Классный час "Моя малая Родина - Адыгея"


МБОУ « СШ № 23 им. А.П. Антонова»
Классный час: « Моя малая Родина - Адыгея»
Разработала:
учитель биологии
Кушнир Лариса Ивановна
г.Майкоп
2017г.
Классный час: «Моя малая Родина — Адыгея»
Задачи:
Познакомить детей: с символами Адыгеи (флаг, герб, гимн) ; с понятиями
малая Родина, столица;
Формирование чувства принадлежности и гордости, за свою малую Родину;
Углубить представления учащихся о родном крае;
Вызвать интерес к родной республике, народу;
Воспитывать культуру поведения, чувство дружбы, волевые качества, умение
уступать и сопереживать;
Развивать внимание, коммуникативные качества.
Оборудование:
Компьютер, государственные символы Адыгеи— флаг, герб, гимн;
Карта республике Адыгея;
«Откуда родом ты?» –
Меня спросили.
И я ответил гордо:
« Из России,
А если говорить точней –
С Кавказа я.
Там Адыгея - родина моя».
Когда бог распределял землю между людьми разных национальностей, адыги
пришли последними. Бог, успевший к этому времени уже распределить
землю, спросил удивленно адыгов:
- Почему вы до сих пор не приходили?
- Мы принимали гостей, а по адыгскому обычаю «Хьакlэр пстэуми ап»
(Гость прежде всего)
- «Если они настолько щедры, что, отложив все свои дела, даже получение
земли, ухаживали за гостями, то они достойны самых лучших земель в
мире», - подумал бог.
- За ваш прекрасный обычай гостеприимства я щедро отблагодарю вас, отдам
те земли вам, которые я себе оставил, - сказал бог адыгам. – На этой щедрой
земле вы никогда не будете испытывать недостатка и всегда с достоинством
будете принимать своих гостей.
- Так адыги получили божию землю.
Республика Адыгея расположена на живописнейших северных склонах
Кавказского хребта, спускающихся к плодородной Кубанской равнине. Это
овеянные легендами исторические места.
Республика Адыгея была образована 27 июля 1922 г. в составе
Краснодарского края как Адыгейская автономная область. В июле 1991 г.
получила статус республики. Столица Адыгеи - город Майкоп.
Адыги на земле моей живут
Их издревле черкесами зовут.
Смеются солнцу. Добрых ждут дождей.
Живут адыги на земле моей.
Живут адыги на земле моей.
Смеются солнцу. Добрых ждут дождей.
Детей растят и собирают в путь
Благословляя: «Человеком будь»
Предки адыгов (современных адыгейцев, кабардинцев и черкесов) известны в
истории под именами меотов, синдов, керкетов - в середине 1-го тысячелетия
до н. э. они обитали вдоль восточного побережья Азовского и северо-
восточного побережья Черного морей, а также в низовьях Кубани.
Основным занятием адыгейцев являлось животноводство, в равнинных
частях — земледелие, в некоторых районах они занимались рыболовством и
пчеловодством .Развивались и ремесла - ювелирное, гончарное,
медеплавильное, кузнечное и др (слайд 6). Хозяйство адыгейцев имело в
основном натуральный характер.
Столица республики - город Майкоп - была основана 17 мая 1857 г., как
русское военное укрепление. С 10 августа 1942 г. по 29 января 1943 г.
Майкоп был оккупирован фашистами, причинившими городу огромный
ущерб. За первые пять послевоенных лет был полностью восстановлен.
Ребята, а кто знает, почему наш город называется Майкоп?
- Майкоп расположен у северных предгорий Кавказского хребта, на правом
берегу реки Белой (приток Кубани). Свое название город получил от
адыгейского слова "Мыекъуапэ" — урочище диких яблонь.
Далее мы отправляемся с вами по интересным местам и
достопримечательностям нашего города.
Майкоп – не самый крупный город, однако, несмотря на это, в столице
Адыгеи находится большое количество интересных мест. В первую очередь
стоит отметить площадь Дружбы, окруженную Соборной мечетью,
Национальным музеем Адыгеи, картинной галереей, государственной
филармонией и другими зданиями. Другое интересное место – городской
парк культуры и отдыха на берегу реки Белой с Майкопской ГЭС. На этом
достопримечательности Майкопа не заканчиваются: в городе есть ещё
несколько исторических мест и военных памятников.
