Презентация "«Слово о полку Игореве» как мифопоэтическое осмысление русской истории" 7 класс


Подписи к слайдам:
«Слово о полку Игореве» как мифопоэтическое осмысление русской истории

«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» как мифопоэтическое осмысление русской истории

  • Урок литературы по технологии Б.С. Дыхановой в 7 классе.
  • Составила учитель русского языка и литературы МОУ «Майская гимназия» Сорокина Ирина Тимофеевна

Цель урока:

  • Определить уровень информативности шедевра русской литературы
  • Дать понять учащимся, что исторический факт и мифологический персонаж живут в одном художественном пространстве
  • Воспитывать любовь к родной земле, к родному слову

Словарная работа по тексту «Слова…»

  • Не пристало ли нам- каков смысл выражения «не пристало»? Аналогичен ли он современному выражению: «Он больше ко мне не приставал»?
  • По былям нашего времени, а не по замышлению Бояна – проанализируйте состав слов «быль» и «замышление» и определите смысловую разницу между ними.

Кто такой Боян?

  • Где уже это имя вам встречалось?

Боян же вещий, если хотел песнь воспеть, то растекался мыслию по древу…

  • Какое значение в мифологии древних славян имело дерево?
  • А какой смысл оно обретает в этом контексте?

Боян… свои вещие персты на живые струны воскладал…

  • В каких текстах уже встречалось определение «вещие» и чем глагол «воскладал» отличается от глагола «клал»? Что меняет приставка?

Славу князьям рокотали…

  • Как образовалось последнее слово и что оно означает?
  • Храброму Мстиславу, что зарезал Редедю пред полками касожскими – кто такой Редедя? Можно ли определить это по контексту?

Примечание:

  • Князь Тмутороканский Мстислав в честном поединке зарезал касожского предводителя Редедю и поставил в ознаменование этой победы церковь в Тмуторокани. Косогами называли черкесов, а Тмутороканью – город на Таманском полуострове в Черниговском княжестве.

Рыща по тропе Трояна…

  • По мнению Д.С. Лихачева, Троян был одним из языческих божеств славян. Его имя?

Стаи галок несутся к Дону Великому…

  • С чем ассоциировались в мифопоэтическом сознании славян галки и почему?
  • Что здесь имело значение – цвет, место обитания, звучание голосов?

Буй Тур Всеволод

  • Что означает прозвище этого князя?
  • Кони ржут за Сулой звенит слава в Киеве – что такое Сула? Как связаны между собой в этом контексте ржание коней и звон славы?

Примечание

  • В 1107 году, по летописному преданию, состоялась битва русских князей с половцами на реке Суле, в которой русские одержали «великую победу». В ней участвовали со стороны русских князей Святополк, Владимир, Олег, Мстислав, Вячеслав, Ярополк, а с половецкой стороны – Боняк, Шарукан, Таз, Сутр и другие.

А мои-то куряне опытные воины: под трубами повиты, под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены…

  • Случайны ли здесь атрибуты военного снаряжения? Каков смысл метафоры?

Сами скачут, как серые волки в поле…

  • Какой мифологический смысл имели в праславянской мифологии волки?
  • Совпадает ли с ним контекстуальное значение?

Примечание:

  • Волк – одно из наиболее мифологизированных животных у славян. Определяющим в его «символике» признаком является «чужой». Он может осмысляться и как инородец, и как нечистая сила; ему свойственна функция посредника между «тем» и «этим» светом, между людьми и силами иного мира. Согласно поверьям, волк находится в подчинении у лешего. Кроме того, по народным сказаниям, он олицетворяет темноту. Волком иногда оборачивается Перун, появляясь на земле.

Встрепенулся Див

  • Кого так называли в восточнославянской мифологии?
  • Какие слова в русском языке о нём напоминают?

Примечание:

  • Память об этом сказочном существе сохранили слова «диво», «удивление». Облик Дива постоянно менялся: известно лишь, что он выглядел как человек, подобный вихрю, сверкающий, как молния, и внезапно появляющийся на пути войска, идущего в поход, выкликая свои пророчества. В разгар боя он осенял своими крылами тех, кто был обречён на смерть, а потому его клики ассоциировались с погребальным плачем.

И тебе, Тмутороканский идол…

  • Кого называли идолами? Чем был известен Тмутороканский?

Примечание:

  • С III в. До н.э. близ Тмуторокани стояли две большие статуи языческих божеств (идолов) СанергУ и Астарте. Астарта в финикийской мифологии была богиней любви и плодородия и богиней-воительницей, отождествляемой с греческой Афродитой и римской Юноной.

Орлы клекотом зверей на кости зовут…

  • Какой мифологический смысл придавали древние орлу?
  • Совпадает ли он с контекстуальным?

