Открытый урок литературы "«Правда вековечной любви». Символика в сказке М.М. Пришвина «Кладовая солнца»" 6 класс


МОУ «ГИМНАЗИЯ»
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ
В 6 КЛАССЕ
«Правда вековечной любви.
Символика в сказке М.Пришвина
«Кладовая солнца»
Автор Швыркова Л.Е.,
учитель русского языка и
литературы
Тема урока: « Правда вековечной любви».
Символика в сказке М.М. Пришвина «Кладовая солнца».
Цели урока:
1. На примере текста художественного произведения установить, что
благородство и мудрость природы неотделимы от жизни
человеческой.
2. Выяснить смысл основной философской проблемы: «правда есть
правда вековечной суровой борьбы за любовь».
3. На примере текста художественного произведения показать его
символику (образ «тропы человеческой, Антипыч и Травка -
символ неразлучности и преданности; символическое название
сказки).
Тип урока. Урок - анализ литературного
произведения.
Оборудование урока:
1. Иллюстрации детей к наиболее понравившимся эпизодам сказки.
2. Выставка книг М.М.Пришвина;
3. П.И.Чайковский «Времена года» («Апрель»);
4. Эпиграф урока написан на доске:
« Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях думаю».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Слово учителя.
- Сегодня на уроке мы продолжим разговор о сказке М.М.Пришвина
«Кладовая солнца». Вы уже прочитали это произведение, знаете его
сюжет, героев. Задача нашего урока достаточно сложная: мы
постараемся проникнуть в тайны пришвинской прозы, постараемся
увидеть ее своеобразие, необычность, поищем ключи ко многим
загадкам-символам в этом произведении, найдем ту главную мысль
писателя, которая пока еще скрыта от нас. Эпиграфом нашего урока
являются слова М.М.Пришвина: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе,
сам же только о людях думаю». Анализируя сказку, подтвердим эти
слова писателя.
III. Анализ произведения.
Учитель. Каково же было читать «Кладовую солнца»?
Ученик. Сказка оставила сильное впечатление, очень понравились ее
герои.
Читать было радостно и трогательно.
Учитель Кто же они, герои пришвинской сказки?
Ученик. Настя, Митраша, их родители, Антипыч, собака Травка, лось,
змея, тетерев, сосна, волк, Серый помещик, зайчик.
Учитель Можно ли выделить главных и второстепенных героев?
Ученик. Нет. Участниками событий являются и люди, и растения, и
животные.
Учитель. В каких еще жанрах действуют животные?
Ученик. Животные действуют в сказках. Они помогают людям или
вредят им. Вот и в этом произведении Пришвина сказка переплетается с
былью.
Учитель. Что относится к сказке, а что к были?
Ученик. События, изображаемые писателем, происходят в конкретном
месте - городе Переславле- Залесском в годы Великой Отечественной
войны. Перед нами панорама жизни сельчан в трудное время. Это быль.
К сказочным мотивам относятся мысли и разговоры животных и птиц,
помощь зверей детям. Вот почему М.Пришвин определил жанр своего
произведения как сказка-быль.
Учитель. Итак, давайте вместе с Настей с Митрашей отправимся в лес за
кисло-сладкой ягодой клюквой. А увидеть апрельский лес нам поможет
музыка П.И.Чайковского. (Звучит пьеса «Апрель», на фоне музыки дети
читают отрывки из «Кладовой солнца», описывающие природу).
Учитель. В своей повести Пришвин показывает не только гармонию,
радость природы, но и ее борьбу за жизнь. Давайте обратимся к IV главе
(Ученица читает наизусть отрывок «Ель и сосна»).
Учитель Можно ли ель, сосну, ветер считать живыми существами?
Найти в тексте подтверждение.
Ученик. Ель, сосна, ветер - живые существа. Они «впивались» сучьями
друг в друга, стонали, выли. Так могут чувствовать только люди.
Учитель. Какое чувство они вызывают у нас?
Ученик. Жалость, сострадание.
Учитель. Каково отношение автора к этим искалеченным существам?
Ученик. Чувства М.М. Пришвина согреты живым участием.
Учитель. Найдите слова в тексте, подтверждающие, что деревья не
просто переплелись вместе, а жестоко боролись за жизнь.
Ученик. Автор пишет, что они «насквозь прокололи друг друга».
Учитель. Как вы, ребята, думаете, почему ссору Насти и Митраши
предваряет эпизод о сосне и ели?
