Презентация "Александр Александрович Блок. Жизнь и творчество. «Стихи о Прекрасной Даме»" скачать


Презентация "Александр Александрович Блок. Жизнь и творчество. «Стихи о Прекрасной Даме»"

Подписи к слайдам:
Александр Александрович Блок. Жизнь и творчество. «Стихи о Прекрасной Даме» От тебя приходила ко мне тревога И уменье писать стихи... А. А. Ахматова
  • Как вы понимаете смысл эпиграфа?
  • В этих скупых ахматовских строках, посвященных А. А. Блоку, очень точно выражены стиль и манера творчества поэта. Действительно, поэтическое мастерство Блока поражает, а магия его стихотворных строк, где есть и тайна, и глубокий смысл, и ощущение тревоги, запоминается навсегда. В чем-то это — дань его принадлежности к символистскому течению в поэзии. Но, как и у любого большого художника, творчество Блока перерастает рамки любого направления.
Начинал свой путь в поэзии Блок как символист. Поэт принадлежал к так называемым младосимволистам, хотя деление это достаточно условно. Блок вошел в историю литературы как выдающийся поэт-лирик. Начав свой поэтический путь книгой мистических стихов. Блок прошел сложный творческий путь к реальной действительности, к революции. Можно сказать, что вся лирика А. А. Блока — поэтический дневник жизни русского человека рубежа веков. Родился 16 (28) ноября 1880 года. Принадлежал к кругу старой русской интеллигенции, из поколения в поколения служившей науке и литературе. Его отец Александр Львович вел свой род от врача И. фон Блока, приехавшего в Россию в середине XVIII века из Мекленбурга, и был профессором Варшавского университета по кафедре государственного права. Мать будущего поэта Александра Андреевна из-за деспотического характера мужа была вынуждена уйти от него еще до рождения сына. Детские и юношеские годы Блок проводил в доме деда Андрея Николаевича Бекетова, ректора Петербургского университета, в доме отчима и в подмосковном имении Шахматове. В либеральной семье Бекетовых приветствовались занятия литературным трудом. Эта атмосфера рано пробудила в нем непреодолимое стремление к поэзии.
  • «После глухого ельника как-то вдруг, неожиданно на пригорке возникало Шахматово…»
  • Усадьба Шахматово,
  • конец XIX века
А. Блок с двоюродными братьями А. и Ф. Кублицкими-Пиоттух и родственниками отчима А. и Н. Лозинскими
  • Дом в Шахматове. Рисунок А. Блока
К раннему творчеству Блока принадлежит книга стихов, вышедшая в 1904 году и получившая название «Стихи о Прекрасной Даме». Раскрытию и постижению этого образа, имевшего реального прототипа, посвящен весь цикл стихотворений. Здесь открывается особый мир влюбленного человека, влюбленного поэта, в котором он предстает рыцарем, отдающим жизнь служению своей даме и преклоняющимся перед идеалом красоты, гармонии и женственности.
  • В 1903 году Блок женился на Любови Менделеевой, дочери Д. И. Менделеева, героине его первой книги стихов «Стихи о Прекрасной Даме».
Идея Вечной Женственности у А. Блока воплотилась в Прекрасной Даме, на рыцарское служение которой подвигнут поэт («Стихи о Прекрасной Даме», 1904). Культ Прекрасной Дамы проходит через все творчество поэта. Но этот образ не остался неизменным, он обретал все новые воплощения — от носительницы божественного начала, Вечной Женственности, Вечной Жены до его конкретного, очеловеченного облика, опоэтизированного в чертах Любимой. Символы в «Стихах о Прекрасной Даме»
  •  В поэзии А. Блока создана целостная система символов.
  • «В ее основе лежит простой мотив: рыцарь (инок, юноша, поэт) стремится к Прекрасной Даме. За этим стремлением стоит многое: мистическое постижение Бога, поиски жизненного пути, порыв к идеалу и бесконечное количество оттенков толкований.
  • Образ Вечной Жены, Вечной Женственности как животворящего начала.
Заря, звезда, солнце, белый цвет — все это синонимы Прекрасной Дамы… Размыкание кругов — порыв к ней. Ветер — знак ее приближения. Утро, весна — время, когда надежда на встречу наиболее крепка. Зима, ночь — разлука и торжество злого начала. Болото символизирует обыденную жизнь, не освещенную мистически. Солнце — символ Женственности, символ счастья, любви. Цикл «Стихи о Прекрасной Даме» состоит из 129 стихотворений
  • Вступление
  • «Я вышел. Медленно сходили»
  • «Ветер принёс издалёка»
  • «Тихо вечерние тени»
  • «Душа молчит. В холодном небе»
  • «Ты отходишь в сумрак алый»
  • «Ночью сумрачной и дикой»
  • «Навстречу вешнему расцвету»
  • «В день холодный, в день осенний»
  • «Всё отлетают сны земные»
  • «В передзакатные часы»
  • «Всё бытиё и сущее согласно» и др.
