Презентация "Музыкально-дидактические игры на восприятие музыки"


Подписи к слайдам:
Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД №10 СТАНИЦЫ СТАРОВЕЛИЧКОВСКОЙ Музыкально-дидактические игры на восприятие музыки

  • Музыкальный руководитель
  • Маргарита Ивановна Баконина

Облачки настроения

  • Игра на определение настроения музыки
  • Цель. Развитие умения детей определять настроение музыкального
  • произведения, выражать настроение мимикой.
  • Игровой материал: карточки – облачки с различным выражением
  • оттенков настроения: грусть, злость, веселье, удивление, испуг, горе
  • комплект из карточек-облачков на каждого ребенка, отражающих
  • характер музыки.
  • Методика проведения
  • НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ. Дети слушают произведения различного
  • характера, беседуют и дают характеристику каждому прослушанному
  • отрывку произведений. Все дети активно участвуют в определении
  • характера музыки. Вызванный ребенок выбирает соответствующую
  • карточку.
  • НА ВТОРОМ ЭТАПЕ. У каждого ребёнка лежат карточки разных
  • характеров. Педагог исполняет произведения, и дети, чьи карточки
  • соответствуют характеру музыки, поднимают их.
  • НА ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ. Детям предлагается с помощью мимики и
  • движения выразить настроение прослушанного произведения, проявить
  • свое творчество.
  • Музыкальный репертуар: по выбору музыкального руководителя.

Ромашки настроения

  • Ромашки настроения
  • Игра на определение характера музыки
  • Цель. Развивать у детей представление о различном характере музыки (веселая, жизнерадостная; спокойная, колыбельная; грустная, жалобная).
  • Игровой материал: демонстрационный: три цветка, изображающих три настроения грустное, весёлое, спокойное, изображающие три типа характера музыки: Добрая, ласковая, убаюкивающая, спокойная (колыбельная); Грустная, жалобная; Весёлая, радостная, плясовая, задорная. На каждого ребёнка комплект из трех карточек – ромашек, отражающих характер музыки.
  • Методика проведения
  • НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ.
  • Вот – ромашковый букет У меня - милее нет. Как нежны мои милашки – Желтоглазые ромашки.
  • Педагог исполняет произведение. Прослушав музыку, вызванный ребенок берет цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его. Все дети активно участвуют в определении характера музыки. Если произведение известно детям, то вызванный ребенок говорит его название и имя композитора. Дети самостоятельно определяют ее характер и поднимают соответствующую карточку, соответствующую характеру музыки.

НА ВТОРОМ ЭТАПЕ.

  • НА ВТОРОМ ЭТАПЕ.
  • Перед каждым ребёнком лежит один из трёх цветков. Педагог исполняет произведение, и
  • дети, чьи цветы соответствуют характеру музыки, поднимают их.
  • НА ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ.
  • Нарядные платьица, Такие все разные Желтые брошки, Эти ромашки- Ни пятнышка нет Вот-вот заиграют На красивой одежке. Как дети, в пятнашки.
  • Педагог предлагает сочинить продолжение попевки, используя эмоции выбранной
  • ромашки.
  • Музыкальный репертуар: «Топотушки» В.Локтева, «Клоуны» Д.Кабалевского,
  • «Жар-жар» каз.н.м., «О чем плачет дождик» Е.Тиличеевой, «Дождик» Е.Тиличеевой,
  • «Әлді-әлді» каз.н.п., «Осень бродит по лесам» Е.Тиличеевой.

