Конспект урока "Анализ святочного рассказа Каразина Н.Н. «Загробная месть»" 7 класс


Класс: 7
Тема урока: Анализ святочного рассказа Каразина Н.Н. «Загробная
месть».
Тип урока: урок внеклассного чтения, комбинированный
Цели урока.
Образовательные:
Продолжать знакомство с жанром рождественского
рассказа.
Познакомить учащихся с отдельными фактами
биографии и творчества Каразина Н.Н.
Выявить в рассказе Каразина типологические черты
святочного жанра
Проанализировать рассказ Каразина «Загробная
месть», найти художественные особенности рассказа.
Развивающие:
развивать умение оперировать необходимыми
литературоведческими понятиями;
развить интерес к литературе через чтение
произведений забытых авторов;
развивать творческие способности учащихся,
способность к логическому мышлению;
продолжить формирование навыков интерпретации и
анализа художественного текста;
Воспитательные:
Воспитывать чувство любви к русской литературе;
Воспитывать способность вдумчиво вчитываться в
художественное произведение.
Повышение общей языковой культуры
Воспитание языкового чутья учащегося
Структура урока:
1. Оргмомент. (1 минута)
2. Постановка целей, объявление темы урока. (7 минут)
3. Доклад подготовленного ученика о биографии Каразина (3 минуты)
4. Работа с текстом. (27 минут)
5. Итог урока. Выставление оценок. (5 минут)
6. Домашнее задание. (2 минуты)
Опережающее задание: прочитать рассказ Каразина «Загробная
месть»
Оборудование и наглядность: мультимедийный комплекс (экран,
проектор, ноутбук).
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Постановка целей, объявление темы урока.
Сегодня на уроке я предлагаю вам продолжить знакомство с
творчеством забытого писателя рубежа 19-20 веков Н.Н. Каразина. Вы уже
знаете, что Каразин написал целый цикл произведений, называемый
“Святочные рассказы”.
Что вы знаете о святках?
В это веселое время с Рождества Христова до Крещения полагалось
радоваться. Люди наряжались и ходили с песнями из дома в дом, а те, кто
привык к уединению, читали что-нибудь чудесное, удивительное, одним
словом, праздничное. Такими и были “Святочные рассказы”, наполненные
чудесами, таинственностью, сверхъестественными превращениями.
Сегодня я предлагаю проанализировать святочный рассказ Каразина
«Загробная месть».
Задачи урока. Ребята, что нам необходимо сделать на уроке для
достижения данной цели?
- Повторить…
- Решить…
- Найти интересные сведения...
- Проверить…
- Обобщить…
-Узнать…
3. Доклад подготовленного ученика о биографии писателя. (см.
Презентацию)
4. Работа с текстом.
С чего начинается рассказ?
Каразин строит свой рассказ так, что он начинается со времени уже
случившейся кончины героя – барона фон Пудельвурста. История начинается
не с экспозиции, а сразу с завязки, что делает рассказ более динамичным.
Какова реакция домочадцев на смерть барона? Подтвердите свой
ответ примерами из текста.
Первая реакция на смерть барона растерянность. Тот факт, что барон
«взял и помер» кажется странным его супруге. Причем Каразин иронично
замечает, что «Агнесса Карловна, как застонала при первом известии, так и
теперь всё еще стонет, и доктор ей сердце слушает, а горничные обе икры
одеколоном растирают».
Первое поручение, которое могла еле слышно сделать Агнесса
Карловна это послать за модисткой. Странно, что жена смерть мужа
воспринимает как лишний повод принарядиться и думает, в котором туалете
она будет выглядеть выигрышнее на похоронах.
Кто делает необходимые поручения и распоряжения по поводу
смерти барона?
Няня делает необходимые распоряжения по поводу тела и приказывает
облечить его во фрачную пару, «чтобы со звездой и лентой непременно».
Затем посылают в «Конкордию» - «такое учреждение, которое в минуту
общей скорбной суматохи и печали берет на себя все материальные заботы и
хлопоты и все это исполняет в точности и совершенстве настоящих мастеров
и специалистов».
