Возникновение русской фортепианной школы


СЕВЕРНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА «СОКОЛ»
(ГБОУ ЦРТДЮ "Сокол")
Возникновение русской
фортепианной школы
Подготовила
Зонова Анна Владимировна
педагог дополнительного образования
г. Москва
2015
Ведущими русскими и зарубежными музыкантами отмечалось, что в
период расцвета русской музыкальной культуры, особого развития
достигло пианистическое искусство. Ведущая роль русской школы
отчетливо выявилась на первых международных конкурсах пианистов,
появившихся в конце XIХ столетия, вследствие которых русские
музыканты, исполнители и композиторы, стали постоянными участниками
международной музыкальной жизни. Выдающаяся роль многих русских
пианистов в музыкальном искусстве объяснялась не только
профессиональным мастерством, содержательностью игры, глубиной и
серьезностью интерпретации, но и органической связью между русским
исполнительским искусством и современным ему русским фортепианным
творчеством. Многие выдающиеся исполнители того времени уделяли
большое внимание, пропаганде творчества своих современников,
непременно исполняя произведения авторов в своих концертах. Ведущая
роль России проявилась не только в фортепианном творчестве, оказав
значительное влияние на зарубежное искусство уже со второй половины IX
века деятельностью своих выдающихся представителей, русский пианизм
выступил как развитая национальная школа, насчитывающая не один
десяток первоклассных мастеров, стоящих в первых рядах мирового
исполнительского искусства. Русские пианисты, концертируя заграницей,
пропагандируя традиции отечественного пианизма, становились
важнейшим созидательным фактором в строительстве мировой
фортепианной культуры.
В XXI веке с изменениями, происходящими в социальной среде
неизбежно приводящими к изменениям в различных областях, в том числе
педагогике и музыкальной педагогике, возникает необходимость в
появлении новых методов и принципов обучения. Тем не менее,
актуальность традиций русской фортепианной школы в методике
обучения и в XXI веке остается столь же значительна и авторитетна. Задача
современного педагога состоит в том, чтобы органично и умело совместить
традиции и новые методы актуальные для нашего времени.
Основные педагогические принципы русской фортепианной школы
формировались под влиянием ведущих западноевропейских школ. Близкие
русским слушателям и исполнителям методы и установки западных школ
органично объединяясь с русским менталитетом становились характерными
чертами уже русской школы.
История русского пианизма дореволюционной поры ярко делится на
два периода. В первом периоде фортепианная музыка в России получила
распространение в большей степени среди дворянства. Дворяне не только
были преобладающей частью слушателей того времени, но и исполнителями,
являясь законодателями эстетических вкусов в русской пианистической
культуре. Характерной особенностью этого периода являлось преобладание в
нем любительского музицирования. Любители, кроме домашних концертов,
могли лишь выступать на благотворительных вечерах. Благотворительность
была широко распространена в те времена в России и всячески поощрялась.
Любители учреждали музыкальные общества, задачей которых было
систематическая концертная деятельность его участников. К наиболее
долговечным и серьезным из них относятся - Женское патриотическое
общество, Филармоническое общество, Московское Музыкальное Собрание.
Деятельность музыкальных обществ сыграла важную роль в
распространении музыкальной культуры в России. Без них не возникли бы
так скоро последующие музыкальные организации периода
профессионализма, в том числе и Русское Музыкальное Общество.
Особенность любительской музыкальной культуры заключалась в том,
что обучение музыке считалось неотъемлемой частью каждого “порядочного
воспитания”. Кроме домашнего образования, музыкальное воспитание
осуществлялось в пансионах и институтах.
В ХVIII веке в России значительную роль в развитии русского
пианизма сыграли итальянские музыканты. Россию посетили крупнейшие
итальянские композиторы: Б. Галуппи, Д. Чимарозо, Д. Паизъелло,
Манфредини - выдающиеся мастера оперной музыки, превосходно
владеющие клавесином и писавшие много для клавира. Насыщенное ярким
мелодическим материалом искусство итальянских мастеров оказалось
чрезвычайно созвучным русскому слушателю. Неслучайно при
соприкосновении с ним в России возникли первые серьезные начинания в
области клавирного творчества, появились столь совершенные опыты в
ранне-классическом стиле, такие как клавирные сонаты и концерты Д.С.
