Интегрированный открытый урок "Работа над ансамблевым исполнением песни Ференца Шуберта «Аве Мария»"

Филиал муниципального бюджетного учреждения
дополнительного образования
Детская школа искусств «Свирель»
«Детская школа искусств с. Кубанка»
Интегрированный открытый урок
по вокальному и фортепианному
ансамблям на примере работы над
песней Ференца Шуберта «Аве
Мария».
Подготовила : преподаватель
теоретических дисциплин
Садыкова Э.Е.
.02.2019 г.
Согласно классификации тенденций образовательных технологий
интегрированный урок относиться к группе образовательных
технологий «воспитания в процессе жизни».
Интегрированный урок - это особый тип урока, объединяющего в
себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при
изучении одного понятия, темы, или как показано в данном уроке,
одного музыкального произведения.
Интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые
трудно реализовать в рамках традиционных подходов.
Интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые
трудно реализовать в рамках традиционных подходов.
Вот некоторые из таких задач:
повышение мотивации учебной деятельности за счет
нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно);
рассмотрение понятий, которые используются в разных
предметных областях;
организация целенаправленной работы с мыслительными
операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез
и т.д.;
показ межпредметных связей и их применение при решении
разнообразных задач.
На нтегрированном открытом уроке по вокальному и
фортепианному ансамблям учащимся по классу фортепиано и
классу сольного пения было предложено попробовать совместную
работу над одним музыкальным произведением. Учащиеся проявили
интерес к данному виду урока и с радостью начали готовится к
совместной творческой работе.
Урок запланирован с учащейся 3 класса по программа
«Музыкальное искусство» (Фортепиано) Пшеничниковой Анной,
учащейся 6 класса по программе «Инструментальное
исполнительство» (Фортепиано) Зингер Дарьей и с учащейся 2
класса по программе «Общее музыкальное образование» (Сольный
вокал).
Тема урока: Работа над ансамблевым исполнением песни Ференца
Шуберта «Аве Мария».
Цель урока: объединение обучения одновременно по
фортепианному и вокальному ансамблям, при изучении и работе над
песней Ференца Шуберта «Аве Мария».
Задачи урока:
• развитие и закрепление умений и навыков двухголосного пения в
вокальном ансамбле.
работа над чистым унисоном как основы для развития
гармонического слуха;
• продолжение формирования вокально - хоровых навыков и
умений;
• развитие гармонического слуха;
• развитие музыкальной восприимчивости, то есть умения слышать
и слушать, умения анализировать, сопоставлять;
• расширение музыкального кругозора обучающихся через
репертуар
формирование и развитие у обучающихся навыков ансамблевой
игры с раскрытием звукового и художественного содержания
произведения.
• воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку, содержания
текста;
• воспитание любви к музыке, потребности в общении с искусством.
• воспитание интереса учащихся к ансамблевой игре, ансамблевому
пению и концентрации внимания на чувстве партнёра;
• развитие воображения учащихся яркими образами.
Методы обучения:
• наглядный (слуховой и зрительный);
• словесный (обсуждение характера музыки, образные сравнения,
словесная оценка исполнения);
• проблемно – поисковый;
• объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным
(вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение
услышанного детьми, показ преподавателем и концертмейстером
ансамблевого исполнения на фортепиано).
Методические приёмы:
• творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную
деятельность и создающие поисковые ситуации;
• применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием
обучающихся, групповой индивидуальный опрос;
• побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения
и игры;
• образные сравнения как приём связи с жизненным опытом и
образным мышлением;
• юмор, одобрение, поощрение успехов обучающихся с целью
стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать
положительные эмоции, повышающие работоспособность детей.
Психологические условия на уроке:
• психологически - комфортная атмосфера, эмоциональное
удовлетворение;
• личностно - ориентированное общение, учёт уровня музыкального
развития;
• учёт индивидуальных особенностей;
• дифференцированный подход.
Оборудование: фортепиано, стулья, ноты произведений для
преподавателя, тексты и ансамблевые партии для обучающихся.
