Сценарий "Урок - суд над Иваном Грозным" 10 класс

«
«
У
У
р
р
о
о
к
к
-
-
с
с
у
у
д
д
н
н
а
а
д
д
И
И
в
в
а
а
н
н
о
о
м
м
Г
Г
р
р
о
о
з
з
н
н
ы
ы
м
м
»
»
в
в
1
1
0
0
к
к
л
л
а
а
с
с
с
с
е
е
Подготовила:
учитель МОУ СОШ с. Захаровка
Воловского района
Липецкой области
Новикова Елена Петровна
Тип урока:
Повторительно-обобщающий
Цели:
1)Обобщение, расширение и систематизация знаний учся по теме «Правление Ивана 4».
2)Продолжить работу по развитию навыков работы с картой, документами; умению анализировать и
сопоставлять исторические факты, самостоятельно делать выводы.
3)Развитие коммуникативных способностей уч-ся, умения высказывать и аргументировать свое мнение.
Оборудование:
Презентация, карты «Восточная политика России в 16 веке», « Опричнина»
Ход урока:
Председательствующий
Сегодня мы проводим урок- суд над Иваном Грозным
Иван Васильевич (Иван 4) происходил из рода Рюриковичей. В 1547году в возрасте 17, лет был венчан на
царство и управлял Российским государством до своей смерти в 1584 году.
Слово предоставляется прокурору
Прокурор:
Уважаемый суд! Господа присяжные!
Вам предстоит сегодня рассмотреть и вынести свое решение по делу о виновности Ивана Грозного.
Обвинение намерено доказать Вам, что будучи деспотом по натуре, человеком безбожным и жестоким,
обуреваемым жаждой единоличного правления, подсудимый прямо способствовал и отдавал приказы об убийствах
подданных своих, служивших ему верою и правдою, поощрял в государстве Российском взяточничество и
мздоимство, ограничивал и нарушал веками установившиеся традиции и порядки, оставил к концу своего
правления страну в состоянии разорения, истерзанную и запуганную, стоящую на краю пропасти
Защитник:
Уважаемый суд! Господа присяжные! Представитель обвинения перечислил Вам только что все проступки,
в которых обвиняется подзащитный. Мы намерены опровергнуть их. Мы докажем Вам, что действия обвиняемого
были единственно следствием его тяжелого характера, который сформировался в условиях чрезвычайных.
Мы намерены доказать Вам, что приняв страну в состоянии нестабильном, когда занятые борьбой за власть и
сведением личных счетов бояре особо не обременяли себя делами государственными, царь Иоанн Васильевич
оставил потомкам Россию сильную, окончательно независимую от Орды и значительно расширившую свою
территорию. И в своих действиях руководствовался он единственно соображениями пользы государственной.
Эксперты
Разрешите представить имеющиеся доказательства
Карта «Восточная политика России в16 в.»
В период правления Ивана Грозного в состав Российского государства вошли :Казанское , Астраханское и
Сибирское ханство. В ходе 25 летней Ливонской войны Россия потеряла часть земель на побережье Балтийского
моря и Ладожского озера и Смоленские земли с городом Велиж
Прокурор
Что касается территориальных присоединений, то следует согласиться с тем ,что это отвечало интересам
государства :Обезопасило южные рубежи, устранило препятствия для русской торговли
Защитник
Первый период правления Ивана 4 связан с деятельностью Избранной рады, которая с 1549 по1560 провела
ряд важных реформ ,направленных на централизацию государства и преодоление пережитков феодальной
раздробленности
Прокурор
Создание сильного централизованного государства –прогрессивный и исторически закономерный процесс Это
отвечало интересам Всех слоев общества. Важно другое : Каким путем он будет осуществляться.? Избранная рада
наметила постепенный реформистский путь(наименее болезненный –терапевтический),но с прекращением
деятельности Избранной рады Иван 4 встал на ускоренный, репрессивный.(хирургический)путь централизации
через террор опричнины, приведший к установлению в России абсолютизма с чертами восточной деспотии
Следственная группа
В начале 1565 г. Иван IV, покинув Москву и сделав своей резиденцией Александрову слободу, учредил
опричнину выделил значительную часть государства в особое личное владение.
Эксперты: карта: «Опричнина»
В опричнину вошли Поморье, Двинская земля, Устюг, Вологда - зажиточные промысловые районы Севера;
Каргополь, Соль-Галицкая, Соль-Вычегодская, Старая Русса - крупнейшие центры солеварения; Вяземский,
Белевский, Медынский н другие уезды, примыкавшие к литовской границе; Суздальский и Можайский уезды, ряд
подмосковных волостей. В самой столице была отписана в опричнину часть от Никитских ворот до берега Москвы-
реки, т.е. район Арбата, Знаменки, Воздвиженки, Чертолья. Царь оговорил свое право расширять территорию
опричнины, что впоследствии и происходило.
