Музыкальная терапия в работе с детьми посредством хореографии


Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр Внешкольной Работы
Центрального района
«Музыкальная терапия в работе с детьми посредством
хореографии»
Автор:
концертмейстер
Тяпочкина Любовь Викторовна
Санкт-Петербург
2015г
«В музыке можно найти всё:
и успокоение, и энергию, и здоровье...»
Введение:
Музыка — это вид искусства, с помощью которого мы можем передавать свои
настроения и чувства. С помощью музыки можно воздействовать на здоровье
человека. Она частично, а иногда и полностью передаёт настроение исполнителя.
Музыку надо выбирать, потому что есть позитивная музыка, а есть музыка,
которая содержит большое количество агрессии. Музыка обостряет наше духовное
восприятие мира. Она может очищать наш рассудок, а может наполнять тревогой,
яростью и глупостью. При очень живом исполнении она может вызвать радость,
депрессию, скуку, раздражение, лёгкость, спокойствие.
Музыкальная терапия —метод психокоррекции, основанный на
гармонизирующем воздействии музыки (звуков) на психическое и физическое
состояние человека. Это контролируемое использование музыки в лечении,
реабилитации, образовании и воспитании детей.
В современном обществе социальная ценность человека является главным
показателем его успешности, но большие перспективы открыты в первую очередь
здоровым людям. В наше неспокойное время ребёнок подвержен постоянным
стрессам как в школе (требование дисциплины на уроке, ограниченное
пространство, оценочная стимуляция, возрастание нагрузки), так и в
неблагополучной домашней обстановке (чрезмерная требовательность или
наоборот недостаточное внимание). Всё это вызывает внутреннее напряжение, а
любое внутреннее напряжение требует разрядки. На подсознательном уровне
ребёнок пытается выплеснуть все накопившиеся эмоции, дать волю своему телу
подвигаться, разрядиться. Как помочь высвободить негативную или накопить
нужную энергию, использовать последнюю для улучшения физического и
психического состояния организма - с этим следует обратиться к музыкотерапии.
Цель:
Анализ влияния музыкотерапии на психоэмоциональное состояние ребёнка.
Задачи:
1.Изучение понятия «музыкотерапия». Характеристика основных способов
воздействия разнохарактерной музыки на психоэмоциональное состояние учащихся.
2. Примение на практике звучания разнохарактерной музыки на занятиях.
3. Эффективность применения музыкотерапии.
Поскольку я являюсь концертмейстером хореографического ансамбля, я решила,
что именно через хореографию я смогу передать насколько возможно
предотвратить в детском возрасте возникновение негативных установок, изменить
образ мыслей, улучшить отношение к окружающим, ибо музыка и танец в своём
гармоничном единстве - прекрасное средство развития эмоциональной сферы детей.
Связывая музыкотерапию с хореографией, особое внимание я уделила
импровизации, поскольку именно она позволяет раскрепостить ребёнка, справиться
со стеснением методом свободного фантазирования сначала через игру, затем через
создание маленьких произведений. Ведь танец - это нечто большее, чем движение
под музыку. Он воспитывает те способности, которые помогают проявлять во вне то,
что находится внутри нас.
Музыкальное искусство, помогает освобождать творческую энергию. Об
исцеляющих возможностях, как музыкального искусства, так и других видов
искусств известно с древнейших времен. Музыкотерапия наиболее древняя
естественная форма изменения эмоционального состояния, которой многие люди
пользуются сознанно или нет), чтобы снять психическое напряжение,
успокоиться, сосредоточиться.
Музыкотерапия, методы и приемы которой развивают и усиливают внимание к
чувствам, представляет возможность для самовыражения и самопознания, помогает
приобрести эмоциональное равновесие, может стать ответом решения задачи
самопомощи детей в нормализации своего состояния. Это очень важно. Ведь
каждому нужен успех! Степень успешности во многом определяет самочувствие,
отношение к миру, желание творить.
Если ребёнок будет иметь возможность расслабиться под звучание классической
музыки, снять психоэмоциональное напряжение - это принесет пользу всем.
I.
Музыкотерапия в переводе с греко-латинского означает «исцеление музыкой».
