Урок - размышление "Чтобы слышать боль каждого" 10-11 классы (по произведениям В. Астафьева)


Балабина Л.И. –учитель русского языка и литературы,
I квалификационная категория.
МОУ СОШ №130, г.Омск.
Урок-размышление. Тема: «Чтобы слышать боль каждого…»
(По произведениям В. Астафьева) 10-11 классы (слайд 1).
Цель урока: Выяснить, какие проблемы поднимает писатель в своих книгах, поразмышлять над
этими проблемами. Актуальны ли они в наше время? (слайд 2)
Оборудование:
1. Мультимедийная аппаратура: интерактивная доска;
2. Выставка книг В.Астафьева;
3. Презентация к уроку .
Ход урока:
Эпиграф: «Он писал для того, чтобы читатель
сумел услышать боль каждого».
(М. Дудин)
(слайд 3)
Вступительное слово учителя:
Эти уроки – размышления мы посвятим книгам Астафьева (слайд 4). Поразмышляем над его
творчеством, выясним те проблемы, которые писатель поднимает в своих книгах. Современны ли
эти проблемы в наши дни? В название темы я взяла слова М.Дудина. Прав ли Дудин, давая такую
оценку творчеству Астафьева? Дудин говорил, что Астафьев писатель редкостного умения
вглядываться в жизнь людей, подмечать в ней всё, судить это подмеченное, размышлять о нём и
сочувствовать человеческой душе. А сочувствовать Астафьев мог всему живому на земле: дереву,
травинке, животному и, конечно, человеку.
Вопрос:
Где истоки этой отзывчивости на чужую боль, готовности откликнуться на беду
человеческую, на страдание дерева или пичуги? лайд 5)
Ответ: Рано остался сиротой: мать утонула, отца не было. Воспитывался бабушкой. Астафьев
пишет: «Жизнь человек выбирает не сам себе, она определяется ему судьбой. Если бы мне дано
было повторить жизнь – я бы выбрал ту же самую, очень насыщенную событиями, радостями и
горестями, победами и поражениями, которые помогают видеть мир и глубже чувствовать
доброту. И лишь одно я просил бы у судьбы – оставить со мной мою маму. Её мне не хватало всю
жизнь». В книге «Последний поклон» он и рассказывает о своём детстве, юности. Отдаёт низкий
поклон своей бабушке и всем тем, кто помог ему стать на ноги.
Вы прочитали немало произведений Астафьева.
Вопрос:
Какие проблемы поднимает писатель?
Ответ: (слайд 6) Нравственные проблемы: добра и зла, чести и бесчестия, правды и лжи,
проблему воспитания в семье, проблему «отцов и детей», отношение к природе и вообще к родной
земле.
«Первостепенная задача писателя – противостоять злу, утверждая добро» -, говорил Астафьев. Так
он и делает. Он не идеализирует своих героев, не щадит ни героев, ни читателей. Читать
Астафьева – не развлечение, так как его книги в ответ на искренность писателя ждут от читателя
прежде всего совестливой требовательности к самому себе.
Вопрос:
Какие же мысли, сомнения появились у вас после чтения книг Астафьева? (слайд 6)
Книга «Затеси» (слайд 7):
Вопрос:
Рассказать о жанре этой книги, о композиции. В чём смысл заглавия?
Ответ: Большую роль в воспитании человека может сыграть книга «Затеси».
Это цикл поэтических миниатюр, которые объединены одной мыслью автора: «заставить читателя
слышать боль каждого». Открывает этот цикл рассказ «Чтобы боль каждого». Этот рассказ
появился так. Однажды Астафьев был в храме. На плите, под которой был похоронен царь
строитель Давид, есть слова, знакомые каждому грузину.
«Пусть каждый, входящий в этот храм, наступит на моё сердце, чтобы слышал я боль его» Автора
поразили эти слова до глубины души. Затеси - это зарубка, срез, стёс, сделанный чем-то острым на
дереве. Это метка, которая указывает дорогу, тропинку. В названии книги лежит метафора.
Астафьевские «затеси» тоже оставляют зарубки, только в нашем сердце, в душе, в нашей памяти.
Эти короткие записи- миниатюры позволяют автору вести задушевную беседу с читателем,
исповедоваться перед ним.
Вопрос:
Какие поэтические миниатюры вам запомнились? Что за проблемы поднимает писатель в
них? (слайд 8)
Ответ: «Хвостик». Начинается словами: «Смеётся, заливается, хохочет мальчик».
Идёт описание Овсянского острова. Это прекрасный уголок, формой напоминает голову, в любое
время года красив по-своему. Особенно весной, когда цветёт черёмушник. Но пришёл человек.
