Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс


Подписи к слайдам:
Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс с целью формирования познавательного интереса обучающихся

Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс с целью формирования познавательного интереса обучающихся

В настоящее время, главной проблемой школы является большая информационная загруженность и нежелание детей учиться. В связи с этим ведутся поиски эффективных методов обучения, которые активизировали бы мысль школьников и побудили бы интерес к обучению. Такими методами являются современные педагогические технологии.

Педагогическая технология - это систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования.

Педагогические технологии

  • О
  • Р
  • И
  • Е
  • Н
  • Т
  • И
  • Р
  • О
  • В
  • А
  • Н
  • Ы
  • формирование положительной мотивации к учебному труду,
  • интенсификацию коммуникативной среды,
  • развитие личности, способной к учебной и исследовательской деятельности, дальнейшему продолжению образования, профессиональному выбору,
  • охрану здоровья учащихся.
  • Н
  • А

Виды педагогических технологий

  • Технология личностно – ориентированного образования.
  • Технология использования игровых методов.
  • Метод проектов.
  • Технология обучения в сотрудничестве.
  • Технология разноуровневого обучения.
  • Технология развития критического мышления.
  • Информационно – коммуникационные технологии.

Конечно, современных образовательных технологий много, но в своей работе я чаще всего использую некоторые из них:

  • Игровые технологии (дидактические игры).
  • Групповые технологии обучения.
  • Технология проблемного обучения.

1. Игровая технология (дидактическая игра)- это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.

  • По виду деятельности учащихся дидактические игры
  • подразделяют на:
  • -Игры-путешествия.
  • -Игры-поручения.
  • -Игры-предположения.
  • -Игры-викторины.
  • -Игры-беседы.

На своих уроках я чаще использую игры- викторины и игры путешествия.

  • Игры-викторины:
  • 1.Игра: «Напиши послание».
  • Используется на этапе обобщения знаний темы «Членистоногие» в 7 классе.
  • Каждому ряду выдается лист, на котором записано название одного класса членистоногих. За 3 минуты, передавая лист, нужно написать признаки, животных этого класса. Победит тот, на чьем ряду правильно и полно ответят ребята.
  • Результатом является: формирование воображения и символической функции сознания, систематизация материала по целому разделу, спортивная конкуренция между командами побуждает интерес к учению и активизирует мыслительную деятельность.

2. Биологическая викторина.

  • 2. Биологическая викторина.
  • Используется на уроке обобщения знаний по теме «Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся» в 7 классе.
  • Подготовительный этап:
  • Выбор жюри из трёх специалистов: ихтиолог, батрахолог, герпетолог, которые будут задавать вопросы командам из своей области и впоследствии будут оценивать команды.
  • Деление на 3 команды и выбор названий:
  • -1 команда «Эрудиты» будет проверять свои знания о рыбах.
  • -2 команда «Краеведы» будет проверять свои знания о земноводных.
  • -3 команда «Знатоки» будет проверять свои знания о рептилиях.

Викторина состоит из 3х конкурсов:

  • Викторина состоит из 3х конкурсов:
  • 1)Разминка «Кто здесь лишний? Max 4 балла
  • Каждая команда должна найти «лишнее» животное из индивидуально предложенного ряда и объяснить, почему оно является лишним в представленном списке.
  • 2) «Большая игра» Max 7 баллов
  • Специалисты из своей области задают по 7 вопросов поочерёдно соответствующей команде о строении, развитии, адаптации и среде обитания животных.
  • 3) «Незаконченная таблица»
  • Max 10 баллов
  • Каждая команда получает
  • таблицу из 2х колонок,
  • в которой заполнена только
  • вторая. В первой надо вписать
  • названия животных из предложенных вариантов
  • ответов.

Выигрывает команда, набравшая большее количество баллов. Оцениваются все учащиеся по степени участия в игре.

  • Результатом является формирование воображения и символической функции сознания, систематизация материала по целому разделам, спортивная конкуренция между командами побуждает интерес к учению и активизирует мыслительную деятельность каждого учащегося.

Игры-путешествия:

  • Игры-путешествия:
  • «Путешествие по клетке»
  • используется в повторно-обобщающем уроке по теме «Клетка».
  • Весь материал разбит на несколько станций, находясь на которых, учащиеся выполняют определённые задания.
  • 1. Станция «Историческая». На столе лежат визитные карточки учёных, внёсших свой вклад в развитие цитологии. Учащиеся вытягивают визитки и рассказывают об учёном, чьё имя написано на визитке.
  • 2. Станция «Блиц на знание биологических терминов». Учащиеся называют термины по их определениям.
  • 3. Станция «Строение клетки». У учащихся на парте таблички с названиями органоидов клетки. Учитель зачитывает функции, выполняемые этим органоидом. Учащиеся должны поднять карточку с нужным органоидом.
  • 4. Станция. «Физиологическая». На карточках даны названия веществ, входящих в состав клетки. Какие функции эти вещества выполняют.
  • Результатом является: обострение внимания, наблюдательности, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха, и как следствие повышение интереса к обучению.