И следующая наша остановка – Площадь Дружбы
Своеобразным символом Майкопа стал монумент “Дружба”. Это
величественный памятник, сооруженный в честь 400-летия добровольного
присоединения Адыгеи к России. На огромной белокаменной плите
высечены цифры 1557-1957 года. Рядом на высоком постаменте, словно
братья, стоят вылитые из бронзы русский витязь и адыгейский воин. Надпись
на постаменте гласит: “Навеки с Россией”. Воздвигнут монумент
“Дружба”28 декабря 1968 года. Авторы памятника – известный скульптор и
художник М.Г. Манизер и его сын О.М. Манизер. Высота обелиска 21 м,
высота скульптуры 4 м.
А мы продолжаем свой путь и следующая наша остановка-Национальный
музей Адыгеи (Майкоп)
Национальный музей Адыгеи был создан в 1926 году в качестве адыгского
историко-этнографического музея в Краснодаре по инициативе Общества
изучения Адыгской области. После того как в 1936 году центр Адыгейской
области был перенесен в Майкоп, музей переместили в новый центр
республики как Адыгейский областной краеведческий музей.
Первые экспонаты музейной коллекции начали собирать еще в 1907 г. члены
общества любителей природы – это гнезда птиц с кладками, чучело совы,
коллекция раковин, морских звезд и кораллов. Основа музейной коллекции, в
которой представлен богатейший исторический и этнографический материал,
была собрана первым директором национального музея (1935 года)
Ибрагимом АсланбековичемНаврузовым.
В период оккупации коллекции музея республики Адыгея были разграблены,
а их восстановление началось только с 1949 года. До 1954 года
национальный музей (Майкоп) занимался восстановлением и пополнением
своих фондов (в музейные фонды поступило более 50 тысяч экспонатов).
После 12-летнего перерыва, 1 мая 1954 года открылась первая послевоенная
экспозиция.
В 1993 году адыгейский краеведческий музей в соответствии с
постановлением правительства республики был преобразован в
Национальный музей Адыгеи и остался в городе Майкоп.
В мае 2001 года были открыты два зала с постоянной этнографической
экспозицией: «Культура и быт адыгов в конце 18 – начале 19 вв.». В мае 2005
года, к 60-летию победы в ВОВ, была создана еще одна экспозиция:
«Адыгеяв годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». А год
спустя открыли экспозицию, представляющую экспонаты эпохи бронзы,
найденные на территории Адыгеи.
Третья остановка- Соборная мечеть. Соборная мечеть в Майкопе, не смотря
на свою молодость, уже успела стать визитной карточкой города.
Адыгея – многонациональная республика, и жители ее, соответственно,
исповедуют различные религии. Адыгейцы и татары, как правило,
исповедуют ислам, и, наряду со Священным писанием, признают сунну –
достоверные сказания о поступках Пророка. Славяне, живущие в Адыгее,
исповедуют христианство. Хотя православных монастырей и храмов в
Майкопе заметно больше, разные религии сосуществуют здесь мирно.
Соборная мечеть была построена не так давно, в 2000 году, как подарок
Майкопу от шейха Халида Бин Сакр-аль-Кассими из ОАЭ.
Мечеть в Майкопе возвели всего за восемнадцать месяцев, величественное
здание увенчано синим куполом и окружено 4 минаретами. Соборная мечеть
впечатляет туристов своими размерами, не характерными для Кавказа.
Вход в Соборную мечеть (Майкоп) разрешен туристам, но стоит помнить,
что это священное место, а потому следует проявить уважение к
мусульманской святыне: вести себя тихо и, конечно же, снять обувь.
Учитель: У каждого народа есть свой национальный костюм.
Ребята! Перед вами национальный традиционный мужской костюм адыгов.
Как вы видите, он состоит из нескольких частей. На тело надевалась рубашка
(джан, застёгивающаяся на груди. Рубашка заправлялась в широкие,
суживающиеся книзу шаровары серого или верблюжьего цвета. Поверх
рубашки носили бешмет на подкладке со стоячим воротником, с длинными
рукавами и застёжкой от ворота до пояса. Иногда ворот и грудь обшивали
галуном. Обязательной деталью мужского костюма был пояс с
металлическим набором. Пояс представлял собой узкий ремешок с
серебряными украшениями. Носить черкеску без пояса с кинжалом
считалось у адыгов неприличным. Одежду без пояса дозволялось носить
только малым детям и глубоким старикам.
Верхней одеждой служила бурка – длинная войлочная накидка без рукавов.
