Жизнь в монастыре невозможна для Мцыри, так как она враждебна его мечтам и желаниям. Требование свободы, стремление к ней присуще Мцыри, однако герой обречен на одиночество среди “чужих” – в этом и заключается трагичность судьбы Мцыри.
Презентация "Михаил Юрьевич Лермонтов 1814-1841 "Трагическая судьба Мцыри"
Подписи к слайдам:
- Подготовка к сочинению
- по поэме "Мцыри".
- "Трагическая судьба
- Мцыри".
- Тема сочинения:
- 1. Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши-послушника;
- 2. Что увидел и узнал Мцыри во время скитаний.
- 3. Черты личности Мцыри, раскрывшиеся за три блаженных дня.
- 4. Почему Мцыри не достиг Родины?
- 5. Как вы думаете, что личного внес М.Ю. Лермонтов в свою поэму?
- Что говорит Мцыри о месте, где он вырос?
- (цитаты из текста)
- «Я вырос в сумрачных стенах»;
- «На мне печать свою тюрьма оставила…»;
- Мцыри бежит из «земли чужой», «от келий душных».
- К чему стремиться Мцыри?
- (цитаты из текста)
- «Я цель одну – пройти в родимую страну – имел в душе»;
- Мцыри бежит «в тот чудный мир тревог и битв, где люди вольны, как орлы».
- Бескрайняя любовь к , стремление к и героический протест против .
|
|
|
- Жизнь в монастыре невозможна для Мцыри, так как она враждебна его мечтам и желаниям. Требование свободы, стремление к ней присуще Мцыри, однако герой обречен на одиночество среди “чужих” – в этом и заключается трагичность судьбы Мцыри.
- 1. Вступление (1 глава).
- 2. Жизнь Мцыри (2 глава).
- 3. Исповедь Мцыри (с 3 по 26 главы):
- жизнь Мцыри в монастыре;
- рассказ о трех днях свободы;
- смерть Мцыри, его завещание.
- 1. Вступление.
- «Мцыри» - романтическая поэма.
- 2. Основная часть.
- Мцыри живет в «земле чужой» и рвется на родину;
- герой чувствует себя запертым в тюрьме, а мечтает о воле;
- он одинок, а стремится к людям, вместе с которыми хотел бы преодолеть опасности.
- 3. Заключение.
- Мцыри обречён на одиночество среди “чужих”.
- Судьба героя трагична. Мцыри объясняет трагичность своего пути бессмысленностью спора с судьбой (“Но тщетно спорил я с судьбой, Она смеялась надо мной”), и тем, что, воспитываясь в монастыре, он стал чужим своему — прекрасному, родному — миру (“На мне печать свою тюрьма оставила…”)
- Романтизм (фр. romantisme) — явление европейской культуры в XVIII—XX. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.
- вид Крестовой горы
- пламенная страсть, сумрачные стены, блаженные дни, пылающая грудь, в холодной вечной тишине, бурное сердце, могучий дух, страшно бледен, дружбы живой меж бурным сердцем и грозой, грозящей бездны, сердитый вал, отчаянной рукой, бешеный скачок, страшной смертью, смертельный бой, и я был страшен, ужасный крик, страшный сон, волю дикую, жар бессильный и пустой, безжалостного дня”, лёгкий шум шагов; голос, сладко вольный; сладкою тоской, в тюрьме воспитанный цветок - передают душевное настроение, глубину чувств, их силу и страстность, внутренний порыв
- снегах, горящих, как алмаз; в тени рассыпанный аул, сонные цветы, волшебным, странным голосам; две сакли дружною четой, «объятья жадные» тучки, мир молчаливый; лёгких, бешеных коней; битвы чудные, лучей живительных, свежих островов, шепчущих кустов, взор рыбки «грустно нежен и глубок», её сребристый голосок, чудных снов, вольную струю, воздух так душист, играющий на солнце лист – передают поэтическое восприятие мира героем.
- «Летние жары покрыли тенью золотой лицо и грудь её, и зной дышал от уст её и щёк. И мрак очей был так глубок...»
- «Казалось, приросли к скале две сакли дружною четой».
- «И двух огней промчались искры...То был пустыни вечный гость..», «Сердце вдруг зажглося жаждою борьбы и крови...да, рука судьбы вела меня иным путём...»
- «Бой закипел».
- «Но земли сырой покров их освежит и смерть навеки заживит». «Судьба... смеялась надо мной!»
