Урок-конференция "Материнское чувство любви и ответственности за жизнь на земле в повести Виталия Закруткина «Матерь человеческая»" 8 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №10» имени учителя В.А. Смирнова города
Ржева, Тверской области
Урок-конференция по повести В. Закруткина
«Матерь человеческая» в 8 классе
Автор-учитель русского языка и литературы
Иваненко Тамара Даниловна.
Тема: материнское чувство любви и ответственности за жизнь на
земле в повести Виталия Закруткина «Матерь человеческая».
Цели урока:
образовательные: познакомиться с биографией писателя, историей
создания произведения, уметь анализировать основные эпизоды повести,
оценивать поступки героев, понять проблематику произведения.
развивающие: способствовать развитию навыков связной речи,
бережному отношению к писательскому слову, соотнести образ героини с
образами мировой художественной культуры;
воспитательные: на примере жизни героини прийти к пониманию того,
что даже в самой критической ситуации надо бороться за жизнь, оставаться
человеком, проявляя гуманное отношение ко всему живому, выполнять
общечеловеческие нравственные нормы, способствовать воспитанию в
душах детей истинных нравственных качеств.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
В мае этого года все люди Земли, кому ненавистна война, отмечают 71
годовщину Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Надо
ли вспоминать о ней? Ведь норма человеческой жизни – это мир, покой.
Прошла беда, прошла война.
3
Но боль взывает к людям:
«Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем».
Об этом всегда помнил писатель-фронтовик Виталий Закруткин. Он
подарил своим читателям повесть «Матерь человеческая» - одно из глубоких
произведений о подвиге женщины-матери, которая своей самоотверженной
любовью спасала и спасла погибающий мир.
Сегодня на уроке мы вместе с писателем В. Закруткиным перечитаем
страницы повести, чтобы пережить тяготы судьбы его героев, понять те
вечные ценности, на которых держится наша жизнь.
1. Слово об авторе:
а) биография писателя;
б) документальная основа повести.
2. Обратимся к произведению и его сюжетной линии.
3. Вопросы на восприятие произведения.
- Как читалась повесть «Матерь человеческая»?
- Над чем заставила вас задуматься?
(Выслушать ответы)
II. Вопросы для обсуждения.
У. Наше обсуждение повести мы построим на вопросах, которые
возникли у вас в ходе ее прочтения.
«Эту женщину я не мог, не имел права забыть. Нелегкая ее жизнь, -
чистая душа, - характер, глубокий и добрый… и я не забывал ее».
Так начинает В. Закруткин повесть.
Глядя на скульптуру католической Мадонны, которой так поклонялись
люди древнего прикарпатского города, автор вспоминал об этой женщине?
Почему??
Ответы на эти вопросы мы постараемся найти в ходе обсуждения
повести.
4
Почему В. Закруткин так возвеличивает свою героиню? Мадонна,
Приснодева, Богоматерь напоминает писателю о другой женщине, простой
русской крестьянке, которой выпала тяжелейшая судьба. И Мадонна, и
Мария нашли в себе силы жить после трагедии, чтобы сохранить память о
своих детях. Но горе русской крестьянки Закруткину кажется масштабнее и
неизбывнее горя Пречистой.
1. ? Почему? Что совершила эта женщина?
Автор говорит о том, что Мадонна никогда не жила на свете. Она
выдумана людьми. А если даже и была, чем заслужила поклонение?
- Мадонна родила сына и потеряла его, распятого на кресте.
2. Как случилось, что из всех жителей хутора Мария осталась в живых
одна?
3. Учитель: Представьте картину сожженного хутора, когда после
долгих скитаний возвращается Мария. Что видит она?
(работа с текстом) стр.85.
Вместо домов сложенные из дикого камня основы, обрушенные
стены, черные руины сожженных домов да печные трубы. Она знала с
детства обитателей каждого дома, и ей казалось, что они вот-вот покажутся
на вершине холма, обязательно придут, чтобы на этой горячей
изуродованной земле, в которой были зарыты отцы, деды и прадеды, начать
новую жизнь. Но здесь никого не было. От жизни ничего не осталось.