Существует много определений этого метода психотерапии, но общим является то,
что музыкотерапия является средством коррекции психоэмоциональных
отклонений, страхов, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении.
Возможности музыкотерапии, по мнению учёных, очень широки, её используют как
средство профилактики, психологической реабилитации, гармонизации психической
жизни.
Обратимся к истории музыкотерапии и систематизируем результаты исследований,
которые доказывают её положительное влияние на эмоциональную сферу и
самочувствие человека.
Музыкотерапия, как лечебная практика, существует с давних времён. В античной
Греции Пифагор, Платон, Аристотель считали, что музыка поддерживает гармонию
не только во всей Вселенной, но и восстанавливает её в человеческом организме.
Аристотель считал, что музыка по своей природе принадлежит к числу тех
предметов, которые «доставляют приятное» и предлагал подкреплять интерес к
выполняемому делу приятным музыкальным сопровождением. В процессе
размышлений он приходит к следующему заключению : «...Музыка способна
оказать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает
такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов
воспитания молодёжи».
Платон в концепции об идеальном государстве, разработанную в книгах
«Государство» и «Законы», отводит первую (среди других искусств) роль музыке в
«воспитании юноши мужественного, мудрого, добродетельного и уравновешенного
человека, то есть идеального гражданина». При этом он связывает, с одной стороны,
влияние музыки с воздействием гимнастики («прекрасные телодвижения»), а с
другой утверждает, что «мелодия и ритм более всего захватывают душу и
побуждают человека подражать тем образцам прекрасного, которые даёт ему
музыкальное искусство».
Конфуций утверждал, что состояние государства и нравственное здоровье населения
отражаются в музыке этой страны.
Авиценна называл мелодию «не лекарственным» способом лечения и лечил
музыкой больных психическими заболеваниями.
Применение музыки в медицине было основано только на практике, никаких
научных обоснований музыкотерапии не было.
В конце XIX века в Санкт-Петербурге академик, профессор физиологии И. Р.
Тарханов в процессе исследований доказал, что мелодии, доставляющие человеку
счастье, вызывают приятные эмоции. Они, в свою очередь, положительно действуют
на организм: нормализуют пульс, улучшают работу сердца, усиливают внимание и
память, стимулируют центральную нервную систему.
В начале XX века в России профессор В.М. Бехтерев, изучая связь психической
деятельности мозга, выявил, что музыка, которая нравится слушателю, приносит
огромную пользу, снимает стресс, производит расслабляющий эффект и
улучшает общее и эмоциональное состояние организма. Также им была доказана
связь музыкального ритма с деятельностью нервной системы человека.
Однако понятие «музыкальная терапия» родилось лишь в середине ХХ века.
Современная музыкотерапия представляет собой технологию разрешения
медицинских, реабилитационных, развивающих, коррекционных и воспитательных
задач.
Исследования в этой области направлены на изучение возможности влияния на
личность человека посредством соединения медицинских, педагогических,
психотерапевтических методов именно музыкальным воздействием.
Музыкальное искусство, как управление состоянием человека, изучается
разными науками, в том числе медициной, социологией, психологией,
психиатрией и многими другими. Доктор педагогических наук В.И. Петрушин
предлагает музыкотерапевтам изучить опыт, накопленный различными
направлениями психотерапии. Согласно системной, научно-обоснованной теории
психофизиологических механизмов воздействия музыки на жизнедеятельность
человека, функциональный эффект музыкально-терапевтического воздействия
складывается из следующих основных факторов:
- способности музыки вызвать у слушателей необходимые
эмоциональные состояния, мысли, представления, психологические установки и
действия;
- музыкальной стимуляции и регуляции двигательной деятельности. С
помощью специально организованных по законам композиции
звукосочетаний, музыка может успешно отражать и передавать самые
различные настроения: радость, веселье, бодрость, грусть, нежность, уныние,
уверенность, тревогу; интеллектуальные и волевые процессы: решительность,
энергичность, сдержанность, задумчивость, инертность, безволие,
легкомыслие, серьезность; обобщённые свойства явлений действительности:
силу, легкость, продолжительность, направленность, широту,
пространственность; самые разнообразные характеристики движений:
быстрые, умеренные, медленные, вялые, упругие, порывистые; степень
мышечного напряжения.