Ученик. Природа неотделима от жизни человека. Она мудра. Между
всем существующим на свете есть неразрывная, тесная связь. Именно об
этом нам и хотел сказать М.Пришвин.
Учитель. Найдите и зачитайте другие отрывки, подтверждающие мысль
автора.
Ученик. Ссору детей предваряет ссора тетерева-косача с вороной,
(чтение отрывка из главы IV).
Учитель. А теперь давайте вернемся к детям. По какой тропе пошла
Настя?
Ученик. Девочка пошла по проторенной дорожке.
Учитель. Как ведет себя девочка на палестинке?
Ученик. Попав на палестинку, Настя совсем забыла о брате. Девочка
ползала и собирала клюкву, не поднимая головы. Она забыла даже о
себе. Неожиданно она встретила лося.
Учитель. Зачем Пришвин сравнивает Настю с лосем?
Ученик. Лось - огромное животное. Он довольствуется малым: собирает
мох, кору деревьев, веточки.
Маленькая девочка Настя хотела собрать как можно
больше клюквы. Ее охватила жадность. Автор использует прием
контраста, чтобы подчеркнуть ничтожность человеческой жадности.
Учитель. Что еще окружает Настю?
Ученик. На палестинке был пень, а на нем лежала змея.
Учитель. Давайте сравним Настю и пень.
Ученик. Настя собирает клюкву для себя, а пень собирает весеннее
тепло, чтобы отдать его другим.
Учитель. Есть ли сходство между девочкой и
змеей?
Ученик. Да. Они обе ползли.
Учитель. Кто же помогает девочке осознать себя человеком?
Ученик. Лось, пень. Одним словом, природа. Сначала лось не обращает
внимания на девочку, затем смотрит с презрением, а пень подает пример
щедрости. Но когда ничего не помогло, природа столкнула Настю со
змеей, как с собственным отражением.
Учитель. В этом эпизоде мы наблюдаем, как природа помогает человеку
оставаться достойным своего звания. Само по себе происшествие вполне
реалистично, но то, как оно описывается, похоже на сказку. Это
символично. А теперь давайте посмотрим, что же делает Митраша? По
какой тропе он пошел?
(ученик пересказывает VIII главу).
Учитель. Каким автор рисует
Митрашу?
Ученик. Пришвин рисует мальчика смелым, бесстрашным, опытным
лесником.
Учитель. Какой эпитет постоянно использует автор, говоря о Митраше?
Ученик. М.Пришвин называет его «маленьким человечком». Он
восхищается мальчиком, его мужеством, решительностью, знанием
и умением пользоваться компасом.
Учитель. Несколько раз писатель говорит о «тропе человеческой». Это
ключевой символ повести. Как нужно понимать этот символ?
Ученик. Есть тропа протоптанная, твердая, по которой ходят все люди,
а есть тропа еле заметная, непрочная. Это тропа «открывателей». По ней
и пошел Митраша, ведь по такой же тропе шел человек, значит, и он,
Митраша, сможет пройти.
Учитель. Кто же спасает Митрашу из Блудова
болота?
Ученик. Мальчика спасает Травка.
Учитель. Расскажите об этой собаке (пересказ учащихся).
Учитель. Как ведет себя травка на болоте? Как она различает людей?
Ученик. Увидев тонущего мальчика, Травка остановилась. Хорошая,
умная собака никогда сразу не подойдёт к человеку, а остановится, и
узнает, друг это или враг. Людей Травка разделила на 2 разряда:
Антипыч и враг Антипыча.
Учитель. Сразу ли собака узнала в Митраше Антипыча?
Ученик. Нет, не сразу. Только услышав свою кличку, собака перестала
сомневаться, кто перед ней.
Учитель. Что заметила Травка, всматриваясь в глаза мальчика?
Ученик. Глаза у маленького человечка сначала были тусклые, мертвые,
но потом в них загорелся огонек.
Учитель. Какова реакция собаки?
Ученик. Собака подумала: «Скорее всего это Антипыч». Ей в каждом
лице виделся весь Антипыч.
Учитель. Почему собака ползет к Митраше с остановками?
Ученик. Травка почувствовала неискренность в словах мальчика,
подозревала что-то не совсем чистое в словах Антипыча.
Учитель. М.Пришвин описывает удивительно тонко внутренние
переживания собаки. Он не знает, конечно, как думала Травка, но
догадывается.
Учитель. Какое сравнение приводит автор, пытаясь догадаться, о чем
думает Травка?