Носили бурку на левом плече, чтобы разрез приходился на правую сторону и
правая рука могла свободно двигаться. Головным убором служили папаха,
войлочная шляпа, башлык и редко суконная феска.
Обувь состояла из чувяк и сапог. Чувяки шили несколько меньше размера
ноги. Князья и дворяне носили чувяки красного цвета.
А сейчас мы посмотрим, как одевались адыгские женщины (слайд на
компьютере) .
Покрой женского платья (сай) напоминал черкеску: длинные полы, глубокий
вырез впереди и широкие рукава. Платье шили из плотной ткани тёмных
тонов, украшали богатой золотой вышивкой, края и низ обшивали галуном.
Обязательным элементом женской одежды был пояс из серебра или
обычного металла, украшенный резным орнаментом, зернью и филигранью.
Иногда носили матерчатые пояса, что считалось признаком бедности. У
женщин, как и мужчин, считалось неприличным ходить без пояса.
Обычно они носили платки, которые облегали лоб и завязывались под
подбородком.
Женской обувью служили чувяки и туфли – скамеечки для торжественных
случаев, которые обтягивали бархатом, украшали перламутром и серебром.
Учитель: Как и у других стран, у нашей Адыгеи есть свои
достопримечательности.
Дольмены - это первое чудо света. Чудо, находящееся во многих странах
мира. Дольмены обладают колоссальной силой, объяснений которой нет. И
самые загадочные из них - в России, на Кавказе.
Дольмены — древние сложенные из больших камней или каменных плит
рукотворные сооружения определённой формы. Объект исследования
археологов, а также поклонения и паломничества как современных
любителей эзотерики, так и древних людей.
Пещера Нежная - имеет длину 95 м, амплитуду 5 м и объем 510 м3. Она
названа так, потому что натечные образования молочного цвета нежны и
хрупки в силу своего юного возраста. Пещера, как каменная сказка,
необычайно красива. Эту красоту усиливает оригинальная подсветка стен
подземелья. Поражает акустика пещеры.
Казачий камень - это огромный валун, который по своим размерам является
одним из крупнейших в Европе. Проехать не заметив это чудо природы
невозможно, так как он лежит практически на дороге. Дорога проложена
таким образом, что огибает валун с обеих сторон, разделяясь на попутную и
встречную полосы. Огромный валун имеет несколько названий: Казачий
камень, Девичий камень, а также Черкесский и Шайтановый камень. И с
каждым из названий связана своя легенда.
Свято-Михайловский монастырь - расположен на окраине поселка Победа
среди старых садов. Он был основан в 1878 г. Со Благоволения Его
императорского Высочества Великого Князя Михаила Николаевича, являлся
одним их крупнейших мужских монастырей на Кавказе и назывался «Свято-
михайловско-Афонской общежительной пустынью» на Кавказе Майкопского
отделения Кубанской области, основателем которой являлся Афонский
Иеромонах (ныне Архимандрит) Мартириемс.
Еще одним уникальным памятником природы близлежащих окрестностей по
праву считаются водопады реки Руфабго.
Первый водопад слышен издали. Обрываясь с высоты более б метров, он
образует чашу с водой, манящей своей прохладой, - это любимое место
отдыха туристов.
Второй водопад не так велик, зато третий привлечет внимание любого.
Огромная каменная глыба, выкованная природой в виде гигантского сердца,
перегораживает русло реки. Этот водопад носит название "Сердце Руфабго".
А впереди любознательных путешественников ждут еще несколько братьев-
водопадов, один краше другого. Хрустальные струи падающей, грохочущей
воды несут космическую энергию солнца и ветра, прохладу горных ледников
и свежесть лесов. В любое время года водопады прекрасны.
У каждого народа имеются свои обычаи и традиции, которые передаются из
поколения в поколение. Много их у адыгского народа. Одна из лучших
традиций адыгов – уважение к старшим. Эта традиция прививается детям с
раннего детства. Обычай гостеприимства берет начало в глубокой древности.
Гость считается священным лицом, считается, что он несет с собой счастье и
благополучие. «Оказать радушие гостю - главная особенность черкесов
независимо от того, враг на пороге или друг. Даже самый бедный угостит
так, как в другом месте угостил бы богач», - написал подполковник, барон -
К.Ф. Сталь в 1849 году в своей книге «Этнографический очерк черкесского
народа».
Прославившиеся гостеприимством на весь мир адыги всегда чтили свои
обычаи и придавали им огромное значение. О гостеприимстве и о правилах
хорошего тона за столом писали многие известные деятели черкесского
народа, такие как Тембот Керашев, Барасбий Бгажноков, Михаил Мижаев,
Рая Мамхягова и многие другие.
