Изучение фольклорных произведений в начальных классах

Тема : Изучение фольклорных произведений в начальных классах.
Содержание
Введение………………………….3
Глава 1. Теоретические основы изучения фольклорных произведений в
начальных классах ………….......................................................................5
1.1. Понятие фольклора и жанры русского народного поэтического творчества..5
1.2. Изучение фольклорных произведений в программах по литературному
чтению для начальной школы …………........................21
Выводы по первой главе………………….......30
Глава 2. Методика работы над фольклорными произведениями в начальных
классах
…………..................................................................................31
2.1. Изучение уровня знаний учащихся о фольклорных произведениях…31
2.2. Работа над малыми фольклорными жанрами на уроках литературного
чтения…………………………….34
2.3.Работа над сказочным фольклором в начальной школе..42
2.4. Работа над несказочным фольклором в начальной школе ……….54
Выводы по второй главе……………………...62
Заключение………………………..64
Список литературы………………67
Приложения ……………………73
Введение
Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного
опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование.
Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и
образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей
мировоззрения и социально-культурного развития данного общества.
Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей и
молодежи к самостоятельной жизни - важнейшее условие развития России.
Разрешение проблем нравственного воспитания требует поиска наиболее
эффективных путей или переосмысления уже известных.
Устное русское народное поэтическое творчество своеобразно и
неповторимо. Возникнув в глубокой древности, оно и теперь не потеряло
своей значимости, продолжает жить, постоянно меняясь и оказывая
воздействие на все слои общества и на все виды искусства.
Знание фольклора значительно обогащает и повышает общечеловеческую и
филологическую культуру, позволяет проникнуть в сложную, порой
противоречивую душу народа, увидеть эволюцию его самосознания и
творческий характер мечты, познать его сокровенные мысли и убеждения.
Без знания истории и обычаев своего народа, без приобщения школьника к
народной культуре той страны, где он родился, рос и живет, невозможно
воспитать достойного гражданина Отечества. Именно с воспитания любви к
Родине должен начинаться процесс формирования гражданина нового
времени. Надо добиться, чтобы с самого раннего возраста дети усвоили такие
понятия, как дом, отец и мать, брат и сестра, бабушка и дедушка, родня,
отношения в семье между поколениями и между собой, уважительное
отношение к природе, ко всему живому.
Устное поэтическое творчество народа представляет большую общественную
ценность, состоящую его познавательном, идейно-воспитательном и
эстетическом течениях, которые неразрывно связаны между собой.
Познавательное значение фольклора проявляется прежде всего том, что он
отражает особенности явлений реальной жизни и ют обширные знания об
истории общественных отношений, труде и быте, а также представление о
мировоззрении и психологии народа, о природе страны.
Познавательное значение фольклора увеличивается еще и тем, что в его
произведениях не только представлены, но и объяснены картины жизни,
события истории и образы героев. Так, былины и исторические песни
объясняют, почему русский народ выдержал монголо-татарское иго и вышел
победителем в борьбе, разъясняют смысл подвигов богатырей и деятельности
исторических лиц. М. Горький говорил: «Подлинную историю трудового
народа нельзя знать, не зная устного народного творчества» [Горький, 1999,
с. 311].
Идейно-воспитательное значение фольклора заключается в том, что лучшие
его произведения вдохновлены высокими прогрессивными идеями, любовью
к родине, стремлением к миру. Фольклор изображает богатырей как
защитников родины и вызывает чувство гордости за них. Он поэтизирует
русскую природу - и реки могучие (Волгу-матушку, широкий Днепр, тихий
Дон), и степи раздольные, и поля широкие - и этим воспитывает любовь к
ней. В произведениях фольклора воссоздан образ русской земли.
Эстетическое значение фольклорных произведений состоит в том, что они
являются замечательным искусством слова, отличаются большим
поэтическим мастерством, что сказывается и в их построении, и в создании
образов, и в языке.
Фольклор искусно пользуется вымыслом, фантастикой, а также символикой,
т. е. иносказательной передачей и характеристикой явлений и их
поэтизацией. В фольклоре выражаются художественные вкусы народа.
Форма его произведений веками отшлифована творчеством прекрасных
мастеров. Поэтому фольклор развивает эстетическое чувство, чувство
прекрасного, чувство формы, ритма и языка. В силу этого он имеет большое
значение для развития всех видов профессионального искусства: литературы,
музыки, театра. Творчество многих великих писателей и композиторов тесно
связано с народной поэзией. Для фольклора характерно раскрытие
прекрасного в природе и человеке, единство эстетического и морального
начал, соединение реального и вымысла.
Работы современных педагогов - Н.С. Бибко, Н.Е. Львовой, Г.К.