Звуковая (интонационная) и временная (ритмическая) природа музыки позволяет
ей выражать требуемое эмоциональное состояние как процесс движения, со всеми
его особенностями и изменениями,
Каждое, даже изолированное, музыкальное созвучие вызывает у человека
определенную психофизиологическую реакцию: удовольствия или неудовольствия,
возбуждения или успокоения, напряжения или расслабления.
Физиологическое воздействие музыки на человека основано на том, что нервная
система, а с ней и мускулатура обладают способностью усвоения ритма. Музыка,
как ритмический раздражитель, стимулирует физиологические процессы организма,
происходящие ритмично как в двигательной, так и вегетативной сфере. Ритмы
отдельных органов человека всегда соразмерны. Между ритмом движения и ритмом
внутренних органов существует определенная связь. Ритмические движения
представляют собой единую функциональную систему, двигательный стереотип.
Используя музыку как ритмический раздражитель, можно достигнуть повышения
ритмических процессов организма в более строгой компактности и экономичности
энергетических затрат.
Известно, что ритм марша, рассчитанный на сопровождение отрядов войск в
длительных походах, чуть медленнее ритма спокойной работы человеческого
сердца. При таком ритме музыки можно идти очень долго, не испытывая сильной
усталости. В то же время марши, звучащие во время парадных шествий, более
энергичны. Это несколько повышает нормальный ритм человеческого сердца в
спокойном состоянии. Поэтому такие марши оказывают бодрящее, мобилизующее
воздействие. Показано что ритм вальса в три четверти оказывает успокоительное
воздействие.
Не меньшей силой воздействия, чем ритм, обладает музыкальная интонация.
Музыка использует в качестве своей основы как первичные голосовые реакции
(плач, смех, крик), механизмом которых служит безусловный рефлекс, так и
развившиеся позднее на их основе условные интонации.
Среди музыкальных инструментов можно выделить лидера по воздействию на
состояние человека это орган.
Музыка способна устанавливать общее настроение, причем эмоциональная окраска
образов, возникающих при ее восприятии, различна в зависимости от
индивидуальных особенностей музыкального восприятия, степени музыкальной
подготовки, интеллектуальных особенностей слушающего.
Изучение эмоциональной значимости отдельных элементов музыки ритма,
тональности показало их способность вызывать состояние, адекватное характеру
раздражителя: минорные тональности обнаруживают депрессивный эффект,
быстрые пульсирующие ритмы действуют возбуждающе и вызывают отрицательные
эмоции, мягкие ритмы успокаивают, диссонансы возбуждают, консонансы
успокаивают.
Например, музыка в стиле классического рока делает человека более энергичным.
Поэтому такая музыка идеальна для проигрывания в спортивных залах и дома во
время тренировки. Исследования показали, что если при занятиях спортом слушать
Killers или uns n Roses, то эффективность от них будет выше в 1,5 раза. Не всем
нравится лирическая поп-музыка, но оказывается, она тоже приносит пользу.
Например, у людей, которые прослушивали «Backstreet Boys», было выявлено
значительное снижение депрессивного состояния. Напрашивается вопрос: А может
в этом и заключается секрет, почему подростки так любят эту музыку? Им
свойственно переживать по любому поводу и испытывать частые депрессии.
Самой полезной музыкой для здоровья считается классика. Это произведения
Моцарта, Баха, Вивальди, Шуберта, Бетховена и других известных композиторов.
Если в течение дня хотя бы час слушать классические мелодии, то через
непродолжительный период сердце начнет работать намного лучше. Это было
подмечено врачами уже давно и сейчас в медицине все чаще практикуется
музыкотерапия.
Хорошая музыка помогает и в личной жизни. Как утверждают ученые из Канады,
соул или фанк помогает снять ощущение психологического дискомфорта и
зажатости, что способствует большему расслаблению. Только не нужно доходить до
фанатизма и во всем полагаться на музыку. Человеческий фактор всегда имеет
главное место. Слушать нужно только ту музыку, которая по душе.
II.
