Вокально-интонационные упражнения как одна из форм работы с учащимися на уроках сольфеджио

1
Управление образования
Кизеловского муниципального района
МБОУ ДОД Детская музыкальная школа
города Кизела Пермского края
Методический доклад
«Вокально – интонационные упражнения – как
одна из форм работы с учащимися на уроках
сольфеджио»
подготовила
преподаватель
Овчинникова Марина Ивановна,
г. Кизел,
2015
2
Пояснительная записка
Преподавание сольфеджио - это интересный, увлекательный и познавательный
предмет. Во время изучения этого предмета учащимися вырабатываются навыки,
которые необходимы как в процессе, так и в дальнейшем музыкальном развитии.
Закладываются основы музыкального воспитания и образования. Как известно,
задачи детских музыкальных школ состоят в том, чтобы достичь всестороннего и
гармоничного развития музыкальных способностей у детей. Вокально-
интонационные упражнения для развития звуковысотного музыкального слуха,
мышления и памяти являются ключевым пособием всей предлагаемой системы
развития способностей.
Постепенно изучаются основные средства музыкальной выразительности
начиная с музыкального звука, взаимоотношения музыкальных звуков в ладу,
объединение их метром, ритмическим рисунком; получение из звуков интервалов,
аккордов. Дети учатся непросто слушать музыку, но и познавать «музыкальную
ткань», в которую она одета. Именно на уроках сольфеджио развиваются и
творческие навыки ребёнка, его композиторские и импровизаторские способности.
Цель работы раскрыть отдельные приемы развития навыков точного
интонирования на начальном этапе обучения в ДМШ и ДШИ, используя вокально-
интонационные упражнения, как одну из форм работы с учащимся.
Обращение к данной теме позволяет решить целый комплекс задач, которым
относятся:
1. Развивающие:
развитие ладового слуха как основы для практических навыков (чтение и
запись музыки);
развитие вокально-интонационных навыков на примерах простых
упражнений, основанных на пройденном теоретическом материале, и более
сложных мелодий;
развитие творческой инициативы и самостоятельности обучающихся.
3
2. Воспитательные:
воспитание в детях интереса к сольфеджированию;
формирование коммуникативных навыков обучающихся.
3. Образовательные:
закрепление пройденного теоретического материала;
демонстрирование навыков интонирования в тональности;
демонстрирование навыка подбора аккомпанемента;
умение разрабатывать вокально-тематический сценарий.
4
Вокально – интонационные упражнения – как одна из форм работы с
учащимися на уроках сольфеджио
Одной из необходимых форм работы на уроках сольфеджио являются вокально-
интонационные упражнения (пения гамм, интервалов, аккордов, секвенций,
различных мелодических оборотов и т.д.). Они помогают развитию музыкального
слуха (ладового, гармонического, внутреннего), а также воспитанию практических
навыков пения с листа, записи мелодий и анализа на слух. Вокально-
интонационные упражнения дают возможность закрепить практически те
теоретические сведения, которые обучающиеся получают на уроках сольфеджио.
Правильное и выразительное пение это едва ли не основной навык,
приобретаемый на уроках сольфеджио. Задача уроков сольфеджио научить детей
петь, но не только развить голос, но и научить учеников безотрывно слушать себя
при пении, все время анализировать его с разных точек зрения: точности высоты по
отношению к строю, протяженности, штриховки, силы звука. При этом нельзя
забывать и о художественной стороне исполнения. Развитие вокально-
интонационных навыков сложнейшая задача, которая стоит перед педагогом на
уроках сольфеджио. Формы исполнения интонационных упражнений могут быть
самыми разными: это может быть пение хором, группами, индивидуально,
«цепочкой», чередуя пропевания вслух и про себя, сольфеджируя, с закрытым
ртом, с текстом и т.д.
Много времени посвящаем интонированию устойчивых звуков, и по горизонтали,
и по вертикали. Не забываем, что устойчивые ступени это наш стержень, на
котором всё держится. Рядом с I cт. – VII и II; рядом с III cт. – II и IV; рядом c V ст.
IV и VI. Распевке устойчивых ступеней выделяем время на каждом уроке.
Лучше это делать по таблице ( таблицу можно использовать как по вертикали так и
по горизонтали ).
