Конспект урока "Трагическая острота конфликта в драме А.Н. Островского «Бесприданница»" 10 класс скачать бесплатно

Конспект урока "Трагическая острота конфликта в драме А.Н. Островского «Бесприданница»" 10 класс


Автор:
Киреева Елена Васильевна
Место работы:
Колледж Северо-Казахстанского университета, Казахстан, г.
Петропавловск
Должность:
Учитель русского языка и литературы
Урок русской литературы в 10 классе.
Тема: Трагическая острота конфликта в драме А.Н. Островского
«Бесприданница».
Цель: знакомство с биографией А. Н. Островского, выявление основных
этапов его творчества, определение ключевых тем драматургии,
определение конфликта в драме «Бесприданница».
Задачи:
1) образовательная: расширить знания учащихся о русской драматургии
и русском театре второй половины 19 века, выявить новаторство
драматургии А. Островского;
2) развивающая: продолжить формирование творческих способностей
учащихся, систематизирование знаний о писателях 19 века;
3) воспитательная: воспитывать любовь к литературе, искусству,
формировать нравственные идеалы учащихся.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
2. Проверка знаний.
Характеристика периода русской литературы 60-90-х годов 19 века.
Продолжите предложения письменно.
1. Перечислите литературные направления 60-90-х годов 19 века.
2. К какому из направлений примыкали Достоевский, Страхов,
Григорьев?
3. В журнале «Русская беседа» печатались…(направление)
4. Отстаивали традиции «чистого искусства», обращенного к
«вечным» вопросам (направление).
5. Отрицали реформы Петра I (указать направление).
6. Художественный метод в искусстве литературы, царивший в 60-
90егоды 19в.
Ответы:
1. Славянофилы, западники, почвенники, революционеры-
демократы.
2. Почвенники.
3. Славянофилы.
4. Западники.
5. Славянофилы.
6. Реализм.
3. Изучение нового материала.
3.1. Знакомство с биографией писателя.
Русская драматургия никогда не была бы столь яркой и выразительной,
не будь Александра Николаевича Островского. Его талант изменил жизнь
русского театра.
В 1821г отец будущего драматурга переехал в Замоскворечье, которое
было одним из живописнейших мест в Москве. Жители Замоскворечья из
двора могли видеть Кремль, слышать колокольный звон. Это место, где
сосредоточились культурные традиции России, оно вдохновляло русских
художников и писателей.
В 12 лет Островский поступил в Первую московскую гимназию, по
окончании которой в 1840г был зачислен на юридический факультет
Московского университета. Отец настаивал, чтобы А.Н.О. наследовал
профессию юриста.
После университета А.Н. работал в суде, но уже во время этой работы стал
заниматься литературой и пробовать свои силы в написании пьес.
1847 г будет «самым памятным» днем в его жизни. В доме профессора
русской словесности Шевырева среди всей литературной элиты Островский
прочел пьесу «Картина семейного счастья». После прочтения в зале
раздались аплодисменты, а Шевырев воскликнул: «Поздравляю вас,
господа, с новым светилом в отечественной литературе!» С тех пор
Островский стал направлять все усилия в русло литературы.
3.2. Русский театр времен Островского.
Приход Островского в литературу ознаменовался кардинальными
переменами в театральной жизни. Он буквально завладел сценой. Являясь
одновременно писателем и режиссером, Островский стал иначе подавать
пьесы. Со сцены постепенно исчезал фарс, наигранность, отчужденность, а
на смену пришли натуральность, под внешней простотой скрывалась глубина
мысли.
Для Островского театр – «храм искусства». «Моя задача – служить
русскому драматическому искусству». Он пытался создать образцовый
русский театр. В Москве в Малом театре он чувствовал себя как дома, сам
создавал актерскую труппу.
В 1886 г Островский, как всегда работая, вдруг вскрикнул: «Ах, как
мне дурно!». Испуганная дочь побежала за водой и вдруг услышала, как он
упал. Через несколько секунд он затих. Скончался от сильного припадка
грудной жабы.
3.3. Художественный мир драмы «Бесприданница».
Анализ драмы всегда начинается с анализа афиши. Драматурги часто
используют прием говорящих фамилий.
Огудалова Харита Игнатьевна (от огудать обольстить, обмануть, надуть,
провести; огудала – плут, мошенник).
Кнуров Мокий Пармёныч (от кнур – боров, кабан, свиной самец).
Паратов (для охотников паратый – сильный, хищный зверь).
Юлий Капитоныч Карандышев (гротеск в имени: имя римского
императора и обыденное, прозаическое отчество. По словарю Даля
«карандыш» коротышка, недоросток).
Лариса (=чайка-одинокая).
Действие происходит на Волге. Узлы действия завязаны задолго до
начала пьесы, за счет этого пространство пьесы расширяется.
время до начала пьесы точка отсчета времени
Любовь к униженное согласие Появление Званый Побег Убийство
Паратову положение стать Паратова обед у Ларисы Ларисы
беспридан- женой Каран- с Пара-
ницы в Каранды- дышева товым
доме шева
Конфликты пьесы:
1) любовный – стремление преодолеть Ларисой любовь к Паратову;
2) социальный – бесправие бесприданницы, стремление распоряжаться
ею, как вещью;
3) внутренний (главный) Лариса стоит на распутье: защищать свое
достоинство и выйти замуж за нелюбимого Карандышева или
поддаться искушению страстной любви к Паратову.
Весь драматизм пьесы – в переживаниях Ларисы.
4. Итог занятия.
Сформулируйте особенности драматургии А. Островского.
Д\з. выписать из текста реплики героев, раскрывающие содержание
внутреннего конфликта Ларисы.