Следственная группа
Остальная часть страны была названа земщиной. Ее обложили тяжкими налогами на содержание
опричнины.
Эксперты
Царь ввел опричнину 5 января 1564 г. На расходы по созданию опричнины царь взял с земщины 100 тысяч
рублей. В XVI в. село с несколькими деревнями продавали за 100—200 рублей. За 5— 6 рублей можно было купить
шубу на куньем меху. Годовой оклад служившего при дворе человека невысокого ранга равнялся 5—10 рублям, а
400 рублей составляли самый высокий боярский оклад. Таким образом, 100 тысяч рублей были огромной по тем
временам суммой
Следственная группа
Иоанн занялся образованием своей новой дружины. В совете с ним сидели Алексей Басманов, Малюта
Скуратов, князь Афанасий Вяземский и другие любимцы. К ним приводили молодых детей боярских, отличных не
достоинствами, но так называемым удальством, распутством, готовностью на все. Иоанн предлагал им вопросы о
роде их, о друзьях и покровителях; требовалось именно, чтобы они не имели никакой связи с знатными боярами;
неизвестность, самая низость происхождения вменялась им в достоинство. Вместо тысячи царь избрал 6 тысяч
и взял с них присягу служить ему верою и правдою, доносить на изменников, не дружиться с земскими (то есть со
всеми, не записанными в опричнину), не водить с ними хлеба-соли, не знать ни отца, матери, знать единственно
государя. За то государь дал им не только земли, но и домы и всю движимую собственность старых владельцев
(числом 12 000), высланных из пределов опричнины с голыми руками, так, что многие из них, люди заслуженные,
израненные в битвах, с женами и детьми шли зимою пешком в иные отдаленные пустые поместья. Самые
земледельцы были жертвою сего несправедливого учреждения: новые дворяне, которые из нищих сделались
большими господами, , имели нужду в деньгах, облагали крестьян непосильными налогами, деревни разорились
Скоро увидели, что Иоанн предает всю Россию в жертву своим опричным: они были всегда правы в судах, а на них
не было ни суда, ни управы. Опричник, или кромешник,— так стали называть их, как бы извергов тьмы кромеш-
ной,— мог безопасно теснить, грабить соседа и в случае жалобы брал с него пеню за бесчестье. Сверх многих
иных злодейств, к ужасу мирных граждан, следующее вошло в обыкновение: слуга опричника, исполняя волю
господина, с некоторыми вещами прятался в доме купца или дворянина: господин заявлял его мнимое бегство,
мнимую кражу; требовал в суде пристава, находил своего беглеца с поличным и взыскивал с невинного хозяина
пятьсот, тысячу или более рублей. Не было снисхождения: надлежало или немедленно заплатить, или идти на правеж:
то есть неудовлетворенному истцу давалось право вывести должника на площадь и сечь его всенародно до
заплаты денег. Иногда опричник сам подбрасывал что-нибудь в лавку богатого человека, уходил, возвращался с
приставом и за будто бы украденную у него вещь разорял купца; иногда, схватив человека на улице, вел его в суд,
жалуясь на вымышленную обиду, на вымышленную брань: ибо сказать неучтивое слово опричнику значило
оскорбить самого царя; в таком случае невинный спасался от телесной казни тягостною денежною пенею. Одним
словом, люди земские, от дворянина до мещанина, были бесправны, безответны против опричных Затейливый ум
Ивана Грозного изобрел достойный символ для своих ревностных слуг :они ездили всегда с собачьими головами и с
метлами, привязанными к седлам. В ознаменование того, что грызут лиходеев царских и метут Россию
Опричники громили боярские дома, растаскивали имущество, угоняли крестьян. Начались казни видных
политических деятелей; Грозный собственноручно убил главу Боярской думы И.П.Федорова; опале подвергся глава
церкви митрополит Филипп, открыто осуждавший действия царя
Эксперты
Основные события опричнины:
январь 1565 г. –Учреждение опричнины, создание Опричного войска, первые казни
1568 г. — низложение митрополита Филиппа
1569 г. — расправа над князем Владимиром Старицким и его семейством;
1569—1570 гг. погромы в Твери, Клину, Вышнем Волочке, Пскове, массовая резня в Великом Новгороде,
казни руководителей опричнины, массовые казни в Москве;
1571 г. — опустошительный набег крымского хана Девлет-Гирея, московский пожар;
1572г. — второй набег Девлет-Гирея, битва у села Молоди, отмена опричнины.