С давних времён известно: музыка - мощнейший источник энергии, влияющий на
человека. Танцевальное искусство зародилось в недрах усложняющейся
человеческой психики и стало внешним проявлением потребности человека в
определённого рода телодвижениях. С такими потребностями мы встречаемся
постоянно. Например, после долгого сидения за столом, хочется встать, потянуться,
размять ноги. Мы делаем это рефлекторно, на уровне инстинкта, даже не
задумываясь. Мы попросту гораздо лучше себя чувствуем.
Помимо инстинкта и естественных рефлексов, человек обладает био-механической
памятью. Он способен запоминать понравившиеся телодвижения, после которых
чувствует себя гораздо бодрее, и может воспроизвести их.
Человек не может жить без мышечного движения! Если какой-то орган, в силу тех
или иных причин, определённое время бездействует, то он неизбежно атрофируется.
Человеку нужно движение, чтобы жить. Например, если после трудовых будней
попадаешь в дискотечную атмосферу, то потанцевав от души,ты ощущаешь радость,
удовольствие, а самое главное-душевный подъём, энергетический импульс, который
наполнит новыми силами.
При прослушивании танцевальных ритмов так и хочется пуститься в пляс. А
танцы, как разновидность двигательной активности, оказывают исключительно
положительное влияние на работу сердца и состояние мышечного аппарата.
Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию,
помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и
утомление. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное
напряжение. Движение и танец, помимо того, что снимают нервно-психическое
напряжение, помогают ребёнку быстро и легко устанавливать дружеские связи с
другими детьми, а это также даёт определённый психотерапевтический эффект.
Танцевальная музыка оказывает сильное влияние на наше настроение, вызывает
мощнейший эмоциональный эффект. Наряду с положительным эффектом,
исследования показали, что подростки, после получасового пребывания на
дискотеке, полностью теряют над собой контроль и впадают в состояние, близкое к
гипнотическому. Такие эмоции вызывают рок и поп-музыка, которые губительно
влияют на психику, интеллект, физическое здоровье в целом.
Древнегреческие рукописи гласят: "Музыкальное воспитание - самое мощное
оружие, поскольку ритм и гармония проникают в самые сокровенные глубины
человеческой души". И здесь необходимо задуматься и родителям и учителям, что
музыка-это не только развлечение, но и хорошее средство для воспитания
психически здоровых детей.
«Танец и музыка неразделимы»-это изречение имеет под собой не поверхностный,
а глубокий смысл. Речь идет не только о взаимовлиянии выразительных средств
данных видов искусства, а о возможном потенциале их взаимодействия. Учителя
того времени были твердо убеждены, что для формирования творческой,
гармонически развитой личности необходимо всестороннее образование. В начале
XX века эти положения оформились в концепцию. Швейцарский композитор и
педагог Эмиль Жак Далькроз разработал систему музыкально- ритмического
воспитания, которая до сих пор является одной из самых известных и популярных
методик музыкального образования в мире.
По мнению Жака Далькроза, ритмическая гимнастика призвана раскрепостить
творческую энергию человека и через движение под музыку влиять на развитие
музыкальных способностей. Его идея основана на том, что человеку присуща
природная склонность к ритму, которая выражается в непроизвольных движениях на
услышанную музыку (так называемый «динамический эквивалент» ритма).
«Чувство ритма найдёт своё полное развитие и всецело перейдёт в плоть и кровь
человека лишь при условии, что ритм будет воспринят отдельно, как нечто
совершенно самостоятельное по отношению к музыке».
Свою систему музыкального образования он предложил построить на
последовательном освоении трёх элементов музыки: движения, звука и
инструмента. Последовательная концентрация на каждом элементе является
основой процесса обучения. Движение является начальным звеном в этой цепочке,
так как вначале необходимо подготовить тело к восприятию музыки.
Тело человека Жак Далькроз считал уникальным инструментом, отзывающимся
на звуки музыки: чем совершеннее пластика движений под музыку, тем тоньше
сопереживание человека музыкальным образам. Физические упражнения помогают
освоить не только азбуку движений, но и соотносить эти движения адекватно
звучанию музыки.
III.
