Проект "В. Г. Распутин" 11 класс


Содержание
Введение
Глава 1. Природа как фрагмент картины мира в классической литературе:
тема, символ, пейзаж.
1.1. Пейзаж в литературоведении.
1.2. Пейзаж в классической литературе.
Глава 2. Содержание образа природы в творчестве В.Г. Распутина
2.1 Понимание природы в индивидуальной картине мира В.Г. Распутина
2.2 Воплощение образа природы в творчестве В.Г. Распутина (на материале
произведений "Последний срок", "Деньги для Марии", "Живи и помни",
"Уроки французского", "Прощание с Матерой")
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Работа посвящена изучению творчества Валентина Григорьевича
Распутина, создавшего прекрасные произведения о русских людях, о русской
природе, вошедшие в золотой фонд современной русской литературы.
В.Г. Распутин при жизни признан писателем-классиком, его произведения
известны во всем мире. Он автор таких известных повестей, как "Деньги для
Марии", "Последний срок", "Прощание с Матерой", "Пожар", "Живи и
помни". В 1977 году за создание произведения "Живи и помни" В.Г.
Распутин был отмечен Государственной премией СССР.
В.Г. Распутина считают представителем так называемой "деревенской
прозы" - одного из ярких течений в русской литературе второй половины XX
века. Он относится к тем русским мыслителям, которые не без основания
считают деревню центром нашего "национального космоса", узлом жизненно
важных и не разрешимых до сей поры проблем.
Современная литературная критика уделяет немало внимания изучению
творчества В.Г. Распутина За последние десятилетия появились
многочисленные исследования о писателе как общего, так и частного
характера.
В творчестве писателя нашла отражение одна из важных проблем
конца прошлого века: разрушение природы и, следовательно, нравственности
под воздействием цивилизации. В наше время проблема полного разрушения
нравственности стала особенно актуальной. В современном обществе
появилась необходимость говорить о трансформирующейся психологии
людей, о человеческих отношениях, о смысле существования, который
постигают герои произведений В.Г. Распутина. Современный человек
сталкивается с утратой нравственных качеств: любви к ближнему, совести,
добра. В повестях и рассказах В.Г. Распутина можно найти ситуации, случаи,
близкие к жизни современного человека.
Внимание к творчеству именно этого писателя можно объяснить тем, что он
целенаправленно обращается к проблеме русского национального характера,
к проблеме отношений человека с природой, с другими людьми, с самим
собой. Для творчества Распутина свойственны гуманистический дух,
толерантность в изображении человека, представляющего иную культуру. В
исследуемых произведениях у истоков русского национального характера
стоит его неразрывная связь с природой, с землей, с почвой как основой
народной жизни. Проблемы взаимосвязи человека с окружающим миром для
В. Распутина всегда были очень важны. Кроме того, важен тот момент, что
Распутин рассматривает отношения человека с природой и сквозь призму
экологических проблем. При всем многообразии работ о творчестве
Распутина нельзя утверждать, что оно исследовано в полной мере.
Актуальность работы заключается в том, что творчество Распутина
особенно актуально в школьном изучении, так как затрагивает наиболее
важные нравственные темы (темы любви к ближнему, долга перед
родителями). Это особенно значимо для одиннадцатиклассников, так как они
начинают самостоятельную жизнь, постепенно понимая, что их будущее и
будущее окружающего мира во многом зависит и от них самих.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что материалы
исследования могут быть использованы студентами-филологами во время
изучения курса русской литературы, в ходе педагогической практики, а
также учителями средних школ при изучении русской литературы второй
половины ХХ века и творчества Распутина.
Предмет исследования традиции изображения природы русской
классики в творчестве В.Г. Распутина; объект изучения наиболее значимые
произведения писателя: "Последний срок", "Прощание с Матерой", "Живи и
помни", "Уроки французского", "Деньги для Марии".
Цель исследования раскрыть отражение традиций описания природы
русской классической литературы в творчестве В. Распутина. В соответствии
с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть природу как фрагмент картины мира;
- проанализировать понимание природы индивидуальной картине мира В.Г.
Распутина;
- раскрыть воплощение образа природы в творчестве В.Г. Распутина (на
материале произведений "Последний срок", "Деньги для Марии", "Живи и
помни", "Уроки французского", "Прощание с Матерой").