4. Учитель: Маленькая, беззащитная в своем одиночестве, полуголая
женщина, сложив на груди руки, запричитала: «Разве можно так жить
(вместе с автором послушаем и мы)
(Чтение наизусть)
«Я не могу жить, господи, я не хочу жить Сделай так, чтобы я
скорее отмучиласьЕсли ты есть, господи, видишь мое горе! Разве можно
так жить? … пошли мне смерти, забери меня с этой земли…»
5
5. Почему же Мария пересиливает свою боль, поднимается над горем
и остается жить?
У: И от имени еще не родившихся ко всем нам обращается автор:
«Опомнитесь, люди! Пожалейте себя, не убивайте тех, кто еще не
пришел, но придет в мир… Оставьте им светлое солнце, и небо, и воды, и
землю!» (Обращает обратно голос автора, чтобы ни у кого не возникло
желания развязать войну).
6. Учитель: на пепелище в уцелевшем погребе Мария находит одного
из тех, кто, возможно, причастен к казни ее мужа и сына, убийству соседей.
Как ведет себе Мария?
Как вы относитесь к тому, что у нее возникло решение «убить убийцу»
во имя высшей справедливости?
(краткий пересказ эпизода (жажда мщения) с Вернером Брахтом).
Почему потом «мстительная решимость» покинула Марию и она
выронила вилы? Что остановило ее?
Что понимает Мария материнским чутьем в состоянии Вернера
Брахта? И как помогает ему?
Все, что может дать мать: ласковое, доброе отношение, свою
материнскую заботу.
У. Автор показывает Марию сострадающей всему живому. Это
понятно.
7. Как вы считает, почему для Марии все мертвые (и даже враги)
несчастны? В каких эпизодах это проявляется? Докажите это.
Работа с текстом:
«Негоже тебе так лежать, ты ведь человек, и дети, должно быть, не раз
по тебе заплачут».
Пропуская через себя его боль, Мария накрыла лицо убитого лопухом
и только потом стала зарывать. Всех животных, птиц, которые вернулись к
этой женщине, прося у нее защиты, она ласково, как людей называла:
6
«Сиротиночки вы мои бедные», - и, не щадя себя, укрывала их от холода и
спасала от голода.
8.У. В произведении Закруткина сцены жизни и смерти идут рядом.
После похорон Вернера Брахта Мария ощущает в себе «сильные
требовательные толчки его, нерожденного». Нужно поберечь себя. Но
единственная оставшаяся в живых женщина колхозница не могла
равнодушно смотреть на погибающий под осенним дождем урожай, плоды
труда ее мужчин, соседей, чтобы еще раз показать , подчеркнуть бережное
отношение к памяти погибших, их делам.
Происходит внутренний диалог разума и сердца________________
(прочитать)
- Нет, так я не могу. Сколько людского труда прахом прошло.
В эти поля вложен труд трактористов, шоферов.
- Я знала этих людей. Мы вместе работали на нашей общей земле.
- Она испытывала гнетущее чувство вины перед этими людьми, перед
исчезнувшей бригадой.
- Ты одна выжила, одна за всех и работать должна.
- Вот дождусь того дня, когда наши придут и спросят:
- Как ты тут жила передовая колхозница?
У. Разум прав. Надо беречь дитя. О себе думать, как самой выжить, а не
гнуть спину на неубранных полях,
- Но! Совесть Марии не хочет соглашаться с этим. Она не имеет права
ждать и думать только о себе.
В поисках ответа Мария идет на кладбище.
Разум – за то, что надо поберечь себя ради дитя
нерожденного. Не спину гнуть. Тебя не убили, чего тебе
надо?
- Тебе сейчас одно надо: выстоять, переждать это горе,
родить дитя и ждать.
Сердце же отвечает:
7
9. Как вы думаете, почему Мария идет на кладбище? Почему так
светлы воспоминания о Радунице – дне поминовения усопших.
Автор говорит: «Радуница как бы объединяла людские поколения,
делала людей добрее и лучше».
