Сценарий проблемно-эвристического занятия в классе баяна "Творчество и русское народное музицирование"

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного
образования детей Центр внешкольной работы Фрунзенского района Санкт-Петербурга
ТВОРЧЕСТВО И РУССКОЕ
НАРОДНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ
Сценарий
к проблемно-эвристическому занятию в классе баяна
Автор: Гильманов Леонид Владимирович
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург 2015
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
Название учреждения: ГБОУ ДОД ЦВР Фрунзенского района СПб
Педагог: Гильманов Леонид Владимирович
Воспитанник: Домбровский Никита, 3-й год обучения, 11 лет
Форма проведения занятия: традиционная, занятие-беседа
Образовательная программа: Гильманов Л. В. «Обучение детей игре на баяне»
Тема занятия: «Творчество и Русское народное музицирование»
ПЛАН ПРОБЛЕМНО-ЭВРИСТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Цель: работа над образом и приобщение к народно-инструментальному творчеству.
Задачи:
1. Обучающие обучение импровизации, ансамблевой игре, освоение новых
приёмов игры на баяне.
2. Развивающие развитие чувства ритма, слуха, координации, творческого
мышления, внимания.
3. Воспитательные воспитание уважения к традициям русской народно-
инструментальной культуры, облагораживание музыкально-эстетического
вкуса.
Ожидаемые результаты соответствуют поставленным задачам, а так же, в
процессе занятия должен быть подготовлен и исполнен концертный номер.
Этапы занятия
1. Организационный приветствие, настрой, проверка домашнего задания с
работой над художественным образом, нюансировкой, фразировкой,
артикуляционной выразительностью (15 минут)
2. Основной беседа с воспитанником о русском народно-инструментальном
творчестве, практическая работа за музыкальным инструментом (разучивание
плясовой «Барыни» с элементами импровизации, подбора по слуху, игры в
ансамбле) (25 минут)
3. Заключительный подготовка к концертному выступлению и концертное
выступление, мобилизация воспитанника на самооценку исполняемого
произведения (3 минуты)
4. Итоговый анализ занятия, домашнее задание (2 минуты)
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
(проверка домашнего задания, беседа о художественном образе, постановка новых задач)
Воспитанник: «Здравствуйте, Леонид Владимирович».
Педагог: «Здравствуй, Никита».
Воспитанник: «Извините, я ноты дома забыл, можно я за ними сбегаю?»
Педагог: «Никита, если ты пойдёшь за нотами пройдёт полчаса, а сразу после тебя
занятие у Бори, так что придётся заниматься без нот. Как ты думаешь, это у нас
получится?»
Воспитанник: «Не знаю, попробую…»
Педагог: «Никита, что тебе было задано?»
Воспитанник: «Этюд и русская народная песня».
Педагог: «Исполни эти пьесы наизусть».
ИГРАЕТ…
Педагог: «Хорошо, с текстом ты справился, в народной обработке даже появилась
лёгкость. Давай сейчас поработаем над «Этюдом». Помимо нотного текста здесь есть ещё
много исполнительских задач. Какие задачи ты для себя ставишь в исполнении этюда?»
ДУМАЕТ, ОТВЕЧАЕТ…
Педагог: «Давай обратимся к самому слову «Этюд», где оно встречается? Например, у
художников (этюд, набросок, зарисовка). И что испытывает художник, когда творит своё
произведение? Наверняка у него есть какой-либо образ. Представь: он испытывает
вдохновение от прекрасной незнакомки, ждёт её всю жизнь, и рисует свои картины.
Скажи, тебе нравится какая-нибудь одноклассница?»
Воспитанник: «Да».
Педагог: «Представь: у неё день рождения и ты окрылено бежишь за подарком!»
Попытайся исполнить первый пассаж с такой же лёгкостью.
ПРОБУЕТ…
Педагог: Обрати внимание, ты исполняешь гаммаобразный пассаж (показывает). Это не
только мелкая техника правой руки, но и смысл, направленное движение, которое создаёт
красоту музыки. Следующий пример: возьми, брось в стену мячик (бросает), что
произошло? Ты бросил мячик, он полетел, ударился о стену, и отскочил, всё тише и тише
ударяясь о пол. Так же и наше музыкальное предложение: ты сделал опору на первый звук
(показывает), как будто бросил мячик… дальше он летит (это наша гамма), ударяется о
стену (конечная высшая точка), и отскакивает (движение по арпеджио вниз). Попробуй,
исполни это.
ПРОБУЕТ…
Педагог: «Понимаешь, да? Важно рисовать образы, сравнивать музыкальные мотивы с
какими-либо жизненными ситуациями, переживаниями.
ИДЁТ ОБРАЩЕНИЕ К ПРЕЗЕНТАЦИИ, с её помощью закрепляем беседу об образе.