1. Природа как фрагмент картины мира в классической литературе:
тема, символ, пейзаж.
1.1. Пейзаж в литературоведении.
В литературоведении понятие природы соотносится с
термином пейзаж. Пейзаж (франц. Paysage от pays - страна,
местность) картина природы, имеющая различное художественное
назначение в зависимости от стиля автора, литературного направления, с
которым связано произведение. В лирике пейзаж может иметь
самостоятельный характер, способствуя созданию образа лирического героя.
В прозе пейзаж выступает частью всей изображаемой картины, соотносится с
характером повествования, с настроением действующих лиц. Впервые
пейзаж приобрел важную роль у сентименталистов, изображающих человека
на фоне природы, в противоположность цивилизованному миру, причем
природа давалась подчеркнуто эмоционально. В реалистическом
произведении значение пейзажа более разнообразно: он интересен как часть
реальной обстановки, в которой происходит действие; им подчеркивается
или оттеняется душевное состояние персонажей, характер происходящих
событий [19; 124]. В литературе Х1Х в. природа воспринималась как "храм",
где сосредоточены вечные человеческие ценности и, по словам И. Тургенева,
заключена "...та общая, бесконечная гармония, в которой все жизни
сливаются в одну мировую жизнь". Раскрытие тайн мироздания и сущности
равнодушной природы в их чувственно-содержательной и духовной
значимости - магистральная тема писателей от Пушкина и Лермонтова до
Чехова и Л. Толстого. Нередко литературные герои прошлых эпох открывали
"истинные" знания о себе и своей душе, о человеке и окружающем мире при
"общении" с природой.
Концепция природы, разработанная в литературе, классифицирует
природный образ (литературный пейзаж) как важнейшую доминанту
произведения наряду с его конфликтной, образной, мотивной, сюжетно -
композиционной и стилевой системами. Литературный пейзаж в
произведении может выступать фоном повествования и средством
воссоздания реальности, вспомогательным (иллюстративным) приемом
характеристики героя, способствовать выявлению авторской точки зрения на
человека, предмет или объект изображения, служить более полному
выражению идейного смысла отрывка или всего литературного текста,
наконец, выступать символом или главным художественным образом.
1.2. Пейзаж в классической литературе.
Природа, например, в романе "Война и мир" Л.Н. Толстого
способствует выражению миропонимания писателя. Автор романа,
проповедуя всеобщую гармонию и разум, утверждая равноправные
отношения между людьми, сословиями и классами, постоянно выступал
противником войн, характеризуя их как проявление античеловеческих,
противоестественных начал. Убежденным пацифистом Л. Толстой не был, но
война всегда вызывала в его душе протест.
Концепция природы Л. Толстого получила творческое развитие в 20
веке, в прозе Л. Леонова, В. Астафьева, В. Распутина и других писателей. К
примеру, особый поэтический мир произведения Л. Леонова "Русский лес" -
жизнь природы. Лес как центральный "герой" книги и вещественное
проявление наделен многочисленными признаками, способствующими
раскрытию человеческих лиц. Но судьба знакового героя книги
противоречива. Несмотря на то, что история уготовила ему почетное место и
имя кормильца, благодетеля и защитника русских людей, он, исправно неся
службу на пользу общества, часто оказывался в роли "пасынка". А в
произведении В. Астафьева "Царь-рыба" выражена позиция писателя-
гуманиста, не принимающего как людей с ограниченными жизненными
идеалами, так и жестокое, "пользовательское" отношение к природным
кладовым.
Итак, образы природы в прозе В. Распутина и его современников -
Л. Леонова, В. Астафьева всегда соотносятся с жизнью людей, имеют важное
структурно - художественное значение, "выполняют в произведениях
различные эстетические функции, в том числе природоохранную" [8; 15-20].
Глава 2. Содержание образа природы в творчестве В.Г. Распутина
2.1 Понимание природы в индивидуальной картине мира В.Г. Распутина
В творчестве В.Г. Распутина одним из важнейших истоков русского
национального характера является его неразрывная связь с землёй, с
природой. Вопросы взаимосвязи человека с окружающей природой для
писателя всегда были очень важными. Через проблему экологии
просматривается значительный для писателя угол зрения на характер
русского человека. Писателя волнует и нравственное здоровье общества,
потому что оно является основой миропорядка. Если это здоровье будет в
порядке, будет возможность бороться с отклонениями от моральных норм.