- «Проснулся день, и хоровод светил напутственных исчез в его лучах. Туманный лес заговорил».
- «Проснулся день, и хоровод светил напутственных исчез в его лучах. Туманный лес заговорил».
- «Смутный гул в долине с ветром пробежал....», «Я тайный замысел ласкал...». «...унесть в могилу за собой тоску по родине святой, надежд обманутых укор...». «Казалось, звон тот выходил из сердца».
- «...палил меня огонь безжалостного дня», «иссохший лист её венцом терновым над моим челом свивался, и в лицо огнём сама земля дышала мне. Сверкая быстро в вышине, кружились искры... Мир божий спал в оцепенении глухом отчаянья тяжёлым сном».
- «...моя в огне...(рука) Знай, этот пламень с юных дней Таяся жил в груди моей; Но ныне пищи нет ему, И он прожёг свою тюрьму…»
- «Там, где, сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры».
- «Поток, усиленный грозой, шумел, и шум его глухой сердитой сотне голосов подобился. Хотя без слов мне внятен был тот разговор, немолчный ропот, вечный спор с упрямой грудою камней. То вдруг стихал он, то сильней он раздавался в тишине...».
- «Растений радужный наряд хранил следы небесных слёз, и кудри виноградных лоз вились, красуясь меж дерёв прозрачной зеленью листов; и грозды полные на них, серёг подобье дорогих, висели пышно...И снова вслушиваться стал к волшебным, странным голосам; они шептались по кустам, как будто речь свою вели о тайнах неба и земли; и все природы голоса сливались тут...»
- «Уж луна вверху сияла, и одна лишь тучка кралася за ней, как за добычею своей, объятья жадные раскрыв».
- «И миллионом чёрных глаз смотрела ночи темнота сквозь ветви каждого куста».
- С помощью развёрнутых олицетворений передаётся понимание природы, полное слияние Мцыри с ней. В природе Кавказа поэт-романтик находит те величие и красоту, которых недостаёт человеческому обществу.
- «Как серна гор, пуглив и дик и слаб и гибок, как тростник», «он страшно бледен был и худ и слаб, как будто долгий труд, болезнь иль голод испытал».
- «Я видел горные хребты, причудливые, как мечты, когда в час утренней зари курилися, как алтари, их выси в небе голубом, и облачко за облачком, покинув тайный свой ночлег, к востоку направляло бег – как будто белый караван залётных птиц из дальних стран!», «в снегах, горящих, как алмаз», «как узор, на ней зубцы далёких гор».
- «дерев, разросшихся кругом, шумящих пёстрою толпой, как братья в пляске круговой» «вой протяжный, жалобный, как стон», «он застонал, как человек».
- «Сплетясь, как пара змей»
- «Я сам, как зверь, был чужд людей и полз прятался, как змей», «я был чужой для них навек, как зверь степной» – шакал «кричал и плакал, как дитя», «он застонал, как человек».
- «Как барс пустынный, зол и дик, Я пламенел, визжал, как он, Как будто сам я был рождён В семействе барсов и волков...» «В груди моей родился тот ужасный крик, Как будто с детства мой язык к иному звуку не привык!» «Он встретил смерть лицом к лицу, Как в битве следует бойцу!»
- В этих сравнениях выражается сила страсти,
- энергия, могучий дух Мцыри. Схватка с барсом
- Оборачивается сознанием высокой ценности
- борьбы, мужества. С помощью сравнений она
- показана как схватка диких природных сил. А в
- природе естественно устанавливаются
- справедливые законы.
- У христиан: признание в своих грехах перед священником, отпускающим грехи от имени церкви и Бога, церковное покаяние.
- Откровенное признание в чем-нибудь, рассказ о своих сокровенных мыслях, взглядах.
- (Толковый словарь русского языка
- С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой).
- Образ Мцыри в поэме М.Ю. Лермонтова.
- Какую роль играют картины природы в раскрытии идеи произведения?
- Почему Мцыри не нашел пути на Родину?
Литература - еще материалы к урокам:
- Презентация "Лексика" 6 класс
- Презентация "Детский фольклор. Страшилки"
- Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса (УМК "Школа 2100". ФГОС)
- Учимся писать лингвистическое сочинение-рассуждение (С2 на ГИА)
- Презентация Михаил Пришвин "Школьная робинзонада"
- Презентация "Литературное чтение" 3 класс