Три медведя

  • Три медведя
  • Игра на развитие музыкального образа и представление о регистрах
  • Цель. Закрепить умение ассоциировать музыкальное произведение с образами животных; развивать представление о регистрах (высокий, средний, низкий).
  • Игровой материал: демонстрационный: иллюстрации сказки три медведя, на каждого ребёнка комплект из трех карточек: папа-Михайло Иванович, мама-Настасья Петровна и Мишутка.
  • Методика проведения
  • НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ.
  • Был большим и серьезным медведем папа - Михайло Иванович.
  • Очень любили лесные соседи маму, Настасью Петровну.
  • Ну, а Мишутка придумывал шутки. Песенки и прибаутки.
  • Так они жили и жили . И ни о чем не тужили.
  • Теперь послушайте музыкальную сказку.
  • Педагог исполняет пьесу И.Арсеева «Три медведя». Дети, прослушав, отгадывают музыкальные загадки.
  • Каждая пьеса звучит в определенном регистре: папа - в низком, мама - в среднем, Мишутка - в высоком.

НА ВТОРОМ ЭТАПЕ.

  • НА ВТОРОМ ЭТАПЕ.
  • После прослушивания какого-либо отрывка, характеризующего образ, дети отгадывают, кто изображен в музыке, поднимая соответствующую карточку.
  • НА ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ.
  • После прослушивания пьесы, дети (трое) импровизируют движения под музыку, пытаясь передать образ большого, тяжелого, неуклюжего Михайло Ивановича, чуть живее, хотя тоже неуклюжую Настасью Петровну и веселого, живого и игривого Мишутку.
  • Музыкальный репертуар. «Три медведя» И.Арсеева

Снеговики настроения

  • Снеговики настроения
  • Игра на определение характера музыки
  • Цель. Эмоционально воспринимать пьесу, откликаться на настроение,
  • переданное в ней.
  • Игровой материал: демонстрационный: два снеговика, изображающих два настроения грустное, весёлое, изображающие два типа характера музыки:
  • Весёлая, радостная, плясовая, задорная;
  • Грустная, жалобная.
  • На каждого ребёнка комплект из двух карточек – снеговиков, отражающий
  • характер музыки.
  • Методика проведения
  • НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ. Педагог исполняет незнакомую пьесу, заранее предупредив детей об этом. И просит детей определить характер музыки, используя музыкальные термины.
  • НА ВТОРОМ ЭТАПЕ. После прослушивания какого-либо отрывка,
  • характеризующего образ, дети отгадывают, кто изображен в музыке, поднимая соответствующую карточку.
  • НА ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ. Желающие дети самостоятельно под музыку
  • придумывают образ грустного и веселого снеговика.
  • Музыкальный материал: программные музыкальные произведения.

  • Море
  • Игра на различие динамических оттенков
  • Цель. Знакомить детей с особенностями классического музыкального произведения.
  • Учить воспринимать образное содержание музыки. Развивать представление об
  • изобразительных возможностях музыки, ее способности отображать явления окружающей
  • природы.
  • Игровой материал: три карточки с изображением моря – спокойного, взволнованного,
  • бушующего; грамзапись, наборы картинок с изображением волн моря на каждого ребенка.
  • Методика проведения
  • НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ.
  • Педагог предлагает послушать детям пьесу Римского- Корсаково «Море» и рассказывает,
  • что композитор нарисовал яркую картину моря, показывая разные его состояния:
  • взволнованное, бушующее и тихое, спокойное.
  • Море вздуется бурливо, Разольется в шумном беге,
  • Закипит, подымет вой, И очутятся на бреге,
  • Хлынет на берег пустой, В чешуе, как жар горя,
  • Тридцать три богатыря.
  • Затем педагог знакомит детей с пособием.
  • .

НА ВТОРОМ ЭТАПЕ.