Педагог: «И я прошу тебя, дома, вот с такой стороны подойди к исполнению этюда,
придумай ещё что-нибудь, нарисуй для себя картины, образы…»
Поставь инструмент, отдохни. Теперь я хочу перейти к основной цели нашего занятия...
ОСНОВНОЙ ЭТАП
(беседа о творчестве, непосредственное приобщение к народно-инструментальному
творчеству – импровизационное музицирование на баяне)
Педагог: «И начнём мы с главного: как ты думаешь, что такое творчество?»
Воспитанник: отвечает
Педагог: «Да, когда создаётся что-либо новое... Есть ещё более близкое нам понятие
«русское народное и народно-инструментальное творчество». Посмотрим на экран».
ОБРАЩЕНИЕ К ПРЕЗЕНТАЦИИ
«Это убранство дома прошлых столетий. Какие отличия ты видишь от нашего времени?
Может чего-то не хватает?»
Воспитанник: отвечает
Педагог: «Да, было время, когда у людей не было доступных средств массовой
информации, развлечений. Поэтому, например, музыка была для них одним из немногих
средств отдыха, выражения чувств, люди создавали, сочиняли, занимались настоящим
народным творчеством, вкладывая в него душу. Давай посмотрим это на картинках.
СНОВА ОБРАЩАЕМСЯ К ПРЕЗЕНТАЦИИ
Педагог: Жанры русского народного творчества разнообразны. Песни, Танцы… Устные
жанры, например, сказки. Какие песенные русские жанры тебе приходят на ум?»
Воспитанник: «Частушка»
Педагог: «Да, это весёлый, развлекательный жанр для любых праздников, гуляний.
Знаешь какую-нибудь частушку? Давай, я тебе подыграю, а ты споёшь.
Воспитанник: отвечает
Педагог: «А какие танцы ты знаешь?»
Воспитанник: Кадриль, Барыня…
Педагог: «Хорошо, а кто такая барыня? Давай нарисуем её образ»
Воспитанник: отвечает
Педагог: «Давай на неё посмотрим»
ОБРАЩАЕМСЯ К ПРЕЗЕНТАЦИИ
Педагог: «А знаешь выражение расселся, как барин? (воспитанник отвечает) Попробуй,
выйди, изобрази барина под музыку, я подыграю. Пройди важно по классу под широкое
начало музыки, представь: на тебе халат, меховые тапочки, потянись, зевни, посмотри в
окно на свои владения, там пасутся коровы и т. п
УЧЕНИК ПРОДЕЛЫВАЕТ ЭТО ПОД МУЗЫКУ
Педагог: «Молодец, а теперь к барину пришли гости, будет пир, гулянье! И барин
пустится в пляс!»
ПОД БЫСТРУЮ МУЗЫКУ ВОСПИТАННИК ПЛЯШЕТ ВПРИСЯДКУ
Педагог: «Молодец, барином у тебя быть получается. А теперь мы посмотрим
получится ли у тебя сыграть на баяне барыню. Бери инструмент».
ДАЛЕЕ ПРОХОДИТ ИЗУЧЕНИЕ ПЛЯСОВОЙ «БАРЫНИ» В ДУЭТЕ С ПЕДАГОГОМ
Изучается аккомпанемент в левой руке
Исходя из гармонии аккомпанемента, с помощью педагога, воспитанник ищет
возможные подголосочные ноты, которые можно будет сыграть в партии правой
руки
Далее, педагог исполняет основную тему, а воспитанник помогает педагогу
исполнением подголосочной партии.
После постепенного ускорения следующих цифрах) в партию воспитанника
добавляются некоторые новые приёмы игры и украшения (глиссандо, меховое
тремоло, стук рукой по разжатому меху и др.).
По наличию оставшегося времени ведётся работа над фразировкой, нюансировкой.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Педагог: «Никита, смотри, у нас получился целый концертный номер, давай
соответственно оденемся в русские рубахи, выйдем, и зажигательно исполним нашу
пляску так, как это было на Руси».
Одеваются, играют
ИТОГ
Педагог: «Спасибо, Никита. Занятие содержало много информации. Что ты запомнил?
Получилось у нас с тобой играть без нот?
ОТВЕЧАЕТ
Педагог: «Ты помнишь, какое я тебе задание задал по этюду? (отвечает) «Да, и второе
задание тебе – придумать самостоятельно, приукрасить свою партию в нашей «Барыне», и
на следующем занятии посмотрим, как это у тебя получится. Спасибо, занятие окончено».
Рекомендованная литература
Васильев Ю., Широков А. Рассказы о русских народных инструментах. М.:
Советский композитор, 1976.
Фаминцын А. С. Скоморохи на Руси. СПб., 1889.
Смирнов Б. Ф. Искусство сельских гармонистов. М., 1962.
Имханицкий М. История исполнительства на русских народных
инструментах. М., 2002.