Верит ли автор во все свершившееся с его героем? Докажите
текстом.
Сам автор вполне верит во все свершившееся с главным героем,
бароном, тем самым незаметно заставляя и читателя погрузиться в
волшебный мир святочного рассказа
Дайте характеристику родным барона. Расскажите, как они ведут
себя на похоронах.
Достаточно подробно описаны блуждания барона, т.е. его души по
коридорам и комнатам дома. Читатель даже может на время забыть о том,
что барон мертв, так как кажется, по крайней мере, странным, что умерший
так подробно описывает комнаты, коридор, до мельчайших подробностей
воспроизводит детали, которые он видит. Мы наблюдаем за обстановкой в
доме, за домочадцами глазами умершего. И это необычная ситуация для
самого читателя. Барон застает в одной из комнат свою жену с доктором за
поцелуем.
Затем он попадает в комнату дочери, там еще ужаснее картина, дочь
называет тело отца падалью. Она переживает, что не сможет участвовать в
спектакле, что черный ей не к лицу, к смерти родного папы подходит как к
чему-то, что можно распланировать. Злится на отца, что тот сорвал ей все
планы. И ни капли сочувствия к отцу мы в ней не находим. Сыновья
устроили пирушку по случаю кончины отца. И думают только о том, как
поскорей отстоять панихиду с траурными лицами и вернуться.
Все действия героев исходят не от сердца, не от души, кажется, что их
поведение и их поступки размеренны по секундам, они знают, когда
молиться, когда сделать грустный взгляд, когда плакать, а когда рыдать: «С
баронессой сделалось даже что-то вроде истерики (заметим не истерика, а
всего лишь что-то вроде, что, понять было невозможно), ближайшие друзья и
знакомые поспешили с медицинской помощью. Поль и Пьер стояли
неподвижно, словно на часах, по обеим сторонам гроба родителя (удачное
сравнение, потому что его можно понимать буквально. Ведь Поль и Пьер
отсчитывают время, когда же, наконец, можно будет освободить себя от этой
обременяющей миссии стоять с потухшим взором и со скорбным лицом); они
оба были тоже очень бледны и, конечно, как мужчины твердой воли и
характера (замечание, которое нам кажется просто-напросто смешным, ибо
разоблачение их уже произошло выше) не плакали, но чувствовали себя не в
своей тарелке (ирония достигается за счет неуместного употребления
фразеологизма в данной ситуации), незаметно от постороннего взгляда
пропихивая в рот мятные лепешки, чтобы унять несвойственный печальной
минуте запах вакхического угара»
1
. Сослуживцы вместо того, чтобы
предаться молитве о душе усопшего, считают его состояние. Зависть к тому,
сколько он воровал, настолько сильна, что «Здоров накрал! чуть не вслух
1
Там же. С.355
подумал четвертый»
2
именно в тот момент, когда нужно было бы простить
все грехи и не держать зла на покойного, подумать и о своей душе.
Есть ли в рассказе нравственный идеал?
Да. Это няня.
Почему на ней акцентирует внимание автор только в конце
рассказа?
Одна она единственный прямой, добрый и любящий человек в доме:
«…Злая барышня, своенравная, вертопрахи разнузданные молодые баронята,
а уж про саму и говорить нечего просто шалая, гулящая баба… Только и
держался дом покойником, - всё распадется теперь, все пойдет
прахом…помяни, Господи, душу усопшего, хоть и немецкую душу, а всё ж
христианскую…Пошли ей мир и вечное успокоение!»,
- так причитает от
чистого сердца старушка.
На ней автор акцентирует наше внимание в нужное время, то есть
после «обхода» душой всех самых близких, на первый взгляд, людей: жены и
детей. В сравнении с ними Прокофьевна лишь одна из прислуги, а потому
могущая показаться неважной. Но именно это предугадывает автор в
читателе, и этим приемом неожиданности в последующих действиях
совершает своеобразное чудо в глазах читателя. Таким образом, можно
говорить о том, что и в этом рассказе Каразина чудо совершается
многократно – это тоже очень показательно.