По-прежнему, очень полезны небольшие хоровые распевания в начале урока. В
них могут быть включены: пение гамм или упражнений из учебника, секвенций,
ступеней гаммы или отдельных мелодических попевок, наконец, какой либо
выученный пример из сборника сольфеджио или песня. Они должны быть связаны
5
с изучаемым материалом, укреплять его. С 3 класса следует обязательно включать
в распевание элементы двухголосия. Хорошо проводить это распевание стоя. Не
рекомендуется включать в распевание какой-либо новый материал или чтение с
листа: задача распеваний – сосредоточить внимание детей на качестве звучания.
Пение гамм
Пение гамм начинается в 1 классе, но так как у детей младшего возраста края
диапазона развиты слабо, необходимо начальные упражнения использовать в
пределах кварты-квинты и постепенно доводить до октавы. Известно, что плавное
движение легче интонируется в нисходящем направлении и поэтому мелодические
построения следует выбирать предпочтительно с нисходящим поступенным
движением. В.А. Вахромеев предлагает гамму в пределах октавы предварительно
петь в нисходящем направлении. Большое значение для правильной интонации
имеет организованная смена дыхания. Дыхание при пении гамм надо сменять
равномерно по тетрахордам.
Воспитание функционального слуха немыслимо без гармонии. Ведь только
комплекс звуков аккорд, дает возможность остро почувствовать характер
функции и направление тяготения, способствует более чистому интонированию.
Поэтому педагогу можно использовать гармонизацию, гармоническую поддержку
при пении упражнений этого раздела. При повторении минорного лада и минорных
гамм полезно еще раз тщательно отработать интонирование III, VI,VII ступеней.
Наиболее ярко запоминаются эти интонации при сопоставлении с одноименным
мажором.
Работа в ладу
Большую роль интонационные упражнения играют в работе над ладом. В первую
очередь это упражнения, связанные с интонированием ступеней лада. Для полного
осознания ладовых тяготений необходимо пение: 1) отдельно устойчивых
ступеней; 2) вводных звуков; 3) разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые;
4) опевание устойчивых ступеней.
Для быстрого ориентирования в ладу такие мелодические упражнения, как пение
наиболее характерных ступеневых последовательностей. Например: II-I, III-II-I, IV-
6
II-II-I, V-VI-VII-I, VI-VII-I, VII-I. Подобные упражнения хорошо помогают
«войти» в лад.
Г.И. Шатковский для этой цели предлагает следующее упражнение, которое он
называет «слуховая гимнастика». Эти упражнения представляют собой
постепенное движение вверх и возврат к тонике через тритон, сексту и септиму, то
есть через такие интервалы, которые создают предельно острое тяготение,
«максимально централизуют лад».
Пение интервалов
Изучение и освоение интервалов в классах сольфеджио имеет большое значение:
правильно слышать и верно интонировать интервалы в тональности и от звука
необходимо для совершенствования навыка чтения с листа. В процессе работы над
интервалами очень важно применить правильную методику, состоящую в
следующем: запомнить мелодию интервала; уметь различать ее на слух и
повторять голосом; уметь представить себе интонацию интервала по названию.
Владение интервалами, то есть умение их петь, слышать, называть, необходимо
для всего хода развития навыков чтения с листа и записи диктантов. Однако
овладение интервалами длительный путь, работа должна вестись на протяжении
всего курса сольфеджио.
Пение аккордов
Широко распространено в педагогической практике интонирование аккордов. Для
усвоения трезвучий в тональности следует петь их по группам: Т5/3, S5/3, D5/3. От
звука в младших классах поются трезвучия по видам: Б5/3, М5/3, Ув 5/3, Ум 5/3.
При пении аккордов от звука учащиеся должны направлять внимание не только на
интервальный состав аккордов, но и представлять его целиком.
Упражнения для развития звуковысотного музыкального слуха, мышления и
памяти являются ключевым пособием всей предлагаемой системы развития
способностей. Я полагаю, что логичнее начинать с интонирования унисона и пения
на одном звуке, хотя в некоторых случаях это и может быть сложнее, чем
интонирование нисходящей терции. Затем мелодические обороты постепенно
усложняются, добавляются ступени, расширяется диапазон попевок. Сознательное
7
овладение различными видами вокализации, различными элементами техники
лучше всего удается на упражнениях и вокализах.
Вот одна из форм работы: - настоящие упражнения предназначены для
групповой и индивидуальной работы на уроках сольфеджио в мажорных
тональностях. Включают три вида интонационной работы:
- цепочки ступеней.
