Открытое занятие-концерт "Отработка приёмов игры на гитаре «баррэ» и «рифы» на материале арт-рока"


ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ-КОНЦЕРТ
Подготовил:
педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «Лянторский ЦДТ» Кулибеков И.А.
Тема занятия: «Отработка приёмов игры на гитаре «баррэ» и «рифы» на материале арт-рока».
Цели занятия:
- сформировать у обучающихся представление о направлении арт-рок, его разновидностях и
отличительных чертах;
- развивать музыкальное восприятие образов современной музыки через сопоставление с
произведениями классической музыки;
- воспитывать эстетический вкус обучающихся.
Тип занятия: комбинированное: повторение изученного материала, усвоение новых знаний.
Методы обучения:
- по источнику получения знаний – словесный, наглядный, практический;
- по характеру познавательной деятельности объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный, частично-поисковый.
Формы обучения: коллективная, групповая.
Оборудование: музыкальные инструменты (гитара, бас-гитара, синтезатор, ударная установка,
микрофон с базой), тексты песен.
Ход занятия
1. Оргмомент
Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами обобщим наши знания по пройденному ранее материалу,
а так же познакомимся с таким направлением в музыке, как рок и его ответвления, с
композициями, написанными в этом направлении, научимся исполнять их на музыкальных
инструментах.
Но прежде, чем перейти к изучению нового материала, я предлагаю вам ответить на следующие
вопросы:
а) что такое баррэ?; б) что такое малый баррэ?; в) что такое большой баррэ?; г) как обозначается
баррэ в нотной записи?; д) что такое риффы?; е) как и где они ставятся?
Ответы обучающихся
Баррэ это приём прижатия струн, заключающийся в том, что указательный палец левой руки
прижимает на одном ладу одновременно несколько струн или все струны. Малым баррэ
называется прижатие трёх или четырёх струн (считая от первой струны). Большим баррэ
называется прижатие пяти или шести струн. В нотной записи приём баррэ может быть обозначен
вертикальной квадратной скобкой; но чаще всего он обозначается римской цифрой (I, II и т.д.),
указывающей лад, на котором помещается указательный палец.
Рифф (англ. Riff) - совокупность нот, разделённых на фигуры, которые составляют
музыкальную композицию. Также – приём мелодической техники рока, джаза представляет
собой короткую мелодическую фразу. Рифф это короткий повторяемый музыкальный фрагмент.
Очень часто рифф - это «лицо» песни, по которому она узнаётся с первых тактов (например, Дип
Пёрпл – Смоук он зе уота.). Риффы в песне используются в качестве вступления, аккомпанимента
в куплете или в припеве, в кульминации, в концовке, т.е. где угодно. Роковые риффы играются на
нижних струнах, которые в сочетании со звуком дисторшн дают мощное звучание. Все рок-риффы
можно разделить на несколько видов: 1) одноголосные, в «открытых» тональностях на основе
квинты; 2) блюзовые в ми-мажоре, с «педальным» тоном; 3) аккордовые, на основе аккордов,
используются басовые струны – 4;5;6 струны гитары.
Итог: Мы с вами вспомнили, что такое баррэ и риффы. С этим заданием вы справились.
3. Теоретическая часть. Объяснение нового материала
Педагог: сообщение на тему: «Из истории арт-рока» нам предложит Мартынов Александр.
Сообщение
«Рок-музыка (англ. rock music, от rock качаться, трястись), тип современной поп-музыки,
ведущий своё происхождение от песенно – танцевальных жанров негритянского городского
фольклора 1920-30-х гг., ритм-энд-блюза и рок-н-ролла. Важными характеристиками рок-музыки
являются её социальные функции, формы бытования (от любительских групп до
профессиональных коллективов), техническое оснащение (применение электрического и
электронного усиления и преобразования звука), экспрессия вокального и инструментального
интонирования. С музыкальной стороны наиболее характерными её признаками можно считать
наличие в ней трансформированных элементов блюза в сочетании со специфической ритмикой.
Исполнители: Чак Берри - американский певец, выдающийся гитарист и автор песен, оказавший
огромное влияние на эволюцию рок-н-ролла, лауреат премии « Гремми ». Пресли Элвис Аарон -
американский певец, киноактёр, автор песен, «Король рок-н-ролла». Боб Дилан американский
фолк - и рок-музыкант, композитор, поэт и певец. Джимми Хендрикс американский ритм-н-
блюзовый и рок – музыкант. БИТЛЗ английская рок-группа. Состав: Пол Маккартни (вокал,
бас-гитара, клавишные), Джон Леннон (вокал, гитара, гармоника, клавишные), Джордж Харрисон
(вокал, гитара, ситар, клавишные), Ринго Старр (вокал, ударные, перкуссия, клавишные). Группа
внесла значительный вклад в развитие рок-музыки, обусловив её переход из танцевально-
развлекательной сферы в сферу искусства.