Т. О. в течение 7 лет страна испытывала ужасы опричнинного террора
Выступления свидетелей
Свидетель по «Делу» боярина Федорова
Один из иностранцев, живших в России, писал, что при дворе тирана небезопасно о чем бы то ни было
говорить. Если кто-нибудь скажет громко или тихо, посмеется или поморщится, станет весел или печален,
сразу же будет заподозрен в «измене», в замышлении чего-то против царя. И оправдаться никто не может:
тиран зовет опричников, «чтобы они взяли такого-то и вслед за тем на глазах у владыки либо рассекли на
куски, либо отрубили голову, либо утопили, либо бросили на съедение собакам или медведям». Особо не
терпел царь тех, кто был честен, умен, независим. Крепко держал он в памяти слова старца Вассиана «Если
хочешь быть самовластцем не держи советников умнее себя» Диктаторы всегда опасаются подобных людей,
пользующихся к тому же популярностью.
Таким «неудобным» человеком в годы опричнины стал Иван Петрович Федоров, видный боярин,
богатейший человек, который, вопреки традиционной продажности приказных людей, взяток не брал и, как
утверждала народная молва, судил «праведно».
Заподозрив Федорова в измене, царь отнял у него все его богатства: золото, серебро, жемчуга, платье, даже
посуду и, чтобы унизить еще больше, отправил опального на войну против татар. С трудом И. П. Федоров
достал коня и исполнил царский приказ. По возвращении же из похода в 1568 г. он был вызван к царю. Грозный
редко удовлетворялся «простой» казнью: ему почти всегда хотелось поиздеваться над жертвой. Заставив
боярина облачиться в царскую одежду и дав ему скипетр, царь усадил его на трон и театрально воздал ему
«почести»: обнажил голову и преклонил колена. Затем со словами: «Как в моей власти поместить тебя на
этом троне, так в той же самой власти лежит и снять тебя»— схватил нож и всадил его в грудь боярину.
Довершили злодейство опричники. Растерзанное тело И. П. Федорова протащили за ноги по всему Кремлю и
бросили на площади. Убиты были и все слуги боярина.
Свидетель по делу убийства митрополита Филиппа
Федор Степанович Колычев постригся в монахи Соловецкого монастыря под именем Филиппа , а затем
стал игумном этого монастыря
В 1566 г. с царского ведома Филипп был избран на митрополию. Известно, что, еще будучи игуменом, он
просил, чтобы «царь и великий князь отставил опришнину; а не отставит царь великий князь опришнины и ему
в митрополитех быти невозможно». Иван Грозный решительно потребовал,чтобы Филипп «в опришнину... не
вступался, а на митрополию бы ставился». Но все же Грозный пошел на уступку, разрешив новому митрополиту
ходатайствовать за опальных. Казни И. П. Федорова и других ни в чем не повинных людей заставили Филиппа
сделать свой главный жизненный выбор. Весной 1568 г. на богослужении в Успенском соборе митрополит публично
отказал царю в благословении, осудил опричнину и казни. Столкновения царя и митрополита привели к тому , что
Филипп был низложен и сослан в Тверской Отрочь монастырь 23 декабря 1569 года бывший митрополит Филипп
был по приказу царя задушен Малютой Скуратовым за отказ благословить царя на разгром Новгорода
Свидетель погрома в Великом Новгороде
Поводом для похода на Великий Новгород послужил донос о зреющей там измене. Царь не терпел
независимых людей, но еще больше он ненавидел независимые порядки. В Новгороде же многое напоминало о
былой вольности. Следы прежней самостоятельности сохраняла и система городского управления.
Обвинения новгородцев в измене противоречили друг другу: изменники якобы хотели посадить на престол
Владимира Старицкого, но одновременно отдать Новгород и Псков «литовскому королю». Спрашивается: зачем
новгородцам было переходить «в Литву», если на российском престоле оказался бы угодный им царь? Донос
был абсурден, но царю хотелось в него верить.
8 января 1570 г. Иван Грозный торжественно въехал в Новгород по мосту через Волхов. Но на мосту он
отказался поцеловать крест, с которым встретил его архиепископ Пимен. Вместо этого Иван обвинил
новгородского пастыря в измене, после чего направился в новгородский Софийский собор на молебен. Гневная
речь против владыки не помешала царю отобедать в архиепископском дворце. Но худо закончилась эта
трапеза. Когда опричники наелись и напились, царь крикнул: «Гойда!», и начался страшный, длившийся
несколько недель новгородский погром. Людей убивали без всякой причины, только за то, что они
новгородцы. Убивали стариков и детей, поджигали, облив горючей смесью, сбрасывали с моста в Волхов и
добивали в воде камнями и топорами. Изобретательность палачей была беспредельна
Эксперты
«Тот день благодарен, коего дни ввергнут в воду 500 или 600 человек»,-сообщает летописец. А погром
продолжался с 6 января по 13 февраля По некоторым подсчетам, число жертв достигало 10—15 тыс. А в Новгороде
тогда проживало не более 30 тыс. человек. Город так опустел, что в народных песнях возник даже поэтический
образ этой трагической пустоты: «Коею улицею ехал Иван Грозный царь Васильевич, тут кура не поет».