Ход урока:
Ход урока:
Работа над музыкальным произведением для фортепианного ансамбля одна
из составных частей учебного процесса. Художественное прочтение
музыкального произведения играет особо важную роль, как в формировании
будущих музыкантов, так и в последующем развитии их исполнительского
мастерства, музыкального мышления, вкуса, эстетического кругозора. При этом
приобретённая техника игры в ансамбле является в этом процессе средством
реализации музыкально-образного содержания сочинения и исполнительской
цели. Звуки фортепиано, связываемые с помощью четырех рук, идеальное поле
для демонстрации новых идей. Изучение того или иного музыкального
произведения для ансамбля может дать хорошие результаты только при условии
правильного представления о приёмах работы над ним, в основе которых лежит
принцип поэтапного – последовательного разучивания.
Начальный этап работы – знакомство с произведением. Информация об авторе.
Композитор произведения Влади
́
мир Алексе
́
евич Сапо
́
жников (родился в
Санкт-Петербурге в 1945году) советский российский композитор, член
Союза композиторов, секретарь Союза композиторов Санкт-Петербурга,
председатель секции музыки для детей и юношества. Заслуженный работник
культуры Российской Федерации.
Прослушивание аудио и видеозаписей данного произведения. Формирование
музыкального образа. Процесс ознакомления с нотным текстом. Определение
направления предстоящей работы. Уточнение исполнительских задач, связанных
с особенностями образного строя, формы и музыкального языка сочинения.
Значение педагогической установки, интуиции, знания индивидуальных
особенностей ученика.
Средний этап работы ознакомление с нотным текстом каждым участником
ансамбля отдельно, а затем вместе. На этом этапе учащиеся внимательно
знакомятся с произведением, уясняют его форму, стиль, тональность, размер,
темповые обозначения, динамические оттенки, характер мелодии, штрихов.
Дальше пьеса проигрывается каждым участником ансамбля с педагогом целиком
или отдельными фрагментами в доступном, но не в быстром темпе, с целью
выявления длительности нот, пауз, ритмических группировок, встречающихся
знаков альтерации и темповых отклонений.
Дальше следует тщательная работа над фрагментами сочинения или
отдельными элементами музыкальной ткани. Уделяется внимание
выразительности интонирования мелодии. Дифференциация сопровождения и
отдельных голосов, ощущение движения гармоний. Индивидуальный подбор
аппликатуры. Уточняются места смены дыхания, определяются трудные
технические места, которые предстоит преодолеть. Определяются характерные
особенности в строении мелодии: нахождение в её контуре смысловых акцентов,
кульминаций, агогических нюансов, элементов выразительности и звукового
колорита. На этом этапе произведение выучивается наизусть при помощи разных
способов запоминания. Главная роль в этом отводится сознанию,
сосредоточенности, вниманию и самоконтролю учащихся.
Этот дуэт уже со стажем. Девочки хорошо знают друг друга, играют вместе
успешно четвёртый сезон. Мы будем продолжать учиться вести диалог с
партнером, понимать его, уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать,
будем учиться слушать партнера. Будем продолжать работу над
выразительностью звука, над вокальными свойствами мелодии, будем учиться
передавать музыкальный образ и характер исполняемой пьесы, пользуясь
динамическими красками и различными приемами звукоизвлечения.
Помогают передать все эти нюансы живая речь и конкретный образ, который
может пробудить фантазию ученика. А каждый образ диктует определенные
исполнительские приемы, рождает способность передать его необходимыми для
этого движениями рук. Хочется, чтобы у ребенка родился яркий образ, и
возникло желание передать этот образ собственными силами.
Особенностью текста ансамблевых сочинений является его «партитурность».
Очень хорошо, если ребята будут ориентироваться не только в своей партии, но и
в партии своего партнера. В изучении двух партий в отдельности и
совокупности — есть большой плюс. Обмен партиями способствует
углубленному пониманию ансамблевой фактуры сочинения. Важнейшей
предпосылкой ансамблевого исполнения является глубокое, всестороннее
изучение авторского текста, нахождение не только явных, но скрытых его
закономерностей, что нередко уподобляется как бы чтению «между строк».
