Конспект урока "Двусложные размеры стиха" 6 класс


Конспект урока.
Тема: Двусложные размеры стиха.
Класс: 6.
Учитель: Шопина Дарья Андреевна.
Цель: Сформировать понятия о стихотворных размерах, рифмах.
Задачи:
1) Образовательная: познакомить учащихся с художественным миром
лирического произведения, дать начальное представление о метрах и
размерах стиха, выявить условные значения слов «рифма», «размер»,
«метр»,отработать навык определения способа рифмовки, определения
размера стиха.
2) Воспитательная: воспитывать интерес к миру поэзии.
3) Развивающая : развитие умения слышать ритм и представлять поэтические
образы;
Тип урока: Объяснение нового материала.
Форма работы: коллективная.
Источники: УМК под ред. Коровиной В.В. Онуфриев «СПРАВОЧНИК ПО
СТИХОСЛОЖЕНИЮ», Александр Иванов «Учебник стихосложения».
Типовая структура:
1.Орг. момент.
2.Проверка домашнего задания.
3.Психологическая подготовка к усвоению нового материала.
4.Объяснение нового материала.
5.Подведение итогов.
6.Комментированное д/з.
Оборудование :Презентация( автор: Шопина Д.А.), УМК под ред.Коровиной.
Ход урока :
1.Орг. момент.
2.Проверка домашнего задания.
Проверка чтения наизусть стихотворения «Пущину».
Чтение стихотворения наизусть, ответы на вопросы по материалу прошлого
урока.
3.Психологическая подготовка к усвоению нового материала.
На слайде появляется эпиграф.
Высокой страсти не имея
Для звуков жизни не щадить,
Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить.
А.С.Пушкин
Учитель выразительно читает эпиграф к уроку.
Учитель: Ребята,а кто как понял эти строки?Может кто-то знает, откуда они?
Ученик: Это строки из произведения А.С.Пушкина « Евгений Онегин».
Учитель: А кто знает,что такое ямб,хорей?
Ученики затрудняются ответить.
Учитель: Это стихотворные размеры стиха.Именно с ними мы сегодня с вами
и познакомимся на нашем уроке.Давайте запишем тему урока: «Двусложные
размеры стиха».
4.Объяснение нового материала.
Учитель: Стихи отличаются от прозы прежде всего тем,что они звучат
ритмично.Это значит,что каждая новая строка звучит похоже на
предыдущую.Обратите внимание на слайд.Учитель читает:
Четырёхстопный ямб мне надоел; -1
Им пишет всякий. Мальчикам в забаву -2
Пора б его оставить. Я хотел - 3
Давным – давно приняться за октаву. - 4
А в самом деле: я бы совладел - 5
С тройным созвучием. Пущусь на славу! - 6
Ведь рифмы запросто со мной живут; - 7
Две придут сами, третью приведут. 8
Учитель: Обратите внимание на непривычное ударение в слове прИдут. Как
вы думаете, для чего Александр Сергеевич его использует?
Ученик: Может быть для того, чтобы срифмовать слова «рифмы» и
«придут».
Учитель: Столь непривычным ударением в слове прИдут автор создает
определенный ритм стихотворения, который создает особую «мелодию»
строк.
Учитель: Кто может сказать, что общего у 1,3 и 5 строк? Что объединяет
2,4,6 строки? Чем они схожи?
Ученик: Окончанием.
Учитель: А что еще можно сказать? О чем нам говорят окончания этих
строк?
Ученик: Они рифмуются.
Учитель: Действительно.А кто скажет,что такое рифма в стихотворении?
Ученик: Это сочетание строк в стихотворении..
Учитель: Давайте запишем определение рифмы в тетради.Текст появляется
на слайде.
Рифма (от греч. rhythmos — соразмерность, согласованность) —
совпадающее, созвучное окончание двух или нескольких стихотворных
строк, подчёркивающее ритм стиха.
Учитель: Существует несколько видов рифм. Обратите внимание на отрывок
из стихотворения А.С.Пушкина. Скажите, какие строки здесь рифмуются?
Текст появляется на слайде.Учитель читает отрывок.
В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывёт.
(А.С. Пушкин)
Ученик: Здесь рифмуются первые две строки, и последние две строки.
Учитель: Да. Такая рифма называется параллельной или парной. Давайте
запишем определение парной (параллельной рифмы).
Текст появляется на слайде.
Параллельная(парная) рифма –это рифмовка смежных строк стиха: первого
со вторым, третьего с четвертым
Учитель: А теперь посмотрите на этот отрывок (на слайде появляется текст).
Кто скажет, какие строки рифмуются?