Поэтому Распутин - защитник человека как одного из взаимосвязанных в
природе звеньев.
При всей пафосности, полемической целеустремленности,
интеллектуальной и эмоциональной убедительности, произведения
Распутина обладают потенциалом, ориентированным на поиск, на движение
мысли, на возможность уточнения, корректировки его собственных оценок и
выводов. Стремление к правде, постижение которой способствовало бы
развитию общественного сознания соотечественников- это цель работы
писателя, определяющая деятельный пафос его произведений. В. Распутин
пишет: "Кто знает сегодня, что происходит с народом, каковы его духовные и
нравственные запасы, есть ли в нём национальная связность... народ для нас
сегодня, как никогда, величина неизвестная".Писатель считает, что не все
ясно в тех изменениях, которые происходят в русском национальном
характере: "Русский человек всегда был загадкой для иностранцев, теперь,
он, похоже, превратился в загадку для самого себя" [3; 117 - 119].
В основе конфликта произведения "Прощание с Матерой" лежит
обычное для своего времени событие: на Ангаре завершается строительство
гидроэлектростанции, и скоро прибывшая вода поглотит семьдесят деревень.
Они станут ложем водохранилища; под воду уйдут сотни и сотни
крестьянских дворов с обжитыми домами, тысячи гектаров земли,
обработанной людьми, дававшей с незапамятных времен все необходимое
для жизни. Под водой окажутся кладбища.
Судьба деревеньки Матёра, расположенной на одноименном острове,
особенно волнует писателя. Она более трехсот лет стоит на красивом и
плодородном месте, но теперь тоже оказалась в русле грядущего
рукотворного моря и сразу же после уборки урожая будет затоплена.
Сюжетную основу повести составили наблюдения писателя над
матёринцами, доживавшими свой безрадостный срок, отпущенный
равнодушным временем; над их нехитрой жизнью, заботами и тревогами;
размышления автора о духовных корнях селян и извечной власти земли над
крестьянами (Можно провести параллель: как жители Матеры доживают
определенный отрезок времени, ожидая гибели всей их старой, привычной
жизни, так и героиня повести "Последний срок" просто "тянет время" на
земле, ожидая встречи с младшей дочерью. В обоих случаях так называемый
последний срок определяется кем-то свыше: материнцы ждут
окончательного приказа властей, начала работы строителей, а старуха из
"Последнего срока" даже когда хочет умереть, уйти в другой мир не
может, так как еще никому не удавалось просто умереть по своему
желанию).
Герои повести в зависимости от жизненных позиций и взглядов на
окружающую среду, делятся на несколько групп: к первой относятся
непримиримые (Дарья, Катерина, Настя, Богодул), вторую составляют
смирившиеся с судьбой (Павел и другие односельчане среднего возраста),
третья представлена молодым поколением в лице внука Дарьи - Андрея,
тяготеющего к старому укладу множеством связей, наконец четвертая -
персонажами черствыми и равнодушными (Петруха и Клавка). Среди героев
для автора выступает идеалом восьмидесятилетняя Дарья Пинигина - "< ... >
самая старая из старух, главный "резонер" повести" [9; 320]. (Для многих
произведений В.Г. Распутина характерна такая особенность: выразитель
авторских мыслей – зачастую человек очень пожилой. Это интересно потому,
что автор создавал исследуемые произведения в достаточно молодом
возрасте, но в качестве идеального героя его привлекали именно пожившие
люди, даже еще не совсем освободившиеся от религиозных, либо языческих
предрассудков). Она воинственно принимает новые порядки, не хочет
смириться с переездом в совхозный поселок. Героиня сочувствует старикам,
которых насильно увозят "на чужбину", заставляя их страдать, сожалеет о
смерти деда Егора. "Всем теперь туды дорога, - говорит героиня, имея в виду
кладбище - Только успевай, прибирай" [10; 179]. Поступки Дарьи, от
"кладбищенского сражения" до ночевки в бараке в канун затопления острова
имеют религиозный оттенок. Дарья уверена, что строители совершают
преступление, затопляя Матёру. "Думаешь, люди не понимают, что не надо
Матёру топить? Пони мают оне. А все ж таки топют" [10; 278]. Она
предлагает "проект" спасения малой родины: "Срежьте ее и отведите, где
земля стоит, поставьте рядышком. Господь, когда землю спускал, он ни
одной сажени никому лишной не дал. А вам она лишняя стала. Отведите, и
пущай будет. Вам сгодится и внукам вашим послужит. Оне вам спасибо
скажут" [10; 278]. Героиня как русская женщина хранительница обычаев
считает, что другого пути для течения прогресса просто не существует.
