Специфика работы концертмейстера в классе медных духовых инструментов


Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская музыкальная школа духовых и ударных инструментов»
г. Саратов
Статья
«Специфика работы концертмейстера в классе
медных духовых инструментов»
подготовила
концертмейстер
Городецкая Татьяна Викторовна
г. Саратов
2015
Профессия концертмейстера незаменима для профессиональных
музыкантов – вокалистов, струнников, духовиков, хоровых коллективов.
Концертмейстер необходим на каждой стадии работы музыкантов – от
выбора программы и выбора произведения до исполнения на сцене.
Особенно ответственна и важна роль концертмейстера при работе с
учениками детских музыкальных школ и школ искусств.
Для работы концертмейстером пианист должен обладать некоторыми
необходимыми навыками и умениями. Прежде всего, он должен хорошо
владеть инструментом, быть техничным и артистичным. Неотъемлемым
умением является чтение с листа, поскольку иногда нет времени для долгого
разучивания программы. При исполнении произведения без
предварительного проигрывания концертмейстеру нужно увидеть
фразировку солиста, выявить характер и стиль, выполнить авторские
указания, темповые изменения.
В работе с инструменталистами необходимо знание правил оркестровки,
особенностей игры на инструментах симфонического оркестра; наличие
тембрального слуха; умение играть клавиры (концертов), умение
перекладывать неудобные эпизоды в фортепианной фактуре в клавирах, не
нарушая замысла композитора.
Кроме технических навыков концертмейстер должен знать историю
музыкальной культуры, изобразительного искусства и литературы, чтобы
верно отразить стиль и образный строй произведений. Кроме того,
необходимо накопить большой музыкальный репертуар, чтобы
почувствовать музыку различных стилей. Даже если впоследствии
концертмейстер будет ограничен узкой сферой аккомпаниаторской
деятельности, ему всегда будут встречаться в какой-то мере элементы других
жанров.
Специфика игры пианиста-концертмейстера состоит в том, что он
является не солистом, а одним из участников музыкального действия,
причем, участником второплановым. Пианисту-солисту предоставлена
полная свобода выявления творческой индивидуальности. Концертмейстеру
же приходится приспосабливать свое видение музыки к исполнительской
манере солиста. Взаимодействие концертмейстера и исполнителя на другом
музыкальном инструменте строится на законах ансамблевых соотношений.
Работа концертмейстера не ограничивается только рамками аккомпанемента.
Грузинский и российский пианист, педагог и концертмейстер Важа Чачава
так говорит о концертмейстере-пианисте: «…это и солист, и равноправный
партнер, и аккомпаниатор. Это триединство и составляет суть
концертмейстерского искусства». Солист и концертмейстер являются
равноправными участниками ансамбля, который предусматривает
слаженность игры солиста и аккомпаниатора: единство штрихов,
динамических оттенков, звуковой баланс между инструментами.
Важным навыком для концертмейстера класса духовых инструментов
является умение транспонировать произведения в другие тональности. Так,
транспонирование необходимо при переложении произведений для разных
инструментов: саксофона-альта, кларнета, саксофона-сопрано и т.д. При
исполнении произведения в транспорте необходимо мысленно воспроизвести
пьесу в другой тональности, поскольку в процессе игры с листа нет на это
времени. Поэтому огромное значение приобретает умение аккомпаниатора
мгновенно определять тип аккорда, его разрешение, интервал мелодического
скачка и т.д.
Необходимо отметить количество духовых инструментов и их
разновидности. Они подразделяются на деревянные (блокфлейта, флейта,
кларнет, гобой, саксофон, фагот) и медные (труба, корнет, валторна,
тромбон, туба). Каждый из инструментов отличается строением,
особенностями звукоизвлечения, спецификой исполнения. Все это
необходимо знать и учитывать концертмейстеру при аккомпанементе.
В работе с пьесами для духовых инструментах концертмейстер должен
знать производные моменты звукообразования на этих инструментах, такие
как артикуляция, атака, штрих. Атакой принято называть самое начало
звукоизвлечения. Она занимает незначительную для слуха почти
неуловимую часть длительности - порядка сотых долей секунды. При
аккомпанементе духовым инструментам нужно слышать также моменты
взятия дыхания. Особое внимание следует обратить на ауфтакты, моменты
взятия дыхания солистом, точное ощущение темпа. Динамика фортепиано в
ансамбле с каждым инструментом отличается большей или меньшей
насыщенностью и плотностью. Например, аккомпанируя саксофонисту,
фортепианную партию следует исполнять ярче, чем для блокфлейты.