Ученик. Травка смотрит на человека, как в заводь ручья, где, «как в
зеркале», виден весь человек.
Учитель. Почему « как в зеркале»?
Ученик. Зеркало всегда отражает.
Учитель. Какое сравнение важнее: зеркало или
завод?
Ученик. Заводь, ведь это живая природа.
Учитель. Почему образ Антипыча возникает на фоне природы?
Ученик. Природа - это чистота, гармония, красота. Такая же чистая и
душа Антипыча.
Учитель. А как собака ведет себя с Настей?
Ученик. Травка подошла к рыдающей Насте и лизнула ее в щеку.
Почуяв хлеб, не позволила себе докопаться до него, подняла голову и
завыла.
Учитель. Для Травки беда человеческая - ее собственная беда. И, хотя
она голодна, не бросается на хлеб, а пытается утешить Настю и плачет
(воет) вместе с девочкой. Какой смысл вкладывает писатель во фразу:
«Травке нужно было, как и всякому дикому зверю, жить для себя»? Что
это значит?
Ученик. Оставшись одна, собака теперь принадлежала сама себе. Для
себя она гоняла зайцев, искала себе пищу. Долгое время Травка жила
для Антипыча, вместе с ним ходила на охоту, служила ему верой и
правдой. Антипыч умер, но собака продолжает жить и охотиться для
старика. Подмяв зайца, Травка терпеливо ждала, когда придет охотник и
заберет добычу.
Учитель. Этот эпизод помогает нам понять, что природа учит людей
мудрости и благородству. В судьбе Насти и Митраши большую роль
играют герои, которые не действуют, а уже умерли. Кто они?
Ученик. Это родители детей, Антипыч. У своих родителей Настя и
Митраша учились вести домашнее хозяйство, выполнять крестьянскую
работу. После смерти родителей все это пригодилось детям в жизни.
Учитель. Скажите, жив или умер Антипыч?
Ученик. Антипыч, конечно, умер, но автор рассказывает о нем, как о
живом.
Учитель. Почему именно к нему идут за советом люди?
Ученик. Антипыч много знает, у него большой жизненный опыт, он
хранитель «правды».
Учитель. Что это за правда?
Ученик. Правду эту он обещал «перешептать» перед смертью собаке.
Это «правда вековечной суровой борьбы за любовь».
Учитель. О какой любви думал Антипыч?
Ученик. Антипыч думал о любви к людям, к природе. Ведя борьбу за
любовь, человек ведет ее за себя.
Учитель. Почему волк Серый помещик обречен на гибель?
Ученик. Волк злой, он думает только о себе, волк не умеет
сочувствовать, никого не любит. Он не находит поддержки у природы.
Учитель. Когда же люди становятся ближе друг к другу?
Ученик. Люди должны думать друг о друге, заботиться, помогать друг
другу, любить. В этом и заключается «правда» Антипыча.
Учитель. Антипыч - это обычный человек, который когда-то жил и умер.
Антипыч - добрый и мудрый человек, память о котором живет, и эта
память помогает живым! Антипыч - это народ, это его душа. Образ
Антипыча тоже очень символичен в сказке. А каким был Антипыч для
Травки?
Ученик. Антипыч и Травка - воплощение неразлучности и преданности.
Учитель. Что такое «кладовая солнца»?
Ученик. Кладовая солнца - это Блудово болото, которое хранит запасы
торфа и горючего.
Учитель. Только ли полезными ископаемыми богаты эти места?
Ученик. Нет. Богата клюквой чудесная палестинка. Природа - тоже
кладовая солнца, т.к. она рождена солнцем и живет благодаря его теплу.
Люди, с которыми мы встретились в повести, добры, мудры, щедры,
трудолюбивы. Это тоже богатство земли.
IV Составление синквейна
Митраша
1. Сирота
2. Крепкий, упрямый
3. Подражает, хорохорится, трудится
4. Трудно быть первооткрывателем
5. «Мужичок в мешочке»
Настя
1.Девочка – подросток
2.Ответственная, дружелюбная
3.Хлопочет, заботится, жадничает
4.Понимает свою ошибку
5. «Золотая курочка»
Учитель. Сказка - быль имеет символическое название. «Кладовая
солнца» - это и богатство земли, и люди, и природа. Я думаю, что
сегодня на уроке мы нашли главную, философскую мысль, которую
хотел донести до нас М.М. 11ришвин. Пока на Земле живет человек,
пока на Земле есть хоть одно живое существо, только любовь будет
править миром, и в этом заключается ее вековечная правда.