Рабочая программа дополнительного образования "Основы дизайна"

МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Московский технологический университет»
МИРЭА
Колледж приборостроения и информационных технологий
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Основы Дизайна
для 1 курсов
Москва
2017
2
Одобрена
Предметно-цикловой комиссией
Программирования и систем
связи
Протокол ___1____________
От «_1»_____09_____2017__г.
Председатель предметно-
цикловой комиссии
_________ Мымрина М.Л.
подпись ФИО
Директор колледжа
__________ О.В. Книга
подпись ФИО
Составитель: Жданова Юлия Александровна, преподаватель Колледжа приборостроения
и информационных технологий
Рецензенты:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
3
СОДЕРЖАНИЕ
4
5
8
10
4
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Основы дизайна
1.1. Область применения программы
Рабочая программа «Основы дизайна» предназначена для
дополнительного образования студентов колледжа, которые хотели бы
начать работать в области дизайна и графики. Программа «Основы дизайна»
полностью охватывает вопросы дизайн, и предоставляет возможности для
накопления практического опыта и развития профессиональных навыков.
1.2. Цели и задачи программы дополнительного образования требования
к результатам освоения дисциплины:
Цель преподавания дисциплины ознакомить студентов с общими
направлениями и проблемами возникающих в истории развития искусства
дизайна. Задания по данной дисциплине позволяют развить ассоциативное
мышление, творческую интуицию, выбирать нужные выразительные
средства, развивают у студентов чувство меры, гармонии, ритма общей
графической выразительности.
В результате освоения программы обучающийся должен уметь:
- владеть средствами графики для исполнения предпроектных эскизов;
- проводить работу по целевому сбору, анализу исходных данных,
подготовительного материала, выполнять необходимые предпроектные
исследования;
- уметь излагать проектный замысел в текстовой форме;
- владеть необходимыми инструментами для реализации своих творческих
замыслов в дизайне.
В результате освоения программы обучающийся должен знать:
- основные понятия и определения дизайна, роль дизайн-деятельности в
организации социальной среды;
- основы дизайн-композиции;
- основные направления в сфере дизайна;
- материалы и технические средства исполнения предпроектных эскизов.
1.3. Количество часов на освоение рабочей программы дополнительного
образовании «Основы дизайна»:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 70 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 62 часа;
самостоятельной работы обучающегося 8 часов.
5
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. Объем программы дополнительного образования и виды учебной
работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
70
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
62
в том числе:
практические занятия
62
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
8
в том числе:
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
8
6
2.2. Тематический план и содержание программы дополнительного образования «Основы дизайна».
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем часов
Уровень
освоения
1
2
3
4
2 полугодие
Вводное занятие
Цели и задачи курса.
2
2
Знакомство с понятием дизайна
Задачи дизайна
Тема 1.
Содержание учебного материала
6
Основы композиции. Лекционный цикл
1,2
Психология визуального восприятия. Устройство зрительного анализатора. Работа зрительной
системы. Законы психофизического восприятия. Гештальт – психология.
Творческая деятельность. Композиционно-художественное формообразование. Средства и
принципы организации художественной формы.
Композиция в дизайне. Особенности условий создания художественной формы. Принципы
«функциональность», «рациональность», «целесообразность», «целостность».
Контрольная работа: перекрестный опрос.
Тема 2.
Содержание учебного материала
6
Практическое освоение средств и принципов организации художественной формы
2
Упражнения на освоение композиционных средств «композиционный центр», «контраст-
нюанс», «метр-ритм», «равновесие» , «структурность» на примере организации ограниченной
плоскости (графический лист). Проверка работы законов психофизического восприятия. 10-12
упражнений форматом не более А4 в технике «коллаж».
Самостоятельная работа обучающихся : закрепление знаний основ формальной композиции.
Выполнение графического листа формата не более А3 в технике «гуашь».
1
Тема 3.
Содержание учебного материала
6
Принцип «Образность».
2
Содержание художественного произведения. Целостность и взаимозависимость формы и
содержания художественного произведения. Стилизация как один из методов создания
компромисса в паре «выразительное – изобразительное». Лекция.
Практические занятия: выразительные возможности графики. Упражнение «от пятна».
Упражнение на организацию содержания художественного произведения. Поиск
выразительных, эмоциональных (объективных и субъективных) характеристик. Эскизный
7
многоступенчатый этап к графическому листу.
Самостоятельная работа обучающихся: выполнение графического листа с опорной темой
«животное».
1
Тема 4.
Содержание учебного материала
6
Эстетика предметно-пространственной среды
3
Эстетизация социального пространства. Отрасли и направления в дизайн-деятельности.
Лекция.
Дизайн средство коммуникации. Вещь коммуникатор исторического опыта человечества.
Лекция.
Нравственная ответственность дизайна в формировании общественного сознания. Опасность
манипуляций, нейро-визуального программирования. Лекция.