Отношение героев и писателя к жизни просматривается через
необычную систему природных символов: Матёра - земля, люди; царский
листвень пастух; фантастический зверек - Хозяин. Символы используются
автором как средство эстетической выразительности и способ раскрытия
содержания произведения; они направлены на создание целостной картины
художественного мира. Хозяин острова впервые появляется в шестой главе -
здесь он обходит свои владения и наблюдает за их сохранностью, затем в
восьмой - на фоне пожара: горело жилище Петрухи. Прощальная встреча с
лесным зверьком происходит в последней главе. Как почти всякое неведомое
и сказочное существо, Хозяин обладал способностью предсказывать
грядущие события. Он заранее видел, как исчезли в пламени избы
матёринцев и кладбище, которое женщины не дали разорить; как сгорел леса,
а его дым долго носило по острову, как полыхала Подмога и все, что было на
ней. Этот мифопоэтический образ-символ облегчает понимание
заключительного эпизода книги.
Герой рассказа "Век живи - век люби" Саня ощущает присутствие чего-
то божественного в земной природе: воздух течет "светозарно" и "могуче",
звук и трепет листьев значащими "больше, чем просто звук или трепет". И в
себе герой открывает такую же "полноту" и ""благодатность",
"нечеловечески сильное и огромное" чувство, способное вместить в себя "все
сияние и все движения мира, всю его необъяснимую красоту и страсть" [12;
431]. Мальчик приближается к загадкам бытия, не доступным разуму: "Его
возможно лишь чувствовать, угадывать, внимать, а неизъяснимость
вызванных им чувств лишь подтверждает его огромную неизъяснимость"
[12; 431]. Интуиции в данном случае отводится большее значение, нежели
разуму.
Тайны мироздания открываются тому, у кого существует связь с
"общим чувствилищем". Такой связью обладает также герой рассказа "Что
передать вороне?". Писатель, от лица которого ведется повествование, ушел
от городской суеты, уехав на берег Байкала. Чувство вины перед больной
дочерью, не очень чистая совесть не дают ему возможности сосредоточиться
на работе. Движение неба и воды ("все небо словно собралось над Байкалом,
и озеро, как бы в ответ ему, стало двигаться кругами") пробуждает в нем
желание проникнуть в механизм действия стихий, движущих природную
космическую мистерию. Он замечает: небо и вода "находились в живом и
вышнем подчинении друг другу" [12; 392]. Само мироздание дарит герою
"покой осторожного вышнего присутствия", Божественного начала в земном
мире, духовную наполненность и надежду.
Поэтика невыразимого, "несказанного" проявляет себя в символических
образах колокола, ночи, неба, тропинки, полета, в текучести смысла слов
("светозарно" - это и озарено светом солнца, и озарено Божественной
благодатью; здесь упоминается и слово "заря" как символ нового дня, новой
жизни; лагодатный"- исполненный Божьей благодати, то есть воли и силы,
и одновременно - дарующий счастье, добро; счастливый). Специфика жанра
диктует также обращение к аналитическому воплощению мотива познания и
непостижимости мира, несовпадения с собой (раздвоения); погружение в
подсознание героев, в скрытые уровни духовной жизни, мистические
переживания. Здесь вполне уместны глубинный психологизм,
проникновенная лирическая интонация, поэтика сновидений. Необычные,
как бы живые картины природы свидетельствуют о близости творчества В.Г.
Распутина традиции Ф.И. Тютчева, убежденного в том, что природа
одухотворена и тем самым способствует обращению человека к собственным
духовным тайнам.
В рассказе "В непогоду" писатель выступает как прорицатель воли Бога
(Как, например, пушкинский пророк). Тема ухода человека из жизни, начатая
в рассказе "Видение", находит свое продолжение. Вновь она сопровождается
картинами природы. Первая из них - огромный, "растянутый на все четыре
стороны мир", замерший в "таинственной неге перед закатом" Художник
рисует пейзаж зимнего, замерзшего Байкала. Его ледяное поле то "лежало в
позолоте", то до самых вершин гор з