Следственная группа
13 февраля Иван Грозный покинул многострадальный город. За ним потянулись бесконечные возы с
награбленным. Один из опричников хвастался: «Когда я выехал с великим князем, у меня была одна лошадь,
вернулся же я с 49, из них 22 были запряжены в сани, полные всякого добра».
После Новгорода царь послал карательную экспедицию в Нарву и Ивангород, а сам пошел во Псков.
Напуганные псковичи встречали государя хлебом-солью. Грозный проявил «мягкость» и ограничился казнью
лишь нескольких человек.
Свидетель событий в Москве 25 июля 1570 г
Этот день запомнился ужасами опричных казней. Москва и прежде видала костры, На которых сжигали
еретиков, но теперь, казалось, сам ад сошел на землю древнего города. На одной из площадей соорудили
бревенчатый помост и развели костер. Над костром котел с кипящей водой. На место казни привели 300
осужденных, уже испытавших муки пыток. Сначала была объявлена «милость» 194 человека царь простил.
Остальных ожидала смерть. Первым был казнен видный государственный деятель, талантливый дипломат
дьяк Иван Михайлович Висковатый.. В этот день казнили отцов, матерей, детей без разбора вины...Жены
избиеных бояр числом 80 ,были утоплены в реке.
Эксперты
Об этом и подобных злодеяниях до сих пор сохранилась память в народе в виде поговорки «Концы в воду»
По синодикам (Поминальным спискам ,составленным по приказы самого Ивана Грозного в годы опричнины
уничтожено 22 тысячи человек, в ходе карательной экспедиции в Новгороде-15 тысяч )
До недавнего времени существовало мнение, что террор был направлен против крупных землевладельцев-бояр,
жаждавших вернуться к временам феодальной раздробленности. Однако это не совсем так
Владения крупных феодалов обычно были разбросаны по разным (иногда по четырем-пяти) уездам.
Всякий возврат к старине угрожал интересам прежде всего знати, крупнейшие землевладельцы были
кровно заинтересованы в централизованном государстве. Каждый аристократ с детства не сомневался в том,
что призван участвовать в управлении государством и командовать войсками, но как слуга своего государя.
Конечно, среди пострадавших от тирании было много бояр. Но лишь потому, что они же к трону и легче
навлекали на себя монарший гнев. По подсчетам ученых, изучавших состав погибших в годы опричнины, на
одного или человека из Государева двора приходилось три-четыре рядовых землевладельца, а на одного
служилого человека - десяток простолюдинов.
Значит, террор был направлен не против лиц, а против порядков? Гибель князя Владимира Андреевича
Старицкого означала ликвидацию одного из последних на Руси уделов! Варварский погром Новгорода
уничтожил последние остатки вольности. Со смертью митрополита Филиппа Русская церковь становится
служанкой государства. Относительная самостоятельность церкви, позволявшая ей давать моральные оценки
государственной власти, раздражала Ивана Грозного. Церковь же, обескровленная террором, не могла
сопротивляться.
И все же царь Иван боролся не столько «против», сколько «за» за безграничность собственной власти.
Это цель, остальное средства ее достижения. А. М. Курбскому царь писал: «А жаловати есмя своих холопей
вольны, а и казнити вольны же». Хороший слог был у Ивана IV! Наверное, нельзя сформулировать яснее главный
принцип деспотизма. Заметим, что относились эти слова к высшей аристократии, которая в силу особенностей
исторического развития Северо-Восточной Руси оказалась похолопленной. Для Ивана IV и высший сановник был
всего лишь холопом.
Иван Грозный был убежден: служить ему значит исполнять нравственный и христианский долг.
Самодержавие, не ограниченное никакими законами, он считал идеальной формой правления
Царь жаждал такой власти, которая обеспечивала 6ы абсолютную покорность любого подданного. Слуга
должен быть предан господину не потому, что тот прав, а потому,что он — господин!
Эксперты.
Перед вами картина И Е Репина «Иван Грозный убивает своего сына», на которой отражено реально имевшее
место событие
Старший сын Грозного был во всем похож на отца: образован, умен, жесток, вместе с отцом участвовал в
казнях Он был бы, вероятно, достойным последователем отца Но судьба распорядилась иначе.