Контрольная работа: творческо-философская дискуссия, перекрестный опрос.
Тема 5.
Содержание учебного материала
6
Курсовая проектно-практическая работа «Стул»
2,3
Утилитарный предмет как объективные условия творчества. Дуальность рационального и
эмоционального. Пропорциональная изменчивость этой пары в разных видах
изобразительного искусства.
Практические занятия. Проект «Стул» как предмет дизайна, декоративно-прикладного или
инсталляционного искусства. Многоэтапное задание с конечным воплощением. От
художественного замысла к утилитарному предмету.
30
1. Фиксация художественного замысла в текстовой и графической формах.
2. Проект стула в чертежах и пояснительной записке.
3. Практическая реализация проекта.
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом)
6
Всего:
62+8
8
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Программа дополнительного образования реализуется в учебном кабинете
«Компьютерной графики»
Оборудование учебного кабинета:
рабочие места на 25-30 обучающихся;
рабочее место преподавателя;
мультимедийный проектор;
маркерная доска;
Технические средства обучения: мультимедийный проектор, маркерная
доска, ноутбук,
персональные компьютеры:
Процессор: Intel Celeron Dual Core
Частота: 2.4 ГГц
Оперативная память: DDR3 4096 Мб
Графический контроллер: Intel HD Graphics
Жесткий диск: 500 Гб
Операционная система: License Windows 8.1
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
1. Герчук Ю. История графики и искусства книги. 2000.
2. Каров П. Шрифтовые технологии. Описание и инструментарий. 2001.
3. Кудрявцев А. Шрифт. История, теория, практика. 2003.
4. У Семченко "Основы шрифтовой графики" 1978, Минск, "Высшая
школа"
5. Смирнов С.И. Шрифт в наглядной агитации. М., «Плакат», 1987.
6. Шицгал А.Г. Русский гражданский шрифт. 1708–1958. М.,
«Искусство», 1959
7. Георгиевский О.В. Художественно-графическое оформление
архитектурно-строительных чертежей. – М.: Архитектура-С, 2004.
8. Кошаев В.Б., Шершевская А.И. Теория и практика графических
изображений. – Ижевск, 2002.
9. Нойферт П., Нефф Л. Проектирование и строительство. Дом.
Квартира. Сад. – М.: Архитектура – С, 2005.
10. Нойферт. Строительное проектирование. 39 издание. М.:
Архитектура-С, 2011.
9
11. Библиотека электронных изданий по проектированию нтернет-
ресурс, адрес http://www.proektanti.ru/library/index)
12. Сборник книг по архитектурному проектированию (интрнет-ресурс,
адрес http://www.proektanti.ru/library/index/?category_id=2)
13. http://www.kodges.ru/30576-maketirovanie-iz-bumagi-i-kartona.html
14. Макетирование в учебном проектировании: Учебное пособие для
вузов, Калмыкова Н.В. Максимова И.А. - 96 с, Издательство:
М: Архитектура-С, формат pdf (электронное издание, адрес
http://www.booksiti.net.ru/books/2040525)
15. Макетирование в Adobe InDesign CS3, Завгородний В. Г.
(видеопособие, адрес http://dasug.com/kniga-skachat-866.html)
16. Сбрник книг по архитектурному моделированию и проектированию
(интрнет-ресурс, адреса
http://filegu.ru/f/wcAkYFY0/kniga_po_maketirovaniju.rar.html,
http://filegu.ru/f/bi3FSY5P/maketirovanie_iz_bumagi_i_kartona_n.kalmko
va__i.maksimova.rar.html, http://filegu.ru/f/Vbh3uge1/nojfert.rar.html)
17. Сборник книг по дизайн-проектированию (интрнет-ресурс, адрес
http://catalog.aport.ru/rus/themes.aspx?id=6157)
18. Основы архитектурной композиции, Н. Г. Стасюк, Т. Ю. Киселева, И.
Г. Орлова, Издательство: Архитектура-С, 2004, формат: pdf
(электронное пособие, адрес http://bankknig.com/knigi/33893-
osnovy_arkhitekturnojj_kompozicii_i_proektirovanij.html).
10
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения программы осуществляется
преподавателем в процессе выполнения практических заданий и итоговой
контрольной работы.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Понимать сущность и социальную
значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней
устойчивый интерес.
Ориентироваться в условиях частой
смены технологий в
профессиональной деятельности.
Применять знания о закономерностях
построения художественной формы и
особенностях ее восприятия.
Проводить работу по целевому
сбору, анализу исходных данных,
подготовительного материала,
выполнять необходимые
предпроектные исследования.
Владеть основными принципами,
методами и приемами работы над
дизайн-проектом.
Использовать компьютерные
технологии при реализации
творческого замысла.
Находить новые образно-
пластические решения для каждой
творческой задачи.
Отчетная выставка работ