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
( Ф. И. Тютчев)
Ученик: В первом отрывке рифмуются 1 и 3,2 и 4 строки.
Учитель: Действительно. И такая рифма называется перекрестной. Давайте
это запишем. Текст на слайде.
Перекрестная рифма - рифмовка первой строки с третьей, второй - с
четвертой.
Учитель: Обратите внимание на это четверостишье (текст на слайде)
Учитель читает.
Уж подсыхает хмель на тыне.
За хуторами, на бахчах,
В нежарких солнечных лучах
Краснеют бронзовые дыни
(А. Бунин)
Учитель: Какие строки здесь рифмуются?
Ученик: 1 и 4, 2 и 3 .
Учитель: Такую рифму называют кольцевой. Запишите это в свои тетради.
Текст на слайде.
Кольцевая рифма - первая строка рифмуется с четвертой, а вторая - с
третьей.
Учитель: Ребята, мы с вами выяснили, что такое «рифма» и виды рифмы. А
сейчас поможем детскому писателю Даниилу Хармсу закончить
стихотворение «Очень- очень вкусный пирог». Вместо многоточий
попробуйте вставить те слова, которые были задуманы Даниилом Хармсом,
автором стихотворения «Очень- очень вкусный пирог».
Текст появляется на слайде.
Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе…(позвал)
Купил муку, купил творог,
Испёк рассыпчатый …(пирог)
Пирог, ножи и вилки тут –
Но что – то гости …( не идут)
Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек …(откусил)
Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту…(съел)
Когда же гости подошли,
То даже крошки …( не нашли)
Учитель: Кто прочитает, что получилось?
Один из учеников читает стихотворение.
Учитель: Что такое рифма мы выяснили и закрепили, и даже сами уже
попробовали срифмовать строчки. А теперь посмотрите на следующий
отрывок текста. (слайд). Прочитайте самостоятельно и скажите – стихи это
или проза.
Под большим шатром голубых небес вижу - даль степей зеленеется. И на
гранях их, выше темных туч, цепи гор стоят великанами. По степям в моря
реки катятся, и лежат пути во все стороны. ( И.С. Никитин )
Ученики затрудняются ответить.
Учитель: Задумались?
Посмотрите, как записал свое произведение автор ( текст на слайде):
Под большим шатром
Голубых небес
Вижу - даль степей
Зеленеется.
И на гранях их,
Выше темных туч,
Цепи гор стоят
Великанами.
По степям в моря
Реки катятся,
И лежат пути
Во все стороны.
И.С. Никитин
Учитель: Послушайте, как я его прочитаю. Похоже на стихи?
Ученик: Да, похоже на стихотворение.
Учитель: Рифма есть? Сравните слова, заканчивающие строчки.
Ученик: Здесь нет рифмы.
Учитель: Рифмы нет ,но это действительно стихи, только без рифмы. Такие
стихи называются белыми. Значит, в стихотворении должно быть что-то ещё,
кроме рифмы. Стихи от прозы отличает не только рифма, а что-то более
важное - ритм.
Стихотворный ритм- это чередование ударных и безударных слогов в строке.
(текст на слайде). Давайте это запишем.
Учитель: Как же отследить ритм в стихотворении?
Ответы учеников.
Учитель: Стихи можно «отстучать», то есть задать ритм. Посмотрите на
слайд. В отрывке из стихотворения выделены ударные слоги, которые как
раз- таки и создают ритм стихотворения. Давайте попробуем отстучать ритм.
Я буду читать стихотворение, а вы на каждый ударный слог хлопайте в
ладоши.
На дво- рах и до- мах
Снег ле- жит по- лот- ном
И от солн- ца блес- тит
Раз- но- цвет- ным ог- нем. (И.С. Никитин)
Учитель: Ребята, а сейчас давайте простучим другой стихотворный отрывок.
Учитель читает, дети хлопают в ладоши на ударные слоги.
Снег валится на поля,
Вся белёшенька земля.
Девять месяцев проходит,
С поля глаз она не сводит.
А. С. Пушкин
Учитель: Отличаются эти стихотворные строки по ритму?
Ученик: Да.
Учитель: Ритм - важная составляющая стихотворной речи. От него зависит
музыкальность, характер, темп, настроение стихотворения. В поэтическом
произведении важно не только содержание, но и форма то есть ритм,
звучание, музыка стихотворения, которая, собственно, само стихотворение и
образует.
Сейчас познакомимся с ещё одним очень важным понятием ритма
стихотворения метр и размер.
Так что же такое метр? Этот термин появился еще в античные времена.