Хороший концертмейстер, работающий с учеником музыкальной школы,
должен учитывать его общемузыкальное развитие и технические
возможности. С «неярким» солистом ему следует исполнять вступления
выразительно, но соизмеряя свою игру со звуковыми и эмоциональными
возможностями ученика.
Рассмотрим некоторые особенности работы концертмейстера с медными
духовыми инструментами. В эту группу входят корнет, труба, альт, тенор,
баритон, валторна, тромбон, туба. При игре на медных инструментах
дыхание подается через мудштук, размер для каждого инструмента свой.
Корнет или корнет-а-пистон духовой медный музыкальный
инструмент, напоминающий трубу, но имеющий более широкую и короткую
трубку и снабжённый не вентилями, а пистонами. Корнет обычный
участник духового оркестра, где исполняет мелодический голос. В XIX веке
корнеты часто вводились в оркестр наряду с трубами. Несмотря на то, что
трубы уже были хроматическими инструментами, композиторы редко
доверяли им сольные и виртуозные эпизоды. Считалось, что корнет обладает
большими виртуозными возможностями и более мягким тембром, чем труба.
Диапазон действительного звучания корнета совпадает с диапазоном трубы
от ми малой октавы до до третьей октавы. Применяется в строях си-
бемоль (in B) и ля (in A), ноты пишутся обычно без ключевых знаков, на тон
или полтора (в зависимости от строя) выше действительного звучания.
«Область выразительной игры» это средний регистр. В нижнем регистре
корнет звучит тускловато и менее гибко в техническом и динамическом
отношении. В техническом отношении корнету доступны всевозможные
построения виртуозного склада, диатонические и хроматические гаммамы,
трели, скачки, быстро повторяющимися нотами и любые мелодические
обороты, рассчитанные на техническую беглость и блеск. Со временем
корнет был вытеснен трубой. В настоящее время он является больше
учебным инструментом, служащим для подготовительного этапа перехода на
трубу. Концертмейстеру следует учитывать яркий, иногда в исполнении
ученика, кричащий звук корнета. Поэтому актуальным будет яркий,
выразительный, четкий аккомпанемент. Ученикам непросто дается
извлечение певучего, кантиленного звучания из-за самого характера звука
трубы. При исполнении стаккато пассажей или репетиций, языком ударяется
каждая нота. Из-за несовершенства аппарата ученика, могут возникать
неровности темпа, замедления, вялость исполнения. В своей работе
концертмейстеру следует это учитывать и помогать солисту.
Следующая группа инструментов – это саксгорны, медные духовые
музыкальные инструменты с широкой мензурой. В эту группу входят: альт,
тенор, баритон, бас.
Альт самый высокий из овальных медных инструментов с широкой
мензурой. Его лучший по полноте и экспрессии звучания средний регистр
наиболее приспособлен для проведения плавных распевных мелодий и
мелодий подвижного характера, а ясность и четкость извлечения звука в этом
же регистре способствует ритмической отчетливости исполнения
мелодических и сопровождающих голосов. Диапазон альта — от ля большой
октавы — ми-бемоль второй. Аккомпанируя альту, концертмейстеру следует
помнить, что этот инструмент обладает достаточно тусклым и
невыразительным звуком. Поэтому нужно соизмерять звучание
аккомпанемента с солирующей партией. Кроме того, учащиеся музыкальных
школ по классу альта часто исполняют трубный репертуар, поскольку
инструменты группы саксгорнов не являются сольными, а используются в
оркестрах. Поэтому партию аккомпанемента приходится транспонировать
(на кварту вверх), это умение концертмейстера в данном случае важно.
Почти все выше сказанное об альте можно отнести и к тенору.
Инструмент выделяется ровностью тона — полного, мягкого — на
протяжении большей части диапазона. Лучшим же, наиболее выразительным
и технически гибким является средний регистр, нередко пополняемый
близлежащими звуками высокого регистра.
А вот баритон обладает насыщенностью, певучестью, теплотой и
экспрессивностью общего звучания. Прекрасные тембровые и динамические
свойства баритона, сохраняемые на протяжении почти всего диапазона,
особенно отчетливо проявляются в «области выразительной игры». Отсюда,
очевидно, и произошло его наименование «еуфониум», что означает «хорошо
звучащий». Технические возможности баритона не уступают возможности
тенора и других инструментов основной группы. Однако некоторая вязкость
и тяжеловесность его звучания, особенно заметная в нижнем регистре, не
позволяет исполнять подвижные голоса с такой легкостью и отчетливостью,
которые свойственны, например, корнету. Поэтому аккомпанируя баритону,
особенно в кантиленных произведениях, большее внимание нужно уделять
звуку, выразительности фраз, певучести, поддерживая солиста.