- последовательности интервалов на ступенях в ладу.
- последовательности аккордов в ладу.
Рекомендуемые формы работы.
Цепочки ступеней:
-групповое и индивидуальное пение с названием номеров ступеней в удобной
тональности;
-групповое и индивидуальное пение с названием звуков и знаков в заданной
тональности;
- индивидуальное пение ступеней в группе по «цепочке»;
- использование материала для слухового анализа;
Примеры:
Спеть цепочки ступеней:
I - V- IV -II III I -VI -V VII - I
III - I - V - III - VI - IV - V - VII - II I
V - VII II -I -V II VII I VI V III I
Последовательности интервалов на ступенях лада:
- групповое и индивидуальное пение с названием звуков и знаков в заданной
тональности;
- пение и последующее разрешение каждого интервала;
- пение одного из голосов с одновременным проигрыванием другого;
- пение двумя группами методом «наслоения» голосов;
8
- пение двумя группами в гармоническом звучании (двухголосие);
- использование материала для слухового анализа;
Примеры: Спеть последовательность интервалов:
3 4 5 6 8 7 3 6 7
IV II VI VI V VII VII VII I
4 5 6 6 4 3 8 3 4 6 5 6
V IV IV III II I I VI VI V V III
3 4 6 5 6 4 5 6 4 5 7 5
I II III V IV IV III II III III VII I
Последовательности аккордов в ладу:
- групповое и индивидуальное пение с названием звуков и знаков в заданной
тональности;
- пение одного из голосов с одновременным проигрыванием других;
- пение группами методом «наслоения» голосов;
- пение группами в гармоническом звучании;
- использование материала для слухового анализа;
- игра в разных тональностях
Примеры: Спеть последовательность аккордов:
Т53- D64 - T6 T53 S53 S6 D53 -T53 -S64 -T53
T53 -D6T53 S6-T64-S53 D53T53 S64 T53
T53 -S64 D6 T53-S6 K64-D7 T3 S64 T53
Многие педагоги Струве Г.А., Кирюшин В.В., Шатковский Г.И. и др.
отмечают, что верность интонации в процессе пения зависит от влияния ладово-
смысловых связей между звуками. С помощью ладо интонационных упражнений
9
закладывается основа ладотонального мышления, осознание ладовых
взаимоотношений и развитие интонационной стороны ладотонального слуха.
Ладовый слух у учащихся развивается особенно активно и целенаправленно на
основе таких форм работы, которые требуют осмысления музыкального материала.
Активное, самостоятельное осмысление ступеневых соотношений и пение
различных элементов лада (ступеней, интервалов, аккордов) в разных тональностях
развивает и закрепляет слуховые представления как об отдельно звучащих
элементах, так и их сочетаний в различных мелодических и гармонических
оборотах. Такие упражнения формируют логическое ладовое мышление, создают
основу для слухового анализа, чтения с листа и музыкального диктанта.
Я в своей практике использую еще и такую форму работы, как -
интонационно слуховые упражнения В. Кирюшина. Они составлены из
специальных мелодий, основанных на формулах - блоках музыкально-
технологического языка и предназначены как для освоения практически на
профессиональном уровне. Данные формулы-блоки в течение двух десятков лет
вычленялись (как наиболее повторяющиеся элементы) из тысяч музыкальных
произведений различных эпох, различных стилей и жанров, различных
композиторов. Предлагаемые записи, прежде всего, предназначены для того, чтобы
каждый мог накопить основную базу интонаций и тем самым создать основу для
восприятия музыки самых различных стилей. Вот этим и интересны интонационно-
вокальные упражнения. По мере усложнения наших «фрагментов» (ведь трихорды
или пентахорды могут быть с «захватом» верхнего звука или нижнего, могут быть
ломаными…), расширяется возможность интонационных упражнений (см. нотное
приложение). Развитие навыка чистого пения у начинающих следует начинать с
небольших попевок, построенных на отдельных интонационных оборотах.
Например, В. Кирюшин предлагает начинать с пения нисходящей терцовой
интонации (как показала практика на первоначальном этапе удобнее петь сверху
вниз).
Затем мелодические обороты постепенно усложняются, добавляются
ступени, расширяется диапазон попевок.