Бортнянского. Близкими русскому слушателю оказались исполнительские
принципы итальянского клавиризма, культивировавшие “певучую игру”.
Памятником этих исполнительских традиций является трактат Манфредини,
напечатанный в 1775 году и переведенный спустя 30 лет на русский язык
(“Правила гармонические и мелодические для обучения всей музыке”). В нем
говорится и о исполнении кантабиле, чтобы добиться хорошего кантабиле
необходимо “держать свободной руку, играть legato, клавиши нажимать, а не
ударять по ним… Обучаться нужно больше музыке чувствительной, где
находится совершенно изображенный вкус, дабы привыкнуть ко вкусу как
пения, так и игры вкусом”.
В конце XVIII века в России начинается влияние немецкой школы. В
руководстве по игре на клавире, вышедшем в России в 1775 году немецкого
педагога Г. Лелейна говорилось: Важнейшая задача педагога заключалась в
том, чтобы воспитать не механического исполнителя, но музыканта,
имеющего понятие и чувствие”. “Надобно пальцами сообразуясь с
воображением и страстями ударять и ими будто говорить, дыбы тем
слушателей привесть в те страсти, в которые сочинитель хотел их привлечь”.
В начале XIX века наиболее выдающимися немецкими музыкантами,
жившими в России были Д. Штейбельт, И. Гесслер (выдающимся учеником
И. Гесслера был пианист и композитор И. Геништа, автор популярных в свое
время романсов и фортепианных произведений), А. Гензельт (обучавшийся у
И.Гуммеля). Виртуоз и популярный композитор А. Гензельт,
преподавательской деятельности посвятил около полувека, одновременно
являясь художественным руководителем музыкальных классов многих
учебных заведений, несомненно способствовал повышению уровня русской
пианистической культуры. Наиболее известными учениками А. Гензельта
были И.Ф. Нейлисов, Н.С.Зверев, В.В.Стасов, А. Линдберг.
В 1802 году Петербург посетил выдающийся композитор и пианист М.
Клементи, создатель лондонской пианистической школы. С этого времени
начинается период долгого взаимовлияния русской пианистической
культуры и английского пианизма.
Наибольшее значение для развития русской школы имела деятельность
ученика М. Клементи, Джона Фильда. Выдающийся пианист, композитор,
пользовался огромной популярностью. Слава Д. Фильда привлекала
множество желающих обучаться в его классе, к нему ехали не только из
отдаленных уголков России, но и из-за границы. Среди его учеников были К.
Мейер, М. Шимановская, М.И. Глинка, А.Л. Гурилев, А. Дюбюк, А.А. Герке
и многие другие профессионалы и любители.
Во время первого периода Россию посетили почти все крупнейшие
западноевропейские артисты, среди которых: И. Гуммель, Делер, А.
Дрейшок, Л. Мейер, С. Тальберг, Ф. Лист, М. Плейель, К. Шуман. Такие
концерты были значительным событием сезона, и оживленно
комментировались на страницах прессе. Таким образом, иностранное
искусство проникало в Россию, но попадая на русскую почву, вскоре
подвергалось воздействию русской культуры, вследствие чего некоторые
западноевропейские традиции пианизма, оказавшись не жизнеспособными
отбрасывались, но то, что соответствовало вкусам русского общества того
времени закреплялось.
Русский пианизм при своем формировании был тесно связан со всеми
важнейшими западноевропейскими школами пианизма. Он последовательно
воспринял искусство итальянских клавиристов, пианистов лондонской
школы, венских классиков и различных направлений романтизма.
Усвоение иностранных традиций способствовало расширению кругозора
русских исполнителей и умению глубокого постижения творчества
композиторов других народов.
Список литературы:
1. Алексеев А.Д. Русские пианисты. - М.-Л.: 1948, вып. 2.
2. Алексеев А.Д. Музыкально-исполнительское искусство конца XIX -
первой половины ХХ века. - М., 1995.
3. Ливанова Т.Н. Очерки и материалы по истории русской музыкальной
культуры. - М.,1938.
4. Стасов В.В. В день юбилея Гензельта. (“Новости”), 21 марта, 1888.
5. Николаев А. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории
пианизма. - М., 1980.
6. Николаев Л.В.Несколько слов об исполнительстве \\ С.М. № 7-8, 1935.
7. Николаев Л.В. Фортепианная педагогика // М., № 22, 1937.