Все произведение нужно играть в одном ритме без замедлений и ускорений, что
вырабатывает выдержку и чувство уравновешенности в ритме. Овладение
ритмом занимает много времени в формировании ученика, как музыканта.
При 4х-ручной игре за одним роялем отличие от сольного исполнительства
начинается с самой посадки, т.к. каждый пианист имеет в своем распоряжении
только половину клавиатуры. Партнеры должны уметь "поделить” клавиатуру и
так держать локти, чтобы не мешать друг другу,
особенно при сближающемся голосоведении.
При игре в ансамбле желательно, чтобы один из играющих не прекращал игру
при остановке другого. Это научит второго исполнителя быстро
ориентироваться и вновь включаться в игру, чтобы охватить произведение
целиком.
/Девочки играют произведение целиком/
Беседа педагога с учащимися:
- Скажите, пожалуйста, сколько частей в этом произведении?
- Три части.
- А что находится в начале произведения?
- Вступление.
- Девочки, таким коротким вступлением можно настроиться на характер
произведения?
- Можно.
/Прошу Машу и Веронику сыграть вступление/
- А как называется первая часть в любом произведении?
- Экспозиция.
- Какое у нашей экспозиции строение?
- 2 фразы или предложение.
- Девочки, чтобы вы лучше услышали звучание ансамбля, я заменю одну из вас.
Слушайте ансамбль и свою партию в нём.
/Педагог играет в ансамбле с каждой из партнёрш/
- Как называется следующая часть? Расскажите о её составе.
- Средняя часть, которая состоит из 2-х предложений.
- Как вы думаете, какая из двух частей самая напряженная, первая или
вторая?
В какой части чувствуется неустойчивость, контрастность?
- В средней части.
- Правильно. Без средней части музыкальное произведение оказалось бы
статичным и безжизненным. Средняя часть помогает музыке приобрести
внутреннее напряжение, нужную экспрессию, непрерывность развития, в
конечном счёте, динамическую форму сочинения. Когда чувствуется
неустойчивость, напряженность, как определить, что это именно средний раздел?
Из всего этого следует, что средний раздел всегда является главной «пружиной»
развития. Поэтому именно в средних разделах «накапливаются» и размещаются
кульминации (в среднем разделе две кульминации). Если
в произведении содержится ряд кульминаций (иногда и весьма ярких),
необходимо обратить внимание на их соотношение по значимости. Труд
но слушать исполнителю равновысокие, напряженные эпизоды, которые будут
звучать однообразно. Кульминация лишь тогда хороша, когда она на своем месте,
когда она подготовлена всем предыдущим развитием. [2]
Беседа педагога с учащимися:
- Куда зовет нас кульминация?
- В третью часть.
- Правильно. И назовем мы её Репризой. Каков её состав?
- Две фразы.
- Что вы знаете о репризе?
- Это повторение.
- Правильно повторение первой части. Реприза всегда приносит чувство
удовлетворенности и радости узнавания. В репризе ощущается равновесие,
устойчивость.
/Девочки играют репризу/
Заканчивается произведение Кодой. Кода – это небольшое дополнение к
сказанному. Кода нужна, чтобы поставить точку. Коду мы с ребятами называем
«хвостом». Кода начинается, как второе предложение среднего раздела, и только
после некоторого развития наступает её устойчивый, завершающий раздел.
евочки играют коду/
Заключительный этап работы:
На заключительном этапе мы должны объединить всё, что было сделано
ранее. Устанавливаем смысловое отношение фраз внутри предложений,
предложений – внутри периодов
и периодов внутри более крупного построения. Выявляем главную
кульминацию, определяем единую линию развития музыкального материала.
Для этого нужно работать над всем произведением, или над его крупными
разделами, объединяя их затем в законченное целое.
