилась в уже женатого человека. Увлечение стало известно в
свете: она было скомпрометирована. Тогда ее младший брат, единственный
мужчина в семье, вызвал Вяземского на дуэль и был им убит. А Софья
Андреевна вышла замуж за полковника-кавалергарда, человека строгого и
сурового, которого не любила.
. Теперь понятно, что за тайна ее «покрывала черты».
. Толстой страстно и искренне полюбил эту женщину. Он понял, что всю
жизнь искал именно ее и наконец нашел.
Вот что он говорит о своем чувстве:
И просветлел мой темный взор,
И стал мне виден мир незримый,
И слышит ухо с этих пор,
Что для других неуловимо…
И всюду звук и всюду свет,
И всем мирам одно начало,
И ничего в природе нет,
Что бы любовью не дышало.
2В. А что же Софья Андреевна? Она ответила ему взаимностью?
. Надо сказать, что Софью Андреевну, конечно же, взволновали те
отношения, которые складывались у нее с Толстым, постепенно и в ее сердце
поселилась любовь. Софья не боялась бросить вызов свету, но ее мучили
сомнения: смогут ли они начать новую жизнь, как долго продлится их
любовь? Софья Андреевна была очень умна, образованна, прекрасно
разбиралась в искусстве. Все это сближало ее с Толстым, который впервые
почувствовал, что кончается его одиночество, что он наконец может «излить
одну душу в другую».
. Они любили друг друга, имели общие интересы, духовную близость, так
что же мешало им соединить свои судьбы?
. На пути влюбленных стояло много преград. Мать поэта, графиня Анна
Алексеевна, и слышать не хотела о союзе своего сына с Софьей. Муж Софьи
Андреевны не давал развода.
. Чем же все-таки закончилась эта любовь?
. Софья оставила нелюбимого мужа и переселилась в свое имение, но еще
долгих 12 лет Алексею Толстому и ей суждено было прожить врозь.
.12 лет! Неужели такое возможно?
. Как видишь, возможно. Только в 1863 году Софья Андреевна Миллер,
получив наконец развод, стала графиней Толстой. Около 150 стихотворений
Алексей Константинович посвятил ей. Большинство из них впоследствии
стали романсами. И какие это романсы! «Звонче жаворонка пенье», «То было
раннею весной» и т.д. Музыку для них писали Бородин, Чаковский,
Мусоргский, Рахманинов, Римский-Корсаков.
. Давайте же наконец послушаем романс, историю которого мы теперь
знаем. Я уверена, что для всех сидящих в зале этот знаменитый романс после
этого рассказа зазвучит по-новому.
Звучит романс «Средь шумного бала, случайно»
1В. Замечательное произведение! А я знаю другую, не менее драматичную,
историю любви. Мы сегодня упоминали имя Ивана Сергеевича Тургенева.
Его перу принадлежат прекрасные стихи, ставшие впоследствии романсом:
Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые..
. Да, романс удивительной красоты, пронизанный грустью.
. Создание его обычно связывают с именем французской певицы Полины
Виардо, с которой Тургенев познакомился во время ее гастролей по России.
Впервые увидев в опере двадцатидвухлетнюю примадонну, Иван Сергеевич
внезапно ощутил, как чем-то несказанно близким повеяло на него от
глубокого чистого голоса, от живых, опьяненных вдохновением глаз. Так
зарождалась любовь, которой суждено было продлиться всю оставшуюся
жизнь Тургенева.
. Тургенев и Виардо познакомились, и с тех пор, когда это было возможно,
Иван Сергеевич сопровождал Полину на гастролях как «добрый и дорогой
друг». Он всегда был готов разделить с ней торжество успеха или беду
неудачи. Когда же Тургенев находился далеко, Полина получала от него
письма, полные искреннего восторга, участия и, конечно, любви. Так
продолжалось, без малого, 40 лет.
. Невероятно! Как он, наверное, страдал!
. Да, он осознавал весь трагизм своего положения: безумно любить
женщину, с которой нельзя создать свою семью. Она была замужем. Но
вместе с тем вот его слова: «Страдание – это счастье, которое, например,
эгоисту или человеку низкому неведомо».
. Теперь я понимаю, отчего мы слышим в романсе такую щемящую грусть,
тоску по ушедшему. Давайте вместе послушаем это прекрасное
произведение.
Звучит романс «Утро туманное»
. Я думаю, что мы с тобой выполнили поставленную задачу – доказали,
что именно благодаря любви, выстраданной и в чем-то трагичной, романсы
Тургенева и толстого задевают наши чувства, пленяют задушевностью и
лиричностью. Навеянные образами любимых женщин, они давно стали
шедеврами.
. Все это так, и я думаю, все присутствующие здесь с нами согласятся. Но
мне не дает покоя один вопрос: мы говорим о произведениях, написанных в
прошлом веке, а жизнь изменилась. Почему же они волнуют нас и сейчас?
. Ответ прост: хотя сегодня другое время и люди стали прагматичнее,
менее сентиментальными, почти неромантичными, но то, что было человеку
дорого в 19 веке, важно и теперь.
Для романса характерны искренность, сердечность, поэтому он трогает душу
независимо от того, в какое время он был написан. И чтобы доказать это, я
предлагаю послушать еще один замечательный романс, написанный очень
давно, автор его неизвестен.
Звучит романс «Не пробуждай воспоминаний».
. Подошел к концу наш вечер…
. А та не хочется прощаться.
. Зачем прощаться? Мы расстаемся, чтобы встретиться вновь. До новых
встреч с романсом!