Дидактические игры на уроках способствуют формированию следующих УУД:

  • ЛИЧНОСТНЫЕ- формируются устойчивость и произвольность внимания, память и развитие мышления.
  • РЕГУЛЯТИВНЫЕ
  • -целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
  • -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме как общеучебные универсальные учебные действия.
  • -сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование как логические универсальные учебные действия.

КОММУНИКАТИВНЫЕ

  • КОММУНИКАТИВНЫЕ
  • -определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
  • -разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
  • -управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

2. Групповые технологии обучения. Направлены на формирование личности коммуникабельной, толерантной, обладающей организаторскими навыками и умеющей работать в группе; повышение эффективности усвоения программного материала.

Бумажный макет животной и растительной клетки.

  • Бумажный макет животной и растительной клетки.
  • Используется как один из методов в изучении нового материала по теме: «Клетка» в 7 классе.
  • Дети делятся на 2 команды. Им даются листы ватмана и файлы с вырезанными из бумаги цветными органеллами. Перед детьми двух команд ставится задача:
  • На скорость составить правильно растительную и животную клетку.
  • В конце всем классом оценивается правильность составления клеток, отмечаются отличительные признаки клеток.
  • Результатом является повышение интереса к предмету, раскрытие личного потенциал каждого ученика. Учащиеся получают навык общения, умение работать с дополнительной литературой, решают проблемы, активно реализуют себя.
  • Пример групповой технологии

Групповые уроки способствуют формированию следующих УУД:

  • ЛИЧНОСТНЫЕ
  • -смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
  • РЕГУЛЯТИВНЫЕ
  • -целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • -прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения;
  • -оценивание качества и уровня усвоения;
  • ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
  • общеучебные универсальные учебные действия
  • -применение методов информационного поиска;
  • -рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Логические универсальные действия:

  • Логические универсальные действия:
  • -сравнение, классификация объектов по выделенным признакам
  • КОММУНИКАТИВНЫЕ
  • -управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;;
  • -разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация.

3. Технология проблемного обучения. Направлена на приобретение учащимися знаний, умений и навыков, освоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей.

  • Это тип развивающего обучения,
  • содержание которого представлено
  • системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а через это происходит формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций.

Схема проблемного обучения представляется как последовательность процедур, включающих:

  • Схема проблемного обучения представляется как последовательность процедур, включающих:
  • постановку преподавателем учебно- проблемной задачи, создание для учащихся проблемной ситуации;
  • осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний;
  • применение данных способов для решения конкретных систем задач.

Пример проблемного обучения.

  • Изучение неизвестной птицы с помощью методов изучения биологии.
  • Используется на уроке по теме «Методы изучения биологии».
  • Цель урока: Научиться использовать методы изучения
  • биологии при изучении живого объекта.
  • Проблема: Не знаю, что за птичка изображена на фото.
  • Побуждение учащихся на исследование птицы, и как следствие,
  • использование методов изучения биологии.
  • Итог:
  • 1)С помощью метода наблюдения можно узнать питание и среду обитания птицы.
  • 2) Внешность птицы и поведение узнаётся с помощью метода описания.
  • 3) Сравнительный метод используется для исследования систематической принадлежности птицы, используя дополнительную литературу, или определитель.
  • 4) С помощью исторического метода можно узнать историческое развитие данного вида, используя дополнительную литературу.
  • 5)С помощью экспериментального метода можно узнать степень приспосабливаемости данного вида к определённым условиям окружающей среды.
  • 6)С помощью метода моделирования можно изучить поведенческих характер вида через построение его модели например на компьютере. (подсказка учителя)

Проблемные уроки способствуют формированию следующих УУД:

  • Познавательные УУД: определение  понятий:  «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение», самостоятельное владение и формулирование познавательной цели, постановка и формулирование проблемы, выдвижение предложений и их обоснование.
  • Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися, осуществление совместной познавательной деятельности в группе, освоение разных способов коммуникаций.
  • Регулятивные УУД: умение оценить других и давать самооценку, соотнесение того что известно учащимся, и того что еще не известно, создание  схематических моделей с выделением существенных характеристик объекта, преобразование  информации  из одного вида в другой.

Внедрение педагогических технологий в обучающий процесс способствуют:

  • повышению качества знаний и обученности учащихся, всестороннее развитие личности ребенка;
  • реализации воспитательных целей, приучая к ответственности, взаимопомощи;
  • повышению производительности труда учащихся, развитию познавательной активности, самостоятельности;
  • расширению межличностных отношений детей.

% усвоения информации:

  • лекция – не более 20-30%
  • самостоятельная работа с литературой – до 50%
  • проговаривание – до 70%
  • личное участие в изучаемой деятельности (N, деловая игра)
  • – до 90%

Спасибо за внимание!

  • Спасибо за внимание!