Разработка урока "Старинной песни мир" 6 класс


Класс 6
Раздел «Мир образов вокальной и инструментальной музыки»
Тема урока «Старинной песни мир»
Цели:
- учащиеся должны знать, что «Шубертиада» венское общество
любителей музыки; песня это самый распространенный жанр музыкально-
литературного творчества, относится к вокальным жанрам; баркарола – песня
лодочника; баллада – вокальная или инструментальная пьеса романтического
характера; почему песни Шуберта стали истинным открытием для музыки;
- учащиеся должны уметь исполнять известные вокальные произведения
композитора Ф.Шуберта «Форель»; определять музыкальный жанр
вокальной музыки (песня, баллада).
Описание деятельности учителя и обучающихся
На этапе актуализации знаний для достижения цели урока целесообразно
предложить шестиклассникам прослушать произведение «Аве, Мария» Ф.
Шуберта и ответить на вопрос «Знакомо ли вам это произведение?»
«Попробуйте определить музыкальный жанр?». Учащиеся определяют, что
звучит песня, а учитель случае необходимости) сообщает, что это «Аве,
Мария» одно из самых известных произведений австрийского композитора
Франца Шуберта, написанное в жанре песни.
На этапе мотивации, реализуя технологию групповой работы учащихся,
учитель предлагает ребятам мини-викторину. Для этого они делятся на
группы и отвечают на вопросы учителя: «Что такое песня?», «К какому
жанру относится песня?», «Перечислите известные вокальные жанры».
На следующем этапе урока – создании нового музыкального знания –
учитель продолжает работу в группах. Групповая работа в данном случае
является более результативной, нежели индивидуальная, так как позволяет
вовлечь в обсуждение вопроса всех учащихся, формирует навыки
коллективизма, сотрудничества, способствует формированию
универсальных учебных действий по постановке гипотезы и
самообразованию. Учитель предлагает задание творческого характера для
групп класса: первая группа «Биографы» должны подготовить сообщение
о жизни композитора, опираясь на материал учебника и дополнительный
раздаточный материал; вторая группа «Музыканты» должны вспомнить
знакомые сочинения Ф.Шуберта и сообщить о венском обществе любителей
музыки «Шубертиада»; третья группа «Дирижеры» должны
продирижировать известные песни Шуберта. Из выступлений
представителей групп учащиеся узнают о жизни австрийского композитора
Франца Шуберта, о создании нового типа песен, которые представляли собой
небольшие музыкальные сцены с определенным сюжетом, а аккомпанемент
как бы комментировал и иллюстрировал смысл слов. Узнают, что большую
часть произведений Ф. Шуберт написал для венских обществ любителей
музыки, для своих друзей, встречи с которыми называли «Шубертиадами», а
также о многообразии песенного жанра, исполняя известные вокальные
произведения композитора.
После прослушивания выступлений учащихся учитель ставит перед
классом вопрос, подводящий итог выступления: каким человеком был
Шуберт, если он мог создать такие великие лирические произведения?
Далее обучающиеся под руководством учителя делают вывод о том, что
песни Шуберта стали истинным открытием для музыки, так как раньше этот
жанр считался незначительным, а Шуберт поднял его до совершенства и ввел
новый жанр балладу. Таким образом, на данном уроке музыки
осуществляются межпредметные связи, и у обучающихся формируется не
только музыкальная культура, но и культура в целом. Поскольку учащиеся
изучали балладу В.А. Жуковского «Светлана» на уроке литературы ранее и
могут сказать, что баллада это сюжетное стихотворение, в котором кроме
лирических переживаний героя/героини есть развитие действия, то вспомнив
данное определение далее перейти к разговору о жанре «баллада» не только
как о жанре литературы, но и музыки.
После этого в качестве иллюстрации учитель предлагает учащимся
прослушать вокальное произведение балладу «Лесной царь» Шуберта на
немецком языке. Перед прослушиванием учитель предлагает ответить на ряд
вопросов дает «опережающее» задание, призванное актуализировать
внимание шестиклассников, настроить их на вдумчивое прослушивание
музыкальной композиции:
сколько музыкальных образов присутствует в балладе?
какие черты музыкального образа раскрывает характер звучания
аккомпанемента?
что вы можете сказать о ритме сопровождения?
как композитору удалось создать единый драматически взволнованный
образ, фантастическую картину, передать напряженность происходящего?
После беседы учащиеся второй раз прослушивают балладу, но уже на
русском языке, при этом учитель дает «опережающее задание»: обратить
внимание на сочетание мелодии и сопровождения, на особенности
выразительности и изобразительности. Как результат ответа на данные
вопросы ученики представляют небольшой рассказ об особенностях
прослушанной баллады Шуберта. Учащиеся обращают внимание на то, что в
балладе происходит взволнованный разговор нескольких действующих лиц.
В музыкальном образе рассказчика слышна взволнованность, в образе отца
присутствует встревоженность, в музыкальном образе сына испуг и
напряжение, в образе лесного царя сладость и привлекательность
интонаций. На данном этапе урока используя такой метод музыкального
воспитания, как интонационно-стилевое постижение музыки и реализуя
такую цель уроков музыки, как формирование познавательного интереса
обучающихся к постижению музыкальной культуры путем применения
современных технических средств обучения, у шестиклассников
формируются универсальные учебные действия по постановке и проверке
учебной гипотезы, а также самообразованию.
В заключение данного урока учащиеся закрепляют знания о жанре
вокальной музыки «баллада». Учитель проводит викторину «Что ты знаешь о
балладе?». Учащиеся задают вопросы друг другу, дают ответы, тем самым
закрепляя новый теоретический материал. Примерные вопросы: перечислите
жанры вокальной музыки, что такое баллада, перечисли музыкальные образы
баллады «Лесной царь» и т.п.
В качестве домашнего задания учитель предлагает подготовить по выбору
следующие виды заданий: 1) нарисовать иллюстрации к балладе «Лесной
царь» (связь с ИЗО, межпредметные универсальные, учебные действия); 2)
выбрать из известных современных песен (как отечественных, так и
зарубежных музыкантов) те, которые написаны в жанре баллады и рассказать
про них одноклассникам (принести видеофайл, чтобы можно было
прослушать фрагмент); 3) потренироваться в чтении баллады «Лесной царь»
В.А. Жуковского, а на следующем уроке попытаться путем выразительного
чтения передать своё понимание и собственные чувства, возникшие во время
знакомства с этой удивительной музыкой первого романтика и уникального
композитора-песенника XIX века Франца Шуберта.