Ответвления – альтернативный рок - включает в себя различные стили, такие как: гранж,
индастриал, брит-поп и стилевые синтезы: рэп – и фанк – металл, ска – панк, джангл – поп и др.
Исполнители «Нирвана».
Хард – рок – (от слова hard rock, от rock твёрдый и рок), энергичный, жёсткий ритм-н-блюз,
отличавшийся также особым саундом (звуком) «перегруженных» электрогитар с искажённым
звуком. Только в конце 1960-х годов его агрессивное и динамическое звучание стало актуальным.
Исполнители – Дип Пёрпл (Deep Purple) - английская хард-рок-группа, образована в 1968 году.
Дополнит это сообщение и расскажет нам об арт – роке наш обучающийся – Щербаков
Сергей.
Арт – рок (англ. art rock, - художественный рок) - совокупность форм, использующих в
качестве музыкальной основы сплав элементов рока, академической музыки (классической и
современной, как в виде стилизаций, так и в форме прямого заимствования мелодических
фрагментов) и джаза, а также различных национальных музыкальных культур. Сложился в
Великобритании во второй половине 1960-х гг. Исполнители – «Йес» (Yes), английская арт-рок-
группа. Образовалась в 1968г. Queen «Куин» (Queen), английская рок-группа, образована в 1971
г. В Лондоне. Состав: Фредди Меркьюри (вокал, фортепиано), Брайан Мэй (гитара, синтезатор,
вокал), Роджер Тейлор (ударные, вокал), Джон Дикон (Бас-гитара). Музыка группы представляет
собой органичную смесь рока, джаза, оперы, танцевальной музыки, отличается сложными
вокальными партиями Меркьюри, виртуозными гитарными пассажами Мэя, замечательной
мелодикой вкупе с яркими аранжировками и тщательной студийной работой.
Итог: Мы с вами прослушали сообщение о рок-музыке, узнали много интересного для себя.
4. Практическая часть. Закрепление изученного материала
Ребята, а сейчас мы с вами начнём отработку приёмов баррэ и риффы. Давайте разберём песни,
которые мы собираемся сегодня разучить. Итак, начнём разбор с песни ЧБ – Пилот. Сначала
играем проигрыш песни. Ставим сначала баррэ на 7 ладу – это у нас будет первый аккорд
проигрыша песни - Си минор (Нm), а рифф ставим на 7 лад, но зажимаем на 7 ладу 6 струну, а 5
струну на 9 ладу – и получился у нас аккорд Нm5 (рифф). Второй аккорд у нас будет Ля мажор
(A) он ставится в баррэ на 5 ладу, а рифф ставим также на 5 лад, как и баррэ, но зажимаем 6
струну на 5 ладу – а 5 струну на 7 ладу – и получился у нас аккорд – А5(рифф). Следующий баррэ
ставится на 7 ладу этот аккорд у нас будет – Ми минор (Em), а рифф у нас ставится так,
зажимаем 5 и 6 струны на 7 ладу – 4 струну на 9 ладу и получился у нас аккорд - Em5 (рифф),
затем ставится баррэ на 3 ладу – аккорд Соль мажор (G), а рифф ставится так, зажимаем 6 струну
на 3 ладу, а 5 струну зажимаем на 5 ладу – и получился у нас аккорд – G5 ифф). И последний
баррэ ставится на 2 ладу – аккорд Фа диез мажор (F#) , а рифф ставится так, зажимаем 6 струну на
2 ладу, а на 4 ладу зажимаем 5 струну – получился у нас аккорд – F#5 (рифф). Аналогичные
аккорды играются и в куплете и в припеве.
Давайте сделаем разбор следующей песни – группа Китай После дождя. Песня играется в
аккорде - Ми-минор (Еm) - (баррэ). Но сначала играется проигрыш. Сначала играется аккорд Еm
Ми минор (баррэ), а рифф (Em5) ставится так, зажимаем 5 и 6 струны на 7 ладу, а 4 струна
зажимается на 9 ладу. Затем играется аккорд Нm Си минор (баррэ), а рифф (Hm5) ставится так,
зажимаем 6 струну на 7 ладу, а 5 струна на 9 ладу. Затем играется аккорд Dm Ре минор (баррэ)
на 5 ладу, а рифф (Dm5) ставится так, зажимаем 5 и 6 струны на 5 ладу, а 4 струну на 7 ладу. Затем
играется аккорд Аm Ля минор (баррэ), а рифф (Am5) ставится так, зажимаем 6 струну на 5 ладу,
а 5 струну на 7 ладу. Теперь разберём куплет: первый аккорд – Em, второй аккорд – Hm, играются
4 раза, затем играется - С (До мажор). Припев играется также как и проигрыш вначале песни 2
раза.