9 ноября 1581 г. в Александровой слободе Иван Грозный, поссорившись с сыном, замахнулся на него
посохом. Удар пришелся в висок. Через десять дней царевич скончался. Ходили разные слухи о причинах
царского гнева. По мнению некоторых историков, Иван IV опасался, что сын собирается свергнуть его и занять
престол. Более правдоподобной представляется версия, согласно которой царевич заступился за
беременную жену, когда свекор собирался «поучить» ее палкой. Грозный не собирался убивать сына. Смерть
наследника повергла его в отчаяние. Иван IV даже «наказал» себя: несколько месяцев назывался не царем, а
только великим князем. Он дал в монастырь неслыханный вклад на вечное поминовение души сына — 5 тыс.
руб. А 6 января 1583 г. «плакал и рыдал» о сыне в Троице-Сергиевом монастыре. И даже подумывал
отказаться от трона и уйти в монастырь. Царю было от чего печалиться: наследником оставался
слабоумный Федор . Не ограниченная никем и ничем власть должна была перейти к жалкому человеку , не
способному управлять государством
Защитник
Характеризуя правление Ивана 4,не следует забывать, что он жил в совсем другую эпоху.Как справедливо
отметил Ф Бродель
Историк ни на минуту не может выйти
за пределы исторического времени.
Время липнет к его мысли как земля
к лопате садовника.
Царь Иван IV родился в 1530 г. От природы он получил ум бойкий и гибкий, вдумчивый и немного насмешли-
вый... Но обстоятельства, среди которых протекло детство Ивана, рано испортили этот ум, дали ему неестественно
болезненное развитие. Иван рано осиротел на четвертом году лишился отца, а на восьмом потерял и мать. Как
все люди, выросшие среди чужих, Иван рано усвоил себе привычку ходить оглядываясь и прислушиваясь. Это
развило в нем подозрительность, которая с летами превратилась в глубокое недоверие к людям. В детстве ему часто
приходилось испытывать равнодушие или пренебрежение со стороны окружающих. Как все люди, слишком рано
начавшие борьбу за существование, Иван быстро рос и преждевременно вырос. В 17—20 лет, при выходе из
детства, он уже поражал окружающих непомерным количеством впечатлений и передуманных мыслей, до которых
его предки не додумывались и в зрелом возрасте.
Иван рано и много стал думать своей тревожной мыслью о том, что он государь Московский и всея Руси. Иван
IV первый из московских государей, который живо узрел и почувствовал в себе царя в настоящем библейском
смысле, помазанника Божия. Это было для него политическим откровением, и с той поры его царственное Я
сделалось для него предметом набожного поклонения. Однако из всех этих усилий ума и воображения царь вынес
только простую, голую идею царской власти. Вез практической разработки его возвышенная теория верховной
власти превратилась в каприз личного самовластия, искажалась в орудие личной злости и безотчетного произвола
(Ключевский В.О. Курс русской истории).
Изучая характер личности Ивана Васильевича, мы сомневаемся, чтоб он когда-нибудь действовал
самостоятельно, и думаем, что этот государь всю жизнь находился под влиянием то тех, то других, как это бывало
с подобными ему тиранами....
Иван не представлял собой исключительного явления. В своей стране он был лишь продолжатель традиций
прошлого, когда с жестокостью переселял народ из Новгорода в Москву, из Пскова в Рязань. Уже Василий
практиковал эти приемы по отношению к некоторым семьям, переселяя их из тех же областей в центральные
части государства, посылая на их место другие семьи из бассейна Волги. За 30 лет до опричнины Максим Грек уже
говорил о мнимых преступлениях, вменяемых невиновным... Когда хотели обвинить кого-нибудь, агенты
государства подбрасывали ему в дом труп убитого или краденые вещи, и суд произносил свой приговор.
В свой век Иван имел пример и подражателей в двадцати европейских государствах. Нравы его эпохи
оправдывали его систему. Посмотрите на Италию... Ужасы Красной площади покажутся вам превзойденными.
Перенеситесь в противоположную сторону материка, в Швецию. Там вы увидите Эрика IV с его Малютой
Скуратовым любимцем Персоном, выходящими из знаменитой кровавой бани 1520 г., когда 94 епископа, се-
натора и патриция были казнены в Стокгольме. Не забывайте о Нидерландах. Погром Льежа мог быть уроком для
Ивана. Не забудьте про Варфоломеевскую ночь во Франции, когда по всей стране было предано смерти
около 30 тысяч гугенотов(кальвинистов) Вспомните Генриха VIII Английского, его казематы и виселицы...
Если мы примем в расчет различие в культуре, Иван не покажется слишком далеким от цивилизованного
христианского мира Европы...