Построил гидроэлектростанцию. Захудала на острове трава, усохли кустарники, перестала цвести
и рожать черёмуха, обуглились, почернели её ветки. Люди стали строить дачи, под песню «То ли
ещё будет» расползлись по острову. Астафьев выносит приговор высшему существу-человеку. «В
смысле выделения мусора и нечистот с человеком никто не может сравниться ни птица, ни
зверь».
Над чем же смеётся мальчик? Картина такая. На поляне после недавнего отдыха среди объедков и
битого стекла стоит консервная банка, а из неё торчит хвостик суслика, скрюченные задние лапки.
Банка стоит на газете, где крупно написано: «В защиту природы».
Это заглавие подчёркнуто ярко-красным цветом ( кровью зверушки).
Вывод: человек уничтожает красоту природы своими руками; жестокость этого мальчика пугает
писателя. Именно из таких мальчиков появляются «стрекачи» и другие убийцы и насильники.
Здесь добро сталкивается со злом. Здесь же писатель поднимает экологическую проблему.
Вопрос:
Какие проблемы поднимает писатель в рассказах «Есенина поют» и «Записка»? лайд 9)
Ответ: Здесь Астафьев поднимает проблему «отцов и детей», взаимоотношений между детьми и
родителями.
Мать не узнаёт голос сына: очень редко он бывает у неё. Эта мысль в одном рассказе.
А в другом сын «забывает» специально свою мать на автовокзале, оставляя в её кармане не
деньги, а записку: «На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна». Этот человек
обрубил свои корни, а без корней, без прошлого человек не может жить. Отказаться от матери
это преступление. Астафьев пишет в конце рассказа: «Жаль, что отменена публичная порка.
Для автора этой записки я лично бы нарубил виц, порол бы его, порол до крови, до визга, чтобы
далеко и всем было слышно» . Он писал так: «Берегите матерей. Люди! Берегите! Они
Бывают только раз и не возвращаются, и никто их заменить не может. Говорит это вам человек,
который имеет право на доверие, - он пережил свою мать».
Вопрос:
Какой вывод можно сделать?
Ответ: (слайд 10) Оставляют зарубки в сердце и другие его рассказы: « А если это любовь?», «
Дед и внучка», «Больше жизни», «Чужие сапоги», «Кибитка». После них невольно
присматриваешься к другим и к себе. И хочется верить, что астафьевские «затеси» помогут
многим не сделать ошибку в жизни или исправить её.
Книга «Печальный детектив» (слайд 11):
Вопрос:
Поговорим о книге « Печальный детектив». Что из себя представляет эта книга? Её жанр,
композиция?
Ответ: «Печальный детектив» - это сцепление разнородных новелл. Цепь этих рассказов о жизни
и о работе главного героя Леонида Сошнина переплетается с цепью горестных новелл,
рассказанных самим автором, с болью и досадой. Реализм Астафьева всегда отличался своей
суровостью и даже жестокостью. Был он принят читателем по-разному. Одни говорили: «Никакой
это не роман, а всего лишь собранные страшные эпизоды жизни». Другие поддерживали, что
автор очернил действительность, создал уродливый портрет на наших людей. А третьи
благодарили за этот роман. На страницы романа выплеснулась острая боль автора за людей
наших, за наше бытие, беспокойство за будущее страны.
Вопрос:
Почему же роман называется «Печальный детектив»?
Ответ: Потому что есть в Вейске преступники и преступления – насилие, грабежи, убийства,
страшные сами по себе, но ещё страшнее в своей повторяемости, почти привычности.
Вопрос:
Какие нравственные проблемы автор пытается разрешить? Доказать примерами по
содержанию книги. (слайд 12)
Ответ: В романе автор не заостряет внимания на самой жизни Леонида Сошнина. Он
значительное место уделяет воспоминаниям героя о тяжких преступлениях, о зверских,
нечеловеческих поступках. Сталкиваются два понятия: добро и зло, то есть писатель поднимает
жизненную проблему милосердия и жестокости. В романе много таких примеров:
1. Молодые люди, находясь в пьяном состоянии, изнасиловали тётю Граню, у которой Сошнин
жил на квартире.
2. «Добрый молодец» 22-х лет от роду, откушав в молодежном кафе, пошел гулять по улице и
мимоходом заколол трех человек. А на вопрос: «Зачем он убил?- отвечает: «…А хари не
понравились».
3. Зверское убийство молодой женщины-красавицы, на 6-ом месяце беременности. Убил ее Уткин
из-за обиды мелочной: не пустили в женское общежитие. Он бросил ее под железнодорожную
насыпь, долго и упорно бил камнем по голове.
4. С поразительной легкостью уничтожает людей «орел» с Крайнего Севера. Напившись, сел за
руль чужого самосвала, сбил остановку, а вместе с ней – молодую женщину с коляской, двух
старушек на перекрестке.
Кроме человеческой жестокости автор поднимает еще одну проблему, не менее важную –
отношение людей (общества) к происходящим событиям. Каково отношение?