  • НА ВТОРОМ ЭТАПЕ.
  • Педагог предлагает проследить, как меняется характер музыки на протяжении
  • звучания всей пьесы. Один из детей с помощью карточек показывает эти изменения, т.е.
  • раскладывает карточки в той последовательности, которая соответствует развитию
  • музыкального образа.
  • НА ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ.
  • Педагог предлагает детям танцевальными движениями под музыку с помощью
  • шарфов, лент, платочков, изобразить состояние моря (взволнованное, бушующее и тихое
  • спокойное).
  • Музыкальный репертуар. «Море» Н.Римского-Корсакова

Колобок

  • Колобок
  • Игра на развитие слухового восприятия
  • Цель. Развивать у детей представление о регистрах
  • (высокий, средний, низкий).
  • Игровой материал: Карточка из плотного картона,
  • разделена на две части: слева изображен весёлый колобок;
  • справа вырезано окошко. С обратной стороны – заклеено.
  • В щель вставляется полоска из картона в виде линейки,
  • разделённой на четыре равные части,
  • на каждой из которой изображён тот или иной персонаж
  • сказки (заяц, лиса, волк, медведь).
  • Линейка должна передвигаться, чтобы каждый раз в окошке появлялся один из персонажей.

Методика проведения

  • Методика проведения
  • НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ.
  • Дети вспоминают сказку «Колобок», перечисляют всех героев, которые встречаются
  • колобку на пути. Затем педагог исполняет в разной последовательности музыкальные пьесы
  • характеризующие персонажи сказки. Каждая пьеса звучит в определённом регистре:
  • «заяц» - высокий, «лиса» - средний, «волк» - низкий, «медведь» – очень низкий.
  • После прослушивания какой-либо пьесы дети отгадывают, кто изображён в музыке
  • (кого встретил колобок), и пользуясь пособием, устанавливает линейку с картинками в
  • соответствующее положение, так что рядом с колобком оказывается тот персонаж, образ
  • которого передан в музыке.
  • НА ВТОРОМ ЭТАПЕ.
  • Педагог исполняет все пьесы поочередно (в любой последовательности). Дети по двое
  • выполняют задание: один с помощью пособия выбирает карточку, соответствующую тому
  • персонажу, который изображен в музыке; другой движется под музыку, подражая действиям
  • данного персонажа. Остальные дети оценивают задание.
  • НА ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ.
  • Четверо детей выходят и по очереди загадывают остальным загадки: «по секрету» сообщают
  • педагогу, кого из персонажей сказки будут изображать, он исполняет соответствующую
  • пьесу, а ребенок импровизирует движения своего персонажа. Остальные дети по желанию
  • отгадывают загадки: берут пособие и находят на линейке изображение персонажа, музыка
  • которого только что прозвучала.
  • Музыкальный репертуар: «Кого встретил колобок?» Г. Левкодимова.

Краски музыки

  • Краски музыки
  • Игра на различие динамических оттенков
  • Цель. Развивать у детей умение различать динамические оттенки в музыке и уметь находить им ассоциацию с определенным цветом.
  • Игровой материал: квадраты разных цветов: красный, зеленый, голубой, любая игрушка, раздаточные карточки по количеству детей трех цветов: красный, зеленый, голубой.

Методика проведения

  • Методика проведения
  • НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ. Педагог исполняет пьесу. Дети определяют ее веселый танцевальный
  • характер, отвечает на вопросы педагога о том , как звучит музыка, какие изменения в ней
  • происходят (звучит то громче, то тише). При повторном исполнении пьесы, все внимательно
  • следят за динамическими изменениями в музыке: от негромкого звучания первой части к тихому
  • звучанию во второй части и громкому звучанию в третьей части. Дети слушают музыку, а потом
  • показывают карточку соответствующего цвета (красная – громкое звучание, зеленая – умеренное
  • звучание, голубая - тихое звучание).
  • НА ВТОРОМ ЭТАПЕ. Перед исполнением пьесы педагог вызывает к себе ребенка и дает ему три
  • квадрата разного цвета - красный, зеленый, голубой. Во время исполнения музыки ребенок,
  • повернувшись к детям, поднимает тот или иной квадрат в соответствии с динамическими
  • изменениями в музыке: на первую часть (не слишком громкую) поднимает зеленый квадрат; на
  • вторую часть (тихую)- голубой; на третью часть (громкую)-красный.
  • Дети дают оценку выполнению задания, исправляют не точности.
  • НА ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ. Дети выбирают водящего, он выходит их зала. Все договариваются,
  • куда спрятать игрушку. Водящий должен найти ее, руководствуясь, громкостью звучания песни
  • (за раннее выученной), которую поют все дети: звучание усиливается по мере приближения к
  • месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от нее. После успешного
  • выполнения задания все дети свободно пляшут под музыку, используя знакомые танцевальные
  • движения.
  • Музыкальный репертуар: «Громкая и тихая музыка» Г.Портнова, «Громкая и тихая музыка»,
  • Г.Левкодимова, «Слон и моська» , И.Арсеева, « Аяз - Ата» С.Мухамеджанова.