Щербининой, М.А. Никитиной - раскрывают, как через сказочные элементы
учитель может найти путь в сферу эмоций ребенка и на этой основе
формировать нравственные категории.
Таким образом, актуальна тема нашей выпускной квалификационной
работы «Особенности изучения фольклорных произведений в начальных
классах»
Объект исследования процесс обучения литературному чтению в
начальной школе
Предмет исследования методика работы над фольклорными
произведениями в начальной школе
Цель исследования: рассмотреть особенности изучения фольклорных
произведений в начальных классах
Задачи исследования:
1)раскрыть сущность и особенности жанров фольклорных произведений;
2) рассмотреть изучение фольклорных произведений в программах по
литературному чтению для начальной школы;
3) провести исследование знаний учащихся о фольклорных произведениях;
4)определить методические приемы работы над фольклорными
произведениями в начальных классах.
Методы исследования:
-анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;
-тестирование;
-наблюдение;
-математическая обработка данных.
Практическая значимость заключается в том, что материалы исследования
могут быть использованы в практике работы в начальной школе.
База исследования. Учащиеся 2 класса МБОУ «Гуляевская СШ»
Фроловского района.
Структура работы. Работа представлена на страницах, состоит из
введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1. Теоретические основы изучения фольклорных произведений в
начальных классах
1.1.Понятие фольклора и жанры русского народного поэтического
творчества
Фольклор занимает особое место среди других видов искусства. Различные
виды искусства отличаются друг от друга тем, что пользуются разными
материалами для создания художественных произведений: скульптура -
мрамором, камнем, деревом, живопись - красками, литература - словом.
Каждый вид искусства имеет свои особые изобразительно- выразительные
средства. В музыке используются чередование и гармония звуков, в
хореографии - пластика движений, в литературе - изобразительно-
выразительные возможности слова.
Народное поэтическое творчество берет свое начало в глубокой древности,
когда человек не умел еще писать, поэтому, ему была присуща устная
форма выражения. Но фольклор - не только устная поэзия, не только
искусство слова. В некоторых жанрах он соединяет слово и напев, как в
песне, т. е. сливает воедино словесное и музыкальное искусство. Кроме того,
все произведения фольклора существуют в живом исполнении, поэтому
включают и элементы театрального искусства (жест, мимика, интонация).
Таким образом, фольклор это синтетическое искусство, которое соединяет
в себе особенности нескольких искусств.
Жанры русского народного поэтического творчества можно представить в
следующей схеме:
1.Обрядовая поэзия:
1)календарная (зимний, весенний, летний и осенний циклы);
2)семейно-бытовая (родильная, свадебная, похоронная);
3)заговоры.
2.Необрядовая поэзия;
1)эпические прозаические жанры:
а) сказка,
б) предание,
в) легенда (и быличка как ее вид);
2)эпические стихотворные жанры:
а) былины,
Б) исторические песни (прежде всего старшие),
в) балладные песни;
3)лирические стихотворные жанры:
а) песни социального содержания,
б) любовные песни,
в) семейные песни,
г) малые лирические жанры (частушки, припевки и проч.);
4.малые нелирические жанры:
а) пословицы;
б) поговорки;
в) загадки;
5.драматические тексты и действа:
а) ряженья, игры, хороводы;
б) сцены и пьесы [Кравцов, 1983, с. 24].
Возникновение жанров, как и формирование всей их системы,
обусловливается многими обстоятельствами.
Во-первых, общественной потребностью в них, а следовательно, задачами
познавательного, идейно-воспитательного и эстетического характера,
которые ставила перед народным творчеством сама многообразная
действительность.
Во-вторых, своеобразием отражаемой действительности; например, былины
возникли в связи с борьбой русского народа против кочевников-печенегов,
половцев и монголо-татар [Кравцов, 1983, с. 24].
В-третьих, уровнем развития художественной мысли народа и его
исторического мышления; на ранних этапах не могли быть созданы сложные
формы, движение шло, вероятно, от простых и малых форм к сложным и
большим, например, от пословицы, притчи (короткого рассказа) к сказке и
преданию.
В-четвертых, предшествующим художественным наследием и традициями,
ранее сложившимися жанрами.
В-пятых, влиянием литературы (письменности) и других видов искусства.
Возникновение жанров - процесс закономерный; он определяется и
внешними социально-историческими факторами, и внутренними законами
развития фольклора [Кравцов, 1983, с. 24].
Русское народное поэтическое творчество прошло значительный путь
исторического развития и многосторонне отразило жизнь русского народа.
Жанровый состав его богат и разнообразен. Он включает в себя и такие
жанры, которые существуют в фольклоре многих других народов -
общефольклорные жанры (сказка, пословица, загадка и др.), и такие жанры,
которых нет в устном творчестве других народов.