Ярким представителем объединения медных духовых инструментов
является труба, инструмент альтово-сопранового регистра, самый высокий
по звучанию среди медных духовых. Основным принципом игры на трубе
является получение гармонических созвуков путём смены положения губ и
изменение длины столба воздуха в инструменте, достигаемое с помощью
механизма вентилей. На трубе применяется три вентиля, понижающих звук
на тон, полтона и полтора тона. Таким образом, труба получает
хроматический звукоряд. Труба обладает большой технической
подвижностью. Расход дыхания на трубе сравнительно небольшой, поэтому
на ней возможно исполнение широких, яркого тембра и большой
протяжённости мелодических фраз в legato. Стаккатная техника на трубе
блестящая и стремительная (за исключением самых крайних регистров). От
природы звук трубы менее богат и разнообразен, чем, скажем, у валторны.
Ему не присуща теплота, задушевность, гибкость. Поэтому для учащихся это
непростая задача, укротить резкий, иногда крикливый звук трубы в
кантилене. Концертмейстеру здесь не нужно приглушать аккомпанемент.
Репертуар трубы имеет большое количество сольных произведений
различного характера. Многим произведениям в быстрых темпах присуща
маршеобразность, призывные интонации, четкость ритма, что требует от
солирующей партии и аккомпанемента техничности, ясности и четкости
звучания.
Валторна –медный духовой хроматический инструмент, превосходящий
все остальные мягкостью тона. В отличие от других медных духовых
инструментов, валторна является инструментом левосторонним.
Современная валторна относится к числу транспонирующих инструментов;
он звучит на квинту ниже, чем нотируется. Из всех медных духовых
инструментов валторна отличается наибольшим диапазоном, так как при
узкой мензуре и большой длине трубки на ней возможно получить
натуральную скалу от 2-го до 16-го обертона. Звуки 2-го и 3-го обертонов
довольно грубоваты и не очень наполнены. Начиная с 4-го обертона и выше,
до 12-го включительно, они становятся мягкими и выразительными в piano и
светлыми и яркими в forte. Выше 12-го обертона (то есть к 16-му) они
делаются несколько сдавленными и трудноватыми для извлечения
(возможны киксы). Валторна особенно пригодна для извлечения длинных
нот (педалей) и мелодий широкого дыхания. Расход воздуха на ней
относительно невелик, что нужно учитывать в аккомпанементе, давая
солисту время взять дыхание. Аttacca (момент возникновения звука) на
валторне в piano несколько «ленивая» и не столь отчетливая, как на других
медных духовых инструментах. Legato идеальное, поэтому от
аккомпанемента требуется певучесть звука. Стаккатная техника валторны
весьма стремительна; на ней, кроме простого staccato, возможен «двойной» и
«тройной» язык. Правда, быстрое staccato валторны имеет несколько вязкий
характер и не так отчетливо, как, например, на трубе. Аккомпанируя
валторне следует помнить, что по своей силе звук валторны слабее, чем у
остальных духовых инструментов. Раструб направлен в сторону и одна рука
размещается внутри его. Валторна может выступать как солирующий
инструмент, репертуар в основном классический.
Тромбон (итал. trombone — большая труба) — духовой медный
музыкальный инструмент басово-тенорового регистра. От других медных
духовых инструментов отличается наличием кулисы — особой передвижной
U-образной трубки, с помощью которой музыкант изменяет объём
заключённого в инструменте воздуха, таким образом, достигая возможности
исполнять звуки хроматического звукоряда (на трубе, валторне и тубе этой
цели служат вентили). Тромбон — нетранспонирующий инструмент,
поэтому его ноты всегда записываются в соответствии с действительным
звучанием. Диапазон тромбона — от соль контроктавы до фа второй октавы с
пропуском звуков между си-бемоль контроктавы — ми большой октавы.
Тромбон — разнообразный по штрихам и технически подвижный
инструмент, обладает ярким, блестящим тембром в среднем и верхнем
регистрах, сумрачным — в нижнем. Он используется не только в оркестре,
но и в качестве солирующего инструмента. Репертуар для тромбона
разнообразный: от классического до джазового. Основное качество, которое
выработано со временем – это умение «держать» темп и метроритм. Жить
живым ритмом произведения исключительно важно, так как ритм в эстрадно
джазовой музыке является мощным средством музыкальной
выразительности. Из технических приемов звукоизвлечения предпочтительна
пальцевая атака, максимальная весовая игра от плеча.