Далькроз справедливо полагал, что посредством общения с музыкой и танцем дети
учатся познавать мир и самих себя, а занятия танцами не только развивают
музыкальность, но и помогают воспитать внимание, волю и коммуникабельность.
Если у ребенка развито чувство ритма, музыкальный слух и если он при этом
подвижен, эмоционален и артистичен, его смело можно определять на занятия
детскимитанцами.
Основная цель занятий любым видом танцев –всестороннее развитие ребенка.
Занятия помогают выработать естественную грацию движений, гибкость, ловкость,
пластичность и координацию, способность выражать чувства и эмоции через танец.
В процессе занятий дети также учатся правильно воспринимать и чувствовать
музыку.
Танцы способствуют развитию фантазии детей и способности к импровизации.
Занятия танцами помогают наиболее ярко раскрыть характер и индивидуальность
ребенка, а также развить такие качества, как целеустремленность, организованность
и трудолюбие. Благодаря тому, что занятия проходят в группе, дети становятся более
раскрепощенными, открытыми и общительными. Немногие люди способны по-
настоящему владеть своим телом. Большинству не хватает раскованности и легкости
в движениях. Это происходит оттого, что у каждого человека имеются
приобретенные с детства психологические блоки, которые замедляют прогресс в
ходе занятий танцами. Как правило, эти блоки обусловлены различными
психологическими установками, индивидуальными особенностями личности,
образом мышления и восприятия окружающего мира. Ощущение неуверенности в
себе, отсутствие гибкости мышления или слабость характера могут проявляться в
заблокированных мышцах спины, рук или ног. Начиная заниматься танцами в
детском возрасте, можно предотвратить возникновение негативных установок,
изменить образ мыслей, улучшить отношение к окружающим.
В системе обучения хореографическому искусству музыка играет одну из
первостепенных ролей, так как освоение школы классического танца требует
профессионально подобранного музыкального материала. Любое хореографическое
произведение строится на основе музыкального произведения. Танцевальный язык
должен быть теснейшим образом связан с характером музыки, с её ритмической
стороной. Балетмейстер может развивать ритмическую сторону музыкального
произведения в сочинённом им хореографическом тексте, но характер этого
развития должен соответствовать характеру музыкального произведения. Их роднит
способность к эмоциональному воздействию на человека. Цель обучения
хореографии – эстетическое развитие ребенка, привитие ему эстетического вкуса.
Задача педагога помочь ребенку ощутить свободу, раскованность в движении, дать
ему возможность полнее развернуть свою индивидуальность, показать заложенные в
нем возможности.
Занятия хореографией в хореографическом коллективе от начала и до конца
строятся на музыкальном материале. Поклоны, переход от одних упражнений к
другим должны быть музыкально оформлены, чтобы дети привыкли организовывать
свои движения согласно музыке. Музыкальное оформление занятия должно
прививать учащимся осознанное отношение к музыкальному произведению: умение
слышать музыкальную фразу; ориентироваться в характере музыки, ритмическом
рисунке, динамике.
Вслушиваясь в музыку, ребенок сравнивает фразы по сходству и контрасту,
познает их выразительное значение, следит за развитием музыкальных образов,
составляет общее представление о структуре произведения, определяет его
характер. На занятиях учащиеся приобщаются к лучшим образцам народной
классической и современной музыки, и, таким образом, формируется их
музыкальная культура, развивается их музыкальный слух и образное мышление,
которые помогают при постановочной работе воспринимать музыку и хореографию
в единстве.
Музыка в полной мере должна отражать характер и образно-эмоциональный
строй каждой учебной или танцевальной комбинации, подчеркивать метро-
ритмические, темпо-динамические и структурные компоненты учебно-
танцевальных заданий.
Искусство танца без музыки существовать не может. Поэтому на занятиях в
хореографических классах с детьми работают два педагога - хореограф и
концертмейстер. Дети получают не только физическое развитие, но и музыкальное.
Успех работы с детьми во многом зависит от того, насколько правильно,
выразительно и художественно пианист исполняет музыку, доносит ее содержание
до детей
Музыка и танец в своем гармоничном единстве - прекрасное средство развития
эмоциональной сферы детей, основа их эстетического воспитания. Движения
должны раскрывать содержание музыки, соответствовать ей по композиции,
характеру, динамике, темпу, метро-ритму. Таким образом, задачей концертмейстера
является развитие «музыкальности» танцевальных движений.