Музыкальный паровоз

  • Музыкальный паровоз
  • Игра на развитие тембрового слуха
  • Цель. Развивать умение различать тембр различных музыкальных инструментов.
  • Игровой материал: Пособие «Паровоз», детские музыкальные инструменты, карточки с изображением музыкальных инструментов.
  •  Методика проведения
  • НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ.
  • Педагог показывает детям пособие, сообщает, что это не обычный, а музыкальный паровоз.
  • Вот смотрите - паровоз
  • Он вагончики повез.
  • Путь у него дальний,
  • Ведь поезд музыкальный.
  • Педагог беседует с детьми о музыке, объясняя, что она может не только передавать разные чувства, но и рассказывать с помощью выразительных средств о том, что встречается в жизни. Детям исполняют две пьесы, в которых переданы характерные особенности звучания разных музыкальных инструментов.

НА ВТОРОМ ЭТАПЕ.

  • НА ВТОРОМ ЭТАПЕ.
  • Паровоз гудит, поет.
  • Инструменты к нам везет.
  • А вот какие он везет, вам надо угадать. И в каждом вагончике свой инструмент. Звучит фонограмма музыкальной пьесы, ребенок называет инструмент, который звучал и подходит к паровозу и открывает окошко первого вагончика. Дети дают оценку выполнению задания, исправляют не точности. Затем детям предлагается послушать следующую пьесу. Задание повторяется.
  • НА ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ. Детям предлагается послушать знакомые музыкальные произведения, определить, какие инструменты звучат в этом музыкальном произведение. Выбрать музыкальный инструмент, который звучал в данном музыкальном произведении и под музыкальное сопровождение с играть на нем.
  • Музыкальный репертуар: «Белка» Римского-Корсакова, «Парень играет на гармошке»
  • Г.Свиридова.

Разноцветная гусеница

  • Разноцветная гусеница
  • Игра на определение характера музыки
  • Цель. Развивать у детей представление о характере музыки, соответствующем
  • определенному цвету.
  • Игровой материал: Карточки с изображением головы гусеницы и разноцветных
  • «животиков» гусеницы.
  • Методика проведения
  • НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ. Дети знакомятся с музыкальным произведением. Беседа по
  • содержанию музыкального произведения.
  • НА ВТОРОМ ЭТАПЕ. После прослушивания музыкальное произведение, педагог
  • предлагает построить гусеницу « животиками», цвета которых соответствуют характеру
  • произведения.
  • НА ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ. Педагог предлагает детям изобразить в рисунке характер
  • музыкального произведения, используя выбранную им цветовую гамму.
  • Музыкальный репертуар: программные музыкальные произведения.

  • Список использованной литературы:
  •   1. Овчинникова Т. Музыка для здоровья. СПб.,2004.
  • 2.  Стулова Г.П. «Развитие детского голоса в процессе обучения пению» М., 1992.г.
  • 3.  Юдовина-Гальперина Т.Б. «За роялем без слёз, или я - детский педагог». - СПб., Союз художников 2002г.
  • 4. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей-Изд.:ISBN, 1996г.