Развитие образного мышления учащихся посредством зрительного и слухового восприятия музыки на начальном этапе обучения

РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
ПОСРЕДСТВОМ ЗРИТЕЛЬНОГО И СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ
МУЗЫКИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
Кулягина Людмила Александровна
преподаватель фортепиано, МАУДО «Детская школа искусств», г. Северск
В последние годы преподаватели отмечают, что в музыкальных школах
занимаются учащиеся не только со средними, но и с минимальными данными.
Расширение сети музыкальных школ, демографический спад привели к тому,
что практически все дети, независимо от способностей, получили возможность
обучаться музыке. И это хорошо.
В связи с этим, не отрицая важности постоянного совершенствования
методов обучения игре на инструменте, первостепенной задачей следует
считать интенсивное развитие музыкальных способностей детей. Каким
образом это можно сделать? Обогащать запас музыкальных впечатлений,
научить слушать и переживать музыку, иначе говоря, привить элементарные
навыки восприятия, чтобы у ребенка появилось желание выразить свои чувства
в собственном исполнении.
Мир эмоций ребенка, разумеется, ограничен в своих проявлениях: его
радуют и огорчают лишь доступные ему явления жизни и музыкальные
произведения должны быть доступны его восприятию и отличаться ярким
выражением определенного настроения. Особенно дети чувствуют развитие
характера музыки в двух контрастных произведениях. Вот почему они легко
сопоставляют «Веселый дождик» с «Грустным дождиком», чувствуют различия
между беспокойным, взволнованным настроением, выраженным в «Грозе»А.
Гедике или отметят покой и созерцательность в пьесе «Осень» В. Ходоша.
Развитие восприятия музыки и формирование музыкально-слуховых
представлений - один из эффективных методов обучения игре на фортепиано.
Необходимо развивать первые музыкальные впечатления учащегося на основе
песенного материала. Знакомить с тембровыми особенностями инструмента,
помогая полюбить его звучание. С этой целью использовать, например,
«Детский альбом» П.И. Чайковского, «Буратино» А. Лепина и т.д. Следует
включать в работу различные танцы, связывая их с характером исполнения: в
вальсе обратить внимание на плавность, изящество, трехдольный размер; в
польке - как двухдольный, живой, веселый танец. Такой анализ способствует
сознательному слушанию музыки, развивает образное мышление. С первых
уроков следует учить восприятию основных средств выразительности:
динамика, форма исполняемой пьесы, регистр, лад. Для показа регистров
использовать пьесы с контрастными образами, например, «Флейта и барабан»,
«Медведь играет на кларнете», «Ёжик» Д. Кабалевского.
Можно связать музыкальные образы со стихами, картинками,
нарисованными детьми или подобранными к уроку в соответствии с образным
строем пьесы. Большой интерес представляют для детей пьесы, написанные
различными композиторами на один сюжет. Пример: «Грустный дождик»,
«Дождик танцует» и т.д. Дети находят тонкости в характеристике
художественного образа каждой пьесы и определяют, какие средства
использовал композитор для его воплощения. Всё это развивает воображение
ученика.
В психологии образное мышление иногда описывается в качестве
специальной функции воображение. Воображение психологический
процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем
переработки материала восприятий и представлений, полученных в
предшествующем опыте. Воображение присуще только человеку. Воображение
необходимо в любом виде деятельности человека, тем более при восприятии
музыки и музыкального обучения.
Первые музыкальные впечатления помогают детям осваивать простейшие
навыки игры на фортепьяно, приемы звукоизвлечения, основы нотной грамоты.
Важно, чтобы при организации пианистических движений налаживалась
взаимосвязь музыкально-слуховых представлений с двигательными
ощущениями, чтобы каждый прием был обусловлен художественной задачей.
В связи с этим хочется остановиться на наработке ощущений. Прежде
всего, отзывается пианистический аппарат на разные образы, становясь
острочувствительным, восприимчивым к тонким вибрациям звука. Через
кончики пальцев проходят разные виды энергий. Каждый палец порождает
конкретно свой вид энергии. Одну и ту же ноту (в зависимости от образа)
можно наполнить скучным, грустным, веселым, сочным, тонким или плотным
качеством звука. В этом случае звук подкрепляется образом, наполняется
дыханием и начинает жить.
По своему характеру музыкально-исполнительская деятельность имеет
некоторые общие моменты с детской ролевой игрой. В обоих случаях всегда
присутствует два четко выраженных плана действий: один существует в
воображении, а другой - реальный, воплощаемый в физических действиях. Это
дает основание для использования детской ролевой игры в качестве одного из
эффективных средств подготовки музыкально-исполнительской деятельности.
Образные представления о движениях, освоенных в детских ролевых играх,
впоследствии могут быть перенесены в музыкальное исполнение. При всей
специфичности пианистических движений образные представления о них
значительно облегчают овладения приемами игры. Например: для освоения
legato можно попросить ученика, чтобы он делал такие движения рукой «как
будто ползет змейка». При освоении навыка игры portamento можно попросить
ученика исполнить так, «как будто топает медведь».
Особенностью развития образного мышления является его необычно
богатая вариантность, то есть одно и тоже произведение можно играть по
разному. Множественность трактовок музыкального произведения достигается
и за счет вариативного использования исполнительских средств: динамики,
агогики, артикуляции, педализации. Можно на примере какой-то легкой пьесы
предложить ученику вариантность исполнения. Например: менять регистры,
связывая их смену с образным мышлением; или предложить ученику: «сейчас
будешь играть тревожно, страшно»; или тихое звучание «пиано» определить
как прозрачно, легко, воздушно, таинственно и т.д.
Итак, стимулирование педагогом вариантного подхода к исполняемой
пьесе, построение нескольких исполнительских планов одного и того же
произведения ведет к формированию у ученика богатого творческого
воображения, повышает выразительность игры.
В связи с вышеизложенным подведем некоторые итоги. Для
эффективного развития образного мышления учащихся на начальном этапе
обучения необходимо:
1. Формировать у ученика целостное восприятие музыкального образа.
2. Накапливать эстетические впечатления от общения с искусством.
3. Воспитывать способность к активному сопереживанию музыкального
произведения.
4. Развивать познавательные способности через художественно-творческую
деятельность.
P.S. Чтобы успешно двигаться в этом направлении, хочу заметить, что учитель
должен видеть в ребенке, прежде всего, личность, обращаясь к нему такому,
каким он будет в будущем, проявлять уважение, снисходительность и ЛЮБОВЬ
к ученику.
Литература
1. Лещинская И Развитие восприятия музыки при обучении игре на
фортепиано. - М.: Музыка, 1981.
2. Петрушин В.И. Музыкальная психология. - М.: Пассим, 1994.
3. Сугоняева Е. Музыкальные занятия с малышами. - Ростов на Дону.:
Феникс, 2002.
4. Свиченская О.Н. Раскрытие духовного аспекта в человеке посредством
музыкального образования. - Тюмень.: Истина, 1998.
5. Фейгин М. Индивидуальность ученика и искусство педагога. - М.:
Музыка, 1975.