В процессе обучения хореографии осуществляются следующие задачи
музыкального воспитания:
- развитие музыкального восприятия метро-ритма;
- ритмичное исполнение движений под музыку, умение
воспринимать их в единстве;
- умение согласовывать характер движения с характером музыки;
- развитие воображения, художественно-творческих способностей;
- повышение интереса учащихся к музыке, развитие умения
эмоционально воспринимать ее;
- расширение музыкального кругозора детей.
Нужно всегда исходить из того, насколько музыкальное произведение или отрывок
из него соответствует характеру танцевального движения, и насколько оно
оказывает на учащегося необходимое воздействие в его творческом росте и
эмоциональном развитии. Необходимо, чтобы уже с первых шагов начинающий
танцор воспринимал музыку и хореографию в их единстве, привыкал ощущать
присутствие музыки в каждом движении и откликаться своим исполнением на
изменение её интонаций, практически постигая связь музыки и хореографии, чтобы
изучение и отработка элементов танца шла с эмоциональной окраской каждого
движения.
Концертмейстеру приходится работать с детьми разного возраста (от начинающих
школьников до выпускников), с педагогами разных танцевальных направлений-
народной хореографии, классического и современного танца. Наполнить музыкой
каждое занятие, в соответствии с возрастом танцоров, репертуаром данной
возрастной категории и танцевальным направлением - вот главная задача для
гармоничного слияния музыки и танца.
Довольно часто начинающие танцоры испытывают стеснение при выходе на
сцену. Большое количество зрителей приводит их в замешательство. Некоторые дети
ощущают своего рода стресс, исполняя танец на публику. Лица таких танцоров
чрезмерно напряжены, а тело скованно и не может в полной мере отразить все
задумки хореографа-постановщика.
Импровизация поможет справиться со стеснением. Это отличный способ
раскрепостить внутренний зажим у детей танцевального коллектива. Его основой
являются небольшие уроки импровизации во время учебного процесса.
Для хореографа очень важно правильно организовать учеников и вовлечь их в
танцевальную импровизацию, способную раскрыть потенциал каждого танцора.
Что такое импровизация? Это метод творчества, предполагающий создание
произведения в процессе свободного фантазирования, экспромтом. В импровизации
нет разделения функций сочинителя и исполнителя- они образуют органическое
единство и осуществляются одновременно. Предварительная работа педагога
заключается в следующем: подобрать музыкальную композицию определённого
жанра (народную, классическую, современную и эстрадную).
Перед запуском подготовленного музыкального сопровождения необходимо
объяснить коллективу задачу. Она состоит в том, что дети прослушивают музыку и,
«услышав» ее, приступают к танцу. Это будет их собственный танец- импровизация
внутренних ощущений. Ученики не должны оставаться на одном месте,
предполагается движение по залу. Участвуют в этой композиции все
присутствующие одновременно.
Возможно взаимодействие одного, двух, трёх танцоров – это тоже важно
рассказать исполнителям. Может они в процессе раскрытия создадут общий танец.
В самом начале таких занятий, их участники будут зажаты. Но постепенно это
пройдет, они погрузятся в музыку. Хореограф является наблюдателем, но не
вмешивается в действо, которое творят дети и которое, рано или поздно, избавит их
от внутренних проблем.
От урока к уроку стеснение и скованность каждого танцора будут испаряться,
оставляя место для свободы мимики и пластики. Такой результат от уроков
свободной импровизации принесет несомненный успех, как всему коллективу, так и
любому из его участников. А хореограф сможет уверенно воплощать любые
творческие идеи, реализуя их в танец.
В коллективе важно создать комфортную атмосферу, научить детей общаться друг
с другом, доверять друг другу.
Для детей младшего возраста занятие строится в игре. Игры подбираются с учётом
решения поставленных задач: раскрепощение, ощущение свободы своего тела,
ощущение пространства и партнёра. Дети этого возраста открыты, свободны,
искренни. Они, как пластичный материал, из которого при грамотном подходе
можно вылепить впоследствии импровизатора, способного передать в движении,
пластике свои мысли и чувства.