Античное стихосложение значительно отличалось от современного, в
частности тем, что в современной поэзии стихотворное звучание достигается
последовательным чередованием ударных и безударных слогов, в то время,
как античные стихотворцы добивались поэтического звучания, растягивая
одни слоги и быстро произнося другие. Однако и в современной, и в
античной поэзии стихотворения имеют определенный повторяющийся ритм.
Сочетание ударных и безударных слогов в современном стихосложении (или
протяжных и коротких слогов в античном) и называется метром ( текст на
слайде). Ребята, давайте запишем, что такое метр.
Текст на слайде.
МЕТР (греч. metron – мера, размер) - упорядоченное чередование ударных и
безударных слогов(сильных и слабых мест) в стихе, общая схема звукового
ритма.
Учитель: А кто знает, что такое размер стиха? И какие размеры бывают?
Ученики затрудняются ответить.
Учитель: РАЗМЕР – способ звуковой организации стиха; частный случай
метра. (текст на слайде). Давайте это запишем.
Учитель: В зависимости от замысла и задач автора размер стихов может быть
различен. Сегодня наш разговор пойдет лишь о двусложных размерах стиха.
Давайте рассмотрим это на примерах и попробуем определить размер уже
знакомого вам стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро».
Для того, чтобы вам проще было определять размер, давайте запишем первые
две строки и расставим ударение над словами.
(На слайд выводятся первые две строки с поставленным ударением).
МорОз и сОлнце, дЕнь чудЕсный!
ЕщЁ ты дрЕмлешь, дрУг прелЕстный…
Учитель: Запишите, пожалуйста, их в тетрадь, проверьте, везде ли вы
поставили ударение. А сейчас мы с вами на доске будем графически
обозначать слоги. Там, где слог безударный, ставим чёрточку, там, где
ударный – над чертой ставим ударение.
(Один ученик выходит к доске и записывает графически слоги)
Давайте вместе разберём первую строку. Слово «мороз». Первый слог будет
являться…
Ученик: Безударным, т.к. на него не падает ударение.
Учитель: Второй будет…
Ученик: Ударным.
Учитель: Союз мы также включаем в слоги, он будет безударным. Ставим
черточку без ударения. В слове «солнце» ударение падает на первый слог,
значит, мы ставим черточку, а над ней ударение. Второй слог «це» будет
безударным, значит, ударение не ставим. Переходим ко второй строке: «ещё»
- первый слог ударный, второй безударный. «Ты» - безударный слог.
Прокомментируйте всю строку до конца.
Ученик: «Дремлешь» - первый слог ударный, второй безударный, «друг» -
ударный слог, «прелестный» - первый слог безударный, второй – ударный,
третий – безударный.
Учитель: Хорошо, давайте теперь посмотрим на нашу графическую запись. В
первой и второй строке ударения падают на одни и те же слоги и на какие?
Ученик: Да, они падают на второй, четвёртый, шестой и восьмой слог.
Учитель: Перед тем, как начать разбирать это стихотворение, мы с вами
сказали о том, что будем вести речь о двусложных размерах стихов. Давайте
теперь запишем определение, что такое двусложный размер.
(На слайд выводится определение)
Если в каждой строке одинаково повторяются группы из двух слогов (первый
безударный, второй ударный, или наоборот), то такие стихи называют
двусложными.
Учитель: Как мы уже убедились, в стихотворении «Зимнее утро» ударные и
безударные слоги чередуются. Также мы определили то, что ударение падает
только на чётные слоги. Двусложный размер стиха, в котором ударение
падает на чётные слоги, называется ямбом. Давайте запишем это
определение.
(Определение выводится на слайд)
Учитель: Теперь возьмём другие строки:
ВЕтер, вЕтер, ты могУч,
ТЫ гонЯешь стАи тУч…
Учитель: Расставим ударения и составим схему расположения ударных
слогов в строках. Как здесь повторяются ударения?
Ученик: Здесь повторяются группы из двух слогов, только в этих группах
первый слог ударный, а второй безударный.
Учитель: Двусложный размер стиха, в котором ударение падает на нечётные
слоги, называется хореем. Давайте запишем это в тетради.
(Определение выводится на слайд)
5. Подведение итогов
Учитель: Итак, сегодня мы с вами говорили о двусложных размерах стиха и
выяснили, что таких размеров всего два – ямб и хорей. Давайте проговорим
определения, что такое хорей и ямб.
Ученики воспроизводят то, что записали в тетради.
Учитель: Это самые распространённые размеры в русской поэзии, ими
написаны множество стихов русских поэтов.
6. Домашнее задание
Учитель: В качестве домашнего задания попробуйте определить размер
стихотворения А. А. Фета «Ещё какая ночь»,читать роман «Дубровский»( 1
глава).