10
Вокально-интонационные упражнения развивают умение интонировать
отдельные попевки, часто встречающиеся в песнях, мелодиях классического
11
репертуара; цепочки ступеней, интервалов, мелодических оборотов, аккордов,
гармонических оборотов. Они подготавливают музыкально-слуховую базу для
переходов к формированию навыков чтения с листа, заучиванию наизусть,
сочинению и импровизации. Кроме того, цель интонационных упражнений
укрепить активным исполнением полученные на уроке теоретические сведения.
Физические ощущения при работе голосового аппарата и многократное
вслушивание в свое пение способствуют запоминанию.
Таким образом - роль вокально-интонационных упражнений в процессе
формирования и развития музыкального слуха очень велика. Поскольку часто
материалом для интонационных упражнений служат изучаемые теоретически
элементы музыкального языка, а сами упражнения необходимы для создания
слуховых внутренних представлений учащихся, работа над развитием навыков
точного интонирования необходима на каждом уроке сольфеджио. Интонационные
упражнения необходимы, так как они дают возможность постепенно отрабатывать
навыки восприятия и воспроизведения отдельных элементов музыкального языка,
наиболее быстро подводят к основной цели умению сольфеджировать и слышать.
Одно из условий успешной работы над интонационными упражнениями состоит в
том, что они не должны быть оторваны от художественной музыкальной
литературы.
Работа над развитием чувства лада во всём его многообразии, её усложнении
должны идти на протяжении всего обучения. На первом же этапе основная задача -
воспитать чувство тональной устойчивости, то есть освоить диатонику на любой её
высоте.
Еще одна форма работы на занятиях это великолепный жанр - вокализы.
Вокализы представляют собой тот музыкальный материал, который употребляется
большинством педагогов, как переходный от упражнений к художественным
произведениям. Вокализы поются либо на один гласный звук, т. е. вокализируются,
либо с названиями нот сольфеджируются. Вокализ несет определенное
музыкальное содержание, имеет законченную музыкальную форму, создает у
слушателя определенные музыкальные переживания. Вокализ позволяет применять
12
и шлифовать те навыки звукообразования и звуковедения, которые ученик
приобрел на упражнениях. Певец в вокализе попадает в условия как бы
инструментального пения, что заставляет его полностью использовать
музыкальные выразительные средства.
В своей практике я использую вокализы Ладухина, Т. Боровик (использование
компьютера). Отличительной чертой развития сольфеджио на рубеже XX-XXI
веков стала компьютеризация и привлечение информационных технологий.
Назрела необходимость признать, что музыкальная педагогика сегодня не может не
быть электронной.
Примеры:
Таким образом, вокализы действительно являются хорошим переходным
материалом от упражнений к художественным произведениям с текстом для всех
учеников. Тем более что они написаны с определенной педагогической задачей и
позволяют отрабатывать те элементы технологии, в которых более всего нуждается
13
ученик на данном этапе своего развития. Я считаю, что в целесообразности
вокализов сомневаться не приходится.
Развитие навыков вокального интонирования «святая святых» сольфеджио.
Именно эти упражнения являются основным методическим средством развития
музыкальных способностей, в первую очередь, музыкального слуха. Работа над
развитием навыков точного интонирования должна проводиться на каждом уроке
сольфеджио. Без регулярной, системной работы в этом направлении невозможным
станет успешное освоение таких разделов сольфеджио как сольфеджирование,
чтение с листа, пение двухголосия. Все прочие формы работы, так или иначе,
смыкаются с вокально-интонационными упражнениями...
Нельзя никогда забывать, что задача преподавателя сольфеджио это
всестороннее и гармоническое развитие обучающегося. Человек, закончивший
музыкальную школу, и получивший хорошее и всестороннее развитие сможет
использовать своё умение и в дальнейшей жизни. Это различные хоровые
коллективы, в том числе и церковное хоровое пение; это множество и других
профессиональных и самодеятельных коллективов. Качественная сторона жизни
такого человека всегда более насыщенная и интересная.
14
Список методической литературы и учебных пособий.
1. Вахромеев В. «Вопросы методики преподавания сольфеджио в детской
музыкальной школе». М.: Музыка,1978
2. Гарбузов Н.А. Зонная природа звуковысотного слуха. М.: Музыка, 1980
3. Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио. М.: Музыка, 1975
4. Кирюшин В. Технологическая работа над записью музыкального
диктанта. М.: Музыка, 1994
5. Котляревская-Крафт, М., Москалькова Н., Батхан Л. «Сольфеджио.
Учебное пособие для педагогов подготовительных отделений ДМШ». Л.:
Музыка, 1984