Существует множество определений понятия «сказка», данных в различные
исторические периоды разными научными школами. История научного
понимания термина изложена В. Я. Проппом [Пропп,1984, с.36].
Простым, но достаточно емким является определение, которое дал
фольклорист XX в. В. И. Чичеровым. «Под народной сказкой понимается
устное повествовательное художественное произведение волшебного,
авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел,
рассказываемое в воспитательных или развлекательных целях» [Чичеров,
1959, с. 276].
Если следовать традиции эмоциональных определений, то здесь надо
вспомнить определение философа И. Ильина: «Сказка - это ответ все
испытавшей древности на вопросы вступающей в мир детской души».
[Гриценко, 2004, с. 19].
Основные признаки сказки выделил А. И. Никифоров. Это целеустановка на
развлечение слушателей, необычное в бытовом смысле содержание, которое
обязательно для сказки, и особая форма построения. У сказки специфическая
поэтика. «...Именно этот признак и есть решающий для определения того,
что такое сказка» [Пропп, 1984, с. 39].
Сказка отличается строгой формой, обязательностью определенных
моментов, а также устойчивостью компонентов. В ней почти не дается
картин природы и быта, действие как бы обнажено. Она не имеет таких
замедляющих действие элементов, как былина, но ей присущи почти
постоянные композиционные особенности: зачины и концовки, повторения
эпизодов, трехступенчатое строение сюжета, введение персонажей,
животных и предметов, обычно чудесных, которые помогают герою
достигать цели [Кравцов, 1983, с. 92].
В отличие от других прозаических жанров (преданий и легенд) сказка имеет
более развитую эстетическую сторону, что находит проявление в установке
на увлекательность, сочетающейся с известной поучительностью.
Сказка - явление видовое, которое объединяет несколько жанров. Русские
сказки обычно делят на следующие жанры: о животных, волшебные и
бытовые (анекдотические и новеллические) [Кравцов, 1983, с. 24].
Для сказок характерна устойчивая повторяемость однотипных персонажей в
разных произведениях, но только в пределах своего жанра. Благодаря этому
сказочные сюжеты могут соединяться в одном повествовании. Такое явление
называется контаминацией (от лат. «смешение, соединение») [Зуева, 1998, с.
291].
Сюжетостроение сказок имеет свои, специфические особенности.
В. Я. Пропп обратил особое внимание на действия сказочных персонажей и
обозначил их термином «функция» [Пропп, 1969, с. 12]. Исследователь
отметил, что «в разных сюжетах могут повторяться одинаковые функции. И
действительно: похищение, нарушение запрета, неузнанное прибытие,
трудная задача и т. д. - функции, известные по многим сюжетам разных
сказочных жанров» [Пропп, 1969, с. 12].
Наряду с функциями в сказочном тексте довольно легко выделяются
простейшие повествовательные единицы сюжета, которые впервые
охарактеризовал А. Н. Веселовский и назвал «мотивами» [Веселовский,
1980, с. 493]. Композиционно сказочный сюжет состоит из мотивов.
Каждый сказочный жанр обладает своими характерными мотивами. Встреча
определяет строение многих сказок о животных, шутовской обман является
типичным для анекдотических сказок, поиски чудесной невесты - для
волшебных.
Чем сложнее сюжет, тем большее число мотивов он включает в себя.
Мотивы располагаются в определенном порядке и подчиняются общей идее
сюжета. У сказки обычно есть главный, центральный мотив, наиболее ярко
характеризующий данный сюжет и потому наиболее обстоятельно
развертывающийся. Для сказки это утроенный мотив добычи жар-птицы,
чудесного коня и королевны - именно в нем сюжет достигает своей
кульминации.
В.Я. Пропп считает, что «сказочные мотивы часто подвергаются утроению:
три задачи, три поездки, три встречи и т. д. Это создает размеренный
эпический ритм, философскую тональность, сдерживает динамическую
стремительность сюжетного действия. Но главное - утроения служат
выявлению идеи сюжета. К примеру, возрастающее количество голов трех
змеев подчеркивает значение подвига змееборца; увеличивающаяся ценность
очередной добычи героя - тяжесть его испытаний» [Пропп, 1969, с. 13].
Мотив имеет свою внутреннюю структуру. Его важнейший компонент -
функции, т. е. действия сказочных персонажей, которые создают развитие
сюжета. В. Я. Пропп верно отметил, что «сказочные функции стремятся к
парности, например: запрет - нарушение, отлучка - похищение, бой - победа
и т. д. В сказочный мотив входит не одна, а, по крайней мере, две функции,
смежные в сюжете и объединенные по смыслу. Они составляют
повествовательное ядро мотива» [Пропп, 1969, с. 14].