- Когда задерживали преступника, среди толпы слышались возгласы: «Ну, Лягавые! Ну, милиция!
Она это нас бережет…»
- Это средь бела дня, средь народа. А попади к ним туда – а…
- Такой мальчик! Кудрявый мальчик! А он его головой об стенку
Вывод: Это предвзятое отношение к милиции, равнодушие к убийце заставляет задуматься о
многом: люди очерствели; живут по принципу: «лишь бы не я»; равнодушны к чужой судьбе.
Поднимается также проблема семьи, воспитания в семье.
Пример, Порядочная, нормальная семья заимела троих детей. Но не умея присмотреть за тремя,
родили четвертого, который оказался лишним. Из-за ссоры родителей ребенок один остался дома
и … погиб.
Вопрос:
А кто такой главный герой, который предался таким страшным воспоминаниям?
Рассказать о нем. (слайд 13)
Ответ: История жизни Л. Сошнина сначала оставляет грустное ощущение. Настолько больно и
жестоко обошлась с ним жизнь. Беспощадно и бессмысленно искалечен на службе, в рукопашной
борьбе с домашним врагом. Страдает Сошнин и в семье, которая не ладится. Начинает писать, но
в издательстве что-то не встречает его с радостью. Сошнин уходит из милиции не из-за увечий и
ран, не на заслуженный отдых – уходит, чтобы в бессонную ночь сесть за чистый лист бумаги и
написать целую серию новелл. Зачем?
- Заставить нас, читателей, задуматься, какие мы? Как мы живем? Почему властвует в жизни зло?
Как же его победить? Сам Л. Сошнин задумался, откуда идут корни зла. И понял – из семьи.
Еще одни криком души Астафьева является его небольшая повесть «Людочка» (слайд 14):
Вопрос:
Что является обстановкой, на фоне которой происходит эта история? (слайд 15)
Ответ: Парк, грязный, заброшенный, с грязной канавой, с красивыми лозунгами и плакатами.
Именно парк, который должен быть местом для отдыха, радости людей, стал местом
преступления. Здесь собираются компании, которых боятся все. Артемка-Мыло, Стрекач и др.
Глазами Людочки мы видим танцплощадку в парке. «Это загон, загорожен крашенной решеткой,
где двигались, дрыгались, подскакивали парни и девушки.
… Клокочущий, воющий, изрыгающий перегарную вонь загон ржал…»
Вопрос:
Какова история жизни Людочки?
Ответ: Деревенская девушка приехала в город. Чувствовала она себя здесь одинокой и
затравленной. Ее убеждения и взгляды на жизнь не совпали с городскими. Но она сумела даже
компанию Артемки – Мыло заставить себя уважать.
Но не хватило сил у девушки противостоять миру зла. Растоптал Стрекач чистую душу девушки.
Какой же выход она находит из мира зла? Смерть.
Вопрос:
Как можно оценить ее поступок?
Вопрос:
Какие проблемы автор поднимает в повести?
Ответ: Воспитание молодежи обществом. Проблему «отцов и детей» в нашей жизни. Понимание
чести, культуры, эстетики.
Вывод: Смерть Людочки – это протест против Стрекачей, против растлевающей и гнетущей
обстановки, в которой живут ее ровесники.
Повесть «Царь-рыба» (слайд 16):
Вопрос:
Каков сюжет этой повести?
Вопрос:
Какие проблемы подняты автором в этой повести? (Начинаются рассуждения детей).
Ответ: Эта удивительная книга проникнута страстной любовью к природе и не менее страстным
негодованием по отношению к тем, кто своим равнодушием, жадностью губит ее.
Экологическая проблема, которая актуальна в наше время, разрешается здесь. Игнатьич заядлый
рыбак, браконьер, всю жизнь мечтал поймать большую рыбу. И поймал…Рассказать, как дальше
разворачивались события.
Вывод: за жадность, хищничество природа наказывает человека. Заставляет посмотреть на себя со
стороны, понять свои ошибки. «Стреляя в природу, попадаешь в себя».
Вывод рассуждений по книгам Астафьева:
Итак, (слайд 17) Астафьев заставил нас поразмышлять над жизненными проблемами, посмотреть,
а точнее всмотреться в себя, в близких и знакомых. Задуматься над тем, что в человеке живет два
начала: зло и добро. А вот что победит? Это зависит и от самого человека, и от общества.
Владимир Тендряков, перекликаясь с Астафьевым, пишет: «Я горжусь своим народом, он дал
миру великих человеколюбцев – Герцена и Толстого, Достоевского и Чехова. И задаю себе
вопрос: мой народ, частицей которого я являюсь, - люди или нелюди?!» И книги Астафьева,
взывая к человеческому разуму и человеческой душе, заставляют задуматься о том, какие мы есть!