Разберём следующую песню Танцы минус Половинка. Сама песня в оригинале играется с
аккорда – Dm. Мы также будем играть эту песню с аккорда Dm, но мы поставим баррэ на 5 ладу
это у нас будет 1 аккорд Ре минор (баррэ), а рифф (Dm5), ставится так, зажимаем 5 и 6 струны
на 5 ладу, а 4 струну на 7 ладу. 2 аккорд A# (Ля диез мажор) (баррэ), а рифф (A#5) ставится так,
зажимаем 5 и 6 струны на 1 ладу, а 4 струну на 3 ладу. 3 аккорд F Фа мажор (баррэ), а рифф (F5)
ставится так, зажимаем 6 струну на 1 ладу, а 5 струну на 3 ладу. 4 аккорд А Ля мажор (баррэ), а
рифф (А5) ставится так, зажимаем 6 струну на 5 ладу, а 5 струну на 7 ладу.
И последняя песня этого занятия Алиса Небо славян. Давайте разберём эту песню по
аккордам. Итак, сначала играется проигрыш песни. Она играется с аккорда Еm, но можно сыграть
и в дробь D. 1 аккорд – Em (баррэ), а рифф (Em5) ставится так, 5 и 6 струны зажимаем на 7 ладу, а
4 струну на 9 ладу. Затем 2 аккорд на 3 ладу G (баррэ), а рифф (G5) ставится так, зажимаем 6
струну на 3 ладу, а 5 струну на 5 ладу. 3 аккорд – Am (баррэ), а рифф (Am5) ставится так,
зажимаем 6 струну на 5 ладу, а 5 струну на 7 ладу. Затем ставим С (баррэ), а рифф (С5) ставится
так, зажимаем 5 и 6 струны на 3 ладу, а 4 струну на 5 ладу. Затем ставим Hm (баррэ), а рифф(Hm)
ставится так, зажимаем 5 и 6 струны на 2 ладу, а 4 струну на 4 ладу. Затем ставим G (баррэ), а
рифф (G5) ставится так, зажимаем 6 струну на 3 ладу, а 5 струну на 5 ладу. И последний аккорд
проигрыша снова Em (баррэ), а рифф (Em5) ставится так, зажимаем 5 и 6 струны на 7 ладу, а 4
струну на 9 ладу. Проигрыш играется 2 раза. Затем играется куплет с Em, потом ставится аккорд
Am, потом ставится аккорд G, потом ставится аккорд С, затем ставим аккорд Am, затем ставится
аккорд Dm, и затем возвращаемся на исходный аккорд Em. Проигрываем куплет 2 раза, затем
играется проигрыш 2 раза. Затем играется куплет 2 раза. Потом играется припев. Припев
проигрывается так, начинается также с Em, затем играется Am, затем играется G, затем играется
Em, затем играется Dm, затем С, затем Em, затем Am, затем G, затем Dm, и возвращаемся на Em.
Играется припев также 2 раза. Затем играется проигрыш 2 раза. Затем играется куплет 2 раза,
затем играется припев 2 раза. Затем играется проигрыш 2 раза.
Итак, мы с вами разобрали композиции Пилот Чёрно Белое, Китай После дождя, Танцы
Минус – Половинка, Алиса – Небо славян. А сейчас попробуем проиграть их.
Итог: Мы сегодня узнали много нового и интересного, услышали песни в исполнении нашей рок-
группы. Все мелодии были исполнили хорошо, спасибо за исполнение.
Самоанализ занятия:
1) Тип занятия комбинированное: повторение изученного материала, усвоение новых знаний.
2) Цель занятия поставлена правильно, реально достижима, соответствует ТЕЦ, СУМ.
3) Структура занятия состоит из: а) орг. момента, б) повторение изученного материала;
изучение нового материала в) закрепление полученных знаний; г) подведение итогов занятия.
4) Содержание учебного материала материал подобран правильно, соответствует теме занятия,
материал разнообразен, дидактическое обеспечение использовано.
5) Дидактическая задача решена полностью.
6) Методы обучения: словесный, наглядный, практический, репродуктивный, частично –
поисковый, исследовательский. Методы реализованы и выбраны правильно.
7) Формы организации познавательной деятельности коллективная, групповая,
индивидуальная.
8) Обучающий аспект - раскрыт в полном объёме.
9) Развивающий аспект - раскрыт в полном объёме.
10) Воспитывающий аспект - раскрыт в полном объёме.
11) Реальный конечный результат реальный результат положительный.
12) Коммуникативные отношения положительные.
13) Темп занятия оптимальный.
14) Рабочее время: использовалось рационально.
Вывод: занятие построено на хорошем уровне целостности, методически верно.