Сказки о животных - своеобразная разновидность сказочного жанра.
Созданные в глубокой древности, они являются отражением наблюдения над
животными человека первобытного общества - охотника и зверолова, а
потом и скотовода. Смысл этих сказок в те времена состоял, прежде всего, в
передаче молодому поколению жизненного опыта и знаний о животном
мире. Сначала получались простые рассказы о животных, птицах и рыбах.
Затем, в процессе развития художественного мышления, рассказы
превратились в сказки. Жанр формировался долгое время, обогащаясь
сюжетами, типами персонажей, вырабатывая определенные структурные
особенности.
В сказках о животных действуют и животные, и птицы, и рыбы, а в
некоторых и растения. В. Я. Пропп в указателе, приложенном к третьему
тому народных русских сказок А. Н. Афанасьева (1957), выделяет шесть
групп сказок этого вида: 1) сказки о диких животных, 2) сказки о диких и
домашних животных; 3) сказки о человеке и диких животных; 4) сказки о
домашних животных; 5) сказки о птицах, рыбах и др.; 6) сказки о прочих
животных, растениях и др.
Антропоморфизм в сказках выражаемся в том, что животные говорят и
действуют, как люди. Возможно, что основой этого было наблюдаемое
людьми сходство человека и животных: в действиях, в поведении, в ссорах, в
страхе слабых перед сильными. На животных в сказках переносятся качества
людей: ум, доброта, хитрость [Кравцов, 1983, с. 102].
Тотемизм, который состоит в представлении о том, что люди ведут свой род
от животных, проявляется во многих сказочных сюжетах: рождении человека
от животного, превращении человека в животное, а животного в человека.
Наиболее показательна сказка «Медведь - липовая нога».
Волшебные сказки занимают в русском сказочном репертуаре довольно
большое место.
Основными особенностями волшебных сказок является: значительно более
развитое сюжетное действие, чем в сказках о животных и в социально-
бытовых сказках; приключенческий характер сюжетов, выражающийся в
преодолении героем целого ряда препятствий для достижения цели;
необычайность событий, чудесных происшествий, которые совершаются
потому, что определенные персонажи способны вызывать чудесные явления,
которые могут возникать и в результате использования особых (чудесных)
предметов; особые приемы и способы композиции, повествования и стиля.
Волшебные сказки имеют структуру, отличную от структуры сказок о
животных и социально-бытовых. Прежде всего, им свойственно наличие
особых элементов, которые получили название присказок, зачинов и
концовок. Они служат внешнему оформлению произведения и обозначают
его начало и конец [Кравцов, 1983, с. 103].
Многие сказки имеют присказки - шутливые прибаутки, которые не связаны
с сюжетом. Они обычно ритмичны и рифмованы. Цель их - привлечение
внимания слушателей к тому, о чем дальше пойдет речь. За присказкой,
которая есть не у всех сказок, идет зачин, который начинает повествование.
Его роль заключается в том, чтобы перенести слушателя в сказочный мир.
Зачин сообщает о времени и месте действия, обстановке, действующих
лицах, т. е. представляет собой своеобразную экспозицию. Время и место
действия, о которых говорится в зачине, неопределенны, более того -
фантастичны.
Наиболее употребителен зачин «жили-были», «жил-был», при этом
указывается, кто жил («старик со старухой») и каковы обстоятельства («у них
было три сына»). Другой тип зачина: «в некотором царстве, в некотором
государстве...». Два эти зачина могут соединяться [Пропп, 1969, с. 15].
Сказка иногда имеет и концовку, которая носит шуточный характер,
ритмична, рифмована, переключает внимание слушателей от сказочного
мира к реальному.
Состав и расстановка действующих лиц в волшебных сказках не случайны.
Они мотивируются идейным заданием сказок, состоящим в борьбе добрых и
злых сил и в победе добра. Поэтому основой состава и расстановки
персонажей служит антитеза. Персонажи волшебных сказок делятся на две
группы: к одной относятся положительные, к другой отрицательные
[Кравцов, 1983, с. 103].
Важную роль в достижении героем цели выполняют чудесные предметы. Их
довольно много, они разнообразны: ковер-самолет, сапоги-скороходы,
скатерть-самобранка, гусли-самогуды, дубина-самобойка, шапка-невидимка,
живая и мертвая вода.
Сказки, в которых социальные и бытовые отношения стоят в центре
действия, получили название социально-бытовых [Пропп, 1969, с. 17].