В занятиях с младшим возрастом можно выделить направления развития
способности к импровизации:
1. Ощущение «тела»;
2. Общение с партнёром;
3. Осмысление движения в творчестве;
4. Набор движений для создания базовой основы к импровизации.
Что значит творить в танце для детей более старшего возраста?
Это какие- то непрописанные заранее в схеме танца движения, и вместе с тем они
выучены и отработаны заранее. Быть в позиции творца значит:
- чувствовать ритм;
- соответствовать стилю танца;
- соответствовать форме;
- превносить своё, ещё не изученное;
- быть искренним и выразительным.
Для того, чтобы выполнять эти условия, нужно научиться понимать себя в
движении и помнить, что танец импровизирующего уникален. Невозможно
станцевать два раза одинаковый танец. Этот танец рождается здесь.
Импровизация и хореография – равноправные партнеры в танце, играющие разные,
но одинаковые значимые роли. Задания на импровизацию дают возможность
ученикам свободно и раскованно двигаться, в силу своих физических и
эмоциональных возможностей, проявить себя не только в учебном процессе, но в
создании репертуара коллектива. Но важно помнить, что чем богаче и качественнее
музыка, порождающая импровизацию, тем более широкие возможности она
открывает.
Вывод:
Каково же истинное предназначение музыки в жизни человека?
Об этом блестяще писал еще в I веке н.э. Сенека в письмах к Лукрецию, утверждая,
что «суть музыки не в том, как согласуются между собой высокие и низкие голоса,
как возникает гармония звучащих струн, издающих разные звуки. Суть музыки -
создание в душе согласия, чтобы помыслы человека не расходились с убеждениями.
Важно не то, что лады звучат жалобно, а то, как среди превратностей судьбы не
проронить ни звука жалобы».
Музыкотерапия является частью оздоровления, сохранения традиций и
гармонизации личности со средой и миром в целом.
Хореография - средство эстетического воспитания широкого профиля, её
специфика определяется разносторонним воздействием на человека. Решая те же
задачи эстетического и духовного развития и воспитания детей, что и музыка, танец
даёт возможность физического развития, что становится особенно важным при
существующем положении со здоровьем подрастающего поколения. Тренировка
тончайших двигательных навыков, которая проводится в процессе обучения
хореографии, связана с мобилизацией и активным развитием многих
физиологических функций человеческого организма: кровообращения, дыхания,
нервно-мышечной деятельности. Понимание физических возможностей своего тела
способствует воспитанию уверенности в себе, предотвращает появление различных
психологических комплексов.
Таким образом, танец является чем-то большим, чем просто движения под
музыку. Это способ работы над собой, помогающий добиваться успехов в любой
сфере деятельности. Он воспитывает те способности, которые управляют
взаимодействием духа и тела и помогают проявлять вовне то, что находится внутри
нас.
Таков итог размышлений о взаимодействии музыки с танцем, взаимодействии, в
котором она, обогащаясь сама, делает богаче и разнообразнее всё, с чем
соприкасается. Музыка постоянно изменяется, обновляется и в то же время
остаётся самою собой, остаётся живым источником человеческих чувств, образов,
высоких духовных ценностей.
Список использованной литературы:
1. Шушарджан С.В. Музыкотерапия: история и перспективы.
Электронный ресурс.
2. Киселёва М.В. Арт-терапия в работе с детьми. Издательство «Речь».
2014г.
3. Жак- Далькроз Ритм, его воспитательное значение для
жизни и для искусства.
Электронный ресурс
4. Руднева С.Д., Пасынкова Н. Б. Опыт работы по развитию
эстетической активности методом музыкального движения
Психологический журнал. — 1992.№3
5. Менегетти А. Музыка души. Введение в музыкотерапию
Европа 2006.
6. Козлов В.В., Гиршон А.Е., Веремеенко Н.И. Интегративная танцевально-
двигательная терапия. М., 2005.
7. Медведев И.Ю., Левченко Л.Н., Комиссарова Т.А. Артпедагогика
и арттерапия в специальном образовании.
М., «Academia» - 2001.