Прокурор
Подобные факты не могут служить оправданием террора проводимого при Иване Грозном. В те времена еще
не существовало разработанной системы прав человека, но существовали нормы морали и христианские заповеди,
важнейшая из которых гласит «Не убий!»,Не следует забывать о том ,что
«История сама себе не может ни принудить человека, ни вовлечь его в грязное дело.» (Ж.П.Сартр)
Продолжаем рассмотрение Основных последствий опричнины
Следственная группа
За семь лет разбойных погромов опричное войско превратилось в ораву мародеров, потерявшую боеспособность. Во
время нашествия в 1571 г. хана Девлет- Гирея часть опричников вовсе не явилась на сбор войск, а вступивший в дело
опричный сторожевой полк был разбит. Хан беспрепятственно дошел до Москвы и сжег ее. За три часа не стало Москвы: ни
посадов ни Китай города ,уцелел один Кремль. Никакая сила человеческая не могла остановить разрушения: никто не думал
тушить, народ, воины в беспамятстве искали спасения и гибли под развалинами пылающих зданий или в тесноте давили друг
друга, отовсюду гонимые пламенем ,бросались в реку и тонули По свидетельству английского посла
погибли 300 тысяч человек. Сам царь в панике бежал из Москвы на Белоозеро. Когда на следующий год были
получены вести о новом походе хана, Иван Грозный, наученный горьким опытом, приказал объединить опричные и земские
войска, над которыми поставил земского воеводу князя М.И.Воротынского. Около Молодей под Москвой князь
Воротынский нанес сокрушительное поражение войскам Девлет -Гирея В1573 г Спаситель Отечества оказался в опале
Победителя при Молодях подвергли страшной пытке- поджаривали на медленном огне, затем полуживым отправили на
Белоозеро, но по дороге он умер. В1572 г. вышел указ об отмене опричнины. Но казни продолжались .Теперь
царь расправлялся уже с самими опричниками
Прокурор
Итак, каковы же итоги правления Ивана Грозного?
Погромы опричников, неудачная Ливонская война, нашествия Крыма и Турции, голод и чума всё это
привело страну к глубокому экономическому упадку
Историки, читающие документы той поры, часто встречают такие записи: "пустоши, что были деревни",
"пашня быльем поросла". Запустение земель приняло страшные размеры: в новгородских и псковских местах в
распашке осталось только 7,5% прежде обрабатываемых земель, в Московском уезде 16%; сходная картина
наблюдалась и в других районах. Во много раз выросли налоги...
Широкое распространение получили разбои, волнения. Некому было работать, кормить дворян, войско.
Власти, пытаясь спасти положение, организуют описание земель и запрещают переход крестьян от одного
владельца к другому в Юрьев день. Заповедные годы (заповедь — запрет) вводились как временная мера, но
остались надолго, вплоть до отмены крепостного права. Составленные в ходе описания писцовые книги стали
основанием крестьянской крепости помещику и вотчиннику
Положение народных масс усугубилось неблагоприятными погодными условиями 1568 и 1569 гг., когда погиб
почти весь урожай. В результате цены на хлеб поднялись к 1570 г. в 50 раз. Голод косил население городов и дере-
вень. Вслед за голодом началась чума.
К осени 1570 г. мор был отмечен в 28 городах. В Москве эпидемия уносила ежедневно от 600 до 1000 человек.
Эти бедствия усугубились опустошительными вторжениями крымских татар. Наступившая разруха положила
начало массовому бегству крестьян на необжитые окраины государства
Опустошение страны сыграло значительную, если не решающую роль в утверждении крепостного права в
России
Прокурор:
Право вынести приговор деятельности и личности Ивана Грозного прадставляется известным отечественным
историкам:
Историк В. О. Ключевский «Грозный царь больше задумывал,чем сделал, сильнее подействовал на воображение
и нервы своих современников, чем на современный ему государственный порядок. Жизнь Московского
государства и без Ивана устроилась бы так же, как она строилась до него, но без него это устроение пошло бы легче
и ровнее, чем оно шло при нем и после него: важнейшие политические вопросы были бы разрешены без тех
потрясений, какие были им подготовлены.Важнее отрицательное значение этого царствования».
«Тот путь централизации через опричный террор, по которому пошел Грозный, был разорительным для
России\Он оставил после себя не только разоренную страну, но и и опасный династический кризис. Своеобразным
протестом против деспотического правления стали события Смутного времени(1600-1613гг),послужившие
ослаблению неограниченной власти государя (А,А.Зимин)
Костомаров (1817-1885) В оценке личности и деятельности царя близок к мысли, высказанной
М.П.Погодиным (1800-1879). Иван Грозный - громкое ничтожество, государь слабовольный, обязанный успехами
первой половины своего царствования влиянию бояр, а во второй не совершивший ничего замечательного.