10. Нашла ли она ответы на мучившие ее вопросы. Почему вы так
решили?
(Покидая кладбище, Мария поклонилась покосившемуся кресту деда
Корнея, промолвила, обращаясь будто к живому:
«Ты был первым, и они не посрамили твою память, и те, кто лежит тут
с тобой и те, кого казнили и угнали злые враги.
Негоже и мне быть последней…»)
На следующий день Мария самоотверженно трудилась в поле.
В споре победу одержало сердце.
Она не должна прерывать память и дело жизни этих людей …
Она должна работать ради продолжения жизни.
У: Мы видим, сколько испытаний выпало на долю Марии.
11. Вспомните, в какие еще моменты жизни Марии проявляется
открытое чувство материнства?
(Когда нашла детей, а потом когда они назвали ее мамой)
12. Когда Мария начинает ощущать себя Матерью всех?
У: Таким образом, Виталий Закруткин ставит простую крестьянку
Марию в один ряд с мадонной заступницей. От древней церковной живописи
через всю историю и мировое искусство проходит образ Богоматери,
Богородицы, Заступницы. Писатель обратился к этой вечной теме.
(послушаем авторские размышления).
Тебя, женщину, по имени Мария, люди называли матерью божьей.
Люди поверили, что ты, непорочная, родила им спасителя-бога, принесшего
себя в жертву и распятого за людские грехи. И люди сложили в твою честь
песнопенья, молитвы и стали именовать тебя госпожой…
8
Давайте попытаемся сопоставить репродукции с тем, какой
представляется Мария в повести В. Закруткина.
1. - репродукции картин, изображающих Мадонну.
- Рафаэль «Сикстинская Мадонна», «Мадонна дель Грандука», «Святое
семейство»
- Бартоломео Мурильо «Мадонна», «Мадонна в облаках»
- Виктор Васнецов «Роспись Владимирского собора в Киеве»
- Михаил Савицкий «Мать партизана» и «Партизанская мадонна»
- Кузьма Петров-Водкин « Петроградская мадонна»
2. - музыка Франц Шуберт «Ave, Marija» аже не зная итальянского
языка проникаешься мыслями, что люди прославляли Мадонну, несли
ей свои радости и искали утешения в горе.)
3. разговор Богородице
Какой смысл вкладывает Закруткин в название повести? Кто для
писателя его героиня:
- католическая Мадонна или
- русская Богородица?
Мария Мадонна Матерь любит, сострадает, защищает, принимает
в себя чужую боль.
Как вы считаете, мы ответили на поставленный в начале урока вопрос:
Почему эту женщину писатель не мог, не имел права забыть?
(Жизненный подвиг простой русской женщины неизмеримо выше.
Таких, как Мария, у нас на земле великое множество; и придет время люди
воздадут им должное.)
Эпиграф: какой из предложенных высказываний вы бы выбрали в
качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку и почему?
1. Материнства не взять у Земли, не отнять, как не вычерпать моря»
9
(В. Высоцкий)
2. Люди это всегда дети своих матерей… ведь у каждого есть Мать,
каждый чей-то сын. Прославим Женщину-Мать, неиссякаемый
источник всепобеждающей жизни!
(М.Горький)
3. Чтобы поверить в добро, люди должны начать делать его.
(Л. Толстой)
4. Во всех случаях лучше надеяться, чем отчаиваться.
(И. Гете)
Итоги: - как работали.
В. Закруткин прославил жизненный подвиг простой русской женщины,
создал ей словесный памятник.
= Но автор рассуждает: Исчезнут на земле войны, не будет убийств.
Белые, желтые, черные люди станут братьям. Соберут они все золото мира,
все драгоценные камни, все дары морей и недр земли. И воздвигнут
благодарные люди самый величественный монумент женщине труженице
земли.
Д/з: написать сочинение- миниатюру «Мой проект памятника Матери».
Использованная литература:
Закруткин В.А.
Матерь человеческая. Повесть. М.: «Молодая гвардия». 1969г., 144с.
10