У исполнителей должно развиваться ощущение целостности
исполнения, ощущение общей линии развития произведения.
Мелодия в каждой фразе идёт к опорному звуку, предложение
к своей смысловой вершине. Развитие всего произведения тоже происходит
целенаправленно. Ученик должен это
знать и чувствовать. Ни одно сочинение нельзя сыграть с должной
выразительностью и
осмысленностью, если не ощущать объединённым в одно целое его
развёртывание во времени. Общая линия развития является как бы
«стержнем» этого развёртывания.
Исполнителю второй партии необходимо заострить внимание на
гармоническом анализе и опираясь на гармонию нужно учиться мысленно
слышать всю музыкальную ткань произведения. Кроме этого исполнитель
второй партии должен педализировать, потому что вторая партия служит
фундаментом произведения. При этом второй партии необходимо очень
внимательно следить за тем, что происходит в соседней партии. Слушать своего
товарища и учитывать его исполнительские «интересы». Это умение слушать не
только то, что сам играешь, а одновременно и то, что играет партнер. Общее
звучание обеих партий сливающихся в единое целое - основа совместного
исполнительства.
Полезно бывает предложить учащемуся, исполняющему вторую
партию, ничего не играя, только педализировать во время исполнения другим
пианистом первой партии. При этом сразу обнаруживается насколько это
непривычно и требует особого внимания и навыка. Разбор педализации.
Заключение
Вся работа музыкантов над произведением направлена на то, чтобы оно
звучало в концертном исполнении. Удачное, яркое, эмоционально
наполненное, продуманное исполнение завершает работу над
произведением. Когда учащиеся впервые получат удовлетворение от совместной
работы, почувствуют радость общего порыва, объединенных усилий, взаимной
поддержки – можно считать, что занятия в классе дали принципиально важный
результат. Пусть исполнение при этом еще далеко от совершенства, но пианисты
почувствовали своеобразие и интерес совместного исполнительства и преодолен
рубеж, разделяющий солиста и ансамблиста. Это всегда будет иметь
важное значение для учащихся, а иногда может оказаться и
крупным достижением, своего рода творческой вехой на определённой
ступени их обучения.
С первых шагов юный пианист постигает всю красоту и богатство тембров рояля,
благодаря игре в дуэте. Многие композиторы с удовольствием писали
специально для детей.Эта традиция дошла и до наших дней.
На уроке педагог должен направлять музыкально-пианистическое развитие
учащихся и в органической связи со всем процессом занятий,
должен руководить воспитанием учащихся. Поэтому необходимо, чтобы
педагог не только понимал в целом всю громадную значимость возложенной на
него Миссии подготовки молодого пианиста, но и осознавал важность для
ученика каждого отдельного урока.
Эффективность урока достигнута за счет высокой заинтересованности и
активной деятельности учащейся, благоприятной психологической атмосферы и
создания ситуации успеха.
Активность учениц можно оценить как высокую.
4.5. «Пусть будет свет» муз. и сл. Александра Ермолова
Этапы работы:
1) Беседа с детьми о характере, настроении песни.
Песня современного детского композитора-песенника Александра Ермолова.
Светлый характер песни, воспевание добра в песне способствует широкому
дыханию, выработке кантилены, мягкой атаке звука, дыханию на «опоре».
2) Разучивание партий.
В куплете используется унисон, в припеве - параллельное двухголосие и один
такт трехголосие. Куплет разучивается всем ансамблем одноголосно, в припеве
разучиваются партии отдельно по голосам с названиями нот, затем соединяются
партии двухголосно. После уверенного сольфеджирования – разучивание с
текстом
3) Работа над трудными местами. Двухголосие в припеве,
синкопированное движение мелодии, исполнение legato, динамика mf требует
большого крепкого дыхания, которое вырабатывается на подготовительных
упражнениях к песне.
5. Заключительный этап.
Подведение итогов, формирование выводов, определение домашнего задания:
пение в песнях своей партии с одновременной игрой на фортепиано другой
партии, сначала с названиями нот, затем со словами.