Хоровое исполнительство в Тамбовском крае (первая половина ХХ века)»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей «Новоникольская детская
музыкальная школа»
Мичуринского района Тамбовской области
Статья:
«Хоровое исполнительство в Тамбовском крае
(первая половина ХХ века)».
Автор: Каштанова Екатерина Викторовна
Преподаватель вокала, хора и теоретических дисциплин
с.Новоникольское
2015г.
Хоровое исполнительство в Тамбовском крае (первая
половина ХХ века).
Первая половина ХХ века в хоровом исполнительстве Тамбовского края
время становления и целенаправленного развития массового
самодеятельного творчества, коллективов академического и народного
направлений. Предметом нашего рассмотрения будут хоры с академической
манерой пения.
Зарождение в крае самодеятельного хорового творчества исследователи
относят к началу ХХ столетия. В.В. Козляков, в частности, пишет: «Первые
любительские хоры в нашем крае стали создаваться в самом начале ХХ века
по инициативе губернского Комитета попечительства о народной трезвости
как средство разумного заполнения досуга трудящихся, их культурного
развития и как один из способов отвлечения людей от пьянства».
В 1902 году в Тамбове был организован Хор рабочих казённого винного
склада, руководить которым пригласили регента Знаменской церкви Н.
Сидельникова, а через год – опытного дирижёра, уроженца Волынской
губернии Поликарпа Никитича Бигдаш-Богдашёва. «Опекун» хора
Б.Комаров встретил Богдашёва в Варшаве и посодействовал его переводу по
службе в Тамбов с той целью, чтобы у хора был свой постоянный дирижёр.
Богдашёв активно взялся за дело, и через два месяца коллектив выступил с
новой программой. Обратим внимание на тот факт: какой короткий срок,
всего два месяца, потребовалось непрофессиональным певцам-хористам для
разучивания концертной программы. Сказалось мастерство дирижёра-
хормейстера или удивительные способности певцов, запоминавших по слуху
репертуар? Вероятно, и то и другое.
Вскоре Богдашёв создал в Тамбове хор Попечительства о народной
трезвости, который стал активно сотрудничать с Обществом народных
чтений. Хор состоял из лиц разных профессий, наверное, поэтому назывался
«Народный хор». Чтобы певчие лучше понимали исполняемою музыку, были
музыкально грамотными, для них дирижёр организовал хоровую школу,
которую мог посещать и любой горожанин. Дальновидность Богдашёва
сыграла существенную роль в профессиональном росте коллектива.
Репертуар обоих хоров, руководимых Богдашёвым, составляли
произведения композиторов-классиков (отечественных и зарубежных) и
обработки народных песен. Для примера приведём одну из концертных
программ Народного хора за 1907 год:
Глинка «Ходит ветер у ворот».
Лысенко «Коли б мени…»
Чайковский «Уж вечер» (солистки Е. Ковригина, С. Корганова).
Кареш «Колыбельная» (соло Ковригина).
Бобров «Смерть Михаила Репнина» - мелодекламация на былину Ф.А.
Толстого (соло Богдашёв).
Богдашёв «Ой, що то за шум».
Вебер «Эхо».
Гречанинов «За речкою яр-хмель».
Орлов «Вейся, вейся, капустка».
Рубинштейн «Горные вершины» (солистки Лескова, Ковригина).
Как видим, программа вечера включает сольные и ансамблевые
выступления, в том числе и самого Богдашёва. Концерт состоялся в Козлове
в Зимнем театре 29 апреля (по ст. стилю).
Оба коллектива вели большую музыкально-просветительскую работу,
участвуя в памятных торжествах (по случаю 100-летия Отечественной войны
1812 года, 200-летия со дня рождения М.В. Ломоносова и др.), в лекциях-
концертах, готовя тематические программы. Так были заложены традиции
самодеятельного хорового творчества в крае: возникновение коллективов на
предприятиях и в учреждениях, высокохудожественный репертуар,
музыкально-просветительская направленность деятельности.
С 1920-х годов хоровое исполнительство начинает развиваться,
ориентируясь на конкретные профессиональные и социальные группы
граждан. Появляются хоры работников просвещения, хоры ветеранов (труда,
Великой Отечественной войны), мужские капеллы.
Например, хор Мичуринского дома работников просвещения один из
старейших на Тамбовщине в данной сфере труда. Он основан в 1927 году
преподавателем музыки А.А. Харьковым. В последующие десятилетия хором
руководили А.И. Тарховский, А.И. Катбамбетова, В.А. Суханин. На примере
этого коллектива можно выявить типичные для хоровой самодеятельности
черты. Людей объединяла любовь к хоровому пению. Репертуар от
дореволюционных лет отличала злободневная советская массовая песня. В
среде хористов формировались солисты, складывались вокальные ансамбли.
При Мичуринском хоре вначале возник женский ансамбль под управлением
М.П. Родионовой, много позже – мужской квартет «Камертон», который
организовал и возглавил В.А. Суханин. Женский ансамбль с успехом
выступил в Москве в Центральном доме учителя.
В 1950-е годы совершенствовалась методика работы с самодеятельными
хорами. Обязательным стало обучение хористов музыкальной грамоте.
Навык пения по нотам, прививаемый любителям на репетициях, безусловно,
способствовал более быстрому, а главное, качественному освоению
репертуара. Сложилась практика регулярных (ежегодных) творческих
отчётов коллективов, вид поощрения присвоение почётного звания
«народный коллектив».
Литература
1. Козляков В.В. Первые любительские хоры на Тамбовщине (культурно-
просветительская деятельность П.Н. Богдашева) // Из истории хоровой
культуры тамбовского края: учеб. пособие /сост. А.П. Бушева, В.В. Козляков.
- Тамбов, 1993. - С. 26-31.