Если старый человек выполнял какую-то работу, молодые люди (знакомые
или незнакомые) обязаны были ему помочь. Одиноких стариков, женщин,
немощных людей всегда забирали к себе родственники, соседи. За ними
ухаживали, следили, их на ночь одних не оставляли в комнате. Все это
требовало адыгэ хабзэ от адыгов.
Если младшие отлучались, то они обязательно отпрашивались у старшего.
При возвращении же первым делом наведывались к старшему. Признаком
воспитанности было также, когда родственники, соседи просто так заходили
к старшему и справлялись о его здоровье, рассказывали ему новости,
спрашивали совета. Старшему не переходили дорогу, особенно женщины. Ни
одно торжественное событие не проходило без старшего, без тамады. При
этом свадьба, свадебный стол были не только местом, где играли, танцевали,
наедались, напивались. Она была своеобразной школой, где старший учил
молодежь, всех присутствующих обычаям и традициям народа. Согласно
обычаям, старший перед самым началом торжеств просил всех быть
благоразумными, сдержанными, чтобы не омрачить радость семьи, у которой
свадьба, "забыть на время вражду, если вражда существовала между кем-
либо из присутствующих". И, естественно, его нарушение осуждалось всеми.
Т.о., уважение к старшему опиралось не на силу его власти, а на его
авторитет, на его справедливость, учтивость, сдержанность, находчивость, на
то, насколько он хорошо знает адыгэ хабзэ. Невозможно перечислить все
знаки внимания, через которые проявлялось уважение к старшему. Его имя
не произносили женщины и молодые люди, при нем не говорили о жене,
муже и детях, при нем не позволяли себе развязную речь, не говоря уже о
нецензурных выражениях. За столом раньше тамады никто не начинал есть.
Однако кушать переставали чуть позже него. Это касалось и гостья, чтобы
дать ему наесться, не стесняясь.
Исключительная щедрость адыгов всегда привлекала внимание
исследователей. Следует заметить, что и поныне это качество в большом
почете среди адыгов.
Благодаря этим обычаям в нашей Республике царят мир и согласие. Если
каждый из вас будет уважать старших, заботиться о женщинах и детях,
уважительно относиться к другим народам, то у нас будет мир. А где мир там
звучат песни. Сегодня мы выучим песню У. Тхабисимова и К.Жане «У
адыгов обычай такой». А музыка этой песни звучала у нас на уроке.
У адыгов обычай такой.
( музыка У. Тхабисимова, слова К .Жанэ)
Если где – то в кругу молодых
Держит речь седовласый адыг,
Ты не вздумай его перебить,
Придержи свою гордость и прыть.
Уважай его возраст седой-
У адыгов обычай такой.
Если гость постучит у двери
Своё сердце ему отвори
И полдома на время отдай,
По – адыгски его угощай,
И пои ключевою водой-
У адыгов обычай такой.
Если строишь ты заново дом,
Весь аул помогает трудом,
Ты один не поднимешь бревно,
А для всех как пушинка оно.
Встанет радостным дом над рекой-
У адыгов обычай такой.
Если дочь родилась или сын
Нашей славной страны гражданин
Ты прижми его нежно к груди.
А в саду деревцо посади.
В честь того, кто нарушил покой
У адыгов обычай такой.
Ученик:
О родине – негромко говорю:
Ведь о большой любви кричать не надо.
Она – моя отрада и награда,
Скажу о ней – молитву сотворю:
“Будь вечно в благоденствии и славе,
Дай сил тебе, Всевышний, мир хранить,
Дай сил нам жить, не мудрствуя лукаво
И пред тобой себя не уронить!”.
Недаром говорят: “Где родился, там и пригодился”. Это о привязанности
человека к месту, где он родился, где рос, где приобретал друзей; о
привязанности к своей работе, к людям с их обычаями и традициями. У
каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в сердце каждого из
вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному городу и улице,
на которой вы жили, ЛЮБОВЬ К МАЛОЙ РОДИНЕ.
Источники:
https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/konspiekt-uroka-
okruzhaiushchiegho-mira-u-adyghov-obychai-takoi
https://infourok.ru/vneklassnoe_meropriyatie_adygeya__rodina_moya-578356.htm
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2015/10/20/obychai-i-
traditsii-adygskogo-naroda http://school.slovarik.org/vneklassnaya-rabota-6/data-
id15440