Реформы и террор Грозного на многие годы определили характер политического развития Русского
государства ) (Р Г Скрынников)
Опричнина прежде всего утвердила режим личной власти. Путь форсированной централизации без
достаточных экономических и социальных предпосылок был осуществим только при" условии неслыханного
усиления личной власти царя. Свою реальную слабость власть пыталась компенсировать жестокостью, создавая
аппарат репрессий...
Террор и установление деспотического режима завершили превращение русских дворян в холопов
самодержавия. Государев холоп не может не быть деспотом по отношению к своим крестьянам... Приниженное,
закрепощенное положение русского дворянства привело к еще большей закрепощенности, приниженности
крестьянства. Только через два века, уже после петровских реформ, в екатерининское время, появилась дворянская
интеллигенция, вошло в жизнь, по словам Н.Эйдельмана, первое поколение "непоротых дворян"... То "барство
дикое", о котором писал Пушкин, родилось в России благодаря опричнине
Итак, тот путь централизации через опричнину, по которому повел страну Иван Грозный, был гибельным,
разорительным для страны. Он привел к централизации в таких формах, которые не поворачивается язык назвать
прогрессивными потому было бы ошибкой-- -считать прогрессивной террористическую диктатуру опричнины.
Не только потому, что протестует наше естественное нравственное чувство, но и потому, что последствия
опричнины отрицательно сказались на ходе отечественной истории (см.: Кобрин В.Б. Иван Грозный)
Ставят в заслугу" царю Ивану Васильевичу, что он утвердил монархическое начало, но будет гораздо точнее
,прямее и справедливее сказать, что он утвердил начало деспотического произвола и рабского бессмысленного страха
и терпения. Его идеал состоял именно в том, чтобы прихоть самовластного владыки поставить превыше всего: и
общепринятых нравственных понятий, и всяких человеческих чувств, и даже веры, которую он сам исповедовал. И
он достиг этого в Московской Руси, когда вместо старых князей и бояр поднялись около него новые слуги рой
подлых, трусливых, бессердечных и безнравственных угодников произвола, кровожадных лицемеров, они усердно
выметали из Руси всё, что было в ней доброго; они давали возможность быстро разрастись и процветать всему, что
в ней в силу прежних условий накопилось мерзкого (Костомаров Н Л. Личность царя Ивана Васильевича Грозного)
С М Соловьев «Не произнесет историк слов оправдания такому человеку»
Экспертная группа
Перед вами портрет Ивана Грозного. Очевидцы утверждали, что после возвращения из Александровой слободы Иван
Грозный неузнаваемо изменился: облысел и лишился бороды, как поговаривали,»волосы сожрала и уничтожила его злоба и
тиранская душа» Замечательный антрополог, археолог, скульптор М. М. Герасимов в начале 1960-х годов
обследовал скелет Ивана Грозного и пришел к заключению, что в последние шесть лет жизни 1578 г.) царь
страдал от сильных болей в позвоночнике. Малейшее движение причиняло ему нестерпимые мучения. Не
случайно в эти годы он перестал участвовать в военных походах. Ему трудно было выдерживать пост и вы-
стаивать богослужения. Организм царя, подорванный обжорством, пьянством, развратом, был изношен до
предела. Бесконечные казни, доводившие царя до исступления, вконец расшатали его нервы.
Последнюю расправу Иван Грозный учинил в 1578 г.: он приказал засечь насмерть князя Ивана Куракина,
обвиненного в поражении русских войск в Ливонии. После этого царь стал искать иных путей укрепления
своего положения.
Незадолго до смерти он приказал составить синодики (поминальные списки) казненных и разослать по
монастырям вклады на поминовение их душ. В период массового террора Грозный считал казнимых
клятвопреступниками, не заслуживающими христианской смерти. Он не ведал милосердия. По его приказу
убивали злодейски, лишая жертву возможности предсмертного покаяния, а тела бросали на съедение зверям.
Убивали всю семью, не жалея малолетних... В завещании 1579 г. царь дал понять, что допускает возможность
стоять на Страшном Суде вместе с теми, кого он лишал жизни самым зверским образом. Сотворенное им зло и
бессмертие его души пришли в неумолимое противоречие.
Мрачное, тягостное настроение Грозного не эпизод, не случайность. Источники подтверждают, что в
последние годы царь постоянно испытывал страх и неуверенность. Знаменательно, что в завещании он
советует сыновьям «беречися» от людей! Русские пленные, взятые польскими войсками в 1580 г.,
рассказывали, что царь «приказал собраться владыкам, митрополитам, со всей той земли, просил у них
прощенья, признаваясь в грехах своих и смиряясь перед Богом, в особенности за те убийства, которые чинил над
ними, подданными своими...».