Примечание:

  • Орёл был особо почитаем как божия птица, царь птиц и владыка небес, олицетворение гордого могущества и вольности.

Появление парящего орла над войском служило предзнаменованием победы. Ещё одно мифологическое свойство орла – его долголетие, связанное с его способностью к омоложению (Феникс)

Лисицы брешут на червлёные щиты…

  • Каков символический смысл образа лисы в русском фольклоре?
  • Что означает эпитет «червленые»?

Заря свет зажгла…

  • Какой мифологический смысл имеет у славян заря?
  • О какой заре здесь идёт речь – утренней или вечерней?

Примечание:

  • Восход и заход солнца – время магических действий. По цвету зари на Руси гадали о будущем: кровавый восход предвещал беду.

В пятницу потоптали они поганые полки половецкие…

  • Имела ли пятница мифологическое значение?
  • Просматривается ли такое значение в данном контексте?

Примечание:

  • У славян было такое божество, покровительница усопших душ, убогих и нищих.
  • Пятницу почитали также богиней женского рукоделия, особенно пряжи. По поверью, она постоянно ходит по земле со смертью.

Ни тебе, черный ворон, поганый половец…

  • Какой мифологический смысл имел образ ворона у славян?
  • Реализовано ли это значение в данном тексте?

Примечание:

  • Ворон, галка, грач – нечистые и зловещие птицы в народных поверьях. Ворон – вещая птица, долгожитель, он владеет тайнами, предсказывая смерть, нападение врагов. Ворона считают черным от того, что он – создание дьявола и противопоставляют ему голубя, кроткую и святую птицу. С представлением о воронах и галках как нечистых птицах связан запрет на употребление их в пищу. Крики воронов, галок и грачей считаются знаком несчастий и смертей.

Белая хоругвь, червяный бунчук

  • Что это такое?

Хоругвью называлось знамя с изображением святого; бунчуком – конский хвост на древке, символ власти

Эвристическая беседа

  • Какова композиция этой части «Слова…»? Какие значения имеет упоминание о Бояне и его творчестве? В чём, по мнению автора, новизна его собственной песни?
  • Когда возникает и как развивается здесь мотив смерти? С какими мифологическими образами связан?
  • Какую роль играют образы солнца, света, с одной стороны, и ночи, тьмы, с другой?

  • 4. Почему Игорь, вопреки традиции, пренебрег дурными предзнаменованиями?

  • 5. Пассивная или активная сила – природный и материальный мир в «Слове…»?
  • 6. Какие временные и пространственные параметры выбирает автор? Какие детали художественного пространства носят этнографический и мифологический характер? Что в этом тексте является границей, за которой начинается иной мир?

Тест

  • Первый этап
  • История открытия и публикации «Слова...»
  • 1. «Слово...» было найдено ...
  • а) в начале 90-х годов XVIII века;
  • б) в конце 90-х годов XVIII века;
  • в) в начале XIX века.
  • 2. «Слово...» было найдено известным любителем и собирателем русских древностей ...
  • а) Н.Н. Бантыш-Каменским;
  • б) А.И. Мусиным-Пушкиным;
  • в) А.Ф. Малиновским.
  • 3. Текст «Слова...» ...
  • а) представлял собою отдельную рукопись;
  • б) был включён в сборник древнерусских произведений, оригинальных и переводных.

  • 4. Сборник был приобретён А.И. Мусиным-Пушкиным в числе других рукописей у бывшего архимандрита закрытого к тому времени ...
  • а) Богоявленского монастыря;
  • б) Спасо-Ярославского монастыря;
  • в) Ново-Троицкого монастыря.
  • 5. Первое сообщение о «Слове...» было сделано известным поэтом того времени М.М. Херасковым ...
  • а) в 1796 году;
  • б) в 1797 году;
  • в) в 1798 году.

  • 6. С рукописи «Слова...» были сняты копии, одна из которых предназначалась для ...
  • а) Екатерины II;
  • б) Павла I;
  • в) Александра I.
  • 7. «Слово...» было издано А.И. Мусиным-Пушкиным ...
  • а) в 1800 году;
  • б) в 1805 году;
  • в) в 1810 году.

  • 8. В 1812 году сборник, включавший «Слово...», ...
  • а) был вывезен из Москвы перед наполеоновским нашествием и утерян;
  • б) сгорел в московском пожаре;
  • в) был выкраден из дома Мусина-Пушкина и не найден до сих пор.
  • 9. «Слово...» дошло до нас в единственном списке ...
  • а) XIV века;
  • б) XV века;
  • в) XVI века.

Ключ

  • Первый этап
  • 1) а; 2) б; 3) б; 4) б; 5) б; 6) а; 7) а; 8) б; 9) в.