Конспект урока "Русская культура XIV-XV вв." 10 класс

Урок по истории России в 10 классе.
Тема урока: Русская культура XIV-XV вв.
Цель урока: сформировать представление об особенностях русской
культуры изучаемого периода, охарактеризовать главные её
достижения.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: презентация, листы заданий № 1, 2; отрывок из
исторического документа «Задонщина», доклады учеников, тестовые
задания.
План урока.
1. Краткая характеристика особенностей русской культуры
XIV-XV вв.
2. Фольклор
3. Литература. Историческая мысль.
4. Зодчество
5. Живопись
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Проверка домашнего задания. Работа с текстами.
III. Основные понятия.
IV. Изучение новой темы.
1. Учитель дает краткую характеристику особенностей русской
культуры XIV-XV вв.
2. Фольклор (сообщение учащегося в объеме учебника).
Выполнение учащимися задания № 1. Заполнение кластеров:
составляющие предметы фольклора.
3. Литература. Историческая мысль (выполнение учащимися
задания №2). Работа с документом (отрывок из
«Задонщины»). Учащиеся доказывают словами из документа:
1) пробуждение идеи национального самосознания русского
народа; 2) существование идеи единства;
4. Зодчество. Учитель дает краткую характеристику
архитектуре Северо-Запада и Северо-Восточной Руси,
упоминает об общих чертах, выделяет особенности
архитектуры каждой земли. Доклады учащихся о Московском
кремле и его соборах.
5. Учащиеся выполняют задание №3, определяют, к какой
архитектурной школе относятся данные постройки.
6. Живопись. (краткая характеристика учителем иконописи
XIV-XV вв. подробно рассматривается живопись Феофана
Грека и Андрея Рублева)
Учащиеся выполняют задание №4. Определяют, кисти какого
живописца принадлежат данные произведения.
V. Итог урока
VI. Домашнее задание.
Подготовить к семинару доклады по культуры XIV-XV вв.
Материал для учителя.
Русская культура XIV-XV вв., хотя и не была чужда
заимствованиям с запада и Востока, а в основном развивала
собственные традиции предшествующего периода. Обратите внимание
на такой факт, что советская историография немало сделала, отыскивая
аналоги таких эпохальных явлений Европы, как Возрождение и
Реформация. Однако, стоящая за такими поисками посылка, трактующая
отсутствие данных феноменов как признак культурной отсталости,
сомнительна. Русская средневековая культура в ряду особенностей
своего формирования была не просто региональным вариантом
европейской культуры - это была другая культура, основывающаяся на
православии.
Определяя основное содержание и направление историко-
культурного процесса средневековой Руси, следует отметить, что
культура уходила своими корнями в народное творчество и имела в нем
главную питательную среду своего развития. Формирование русской
культуры средневековья, отразило свойственные этой эпохе
особенности и противоречия.
В историко-культурном процессе XIV-XV вв. Выделяются два
периода. Первый (с 1240г. - до середины XIV в.) характеризуется
заметным упадком во всех областях культуры (в связи с монголо-
татарским завоеванием и одновременной экспансией со стороны
немецких, датских, шведских, литовских и польских феодалов); второй
период (вторя половина XIV - XV в.) отмечен подъемом русской
культуры. Именно Московскому княжеству было суждено возглавить
борьбу против Золотой Орды и к концу XV в. завершить оба процесса
созданием единого и независимого государства.
После вторичной победы на Куликовом поле (1380г.)
главенствующая роль Москвы в развитии русского искусства
становится все более несомненной. В обстановке национального
подъема искусство Руси переживает расцвет Предвозрождения. Москва
становится художественным центром Руси.
Литература. Основная мысль.
1. Постоянная борьба с врагом (воинская тема);
2. Описание подвига, гибель воинов, оборона, но ненападение на
другие страны;
3. Воспеваются нравственные качества: стойкость, преданность
Родине, презрение к изменникам, единство и братство,
общность культуры.
Зожчество.
Русское зодчество XIV-XV вв. характеризуется дальнейшим
развитием двух главных архитектурных школ - московской и
новгородско-киевской, причем, первая из них начинает играть все
большую роль. Москва постепенно утверждала за собой значение
столицы единого Русского государства, поэтому каменное
строительство в ней стало приобретать общенациональный характер.