Тяжело болевший царь страшился смерти. Как рассказывает предание, по его приказу из Карелии в
Москву специально доставили 60 волхвов — колдунов, гадавших по звездам, что строго запрещалось православной
церковью. Но желание заглянуть в будущее пересилило христианские чувства царя. Волхвов посещал близкий к
царю человек Богдан Яковлевич Бельский (племянник Малюты Скуратова): ему одному царь доверил узнать,
что нагадали ему волхвы. А ворожба показала, что 18 марта 1584 г. Грозный умрет.
В этот день царь на всякий случай перечитал свое завещание. Несмотря на дурные предсказания,
чувствовал он себя как никогда здоровым. Он послал Бельского сказать волхвам, что за ложь их либо сожгут,
либо закопают живьем в землю, но те ответили: «День окончится только, когда сядет Солнце». Приняв ванну,
царь сел играть в шахматы с приближенными, но вдруг ослабел и упал замертво. (Характерно, что Грозный
этом рассказе умирает именно во время игры в шахматы, запрещенной Стоглавым собором.)
Англичанин Горсей, касаясь кончины Грозного, писал, что царь был удушен». Другие современники,
соглашаясь с тем, что смерть царя была насильственной, предполагали использование яда. Вряд ли мы когда-
либо узнаем, как все обстояло на самом деле. Смерть Ивана IV до сих пор покрыта тайной. Антрополог М. М.
Герасимов, создавший документальный скульптурный) портрет Грозного, отверг версию об удушении царя, ибо
при обследовании скелета он не обнаружил следов насилия. Впрочем, сомнения остаются: ослабленного
болезнью государя можно было задушить даже подушкой. Анализ останков царя не подтверждает и версию об
отравлении: количество мышьяка в костях не превышало обычной нормы. Правда, обнаружено наличие
большого количества ртути. Все же отравление? Не обязательно: в некоторых применявшихся тогда лекарствах
содержалась ртуть... .
Прокурор
Таким образом, последние годы жизни Ивана Грозного являются еще одним доказательством того, что
никто не имеет права переступать нравственные законы и не может делать это безнаказанно.
Завершение урока. Беседа с учениками:
1) Хотели бы вы жить в эпоху Ивана Грозного?
2) Совпадает ли ваша оценка личности и деятельности Ивана Грозного с той ролью , которую вам
выпало играть в ходе урока?
3) Изменилась ли ваша оценка личности и деятельности Ивана Грозного в ходе урока? Если да, то как и
почему?
4) С кем из историков вы согласны в оценке личности и деятельности Ивана Грозного?
Подведение итогов урока
Литература:
1. Зимин А.А..Хорошевич А.Л. «Россия времени Ивана Грозного», Москва,1981г.
2. Н.М. Карамзин об истории государства Российского. Москва,1990 г
3. Кобрин В.Б. Иван Грозный. Москва,1989г.
4. Скрынников Р.Г.Иван Грозный. Москва,1983
5. Журнал «Преподавание истории в школе» ,1998 г.,3,стр58-66
6. Журнал «Преподавание истории и обществознания в школе»,2005г., 6
Комментарии к уроку
Урок суд является нетрадиционным типом уроков истории. Заметим, что некоторые методисты и
учителя ставят под сомнение целесообразность такой формы организации занятий, так как видят в ней
неуместное осовременивание истории или игру, приучающую уч-ся к поверхностным суждениям. Однако,
при проведении в 10 классе обобщающего урока об итогах правления Ивана Грозного, она напрашивается
сама собой, так как способствует решению поставленных задач:
- закрепить и углубить знания учащихся;
-сформировать негативное отношение к террору как способу решения политических проблем, к
деспотизму и тирании;
-научить давать собственную оценку неоднозначным историческим явлениям и
- сформировать потребность всестороннего изучения дискуссионных проблем,
-развивать умение аргументированно и логично вести дискуссию.
Указанные задачи могут быть решены только в том случае, если урок пойдет не по заранее
разработанному учителем сценарию, где даны ответы на все вопросы, а учитель предварительно организует
деятельность учащихся, направленную на поиск и анализ необходимой информации
Класс делится на группы: следственная группа, эксперты, обвинение, защита, историки. Учитель
координирует деятельность учащихся.
Обязательным этапом урока является итоговая беседа, позволяющая оценить знания, умения и
представления уч-ся и при необходимости внести коррективы.
Строгое соблюдение процессуальных формальностей, необходимое при использовании данного типа
нетрадиционных уроков в курсе права, не является обязательным условием при проведении урока истории.
Подобная форма урока не предполагает частого обращения к ней: подготовка требует значительных
усилий и занимает много времени. Но практика показывает, что она имеет значительный образовательный и
воспитательный потенциал.