Рассказ Каразина ироничен. Приведите примеры иронии из текста.
В рассказе прослеживается явная ирония писателя по поводу всего, что
связано с семейством барона, ирония не касается только Прокофьевны.
Комический эффект достигается за счет каламбура, эвфемизма, оксюмарона,
подмены слов во фразеологических оборотах, гиперболы. О возвышенном
2
Там же. С. - 356
говорится на приземленном уровне: «И баронская блуждающая душа эту
скорбную молитву услышала и, как оказалось впоследствии, приняла к
сведению». В день «торжественного погребения» (оксюмарон) все думают
только о внешней стороне панихиды. Заботятся о том, как выглядят. А ведь
это день траура прежде всего, и тому, кто истинно сокрушается в такой день
обычно не до внешней атрибутики. «Голос пастора раздавался отчетливо,
хотя драпированный сукном потолок и стены мешали несколько должному
резонансу».
Опровергните или докажите, что рассказ Каразина «Загробная
месть» - святочный.
Точного указания на святки нет, но ясно, что время зимнее, к тому же
«начало сезона». Умер барон где-то около двенадцати часов ночи типичное
эмблемное время в мистических произведениях. Но, несмотря на всё это,
один из самых главных признаков святочного рассказа наличие образа
чуда, непременно есть и в этой истории. «Тут случилось нечто невероятное,
то есть, если хотите, возможное, но в самых исключительных, редких
случаях». А одним из таких редких случаев как раз и могут явиться зимние
праздники, ведь именно они воплощают в себе время мистическое, чудесное.
Само чудо выражается в физическом воскрешении барона оть и
временном). Почему же происходит это событие? Оказывается, душа барона
просто от отчаяния, жалости к самому себе, злости на самых, может быть,
близких ему людей и других подобных чувств бросилась сочувственно
обнять свое тело, лежащее в гробу, вследствие чего барон и ожил физически.
Супруга быстро и, видимо, давно нашла уже замену барону.
«Добрая» Нина, «всегда такая ласковая, такая милая кошечка» называет
родного отца «падалью» и больше беспокоится о траурном наряде (именно
наряде как будто это просто лишний повод покрасоваться). Оба сына
отъявленные моты, смерть отца для которых лишь временное прекращение
выдачи денег для оплаты их счетов и векселей.
Каждый герой должен получить «награду» по своим заслугам. Все
наследники покойного (да и посторонние люди тоже, как это часто бывает)
уже давно считают его деньги. Поэтому в душе читателя возникают чувства,
схожие с чувствами барона. Но что герой может сделать, ощущая эту
вопиющую несправедливость ничего. Поэтому-то Каразин как творец
своего произведения дает возможность душе героя вернуться на время в его
телесную оболочку и исправить эту несправедливость в корне изменить
завещание. Христианская проблематика в рассказе налицо.
Барон фон Пудельвурст оставляет все свое наследство единственному
заслуживающему награду за любовь и преданность человеку няне Матрёне
Прокофьевне Прокофьевой. Читатель, как и сам барон, оказывается
удовлетворен исходом этой истории. «Ровно в полночь барон скончался
окончательно и бесповоротно».
В реальной жизни часто бывают как раз обратные случаи: наследство
достается злым и коварным родственникам или посторонним людям,
которые не заслужили его, поэтому, видимо, Каразин и делает
рождественский подарок и читателю, и героине, совершив это редкостное
чудо в своем рассказе.
Итоги урока.
- Какие чувства у вас вызвал рассказ?
- Могло ли то, что описал Каразин, происходить на самом деле?
-А для вас это выдумка писателя-Каразина? Или правда?
- Какова основная идея рассказа?
- Что вы поняли для себя, познакомившись с ним?
- Изменилось ли в вас что-то в результате работы с рассказом?
Домашнее задание.
нарисовать иллюстрации к рассказу и подписать их словами текста.
Написать рассуждение на тему: Кто из героев является нравственным
идеалом в рассказе и почему.