Московская архитектурная школа опиралась на традиции владимиро-
суздальского зодчества. Каменное строительство в Москве началось при
Иване Калите (основателе соборного ансамбля Кремля) и продолжалось
при Дмитрии Донском (белокаменный Кремль, монастыри-крепости
вокруг Москвы). К памятникам архитектуры московского зодчества
начала XV в. относятся соборы Успения на Городке и Савино-
Сторожевском монастыре близ Звенигорода, а также Троицкая церковь
в Троице-Сергиевой лавре и собор Андроникова монастыря в Москве.
Следует отметить, что каменные церкви строились не только в
Москве. Они возводились в Нижнем Новгороде (здесь была выстроена
даже каменная крепость), в Рязани и других городах. И все же в
Новгородско-Псковской земле их сооружалось тогда значительно
больше. Яркое представление о характерных особенностях
новгородской архитектуры дают два сравнительно небольших храма -
церкви Спаса на Ильине улице (построена в 1374 г.) и Феодора
Стратилата «на Ручью» (построена 1361г.) В отличие от сурового
внешнего облика новгородских церквей XII-XIII вв., эти храмы поражают
легкостью, нарядностью и торжественностью своих форм.
Живопись.
Живопись представлена иконописью. В ней воплотились чаяния,
стремления, общественные, нравственные, религиозные и
гуманистические идеалы.
« Троица» - религиозный сюжет:
- Бог явился на землю в образе 3-х ангелов (средневековый символизм);
- стол жертвенник;
- босые ноги божественная сущность;
- посохи – грядущее земное странствие;
- крылья полёт;
- чаша судьба;
- гора восхождение духа;
- дерево древо жизни.
«Троица» была итогом жизненного пути Андрея Рублёва.
Раздаточный материал.
Отрывок из поэмы XIVв. «Задонщина»
1. «сойдемся братья и друзья, сыновья русские, составим слово к
слову и возвеличим землю Русскую, бросим печаль на восточную
страну, вСимонов жребий, провозгласим над поганым Мамаем
победу, а великому князю Дмитрию Ивановичу воздадим похвалу и
брату его князю Владимиру Андреевичу, и скажем так: «Лучше
ведь нам , братья, начать поведать иными словами о похвальных о
нынешних повестях, о походе Дмитрия Ивановича и брата его
Владимира Андреевича, правнука святого великого князя
Владимира Киевского,- начать поведать по делам и по былям».
Но устремимся мыслию над землями и вспомним первых лет
времена и похвалим вещего Бонна, искусного гусляра в Киеве. Тот
Воян возлагал искусные свои персты на живые струны и пел
князьям русским славы: первую- великому князю киевскому
Игорю Рюриковичу, вторую- великому князю Владимиру
Святославовичу, третью- великому князю Ярославу
Владимировичу.
И я восхвалю песнями и под гусли буйными словами и этого
великого князя Дмитрия Ивановича, и брата его Владимира
Андреевича, правнука трех князей: было ведь мужество их и
желание за землю Русскую и и за веру христианскую.
2. «На Москве кони ржут, звенит слава русская по всей земле
Русской. Трубы трубят на Коломне, в бубны бьют в Серпухове,
стоят тяги у Дона великого на берегу. Звонят колокола вечевые в
великом Новгороде, стоят мужики новгородцы у святой Софии,
приговаривая: «Уж нам, братья, на помощь великому князю
Дмитрию Ивановичу не поспеть». Тогда как орлы стелились со
всей северной сторопы. Это не орлы слетелись, съехались все
князья на помощь веливеликому князю Дмитрию Ивановичу, и
брату его князю Владимиру Андреевичу,говоря так: « Господин
наш князь великий, уже поганые татары на поля паши наступают,
а вотчину нашу у нас отнимают, стоят между Доном и Днепром на
реке Мече. И мы, господин, пойдем за быстрою реку Дон, соберем
со всех земель, повесть для старых, память для молодых, а храбрых
своих испытаем, а в реку Дон кровь прольем за землю Русскую, за
веру христианскую»
Лист заданий №1.
1. Фольклор
Задание №1:заполни (схему)
Литература.
Задание №2: На основании отрывка из «Задонщины» докажи
1. Пробуждение идеи национального самосознания
2. Сущетвование идеи единства
Фольклор
Лист заданий №2
Задание №3: определи к какой архитектурной школе относятся
данные творения.
Северо-Восточная
Русь
Северо-Западная
Русь
4 Живопись.
Задание №4: Определи кисти какого иконописца принадлежат эти
произведения.
Феофан Грек
Андрей Рублев