Музыкально-исполнительское развитие ученика в процессе работы над аккомпанементом скачать


Музыкально-исполнительское развитие ученика в процессе работы над аккомпанементом

МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ РАЗВИТИЕ УЧЕНИКА
В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД АККОМПАНЕМЕНТОМ
Черенкова Галина Константиновна
преподаватель фортепиано,
МАУДО «Детская школа искусств», г. Северск
Музыка является самым универсальным средством эстетического и
нравственного воспитания, формирующего внутренний мир будущих
музыкантов. Обучаясь игре на фортепиано, учащиеся ДШИ наряду с
комплексом сольных пианистических навыков овладевают приемами и
способами работы над разными видами совместного исполнительства:
фортепианные дуэты, аккомпанементы, концерты. Совместное музицирование
играет важную роль в развитии творческих способностей учащихся.
Аккомпанемент как дисциплина в дополнительных
предпрофессиональных программах включена в учебный план 7 и 8 года
обучения. Ученик знакомится в вокальной и инструментальной литературой
разных эпох, стилей и жанров. Начиная с несложных произведений с
простейшим аккомпанементом, с поэтапным усложнением задач, умение
аккомпанировать приобретается постепенно. В ходе занятий педагог стремится
развивать у ученика инициативу и самостоятельность, стараясь пробудить в нем
интерес к занятиям, творческую активность.
Аккомпанемент - слово французское и означает «сопровождать».
Существует следующие типы аккомпанементов:
гармоническая поддержка (П. Булахов, слова неизвестного автора романс
«Не хочу»);
чередование баса и аккорда (М.И. Глинка, слова А.С. Пушкина «В крови
горит огонь желанья»; А. Гурилев, слова Н. Грекова «Вьется ласточка
сизокрылая»; П. Булахов, слова Н.Н. «И нет в мире очей»);
Аккордовая пульсация (Э. Григ, слова П. Мунка «Заход солнца»; Э. Григ,
слова Г. Андерсена «Люблю тебя»; П. Булахов «Свидание»);
гармонические фигурации (М.И. Глинка, слова Н. Кукольника
«Сомнение»; А. Гурилев, слова М. Лермонтова «И скучно, и грустно»);
аккомпанемент смешанного типа . Толстой, слова А. Фета «Я тебе
ничего не скажу», Е. Крылатов, слова Ю. Энтина «Прекрасное далеко»);
дублирование вокальной партии (И. Дунаевский, слова Лебедева-Кумача
«Сон приходит на порог») или отклонение от вокальной партии.
Все виды сопровождения имеют не только конструктивное значение, но
всегда хотя и в разной степени являются носителями эмоционального,
изобразительного и смыслового содержания. Изучение аккомпанемента
является художественно-эстетической проблемой.
Работу с учащимися можно разделить на несколько этапов.
1. Ознакомление перед началом работы педагог должен исполнить
произведение целиком.
2. Изучение и грамотное исполнение аккомпанемента без солиста
(определение типа фактуры, трудности, аппликатурные задачи).
3. Изучение партии солиста (знакомство с партией, определение характера
музыки, интонационный строй мелодии, местонахождение кульминации,
динамический план).
4. Работа с трехстрочной партитурой.
5. Исполнение с солистом.
Основной формой работы на уроках аккомпанемента является изучение
музыкального произведения. Здесь происходит формирование музыкального
образа, уяснение исполнительских задач. Содержание раскрывается не только
через музыкальные, но и поэтические образы, через соединение звука и слова, а
также привлечение других видов искусства. В процессе работы формируется
художественный образ. Творческое участие ученика ярко проявляется в
исполнении вступления и заключения. Вступление вводит слушателя общее
настроение, ритм и темп произведения. Часто во вступлении проходит основная
тема, предвосхищающая вокальную партию (Б.Б. «Дремлют плакучие ива», П.
Чайковский «Забыть так скоро»). Заключение является итогом, раскрывающим
идею композитора. Создание художественного образа связано с чувствами,
поэтому необходимо не только тщательно изучать произведение, но и внутренне
переживать его. «Игра бесчувственная, не согретая теплотой настоящего
чувства не увлекает слушателя», - говорил Л.Н. Толстой.
Мастерство аккомпанемента глубоко специфично. Оно требует не только
разносторонних музыкально-исполнительских дарований, но и досконального
знакомства с различными певческими голосами.
У аккомпаниатора круг внимания обширный и сложный. Необходимо
решать одновременно технические задачи, задачи педализации, учитывать
особенности звуковедения у солиста. Слуховое внимание должно быть занято
звуковым балансом, который очень важен в аккомпанементе, ансамблевое
внимание следит за воплощением единого с партнером исполнительского
замысла. Основной художественной целью творческого содружества ученика-
пианиста и вокалиста является достижение общего ансамбля. Хороший
ансамбль это единство художественных намерений обоих партнеров
вокалиста и пианиста одновременным пониманием каждого из них своих
функций в воплощении композиторского замысла исполняемого произведения.
Класс аккомпанемента одна из тех дисциплин, которая активно
помогает воспитанию будущих музыкантов. ДШИ это первая ступень
профессионального музыкального образования, в котором искусство
аккомпанемента занимает одно из ведущих мест. Нельзя забывать и о
прикладном значении предмета, навыки которого можно использовать в
домашнем музицировании. Учащиеся, обучающиеся в ДМШ и ДШИ это не
только будущие профессионалы, но и грамотные любители музыки. Занятия
аккомпанементом расширяют кругозор и репертуар учащихся. Предмет
формирует интерес к особому виду творчества. В процессе общения с
вокальными произведениями разных жанров формируется эстетическое
сознание учащегося, высокий художественный вкус.
Литература
1. Крюков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения Л.:
Музгиз, 1961.
2. Люблинский А. Теория и практика аккомпанемента. - Л.: Музыка, 1972.
3. Смирнова М. О работе концертмейстера. - М.: Музыка, 1974.
4. Шендерович Е.М. Об искусстве аккомпанемента. - М.: Музыка, 1969.