Социально-бытовые сказки очень кратки; в центре сюжета, как правило, -
один эпизод, действие развивается быстро, без замедлений, присущих
волшебным сказкам, нет повторений эпизодов, события, которые служат
предметом повествования, можно определить как нелепые, смешные,
странные, необычные, хотя они совершаются в правдоподобной жизненной
обстановке [Пропп, 1969, с. 12].
В этом типе сказок широко развит комизм поступков и словесный комизм,
что определяется их сатирическим, ироническим, юмористическим
характером. Повествование очень простое, лишенное так называемой
обрядности, свойственной волшебным сказкам. Развит диалог, изложение от
лица условного рассказчика выполняет, роль пояснений или ремарок. Темой
одной группы сказок служит социальная несправедливость; темой другой
служат людские «пороки», в них осмеиваются ленивые, глупые, упрямые. В
зависимости от этого и различаются в социально-бытовых сказках две
разновидности: в одной превалируют социальные конфликты, в другой
бытовые [Новикова, 1978, с. 234].
Сюжеты имеют в основе две важных общественных темы: социальную
несправедливость и социальное наказание. Первая тема реализуется в
сюжетах, где барин, купец или поп обирают и угнетают крестьянина,
унижают его личность. В сказках речь идет о барщине, о бедности крестьян.
Вторая тема реализуется в сюжетах, где умный и сообразительный мужик
находит средство наказать своих угнетателей за вековое бесправие,
выставляет их в смешном виде.
Конфликты бытовых сказок, как и конфликты социальных, связаны с особым
составом персонажей. Если в социальных сказках представлены барин,
купец, мужик, то в бытовых типизированы образы мужа, жены, старика,
старухи, солдата,
Обличение общечеловеческих пороков обычно использует гиперболизацию.
Особенно преувеличивается глупость. Социально-бытовые сказки лишены
ужасов. Они веселы, остроумны, иногда заканчиваются присказкой.
Загадка - древний вид устного народного творчества. Свое название она
берет, как полагают фольклористы, от слова «гадати», т. е. думать,
рассуждать, раскрывать что-то скрытое, затемненное. К. Д. Ушинский писал,
что на этот жанр он смотрел, как на «картинное описание предмета».
Изучение загадок, считал великий педагог, надо построить так, чтобы
«доставить уму ребенка полезное упражнение: приладить отгадку,
сказанную, может быть, учителем, к загадке и дать повод к интересной и
полезной классной беседе, которая закрепится в уме ребенка именно потому,
что живописная и интересная для него загадка заляжет прочно в его памяти,
увлекая за собой и все объяснения, к ней привязанные» [Ушинский, 1959, с.
299].
Загадка в устном народном творчестве понимается как поэтическая формула,
сознательно скрывающая от слушателя основной смысл, выраженный этой
формулой. Поэтому слушатель воспринимает загадку не как реальную
житейскую тайну, а как явную известность, которая лишь на время искусно
спрятана от него в словесной формуле.
В загадках всех народов наиболее древней и самой распространенной
формой «словесного укрывания» общеизвестных понятий о предметах
является метафора, основанная на перенесении сходных признаков с одного
предмета на другой. Эта особенность в строении загадки была замечена еще
древнегреческим философом IV в. до н. э. Аристотелем, который назвал
загадку хорошо составленной метафорой [Новикова, 1978, с. 235].
Большинство русских загадок тоже строится на метафорическом описании
предметов или явлений: «Скатерть бела весь свет одела» (снег), «Между двух
светил я в середине один» (нос), «Черная корова все поля . перепорола (соха)
т. п. Однако есть много загадок, в которых метафора отсутствует, например:
«Течет, течет - не вытечет, бежит, бежит - не выбежит» (река), «Кто родился
с усами?» (котенок), «Шли межою муж с женою, брат с сестрою, шурин с
зятем. Много ли всех?» (трое). Следовательно, определение загадки как
хорошо составленной метафоры не охватывает всех видов загадок и потому
не может нас полностью удовлетворить.
Правильнее будет определить загадку как краткое поэтическое произведение,
в котором загадывающий сознательно скрывает понятие об известном
предмете или явлении. Слушатель должен определить, угадать это понятие.
Загадка может быть метафорой, т. е. иносказательным описанием предмета
или явления; нередко в ней названы составные части или качества предмета,
но общее название этого предмета умалчивается: «Два конца, два кольца,
посредине гвоздик» (ножницы), загадка может быть просто замысловатым
вопросом или даже устной задачей: «Кто бежит без повода (река), «Как
написать «сухая трава» четырьмя буквами?» (сено), «Сидят три кошки,
против каждой кошки - две кошки. Много ли всех?» (три).
Неметафорические загадки - явление сравнительно позднее. И
воспринимаются они скорее не как собственно загадки, а как шутки в форме
загадки. Основу жанра составляют загадки-метафоры. По ним-то в первую
очередь определяется и художественное своеобразие этого малого жанра
фольклора.