Последний представитель «меди» в симфоническом оркестре туба,
самый низкий по регистру инструмент. Туба обладает суровым, массивным
тембром, звук тубы трудно интонируемый. Нужно отметить, что из-за
больших размеров тубы, исполнитель играет на нем сидя, держа инструмент
перед собой, на слегка раздвинутых коленях. Но в случае сольной игры,
тубисты часто исполняют стоя, используя при этом поддерживающий
ремень. Раструб направлен строго вверх, без наклона, ввиду акустических
особенностей инструмента. Следует отдельно сказать о дыхании при игре не
тубе. Оно расходуется в невероятных размерах. Иногда, особенно в forte в
низком регистре, музыкант вынужден менять дыхание практически на
каждом звуке. По мере продвижения вверх усилия исполнителя возрастают
вновь и в самой высокой октаве оказываются затруднёнными в значительной
степени, а чем больше звукоряд тубы приближается к своим наилучшим
ступеням, тем расход дыхания становится умереннее. Таким образом,
крайние точки звукоряда, как снизу, так и сверху, вызывают, примерно,
одинаковый расход дыхания. Поэтому, аккомпанируя тубисту, особенно
ученику, следует помнить, что зачастую частое взятие дыхания в таких
местах может затягивать темп.
Обычно принято думать, что туба - инструмент вязкий, неуклюжий и не
очень подвижный. Это не совсем так. Туба обладает достаточной гибкостью,
чтобы иметь возможность выполнять довольно стремительные и острые
ритмические узоры. Однако, из-за природно низкого звучания лёгкая техника
не будет звучать на тубе «игриво». Она всегда будет иметь некоторую долю
грузности и тяжеловесности. Следует помнить, что в быстрых
гаммообразных диатонических и хроматических пассажах, а также в
арпеджио интонация тубы становится невнятной. Стаккато на тубе звучит
достаточно отчётливо, хотя и несколько грузно. Оно лучше получается в
форте, чем в пиано.
Верхний регистр практически полностью играется на натуральных
обертонах, звук немного похож на валторновый. Этот регистр представляет
собой большую сложность в исполнении и требует полноценных ежедневных
тренировок. Именно по качеству звучания «верхов» часто определяется
уровень мастерства музыканта. Средний регистр, наиболее сочный и
выразительный, является и наиболее употребляемым — особенно в нем
применяются басовые голоса, излагающие мелодию. В аккомпанементе
следует уделять большее внимание левой руке, поддерживая тембр тубы.
Ноты в низком регистре на тубе звучат тускло и несколько сдавленно,
поэтому концертмейстеру следует убрать звук, чтобы не «перекрыть»
солиста.
В заключение можно еще раз отметить, что пианист в ансамбле духовых
инструментов – равноправный участник всего музыкального действия.
Именно в классе духовых инструментов необходимы такие навыки
музицирования как транспонирование и подбор по слуху. Концертмейстер
также должен владеть отличной фортепианной техникой, набором
специфических фортепианных приемов. При работе в классе духовых
инструментов нужно учитывать и моменты взятия дыхания, и жесты
дирижера, то есть постоянно воспитывать коллективное музыкальное
мышление. От концертмейстера требуется свободное ориентирование в
ансамбле, быстрое схватывание и запоминание всего произведения в целом и
в деталях. Цифры, способы записи сокращений, повторений, вступления и
отсчет пауз – все это необходимый набор знаний и умений для успешной
деятельности концертмейстера. И, в конечном счете, нужно всегда понимать
функции своей партии в ансамбле, уметь играть ярко, но не противоречить
другим исполнителям, быть и ведомым и ведущим, держать баланс звучания
и по вертикали и по горизонтали.
Список использованной литературы
1. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию – Л.,1979, 145 с.
2. Голубовская Н.И. О музыкальном исполнительстве - Л.: Музыка, 1985. – 143 с.
3. Мур. Дж. Певец и аккомпаниатор: Воспоминания. Размышления о музыке. /
М.: «Радуга», 1987
4. Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога. – М.:
Музыка, 1996. – 207 с.
5. Музыкальный энциклопедический словарь / Ред. Г.В. Келдыш. – Изд. 2-е. - М.:
«Большая Российская Энциклопедия», 1998