Конспект урока "Застывшая музыка" 8 класс

Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа
поселка Двуреченск Сысертского района Свердловской области
Конспект урока по искусству
в 8 классе
«Застывшая музыка»
Подготовила
учитель изобразительного искусства
и черчения
Беспалова Татьяна Владимировна
Двуреченск 2012
Форма: урок
Предмет: искусство
Тип: комбинированный
Вид: творческое задание
Тема: «Застывшая музыка»
Класс: 8
Цель урока: развитие знаний и представлений учащихся о языке искусства.
Задачи:
1. расширение знаний и представлений учащихся об искусстве;
2. формирование понятия о правилах создания гармоничных форм на основе
«золотого сечения»;
3. развитие умения делать выводы и умозаключения, доказывать свою точку
зрения.
Зрительный ряд: фотографии и репродукции (мультимедийная
презентация).
План урока:
Этап урока
Время, мин
1
Организационный момент
1 2
2
Мотивационный момент
1 3
3
Диалоги об искусстве: «Архитектура –
застывшая музыка».
10-15
4
Выполнение творческого задания (создание
абстрактной архитектурной композиции под
музыку).
10
5
Подведение итогов урока:
анализ творческих работ.
5 10
Ход урока:
Мультимедийная презентация:
слай
да
содержание
действия
1
Титул (цитата)
Вообще
архитектура
есть застывшая
музыка.
Ф. Шеллинг
Один благородный философ говорил о зодчестве как
о застывшей музыке и за то не раз подвергался
насмешкам.
Парадоксальность высказывания Шеллинга,
соединившего в себе две столь далекие друг от друга
области искусства - архитектуру и музыку, делает его
еще более привлекательным.
2
«три грации»
А ведь сопоставление архитектуры и музыки в большей
степени закономерно, чем парадоксально, и поистине
замечательно, что связующим звеном между
архитектурой и музыкой выступает математика.
3
Гравюра
«Теория
музыки»
В гравюре из книги Франкино Гафурио «Теория
музыки» мы видим атрибуты музыки - органные трубы
и струны, связанные отношениями 6:4:3, а также
атрибут архитектуры - циркуль, который, возможно,
указывает на применение этих отношений в
архитектуре.
4
Фото
В чем же проявляется общность архитектуры, музыки и
математики?
Прежде всего - в максимальной абстрактности этих
форм человеческой деятельности. Архитектура
является наиболее абстрактным из пластических
искусств, т. е. искусств, существующих в пространстве
и воспринимаемых зрением. Назначение зрения -
воспринимать предметы внешнего мира, а назначение
пластических искусств - воспроизводить с той или иной
мерой чувственной достоверности эти предметы.
Однако архитектура не отображает реально
существующие объекты, а создает некоторые
абстрактные формы, которые являются плодом
фантазии ее творца.
5
Фото
Музыка на первый взгляд является антиподом
архитектуры. В противоположность архитектуре
музыка развивается во времени, а не в пространстве;
музыка обращена к слуху. Однако роднит эти два
искусства та же абстрактность формы. В самом деле, на
слух мы воспринимаем звуковую информацию из
внешнего мира. Но музыка не воспроизводит
словесную речь, она ничего не описывает и обычно не
изображает природные звуки и звукосочетания.
Музыкальная форма абстрактна, она рождается в голове
ее создателя и практически не имеет аналогов во
внешнем мире.
6
Фото
Так же и математика. Будучи наукой, целью которой
является выработка и систематизация объективных
знаний о действительности, математика не имеет
материального предмета изучения во внешнем мире.
Математика - предельно абстрактная наука, но именно
это качество наделяет ее силой, позволяет математике
стать универсальным языком науки.
7
Фото
Как и математика, архитектура и музыка от объектов
реального мира через многие ступени абстракции
поднимаются до совершенных высочайших идеальных
образов. И разница между этими сферами творческой
деятельности здесь проявляется лишь в том, что в
математике абстрактные образы логические, в музыке -
чувственные, а в архитектуре, пожалуй, и те и другие,
ибо архитектура вбирает в себя качества и науки, и
искусства.
Ни математик, ни композитор, ни архитектор не
могут непосредственно сравнить результаты своего
творчества с конкретными явлениями внешнего мира. И
лишь одна путеводная звезда - логика развития науки
или искусства - направляет их путь.
8
фото
Но откуда архитектуре и музыке взять законы
построения формы, "законы красоты", которые бы
стали их фундаментом? (ответы учащихся)
Разумеется, у природы. Но ведь законы природы,
законы гармоничного, целесообразного и прекрасного
устройства мироздания описываются математикой!
9
Золотое
сечение, фасад
Парфенона
Золотое сечение — это особое соотношение,
используемое в искусстве и архитектуре на протяжении
веков. Основано на пропорции, найденной в природе и
приблизительно равной 1,618:1. На рисунке показан
способ геометрического построения отрезка,
соответствующего числу 1.618
Пропорции Парфенона в Афинах могут служить
примером золотого сечения в архитектурных
пропорциях.
10
Фото
Золотое соотношение мы можем увидеть и в здании
собора Парижской Богоматери (Нотр-дам де Пари),
11
Фото
и в пирамиде Хеопса. Пропорции пирамиды Хеопса,
храмов, барельефов, предметов быта и украшений из
гробницы Тутанхамона свидетельствуют, что
египетские мастера пользовались соотношениями
золотого деления при их создании.
12
Леонардо да
Винчи
Еще в эпоху Возрождения художники открыли, что
любая картина имеет определенные точки, невольно
«Джоконда»
приковывающие наше внимание, так называемые
зрительные центры.
При этом абсолютно неважно, какой формат имеет
картина - горизонтальный или вертикальный. Таких
точек всего четыре, они делят величину изображения по
горизонтали и вертикали в золотом сечении, т.е.
расположены они на расстоянии примерно 3/8 и 5/8 от
соответствующих краев плоскости.
13
Фото
А вот мнение музыковеда, профессора Л.А.Мазеля:
"Без высотной (ладовой) организации музыки
невозможно выработать некоторый "музыкальный
язык", понятный широкому кругу людей. Без какой-
либо ладовой системы, существующей во внутреннем
слухе поющих, напев не мог бы запомниться и
передаваться".
14
Фото
Что же является этим загадочным "объединяющим
принципом формы", который должен лежать в основе
архитектуры и музыки? (ответы учащихся)
Именно математика стала тем фундаментом, тем
"законом красоты и гармонии", на котором строятся
абстрактные формы архитектуры и музыки.
Творческое задание:
Выполнить абстрактную архитектурную композицию, используя правила
золотого сечения, которая являлась бы иллюстрацией к музыкальному
произведению.
Подведение итогов урока:
анализ творческих работ.
Список литературы/интернет-ресурсов:
1. Программа .Сергеева, И.Э.Кашенкова, Е.Д.Критская) «Искусство,
8-9 классы», М., Просвещение, 2010
2. http://mathemlib.ru/books/item/f00/s00/z0000011/st022.shtml
3.http://dic.academic.ru/dic.nsf/ntes/1700/%D0%97%D0%9E%D0%9B%D0%9E
%D0%A2%D0%9E%D0%95
4. http://netnotes.narod.ru/math/gold2.html