Иносказательное описание предметов обеспечивает в загадке
неограниченный простор для фантазии. Одно и то же понятие может
передаваться через самые разнообразные предметы. Так, глаза человека
именуются в загадках братьями, собольками, птицами, яичками, куколками,
яблоками, горошинами, клубочками, денежками, звездочками, камушками,
вожжами и др.
Метафора, олицетворение и краткое прямое описание при умолчании
названия предмета, а так же ритмическая соразмерность составляют
основные художественные особенности загадок. Частным случаем
олицетворения является перенесение на неодушевленный предмет имени
собственного: «Сухой Мартын далеко плюет» (ружье), «Стоит Антошка на
одной ножке» (гриб), «Сидит Арина, рот разиня» (труба на крыше). В данном
случае имя собственное выступает как средство уподобления загадываемого
предмета человеку.
Тематика загадок весьма многообразна. Она охватывает близкий людям
предметный, вещный мир и конкретную практическую деятельность
человека. Загадки редко обращаются к изображению философских и
обобщающих родовых понятий. В них преобладают предметы зримого и
слухового восприятия. То, что человек видит или слышит, может быть
предметом отгадки.
По тематическому составу все русские загадки можно разделить на семь
групп: 1) человек и его тело; 2) предметы материальной культуры; 3)
предметы и понятия духовной культуры; 4) мир животных; 5) растительный
мир; 6) Вселенная и явления природы; 7) загадки-шутки. Конечно, такое
деление небезупречно. Немало загадок содержат в себе разные темы, и,
следовательно, их в равной мере можно относить к разным тематическим
группам.
Многие исследователи ставили перед собой задачу определить жанры
пословиц и поговорок, указать на их сходство и отличие. Существует
научное и образное (эмоциональное) определение пословицы. Одно из
первых научных определений этого жанра дал Ф. И. Буслаев: «Пословицы
мы будем рассматривать как художественные произведения родного слова,
выражающие быт народа, его здравый смысл и нравственные интересы»
[Аникин, 1957, с.6].
Образное определение пословицы дал В. И.Даль: пословица - «это цвет
народного ума, самобытной стати; это житейская правда, своего рода
судебник, никем не судимый» [Даль, 1986, с.127].
Пословица, будучи одним из жанров фольклора, обладает всеми его
основными признаками, которые, однако, проявляются в ней особым
образом.
Пословица - это краткие, нередко ритмизованные изречения,
представляющие собой законченные предложения и выражающие
определенные умозаключения [Новикова, 1978, с. 240]. Они относятся к
речевым жанрам фольклора, так как не исполняются специально (как,
например, сказки или песни), а употребляются в разговорной речи, между
прочим, кстати, к слову. Сами пословицы об этом говорят: «Пословица к
слову молвится», «Красна речь пословицей», «Без углов дом не строится, без
пословицы речь не молвится».
Главные черты жанра.
1.Содержание пословицы не надуманно. Оно очень тесно связано с бытом, с
жизнью человека, оно концентрированно передает от поколения к поколению
народный опыт, правила человеческого общежития.
2.Несмотря на свою краткость, лаконичность, пословица - художественное
изречение, яркое, образное, афористичное.
3.Пословица, вобрав в себя опыт и мудрость многих поколений прошедших
по земле людей, стала кодексом нравственности, моделью тех типовых
ситуаций, которые возникают в процессе человеческой жизни, ориентиром в
их разрешении.
4.Пословица - это философский жанр. В ней выражено мировоззрение
народа, представлена система взглядов на жизненные проблемы.
По своему содержанию и функциям пословицы близки к лирической поэзии.
Их назначение в том, чтобы в кратких афористических формулах выражать
отношение народа к различным жизненным явлениям. О важности
содержания и меткости пословиц сам народ говорит: «Без пословицы не
проживешь», «Пословица не на ветер молвится», «Глупая речь не
пословица», «Добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз».
В пословицах запечатлены многовековые итоги осмысления народом
различных явлений действительности. Н. В. Гоголь писал: «Пословица не
есть какое-нибудь вперед поданное мнение или предположение о деле, но
уже подведенный итог делу, отсед, отстой уже перебродивших и
кончившихся событий, окончательное извлечение силы дела из всех сторон
его, а не из одной» [Гоголь, 1993, с.166]. А. М. Горький также отмечал, что в
пословицах «сжат трудовой опыт бесчисленных поколений» [Горький, 1985,
с. 339] .