Очень важны в цикле «Стихи о Прекрасной Даме» образы «земли» и «неба». «Земля» и «небо» - два разных мира, олицетворяющие собой духовное и материальное начала. Отсюда в стихотворениях этого цикла чувствуется трагическое «двоемирие» в душе героя. Его мысли и стремления обращены к духовному, вечному, но сам он принадлежит к материальному миру и никак не может достичь той духовной гармонии, которой жаждет. Лирическая героиня этого цикла разнообразна. Она может быть далеким образом, чем-то нереальным, прекрасным, манящим: Робко, темно и глубоко Плакали струны мои. Ветер принес издалёка Звучные песни твои. Этим четверостишием заканчивается стихотворение «Ветер принес издалека…». Автор упоминает о лирической героини лишь в последних двух строках. Тем самым он подчеркивает ее воздушность, нереальность, призрачность. Тема призрачности и воздушности облика возлюбленной прослеживается также в стихотворении «Ты отходишь в сумрак алый…». Уже по первой строке можно почувствовать зыбкость лирической героини. Она «отходит в сумрак алый», слышны лишь ее «отдаленные шаги». Лирический герой в замешательстве. Он не знает, «Ждать иль нет внезапной встречи». Он жаждет любви, но это чувство слишком воздушно. Так раскрывается трагическое двоемирие Блока: невозможность воссоединения земного и небесного. Программно в плане раскрытия образа лирической героини Блока стихотворение «Вхожу я в темные храмы…». Для поэта возлюбленная – это «Прекрасная Дама», «Она», «Величавая Вечная Жена», «Святая», «Милая». Герой ожидает любви в храме. Так поэт подчеркивает небесность, святость прекрасного образа. Очень интересно стихотворение «Ты горишь над высокой горою…». Здесь образ лирической героини кажется вполне реальным, земным. Но одним только словом Блок вновь меняет образ с земного на воздушный, нереальный: Я примчуся вечерней порою, В упоеньи мечту обниму. Вообще мистическая тематика близка этому циклу. Например, стихотворение «Предчувствую тебя. Года проходят мимо…» наполнено ощущением рокового предопределения: Предчувствую Тебя. Года проходят мимо - Всё в облике одном предчувствую Тебя. Лирический герой предчувствует появление своей возлюбленной. Он полон ожиданий. Но в то же время в нем сидит мистический страх. Он боится крушения своих надежд, его страшит бесплотность его веры: Весь горизонт в огне, и близко появленье, Но страшно мне: изменишь облик Ты, И дерзкое возбудишь подозренье, Сменив в конце привычные черты. Блока своеобразно очаровывает тема смерти. Он воспринимает неизбежное окончание человеческой жизни как переход в небесную сферу. Именно там обитает его мистическая возлюбленная. В стихотворении «Мне снилась смерть любимого созданья…» поэт рассказывает о своем сновидении. Ему приснилась смерть возлюбленной. Но в его душе нет горечи, страданий. Наоборот: … пела мысль в крови: "Блаженный, вечный дух унес твое мученье! Блажен утративший создание любви!" Мне на самом деле близка поэзия Блока. Я люблю его творчество за невероятный романтизм, красоту, глубину. Особенно мне нравится цикл «Стихи о Прекрасной Даме». Его стихотворения обогатили не только поэзию Серебряного века, но и мой внутренний мир. Февральскую и Октябрьскую революции Блок встретил со смешанными чувствами. Он отказался от эмиграции, считая, что должен быть с Россией в трудное время. В начале мая 1917 года был принят на работу в «Чрезвычайную следственную комиссию для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и прочих высших должностных лиц как гражданских, так и военных и морских ведомств» в должности редактора. Основная часть творчества Блока относится к дореволюционному периоду, когда обнажается противоречивость жизни, уходит стабильность и покой. В такой ситуации все человеческие чувства становятся не искренни и фальшивы, когда человек ощущает одиночество, наталкивается на непонимание окружающих. Единственным светлым чувством остается для Блока любовь к Родине. Поэт неоднократно повторял, что все его творчество о России: «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь... Ведь здесь — жизнь или смерть, счастье или погибель». На эту тему написаны стихи «Русь», «Россия», цикл «На поле Куликовом». Поэма «Двенадцать» формально не входит в блоковскую «трилогию», но, связанная с ней многими нитями, она стала новой и высшей ступенью его творческого пути. «…Поэма написана в ту исключительную и всегда короткую пору, когда проносящийся революционный циклон производит бурю во всех морях – природы, жизни и искусства». Вот эта «буря во всех морях» и нашла свое сгущенной выражение в поэме. Все ее действие развертывается на фоне разгулявшихся природных стихий. Но основа содержания этого произведения – «буря» в море жизни. Строя сюжет поэмы, Блок широко использует прием контраста. При советской власти писателей не поддерживало правительство, оказавшись в тяжёлом материальном положении, Александр Блок серьёзно заболел и 7 августа 1921 года умер в своей последней петроградской квартире от воспаления сердечных клапанов.
  • Поэт был похоронен на Смоленском кладбище, его отпевали в церкви Воскресения Христова.
  • Прах Блока был перезахоронен на Волковом кладбище.
  • Музей-квартира А. А. Блока располагается на улице Декабристов, 57.