Содержание пословиц специфично. Все вместе взятые они отражают жизнь
полнее, чем какой-либо другой жанр фольклора. Тематика произведений
других жанров (например, сказок, былин, исторических песен) в той или
иной мере ограничена, а тематика пословиц буквально безгранична. Они
реагируют на все явления действительности, отражают жизнь и
мировоззрение народа во всем многообразии, они передают бытовые,
социальные, философские, религиозные, морально-этические, эстетические
народные взгляды [Рыбникова, 1961, с. 16].
Поговорка - широко распространенное образное выражение, метко
определяющее какое-нибудь жизненное явление [Аникин, 1957, с.16].
Поговорка очень близка к пословице, но в отличие от нее не выражает
законченного суждения, а лишь намекает на него. «Поговорка - цветочек, а
пословица - ягодка».
Поговорки, как и пословицы, - древнейший жанр. Многие из них сейчас
стали идиомами, т. е. неразложимыми словосочетаниями, и воспринимаются
в переносном смысле. Их первоначальное содержание не всегда ясно
современному человеку, оно требует толкования, исторического,
лингвистического комментария.
«Свинью подложить» - «происхождение этого выражения не без основания
связывают с военным строем древних славян. Дружина становилась клином,
наподобие "кабаньей головы", иначе - "свиньей", так называли этот строй
русские летописцы. Со временем был утрачен конкретный смысл, который
это выражение имело в древности» [Аникин, 1957, с.17].
Поговорками пронизана русская речь. Они придают речи красочность,
выразительность, эмоциональность. Поговорки настолько органично входят в
сознание человека, что порою, произнося их, человек сам не осознает, что
делает это: покатиться со смеху; показать, где раки зимуют; прикусить язык;
сами с усами и т.д.
Подчеркивая художественные особенности поговорки как жанра, М.А.
Рыбникова говорила: «По своей сущности поговорки - это поэтическая
форма слова: метафора, сравнение, эпитет, определение» [Рыбникова, 1961,
с. 16].
Метафора: медведь на ухо наступил; повесил голову; заморил червячка.
Сравнение: сидит как на иголках; глуп как пробка; вертится как белка в
колесе.
Эпитет: больной вопрос; горькая истина.
Пословицы и поговорки придают речи меткость, выразительность,
оригинальность, являются не только украшением, но и исходным материалом
для создания новых художественных произведений, как прозаических, так и
поэтических.
1.2. Изучение фольклорных произведений в программах по
литературному чтению для начальной школы
Литературное чтение занимает важное место в системе школьных предметов,
потому что оно не только объект изучения, но и средство обучения, так как
на уроках литературного чтения дети получают необходимые умения и
навыки, при помощи которых они овладевают знаниями по другим
предметам. Этим определяется важность и необходимость изучения
литературного чтения.
Современные программы по литературному чтению для начальной школы
ориентируются на концепцию непрерывного литературного образования.
Рассмотрим, как концепция реализуется в программах на начальном этапе
непрерывного литературного образования.
Курс литературного чтения, который разработан Л.Ф. Климановой, В.Г.
Горецким, М.В. Головановой в УМК «Школа России», представляет собой
первую ступень единого непрерывного курса литературы средней
общеобразовательной школы, начальным этапом обучения, на котором
ученик с позиции слушателя переходит на позицию читателя. Авторы
программы рекомендуют педагогу сконцентрировать внимание начинающего
читателя на словесно-образной природе художественного произведения, на
отношении автора к героям и окружающему миру, на нравственных
проблемах, которые волнуют писателя.
Основными содержательными компонентами программы являются:
-сознательное, выразительное чтение целыми словами при темпе громкого
чтения не менее 90 слов в минуту;
-понимание содержания прочитанного произведения, определение его темы;
установление смысловых связей между частями прочитанного текста;
-определение главной мысли прочитанного и формулирование ее своими
словами;
-краткий, полный, выборочный, творческий изменением лица рассказчика,
от имени одного из персонажей) пересказ;
-составление начала повествования или его возможное продолжение и
завершение;
-составление плана к прочитанному (полный, краткий, картинный);
-введение в пересказы-повествования элементов описания, рассуждения и
цитирования;
-выделение в тексте слов автора, действующих лиц, пейзажных и бытовых
описаний;
-простейшая характеристика основных действующих лиц произведения;
-полноценное слушание, осознанное и полное восприятие содержания
читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа
товарища, т.е. быстрое схватывание того, о чём идёт речь в его ответе, с чего
он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими
доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
-реальная самооценка выполнения любой проделанной работы, учебного
задания [Климанова, 2014, с. 126].
В программе по литературному чтению УМК «Гармония» делается акцент
на то, чтобы обеспечить качественное литературное общение школьников,
включающее предварительную ориентировку в теме и собеседнике перед
началом общения через книгу; осмыслить информацию в процессе чтения;
осознать свое отношение к результатам общения. Методика обучения работе
с книгой основывается на научных положениях теории формирования
правильной читательской деятельности Н.Н. Светловской.
В концепции программы литературное образование школьников предложено
осуществлять с помощью использования определённых технологий, методов
и приёмов обучения:
-специальные алгоритмы и памятки, обучающие чтению по ролям,
драматизации (анализ иллюстраций с точки зрения «эмоциональных знаков»,
постановка «живых картин», произнесение реплик персонажей с
использованием мимики и пантомимики, чтение по ролям, развёрнутая
драматизация и др.), словесному рисованию, составлению плана,
творческому, выборочному и краткому пересказам;
-алгоритмы для составления вопросного, цитатного, сложного планов,
создания сочинения по картине, написания отзыва, аннотации, составления
диафильма, экранизации, подготовки презентации [Климанова, 2014, с. 127].
Рассмотрим систему работы с произведениями фольклора в данном курсе.
Фольклор изучается на протяжении всех лет обучения в начальной школе.
В 1 классе учащимся предлагаются произведения малых фольклорных форм:
потешки, колыбельные, небылицы, загадки, считалки. Скороговорки,
побасенки, пословицы. Они хороши тем, что небольшой объем текста
позволяет детям без особых затруднений читать и перечитывать их, при этом
совершенствовать технику чтения. В учебниках параллельно с фольклорным
произведением дается его литературный (авторский) аналог (например,
«Загадки» С.Я. Маршака, «Я видел» С. Маршака, «Искалочка»
В.Берестова).
В разделе «Там чудеса» представлены русские народные сказки «Лиса и
рак», «Петушок и бобовое зернышко», ингушская сказка «Заяц и черепаха»,
американская сказка «Вот он, вор», армянская сказка «Заказчик и мастер», а
также литературные сказки А. Пушкина «Сказка о царе Салтане», Х.К.
Андерсена «Принцесса на горошине».
В 3 классе сказки включены в разделы «За добро стой смело», «Труд кормит,
а лень портит», «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает», «Любовь
волшебная страна» вместе с другими видами литературных произведений.
В структуру курса «Литературное чтение» в УМК «Начальная школа XXI
века», который создан с Л.А. Ефросининой, М.И. Омороковой, в первом
полугодии 1-го класса включён интегрированный курс «Литературное
слушание», ведущая идея которого углубить процесс восприятия
художественного произведения, поддержать и развить интерес к чтению в
тот период, когда сам ребенок ещё недостаточно обладает навыком
самостоятельного чтения. Исходя из этого уроки литературного слушания не
столько решают дидактические задачи, сколько развивают оценочные
суждения первоклассников, умение анализировать эмоциональные
состояния, вызванные слушанием конкретного произведения. Особое
внимание авторы данной программы уделяют созданию эмоционально-
положительной атмосферы обучения младших школьников, развитию их
учебной инициативы и самостоятельности [Журова, 2010, с.53].
Рассмотрим систему работы с произведениями фольклора в данном курсе. В
первом классе учащиеся познакомились с произведениями устного
творчества разных народов: сказки, песни, потешки, скороговорки,
пословицы.
Во втором классе продолжается работа с теми произведениями фольклора,
которые были в программе первого класса, но на этом этапе дети
осуществляется знакомство еще и с былинами, сказками, легендами.
В третьем классе в круг чтения включаются предания, легенды, мифы, а
также отрывки из Библии.
В четвертом классе предусмотрена работа с произведениями фольклора
разных народов мира, сравнением произведений фольклора, использованием
их в речи, а также выполнением работ творческого характера.
Обращение к фольклору в третьем классе помогает углублению знания
школьников о народном творчестве, обучению различать жанры
литературных произведений, а также отмечать поэтичность и многообразие
творчества русского народа, богатство русского языка.
Сначала детям даются сведения о сказке, ее источниках, жанровых
особенностях, основных идеях (торжество добра над злом, утверждение
нравственных норм жизни, представления народа о счастье, достоинствах
человека и т.п.). Важно, не нарушая поэтичности сказки, рассказать
школьникам, что в сказках сочетаются реальный и нереальный миры, а все
герои делятся на положительных и отрицательных. Различные задания
учебника предлагают дать оценку поступкам героев, обратить внимание на
особую манеру их описания, народный язык, наличие повторов, присказок,
зачинов и т.д.
Следующий этап работы - формировать представления о том, что сюжеты
многих сказок имеют сходство, хотя и имеют отличия в манере изложения, в
истории создания, месте, манере рассказывания сказителями.
Школьники сравнивают сказки, которые имеют сходный сюжет, изучают
сказками, которые включают загадк